.RU

Развитие навыков литературоведческого анализа - Рассказы


^ Развитие навыков литературоведческого анализа



  1. Определите и прокомментируйте жанровое своеобразие пьесы.

_____________________

Определим жанровое своеобразие пьесы «На дне».

Внесобытийный сюжет, сложный конфликт, философское наполнение пьесы, авторские стремления проследить за общество «дна» даёт нам полное право сказать, что перед нами философская драма. Однако, финал пьесы – самоубийство актёра – ставит перед нами вопрос о жанровой природе пьесы «На дне». Есть ли у нас основания рассматривать «на дне» как трагедию? Если да, то мы должны определить в ней актёра как героя - идеолога, должны будем рассматривать его конфликт с обществом как идеологический, ибо герой-идеолог смертью утверждает свою идеологию. Трагическая гибель – последняя и часто единственная возможность не склониться перед противостоящей силой и утвердить идеи. Имеет ли самоубийство актёра подобный смысл? Обладает ли он своей собственный идеологией и способен ли её утвердить таким образом? Его смерть – акт отчаяния и неверия в собственный силы к возрождению. Среди героев «дна» нет явных идеологов, противостоящих реальности. Их собственное положение не осмыслено ими самими как трагическое и безысходное.

Такого героя в ночлежке нет? Нет! А как же тогда быть с Лукой? Дело в том, что это неосознанный идеолог, кроме того, он появляется и исчезает со сцены.

Поэтому логичнее будет рассматривать «На дне» как социально-философскую и социально-бытовую драму.

===================

  1. В чем, на Ваш взгляд, заключается своеобразие конфликта в пьесе?

_____________________

Чтобы понять особенности драматургического конфликта пьесы «На дне», нам нужно понять, какова идея этой пьесы. Как мне кажется, идея этой пьесы – изобразить сознание людей, которые оказались выброшены из общества в результате глубинные социальных процессов, происходящих в современном Горькому обществе рубежа веков.

Чтобы показать положения «дна» общества, противоречия в их социальной группе, писателю необходимо было найти «камень преткновения» для тех социальных типов, которых автор собирался описывать, иными словами нужно подобрать конфликт.

Конфликт пьесы «На дне» очень сложный и многогранный, в его состав входят как бы отдельны конфликты.

Во –первых, конфликт социальный, представленный в свою очередь тоже на нескольких уровнях. В первую очередь это конфликт между супругами ночлежки Костылёвами и её обитателями. Этот конфликт присутствует на протяжении всей пьесы, но он несколько статичен. Костылёвы в общественном плане не очень далеки от обитателей ночлежки, поэтому резкого социального конфликта между ними разразиться не может.

Кроме того, можно сказать, что каждый из героев имеет свой социальный конфликт, в результате которого оказался в ночлежке. У каждого из персонажей вполне возможно восстановить предысторию. Но, это предыстории, то есть все эти конфликты вынесены за сцены.

Кроме того как социальный конфликт можно рассматривать и то, что «дно» жизни будет стремиться к её верхнему течению, герои будут пытаться приблизиться к нему, но попытки бесперспективны.

Существует в пьесе и любовный конфликт. Он образован взаимоотношениями Васьки Пепла, Василисы, жены Костылёва, самого хозяина ночлежки и Наташи. Экспозиция этого конфликта – появление в ночлежке Костылёва, разговор ночлежников из которого сразу становится ясно, что он ищет в ночлежке свою жену Василису, которая изменяет ему с Васькой пеплом. Завязка конфликта – это появление в ночлежке Наташи, ради которой Васька оставляет Василису. Васька пепел перерождается, вступая в отношения с Наташей. Кульминация конфликта вынесена за сцену. Василиса ошпаривает кипятком Наташу, Васька убивает Костылёва.

Нужно отметить и тот факт, что рассматривать любовный конфликт как часть социального вполне справедливо. Ведь мы наглядно видим, как античеловеческие условия жизни «дна» калечат человеческие судьбы, даже такое светлое чувство как любовь приводит к смертям, убийствам, увечьям, каторге. Василиса отомстила Пеплу, Наташе, избавилась от нелюбимого мужа, стала полновластной хозяйкой ночлежки. Но нравственно это уже не человек.

Итак, предметом изображения в пьесе оказывается не только и не столько социальные противоречия; его интересует сознание ночлежников во всей его противоречивости. Мало того, он требует и нетрадиционных форм художественной выразительности: традиционное внешнее действие уступает место так называемогу внутреннему действию. На сцене воспроизводится обычная жизнь с её мелкими ссорами между ночлежниками, кто-то из героев появляется и исчезает вновь, но не эти обстоятельства являются сюжетообразующими. Сюжет появляется не в действиях героев, а в их монологах и диалогах, действие переводится в несобытийный ряд.

