.RU

Развитие реального сектора экономики страны - Туркменистан независимое ней­траль­ное, динамично развивающееся государство...



^ Развитие реального сектора экономики страны


2.7.Промышленность

С обретением независимости эко­номика Туркменистана развивается бур­ными темпами. При этом базовым сег­ментом экономического роста является промышленность. В этой сфере реального сектора экономики модернизированы традиционные отрасли, сформированы новые виды производств. В результате, в 2000-2007 годах объём промышленной продукции возрос в 4,4 раза.

Уникальные сырьевые предпосылки обусловили формирование в Туркме­нистане топливно-энергетического комп­лекса, который является приоритетным сектором промышленности страны. В настоящее время на его долю приходится половина объёма производства средних и крупных промышленных предприятий.

В состав топливно-энергетического комплекса (ТЭК) входят электроэнерге­тика, газодобывающая, нефтедобываю­щая и нефтеперерабатывающая отрасли.

Сегодня электроэнергетика Туркме­нистана является одной из важнейших сфер топливно-энергетического комплек­са. Её развитие содействует обеспечению энергетической безопасности страны. Она полностью покрывает внутренние потреб­ности страны в электроэнергии. Энерго­система страны связана с объединенной энергосистемой Центральной Азии и способна экспортировать избыточную электроэнергию в Афганистан, Иран, Турцию, Таджикистан и другие страны. В 2007 году в Туркменистане было выра­ботано 14,7 миллиардов кВт/ч. электро­энергии, из которых около 1,9 миллиардов кВт/ч. направлено на экспорт.

Наращивается потенциал энерге­тической отрасли страны: строятся новые электростанции, линии электропередач, подстанции; производится реконструкция и модернизация существующих энерге­тических объектов. Благодаря этому энергосистема работает надежно и устой­чиво, с необходимым эксплуатационным резервом мощности.

Газодобывающая промышленность является приоритетной сферой ТЭК страны.

Стратегия Президента Туркмениста­на Гурбангулы Бердымухамедова в эконо­мической сфере направлена на ее даль­нейшую диверсификацию. Вместе с тем, до 2030 года важнейшим сектором на­циональ­ной экономики по-прежнему будет ос­таваться топливно-энергетический комп­лекс. Он обеспечивает стране поступ­ление крупных валютных доходов, яв­ляющихся одним из основных источников обеспечения высоких темпов эконо­мического развития и повышения жизнен­ного уровня на­селения.

В этой связи основной целью Прог­раммы развития нефтегазового комплекса Туркменистана до 2030 года является наращивание добычи газа до 250 мил­лиардов кубических метров, нефти – до 110 миллионов тонн. Туркменистан в результа­те значительного расширения объёмов поставок углеводородов на мировой рынок займёт в этом направлении одно из лидирующих мест в мире.

Президент Гурбангулы Бердымухамедов инициирует широкомасштабные проекты по международным трубопроводам для вывода на мировые рынки туркменских энергоносителей. Это такие газо­про­водные магистрали как Туркменистан – Китай, Туркменистан – Афганистан – Пакистан – Индия, Прикаспийский и Транскаспийский газопроводы.

В 2007 году в Туркменистане добыто 9,75 миллионов тонн нефти (включая газовый конденсат). В нефтедобывающей отрасли развёрнуты работы по обуст­ройст­ву нефтяных месторождений, пере­воду действующих нефтяных скважин на газ­лифт, бездействующих скважин – на глубинно-насосную эксплуатацию и другие мероприятия.

Благодаря большим инвестиционным потокам, направленным на Туркмен­башинский комплекс нефтеперера­баты­вающих заводов (ТКНПЗ) – флаг­ман отечественной индустрии, супер­сов­ре­менный промышленный гигант пол­ностью модернизирован и выпускает около 40 на­именований нефтехимической про­дук­­ции, реализуемых преимущественно на внеш­нем рынке.