Экспозиция конфликта это предстающие перед нами люди, которые смирились со своим положением. Завязка конфликта – появление Луки. Он влияет не внешне, но на сознание героев. В каждом из героев он видит светлые стороны. Развитие действия начинается тогда, когда герои начинают мечтать о лучшей жизни. Тут кстати проявляется ещё одна грань социального конфликта: глубина личности героев. Но когда Лука уходит, то всё происходит не так, как все того хотели. Васька Пепел поедет в Сибирь как каторжник, актёр повторит судьбу героя притчи луки о праведной земле. Все герои сходятся на том, что Лука вселил в их души ложные надежды. Это можно считать уже развязкой внесценического конфликта.

===================

  1. Дайте полную характеристику системы образов пьесы в соответствии со схемой, приведенной в разделе «Принципы анализа литературных произведений» (разделите персонажей на три группы, определив лидеров и адептов каждой группы).

_____________________

Не успела выполнить это, очень объёмное, задание.

===================

^ Анализ проблематики



  1. В чем смысл споров о правде и лжи в пьесе?

_____________________

Пьеса "На дне" - вершина драматургии Максима Горького. Центральная идея пьесы – спор о человеке, о том, что такое человек, что ему нужнее –правда, зачастую жестокая, или красивая ложь. Выбор между "возвышающей" истиной и "утешительной, примиряющей" ложью, причем на таком уровне, что от этого зависит человеческая жизнь, - вот проблема, которую автор поднимает в своем произведении. Особенно важны и интересны для писателя позиции Луки и Сатина как носителей основных идей. Можно условно выделить три разновидности обмана: ложь в смысле не истина, независимо от того, полезна она кому-либо или вредна, затем ложь во спасение и, наконец, ложь в полном смысле этого слова – для достижения каких-либо своекорыстных целей. Позиция Луки – это идея сострадания к людям, к их несчастьям, идея деятельного добра, которое утешает человека, возбуждая в нем веру, способную повести его дальше, которая позволит выдержать бремя "правды жизни". Лука утешает Анну, обещает ей загробную жизнь: "Отдохнешь там!.." - хотя сам не верит в Бога («Во что веришь, то и есть…" - уклончиво отвечает он Пеплу на тот самый вопрос), делает вид, что верит Насте: "Я – верю!.. Коли ты веришь, была у тебя настоящая любовь… значит – была она!". Старик дарит надежду Актеру: "Ты… лечись! От пьянства нынче лечат… Бесплатно…", указывает дорогу Пеплу: "Уйди с ней отсюда…". Лука считает, что человеку в жизни необходимисо дать опору, "навеять золотой сон" мечты. Правда выдергивает из-под человека эту опору, которой может быть всякая идея, если она способна утешить человека, защитить его. Обращаясь к Пеплу, он говорит: "… чего тебе правда больно нужна… подумай-ка! Она, правда-то, может, обух для тебя…Она, правда-то, - не всегда по недугу человеку… не всегда правдой душу вылечишь".

Но у Луки есть оппонент – это Сатин. Он открыток говорит о том, что Лука врёт.

Принято считать, что главным оппонентом Луки в споре о правде является Сатин. Это как будто бы и так, ведь именно он произносит афоризм: " Ложь - религия рабов и хозяев... Правда - бог свободного человека!" Однако именно Сатин не только заступается за старика, запрещая плохо говорить о нем, но и произносит свой знаменитый монолог о человеке, воплощая в жизнь идеи Луки.

По-настоящему спорит с Лукой не Сатин, а сам автор пьесы. Именно Горький показывает, что спасительная ложь никого не спасла, что вечно жить в плену иллюзий нельзя, а выход из них и прозрение всегда трагичны, а главное - что человек, живущий в мире утешительной мечты, убаюкивающего обмана, примиряется со своей убогой, беспросветной реальной жизнью. Это приводит его к тому, чего он соглашается терпеть - мотив этот звучит в пьесе не раз, например, в словах Анны: "Коли там муки не будет... здесь можно потерпеть... можно!", или в притче о праведной земле - жил человек плохо, но терпел в надежде найти когда-то иную жизнь. Вот этого примирения с жизнью не приемлет М.Горький. Спор писателя с Лукой - это во многом спор с самим собой. Недаром современники вспоминали, что по своим человеческим качествам М.Горький был во многом близок к этому страннику-утешителю. Недаром он уже в период послереволюционный написал киносценарий "По пути на дно", где под влиянием идеологических догм разоблачил Луку, показал его как кулака, преступного и безнравственного человека. Но сценарий этот оказался творческой неудачей М.Горького, а пьеса "На дне" продолжает жить и сегодня, вызывая многочисленные споры и обретая новую актуальность.

===================

  1. В чем смысл споров о человеке?

_____________________

Спор о человеке в драме «На дне» на прямую связан со спором о правде и лжи (даже не понятно, почему эти задания разделили, ведь одно проистекает из другого). Ядром спора о человеке является проблема правды и лжи.

Нужно ли жить человеку только в мире действительности или ему необходима иллюзия для того, чтобы жить и к чему-то стремиться?

Этот спор начинается задолго до появления в ночлежке Луки и продолжается после его ухода. Уже в самом начале пьесы Квашня тешит себя иллюзиями, что она - свободная женщина, а Настя - мечтами о великом чувстве, заимствуя его из книги "Роковая любовь". И с самого начала в этот мир иллюзий врывается роковая правда. Не случайно бросает свою реплику Квашня, обращаясь к Клещу: "Не терпишь правды!". С самого начала пьесы, многое звучит как спор М.Горького с самим собой, со своей прежней идеализацией босяков. В костылевской ночлежке свобода оказывается призрачной - опустившись на "дно", люди не ушли от жизни, она настигает их. И прежнее горьковское желание - рассмотреть в босяках, люмпенах, людей, отторгнутых от нормальной человеческой жизни, прежде всего хорошее - также отступает на второй план. Эти люди жестоки друг к другу, жизнь сделала их такими. И эта жестокость проявляется прежде всего в том, с какой настойчивостью они разрушают иллюзии других людей, например, Насти, умирающей Анны, Клеща с его надеждой выбраться из ночлежки, начать новую жизнь, Барона, все достояние которого составляют воспоминания о былом величии рода и которому Настя бросает в ожесточении реплики: "Врешь, не было этого!". В среде этих ожесточенных жизнью людей появляется странник Лука. И с его появлением начавшийся уже спор о человеке, о правде и лжи в его жизни обостряется.

Лука не просто утешитель, он философски обосновывает свою позицию. Одним из идейных центров пьесы становится рассказ странника о том, как он спас двух беглых каторжников. Главная мысль горьковского персонажа здесь в том, что спасти человека и научить добру может не насилие, не тюрьма, а только добро: "Человек может добру научить..."Пока верил человек - жил, а потерял веру и удавился. Итак, в пьесе, как можно убедиться, главный носитель добра - Лука, он жалеет людей, сострадает им и пытается помочь словом и делом. Авторская позиция в драме М.Горького выражена, в частности, сюжетно. Последнее событие пьесы - смерть Актера - подтверждает слова Луки: поверил человек, затем потерял веру и удавился.

Первый акт пьесы рисует изображает нам "униженных и оскорбленных" людей, но они еще не потеряли надежду на лучшую жизнь. В конце пьесы мы видим тех же героев, но уже утративших свою веру. Тут снова видна "правда" Сатина. Иллюзии лишь на время усыпляют и успокаивают людей – в этом смысл всей пьесы.

То есть человек по мнению Луки способен измениться под влиянием слова и среды, по мнению автора, так происходит не всегда.

===================

  1. Проанализируйте проблемы веры и спасения

_____________________

Данное задание очень трудное для меня, так как у меня оказалось недостаточно материалов, чтобы выполнить его.