Современные технологические про­из­водства, оснащенные передовыми ре­сурсосберегающими экологичными тех­нологиями и оборудованием, сооружены на комплексе с участием ведущих ком­паний Японии, Германии, США, Фран­ции, Турции, Ирана, Израиля и Ирландии. За короткий промежуток времени был введен в экс­плуатацию ряд новых установок: по гидроочистке и катали­тическому рифор­мингу с непрерывной регенерацией ка­тализатора, миллисекунд­ного жидкого каталитического крекинга; по про­извод­ству высокооктановых неэти­ловых бензинов, смазочных дизельных и универсальных масел; по получению полипропилена, нефтяного кокса; по гидроочистке дизель­ного топлива; по очистке авиакеросина. Произведена реконструкция установки замедленного коксования, расширена и модер­низи­рована различная инфра­струк­тура и прочее.

В ближайшей перспективе наме­чает­ся коренная технологическая мо­дерни­за­ция другого крупного нефте­перера­баты­вающего завода, расположен­ного в городе Сейди.

Высокая рентабельность этого сек­тора, связанная в том числе с мировой рыночной конъюнктурой и ценами на его продукцию, а также благоприятная макро­экономическая ситуация, сделали Туркме­нистан привлекательным для иностранных инвесторов, доля которых в объеме инвестиций страны составляет в пос­ледние годы 16-17%.

В будущем нефтепереработка оста­нется одним из приоритетных направ­лений инвестиционной ак­тив­ности.

Основными приоритетными направ­лениями развития нефтега­зового комплек­са Туркменистана являются:

- освоение месторождений углеводо­родных ресурсов туркмен­ского сектора Каспийского моря;

- освоение, лицензирование блоков для разведки и добычи нефти и газа на суше;

- развитие инфраструктуры нефте­газового комплекса в области трубо­проводного транспорта, со­ору­жений и коммуникаций;

- развитие нефтегазоперера­ботки и нефтегазохимии;

- развитие сервисных услуг в нефте­газовом комплексе Туркме­нистана.

В Туркменистане планируется рас­ширить привлечение инвести­ций в строи­тель­ство заводов по пере­работке природ­ного газа в сжи­женный.

Значительные запасы нефти и газа, расположенные на туркмен­ском шельфе Каспийского моря, требуют крупных ин­вести­ций в их раз­работку и добычу. Привлечение средств междуна­род­ных финансовых институтов могло бы быть выгодным. Пример рабо­тающих в этом регионе зарубежных партнеров свиде­тельствует об очень быстрой окупа­емости вложенных инвес­тиций.

Наличие на территории Туркме­нистана различных видов минерального сырья создает хорошие возможности для рас­ширения действующих и создания новых предприятий, в продукции которых заинте­ресованы на мировом рынке.

^ Химический и нефтехимический комплекс страны представлен такими отраслями, как горнохимическая, основная химия, производство пластмассовых изделий, бытовая химия и производство технического углерода. Химическими предприятиями страны производятся синтетические моющие средства, сульфат натрия, аммиак синтетический, йод и другие.

Туркменистан имеет большие воз­можности для развития отраслей хими­ческой и нефтехимической промыш­ленности, связанных как с комплексным ис­поль­зованием ресурсов уже разра­ба­тываемых месторождений, так и про­мыш­ленным освоением новых залежей хи­мического сырья. В этих отраслях наме­чается строительство производств по выпуску карбамидных удобрений, хлорида калия, сульфата калия, каустической соды, хлора, серной кислоты, сульфата аммония и лакокрасочных материалов. В промыш­ленно - производственном потенциале страны присутствуют мощности по про­изводству экспорто ориентированной продукции, которая составляет большую часть стоимостного объёма внешней торговли химической индустрии. Это направление имеет большие перспективы развития.

Развитие химической индустрии Туркменистана продиктовано огромным потенциалом страны. Освоение мине­ральных ресурсов залива Гарабогаз позволяет наладить производство калий­ных удобрений, поваренной соли, брома, бора, и при этом качественным критерием должно выступать использование прог­рессивных технологий. В Гарабогазе намечается строительство карбамидного завода.

Мощностями по выпуску йода обла­дают три химических производства Бал­кан­ского велаята. Поставки выпускаемой ими продукции полностью ориентированы на внешний рынок.

В производстве технического угле­рода на Хазарском химзаводе планируется внедрение новой технологии плазменного факела, что позволит значительно улуч­шить качество продукции и повысить эффек­тивность производства, даст воз­мож­ность организовать производство резиновой продукции.

^ Отрасли машиностроения и метал­ло­обработки выпускают продукцию, необхо­димую для нефтегазодобывающей от­расли, энергетики, водного хозяйства и других отраслей национальной экономики. Это анкерно-угловые опоры, кабель си­ловой, провод неизолированный, ли­­нейносцепная арматура для линий электропередач, электротехническая продукция, опоры освещения для улиц и скверов, оборудование для добычи и переработки нефтепродуктов, цилиндри­ческие и прямоугольные ёмкости для хранения нефтепродуктов, центробежные насосы для перекачки нефтепродуктов и жидких сред, продукция из чугунного и цветного литья.

^ Текстильный комплекс. В Туркме­нистане создана оснащенная современ­ным высокотехнологичным оборудова­нием экспорто ориентированная текстиль­ная промышленность.

В результате широкомасштабного строительства новых предприятий про­извод­ственные мощности страны по производству хлопкового волокна в го­товую продукцию доведены до 130 тысяч тонн против 10 тысяч тонн в 1991 году.

Ускоренное развитие текстильной промышленности Туркменистана играет большую роль в решении важных социаль­ных проблем. Преобладающая часть предприятий этой отрасли построены в этрапах. Это способствует росту уровня занятости и доходов населения в регионах. В 2007 году в стране произведено 84,0 тысячи тонн хлопчатобумажной пряжи, 184,5 миллиона квадратных метров хлоп­чато­бумажной ткани, 8,2 тысяч тонн трикотажной ткани, а также швейно-трикотажной продукции в объёме 1,3 трил­­лионов манатов.

Значительная доля продукции комп­лек­са приходится на предприятия Мини­стерства текстильной промышленности.

За годы независимости в строитель­ство текстильных предприятий, которое осуществлялось в том числе и с участием иностранных компаний, было вложено более 1,2 миллиардов долларов США. В отрасли созданы совместные предприятия и акционерные общества с участием капи­тала иностранных фирм-партнеров.

В перспективе предусматривается осуществить строительство текстильных комплексов в Марыйском, Дашогузском, Лебапском велаятах, реконструировать ряд действующих предприятий.

Ввод в эксплуатацию новых объектов позволит расширить ассортимент продук­ции, производимой из хлопкового сырья: плательные, жаккардовые, портьерные ткани, вельвет, бархат, батист, миткаль и другие виды тканей.

Все предприятия пред­полагается постро­ить с применением пере­довых высокоэффектив­ных технологий и исполь­зованием “ноу-хау” в этой области.

В Туркменистане соз­даны благоп­риятные условия для привлече­ния ино­странных инвес­то­ров в строительство текстильных комплек­сов. В стране свое раз­витие получило ковро­делие. Большую роль в развитии и пропа­ганде искусства ковро­делия играет Госу­дар­ственная акционер­­ная корпорация «Туркменхалы». В настоящее время во всех велаятах страны ор­га­низована широкая сеть ков­ровых произ­водств.

Немаловажное значение в экономике страны отводится развитию шелковой отрасли и ее основе – шелкомотальному производству.


^ 2.8. Сельское хозяйство и
перерабатывающие отрасли АПК

Главными задачами развития агро­про­мышленного комплекса (АПК) страны являются: максимальное удовлетворение потребности населения в экологически чистых высококачественных продуктах питания, обеспечение перерабатывающей про­мышленности сырь­­ем, повышение эффек­тив­ности производства и форми­рование новых хозяйственных отно­шений, и на этой осно­ве укрепление продо­воль­­ственной безопас­ности страны.

Для решения этих задач законо­датель­ством Туркменистана предусмот­рены льготы для отечественных сель­­­­­хозпроизводи­те­лей, в числе которых фи­нан­совая поддерж­ка дайханских объеди­нений, симво­лическая стоимость платы за землю, бесплатное исполь­зование водных ресурсов, полное осво­бождение от уплаты налогов, предостав­ление возможности экспорта своей про­дукции и прочие льготы. Кроме того Правительство Туркменистана оказывает поддержку сельхозпроизводи­телям в виде 50%-ных скидок на меха­низированную обработку полей, приоб­ретение удобрений и другие затраты. В 2007 году возросли закупочные цены на хлопок и пшеницу. Все это создает объек­тивные предпосылки для роста объемов сельскохозяйственного производства.

Повышается уровень механизации сель­ского хозяйства. Государством осу­щест­вляется закупка передовой сель­скохозяйственной техники в объемах, обеспечивающих проведение меха­низи­рованных работ в оптимальные агро­технические сро­ки.

На перера­ба­­ты­вающих пред­­п­ри­ятиях отра­слей агропро­мыш­лен­но­го комп­лекса, за счет ввода новых и реконструкции име­ю­щихся пред­при­ятий, растут объе­мы выпуска продук­­ции, увеличивается ее ассортимент и улучша­ется качест­во. Этому способ­ствует все более широкое примене­ние на предпри­я­тиях новых техно­логий и современ­ного оборудования, отвечающих последним мировым стан­дартам качества и безо­пасности. В раз­витие перерабатывающей промыш­лен­ности активно вовлекаются предприни­матель­ские структуры негосудар­ственного сектора экономики. В этих целях госу­дарством предусматривается все­мерная поддержка малого и среднего бизнеса, оказание содействия в разра­ботке тех­нических условий, выдаче лицен­зий для строительства мини-цехов.

^ 2.9. Строительный комплекс

В валовом внутреннем про­дукте страны доля строительства составляет около 6%. На строи­тельных площадках и пред­прия­тиях промышленности строи­­тель­ных материалов трудятся свыше 9% трудоспособного населения от общего числа за­нятых в эко­номике Туркменистана.

В строительном комплексе Турк­менистана сегодня дейст­вуют более 2,3 тысяч предпри­ятий и организа­ций. Среди них 2 тысячи подряд­ных строитель­ных организаций, 105 проектно-изыс­катель­ских и конструкторских и 238 предприя­тий промышлен­ности строитель­ных мате­риалов.

В общем ко­ли­честве строи­тель­ных пред­при­я­тий государственные хозяйст­вующие субъекты составляют 22%. В составе 1,5 тысяч негосударственных строительных предприятий: 48 – иностран­ные фирмы, 14 – совместные предприятия. В структуре проектно-изыскательских и конструкторских организаций на долю негосударственного сектора приходится 70%. В промыш­ленности строительных материалов их доля составляет 77%.

На предприятиях промышленности строительных материалов производится цемент, стекло строительное, стеновые материалы, нерудные материалы, керам­зит и другие виды продукции.

В 2007 году по сравнению с 2000 годом объём подрядных работ увеличился в 2,1 раза. В настоящее время на долю государ­ственного сектора приходится более 43% объёма подрядных работ, выполняемых собственными силами субъ­ектами всех форм собственности.

В секторе подрядной деятельности негосударствен­ной фор­мы соб­ствен­ности, орга­низованной граж­данами Туркме­нистана, объём работ строи­тель­ного характера за последние 8 лет возрос в 8,4 раза. Подрядные струк­­туры него­су­дар­ственной фор­­мы собствен­ности осущест­вляют строитель­ство индивидуальных жилых домов, про­мышленных мини-цехов, различных поме­щений для торговли и обще­пита и других отраслей него­судар­ственного сектора экономики. Сегодня этот сектор занимает на подрядном рынке страны долю, равную 18%.

В 2007 году объём подрядных работ, выполненных иностранными фирмами, составил 37% уровня данных видов работ по Туркменистану.

^ 2.10. Инфраструктура транспорта и
связи

Туркменистан придает особое значе­ние развитию транспортно-коммуни­ка­ционной системы (железные и авто­мобиль­ные дороги, морские и речные порты, трубопроводный транспорт), как важнейшей отрасли инфраструктуры, обеспечивающей устойчивое развитие всей экономики страны.


^ Железнодорожный транспорт


Туркменистан активно развивает железнодорожный транспорт. В настоящее время протяженность железных дорог в Туркменистане составляет около 3100 километров. За 16 лет она возросла более чем на 1200 километров.

Привлекательность железно­дорож­ного транспорта обусловлена тем, что бо­лее 80% всех экспортно-импортных и транзитных грузов перевозится этим видом транспорта. Поэтому в последние годы уделяется большое внимание раз­витию сети железных дорог.

С ростом экономического потенциала страны ежегодно растут и объемы пере­возок грузов, за годы независимости они выросли более чем в три раза и в 2007 году составили 23,4 миллионов тонн грузов и 5,8 миллионов пассажиров в год.

Сегодня Туркменистан превратился в один из крупных центров по перевозке транзитных грузов. 70 % всех ежегодно пере­возимых грузов – это грузы, следую­щие транзитом через станцию Са­рахс,
где еже­суточно обрабатываются до 400 вагонов.

Построены новые желез­но­­­дорожные линии: Теджен–Сарахс, Туркменабат–Ата­му­рат, Дашогуз–Кёнеургенч. За­вершено строительство же­лезнодорожной линии Ашха­бад–Каракумы–Дашогуз.

Рядом с городом Ата­мурат через реку Амударья строится железнодорожный совмещенный с рост­верком авто­мобиль­ный мост.


^ Транспортный коридор

“Север-Юг”


На территории Туркменистана в на­стоя­­щее время ведется строительство же­лезнодорожной линии Узень (Казахстан) –Гызылгая–Берекет–Этрек–Горган (Иран), протяженностью около 900 кило­метров, входящей в состав между­народ­ного же­лезнодорожного коридора “Север-Юг” по восточному берегу Каспия.

Строительство ведется по двум направлениям: Берекет–Этрек–Горган (Иран) и Берекет–Гызылгая–Узень (Ка­захстан).

Берекет–Этрек–Гурган протяжен­ностью 327 километров начинается на станции Берекет железнодорожной линии Ашхабад-Туркменбаши. Протяженность желез­нодорожной ли­нии по территории Турк­менистана составляет 256,5 кило­метров. Вдоль данной линии планируется строи­тельство 7 станций, 2 разъездов, а также подъезд­ных и вспомогательных путей к этим сооружениям общей протяженностью 73 километра. Кроме того, предусмат­ривается строи­тель­ство в Этреке локо­мотивного оборот­ного депо, центра тех­нического обслу­живания вагонов, а также базы по замене вагонных тележек в при­граничной зоне.

Протяженность железнодорожной линии Берекет–Гызылгая–Узень составляет 571 километр, на территории Туркме­нистана – 441 километр. Вдоль данной линии планируется строительство 10 станций, 11 разъез­дов, подъездных и вспомогательных путей к этим сооружениям общей протяжен­ностью 99 километров. Кроме того пре­дусматривается строительство в Гызылгая локомотивного оборотного депо и центра технического об­служивания вагонов.

Маршрут “Север-Юг”, по которому транзитные грузы прос­ледуют из стран Индийского океана и Персидского залива через Иран, Туркменистан, Казахстан, Россию в страны Северной и Восточной Европы, в три раза короче, чем путь через Суэцкий канал. А значит, перевозить грузы по коридору “Север - Юг” значительно выгоднее. В связи с этим, немалый интерес к этому проекту проявили не только азиатские, но и европейские страны.

^ Авиационный транспорт


За годы независимости данный вид транспорта также получил свое дина­мичное развитие. В Ашхабаде построен аэровокзальный комплекс пропускной способностью 1600 пассажиров в час, полностью обновлена система уп­рав­ления воздушным движением, построена взлет­но-посадочная полоса, приобретены современные самолеты, вертолеты. Сегод­ня ежедневно через воздушное прост­ранство Туркменистана пролетают десят­ки воздушных судов иностранных го­сударств. Во все велаятские центры и 11 стран мира налажено регулярное пас­сажирское воздушное сообщение, еще в десятки стран – чартерные грузовые перевозки. Парк воздушных судов Турк­менистана имеет в своем составе авиа­лайнеры всемирно известной компании “Боинг”, вертолеты фирмы “Сикорского” и “Супер Пума”. Пополнение парка новей­шими самолетами фирмы “Боинг” будет продолжено и в дальнейшем.

Государственная Национальная служ­­ба «Туркменховаеллары» помимо внутрен­них рейсов выполняет рейсы по 13 направ­лениям: в Абу-Даби, Амритсар, Алматы, Бангкок, Бирмингем, Дели, Лондон, Москва, Минск, Пекин, Стамбул, Франкфурт и Киев. Национальная служба имеет пред­ста­вительства в 11 государствах Европы и Азии.

Помимо Государственной Националь­­ной службы «Туркменховаеллары» на территории страны зарегистрировано 12 иностранных авиакомпаний.

Начато строительство в городе Турк­мен­баши нового аэровокзала пропускной способностью 800 пассажиров в час, с новой взлетно-посадочной полосой про­тяжностью 3500 метров и перрона с местами стоянок для 6 воздушных судов. Здесь же будет построено здание VIP салона и централизованной топливо­заправочной станции.

В городе Мары построена новая взлетно-посадочная полоса протяжностью 3500 метров с перроном и новое здание терминала с пропускной способ­ностью 300 пассажиров в час. Наме­чается реконструк­ция существующего перрона с рулёж­ными дорожками, а также пожарного депо на 5 единиц спецавтотехники.


^ Морской транспорт


В Туркменистане большое раз­витие получил морской транспорт. После ре­конструкции пропускная способность Туркменбашинского порта возросла бо­лее чем в два раза. Он способен принимать морские суда круглый год и осуществлять по­гру­зочно-разгрузочные работы кругло­суточно.

Предусматривается коренная рекон­струк­ция морского порта и строительство современного морского вокзала в городе Туркменбаши.

^ Автомобильный транспорт


Автомобильный транспорт яв­ляется самым важным связующим звеном в экономике государства.

Ежегодно автомобильным транс­портом страны перевозится около 500 миллионов тонн груза и 1 миллиард пассажиров.

За годы независимости количество автотранспортных средств по стране увеличилось более чем в три раза. Парк автомобилей подразделяется следующим образом: 77% – легковые автомобили, 19% – грузовые и специальные автомобили и 4% – автобусы.

В настоящее время протяженность автодорог государственного значения составляет 13,7 тысяч километров. Кроме того, имеется широко разветвленная сеть автодорог с твердым покрытием муни­ципаль­ного и местного значения. В настоя­щее время ведутся широкомасштабные работы по строительству и реконструкции основных автомагистралей «Турк­мен­-
­баши–Ашхабад–Мары–Туркменабат» и «Ашхабад–Каракумы–Дашогуз» общей протяжен­ностью 1,6 тысяч кило­метров. Общая ширина автома­ги­стралей 31 метр, ширина каждой из проезжих частей 12,25 мет­ров. Работы на этих объектах намечено завер­шить в 2010 году.

Телекоммуникация


В стране активно развивается теле­ком­муникационная инфра­струк­тура – ре­конструируются, строятся и вводятся новые цифровые автома­тические теле­фонные станции, рас­ширяется сеть между­народных кана­лов, увеличивается количество або­нен­тов, растут услуги связи. В настоя­щее время имеются стационарные АТС на 500 тысяч номеров, в том числе более половины из них – сов­ременные цифровые станции, вве­дена в эксплуатацию Национальная сеть со­товой связи «ТМ Cell» на 155 тысяч номеров, действует совместная фирма сотовой связи ВСТI (МТС) на 360 тысяч номеров.

Построена Транс Азиатско-Евро­пейская оптико-волоконная линия связи, протяженность которой по территории Туркменистана составляет около 1400 километров, построены радиорелейные линии связи и другие.

Все населенные пункты Туркме­нистана обеспечены устойчивой связью.

Ведутся работы по увеличению ём­кости станций сотовой связи еще на 400 тысяч номеров, из которых 200 тысяч приходится на национальную сотовую связь «ТМ Cell».

Государственным предприятием элек­тро­­связи «Туркментелеком» пре­достав­ляется доступ населения в Глобаль­ную информационную сеть Интернет. В настоя­щее время ведутся работы по увеличению количества абонентов Интер­нет на 20 тысяч единиц за счет введения в строй нового оборудования.


rabochaya-programma-po-informatike-i-ikt-na-2009-2010-uchebnij-god-klass-9.html
rabochaya-programma-po-informatike-i-ikt-sostavitel-golyakova-o-v-stranica-2.html
rabochaya-programma-po-informatike-i-ikt-v-8-obsheobrazovatelnom-klasse-na-2013-2014-uchebnij-god.html
rabochaya-programma-po-informatike-v-1011-klassah-uchitel-informatiki-ii-kvalifikacionnoj-kategorii-stranica-2.html
rabochaya-programma-po-inostrannomu-yaziku-anglijskij-yazik-dlya-studentov-ikursa-lechebnogo-fakulteta.html
rabochaya-programma-po-iskusstvu-dlya-9-klassa-1chas-v-nedelyu-vsego-35-chasov.html
  • universitet.bystrickaya.ru/tema-3-rinochnaya-sistema-hozyajstvovaniya-tema-vvedenie-v-ekonomicheskuyu-teoriyu-4.html
  • apprentice.bystrickaya.ru/yupiter-caturn-uran-i-neptun.html
  • uchit.bystrickaya.ru/tipi-uchebnih-planov-problemi-formirovaniya-individualnih-planov-studentov.html
  • teacher.bystrickaya.ru/glava-25-yaspryachus-za-semyu-zamkami.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/urok-v-6-klasse-indiya-kitaj-amerika-afrika.html
  • desk.bystrickaya.ru/otchet-o-nauchno-issledovatelskoj-rabote-razrabotka-koncepcii-obespecheniya-kachestva-lekarstvennih-sredstv-v-rossijskoj-federacii-stranica-6.html
  • writing.bystrickaya.ru/9-usloviya-realizacii-osnovnoj-obrazovatelnoj-programmi-osnovnaya-obrazovatelnaya-programma-visshego-professionalnogo.html
  • notebook.bystrickaya.ru/karta-samokontrolya-obrazovatelnaya-programma-boks-srok-realizacii-5-let-vozrast-obuchayushihsya-6-18-let-tunkin-yurij-igorevich.html
  • essay.bystrickaya.ru/chast-2-chelovecheskoe-obshestvo-genoma-vselennoj.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/nauchno-issledovatelskaya-rabota-otchet-za-2010-god-kafedra-grafika-stranica-2.html
  • thesis.bystrickaya.ru/poznakomit-detej-s-zooparkom-kak-mestom-obsheniya-lyudej-s-zhivotnimi-pokazat-chto-dlya-zhivotnih-v-zooparke-neobhodimo-sozdavat-dostojnie-usloviya-zhizni-uchit-d.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/priznaki-koncepta-mann-aktualizovannie-subkonceptom-mann-kak-individ-i-subkonceptom-mannsoc.html
  • urok.bystrickaya.ru/programma-disciplini-prava-cheloveka-v-mezhdunarodnom-prave-cikl-gos-vpo-opd-v-06.html
  • teacher.bystrickaya.ru/faktori-vliyayushie-na-byudzhetirovanie-informacionnoj-bezopasnosti-na-predpriyatiii.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/mnogourovnevaya-model-postroeniya-setevih-vichislitelnih-sistem-konspekt-lekcij-po-kursu-organizaciya-evm-i-sistem.html
  • books.bystrickaya.ru/dolzhnostnaya-instrukciya-dolzhnostnaya-instrukciya-direktora-naimenovanie-uchebnogo-zavedeniya-200-g-.html
  • turn.bystrickaya.ru/plan-meropriyatij-rossijsko-arabskogo-delovogo-soveta-i-ooo-arabiya-ekspo.html
  • grade.bystrickaya.ru/obrazovatelnaya-programma-po-specialnosti-spo-031601-reklama-na-baze-srednego-polnogo-stranica-3.html
  • books.bystrickaya.ru/d-yu-adamenko-zam-generalnogo-direktora-ooo-sibagro-k-stranica-3.html
  • institut.bystrickaya.ru/uchebnij-plan-publichnij-doklad-municipalnogo-obsheobrazovatelnogo-byudzhetnogo-uchrezhdeniya-srednyaya-obsheobrazovatelnaya.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/prikaz-n-lp-660-ot-22-03-96-g-kiev.html
  • abstract.bystrickaya.ru/11-ispolzovanie-zemelnih-resursov-stranica-3.html
  • report.bystrickaya.ru/informacionnij-byulleten-administracii-sankt-peterburga-24-775-ot-2-iyulya-2012-g-stranica-6.html
  • predmet.bystrickaya.ru/sozdanie-i-ekspluataciya-ais-bu-podhodi-k-sozdaniyu-i-vnedreniyu-ais-bu-avtomatizirovannie-informacionnie-sistemi-buhgalterskogo-ucheta.html
  • uchit.bystrickaya.ru/tema-11-pravovoe-regulirovanie-ohrani-truda-uchebno-metodicheskij-kompleks-po-discipline-trudovoe-pravo-dlya-specialnosti.html
  • credit.bystrickaya.ru/pogibshih-v-rezultate-chp-na-vode-v-rossii-za-sem-let-stalo-pochti-vdvoe-menshe-gims-informacionnoe-agentstvo-ria-novosti-14102011.html
  • letter.bystrickaya.ru/metodicheskie-ukazaniya-napravlenie-ekonomika-sankt-peterburg-2004-udk-330-101-bbk-ya7365-9-2.html
  • literature.bystrickaya.ru/doklad-parlamentskoj-komissii-po-rassledovaniyu-prichin-i-obstoyatelstv-stranica-11.html
  • thesis.bystrickaya.ru/prilozhenie-d-otbor-prob-mochi-a-sajte-mok-httpswww-olympic-orgmedical-i-sajte-vada-www-wada-ama-org-perevod.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/5-montazh-kontaktnoj-podveski-gosstroi-sssr-snip-iii-41-76-kontaktnie-seti-elektrificirovannogo-transporta.html
  • nauka.bystrickaya.ru/v-rezerve-ekzamen-v-vozduhe-voennoe-uchilishe-letchikov.html
  • spur.bystrickaya.ru/mehanizm-integracii-nekommercheskih-organizacij-v-sfere-visshego-professionalnogo-obrazovaniya-vpo.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/osnovnaya-obrazovatelnaya-programma-visshego-obrazovaniya-napravlenie-podgotovki-42-03-01-reklama-i-svyazi-s-obshestvennostyu.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/razdel-8-shkola-i-pedagogika-rossii-v-xix-nachale-hh-vv-uchebno-metodicheskij-kompleks-uchebno-metodicheskij-kompleks.html
  • reading.bystrickaya.ru/krizis-matreshka-sovremennaya-finansovaya-oligarhiya-poshla-po-puti-srednevekovih-feodalov.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.