===================


rabochaya-programma-po-discipline-patentnoe-pravo-dlya-specialnosti-030501-yurisprudenciya.html
rabochaya-programma-po-discipline-pedagogicheskaya-psihologiya-specialnost.html
rabochaya-programma-po-discipline-pedagogika-i-psihologiya-visshej-shkoli-naimenovanie-disciplini-po-otrasli.html
rabochaya-programma-po-discipline-plasticheskaya-anatomiya-po-specialnosti-070902-65-grafika.html
rabochaya-programma-po-discipline-podvizhnoj-sostav-tehnicheskoe-obsluzhivanie-i-remont-po-vidam-transporta.html
rabochaya-programma-po-discipline-politologiya.html
  • nauka.bystrickaya.ru/vera-smit.html
  • teacher.bystrickaya.ru/geroj-socialisticheskogo-truda-vladimir-grigorevich-hromov.html
  • report.bystrickaya.ru/kniga-pervaya-stranica-25.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/gorod-v-sovremennih-eshatologicheskih-predskazaniyah.html
  • institute.bystrickaya.ru/glava-2-zamok-v-lesu72-liber-primus.html
  • pisat.bystrickaya.ru/tablica-1-matrica-swot-prilozheniya.html
  • predmet.bystrickaya.ru/s-g-kara-murza-sovetskaya-civilizaciya-tom-ii-ot-velikoj-pobedi-do-nashih-dnej-stranica-9.html
  • nauka.bystrickaya.ru/v-sorevnovanij-nachalo-sorevnovaniya-sredi-komand-yunoshej-i-devushek-26-iyunya-2012-g-v-17-00-27-28-i-29-iyunya-nachalo-sorevnovanij-v-17-00-30-iyunya-v-10-00.html
  • credit.bystrickaya.ru/plan-1-organizacionnaya-struktura-osnovnie-zadachi-mchs-rossii-v-oblasti-grazhdanskoj-oboroni.html
  • universitet.bystrickaya.ru/spravochnik-specialista-organov-mestnogo-samoupravleniya-v-oblasti-ohrani-okruzhayushej-sredi-stranica-12.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/viktor-illarionovich-prokopcov-v-i-prokopcov-nauchnij-rukovoditel-mezhvuzovskogo-uchebno.html
  • student.bystrickaya.ru/317-kompleksnaya-landshaftnaya-harakteristika-territorii-osobo-ohranyaemie-prirodnie-territorii.html
  • report.bystrickaya.ru/gosudarstvennie-ekonomicheskie-strategii.html
  • education.bystrickaya.ru/1-yanvarya-1922-g-v-svyazi-s-sokrasheniem-aviazavodov-v-strane-zavod-gaz-14-bil-oficialno-zakrit-29-chel-rabochih-i-sluzhashih-zavoda-bili-perevedeni-na-petrogradsk-stranica-5.html
  • lesson.bystrickaya.ru/metodi-ocenki-kreditosposobnosti-predpriyatiya.html
  • teacher.bystrickaya.ru/glava-70avtorskoe-pravo-statya-1225.html
  • write.bystrickaya.ru/glavnij-geroj-s-silnoj-volej-serdce-dramaticheskogo-proizvedeniya-kniga-kak-napisat-genialnij-roman.html
  • college.bystrickaya.ru/1-demograficheskaya-situaciya-v-gorode-kanashe.html
  • education.bystrickaya.ru/4-iz-perechislennih-obstoyatelstv-isklyuchaet-prestupnost-deyaniya-metodicheskie-rekomendacii-po-podgotovke-k-zanyatiyam.html
  • turn.bystrickaya.ru/planirovanie-i-promer-glubin-v-pribrezhnoj-zone-sudovimi-sredstvami-chast-12.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/persh-pravov-proceduri-nstitutu-bankrutstva-jogo-haraktern-risi-ta-evolyucya-rozvitku.html
  • letter.bystrickaya.ru/muhammad-neobiknovennij-mladenec-vo-imya-allaha.html
  • assessments.bystrickaya.ru/dejstvuyushaya-redakciya-ustava.html
  • uchit.bystrickaya.ru/tema-8-reviziya-gotovoj-produkcii-uchebno-metodicheskij-kompleks-disciplini-kontrol-i-reviziya.html
  • holiday.bystrickaya.ru/obyazatelstva-storon-stranica-46.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/poryadok-rassmotreniya-grazhdanskih-del-neiskovogo-proizvodstva-kak-specialnaya-grazhdanskaya-processualnaya-forma.html
  • tests.bystrickaya.ru/materialno-tehnicheskoe-osnashenie-programma-po-gistologii-citologii-i-embriologii-kafedra.html
  • testyi.bystrickaya.ru/6-mnogourovnevoe-bibliograficheskoe-opisanie-mezhgosudarstvennijstandar-t-bibliograficheskaya-zapis-bibliograficheskoe.html
  • urok.bystrickaya.ru/povest-vremennih-let.html
  • assessments.bystrickaya.ru/buratino-ti-zdes-scenarij-polnometrazhnogo-hudozhestvennogo-filma-poteryannoe-detstvo.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/perechen-kursov-predlagaemih-prepodavatelyami-irgtu-na-inostrannih-yazikah.html
  • bukva.bystrickaya.ru/organi-gosudarstvennoj-vlasti.html
  • literature.bystrickaya.ru/dopolnitelnie-uslugi-nomera-obrazovanie-posle-dolgogo-pereriva-u-rieltorov-vnov-poyavilas-vozmozhnost-obuchatsya.html
  • letter.bystrickaya.ru/nastoyashee-posobie-predstavlyaet-soboj-sbornik-uprazhnenij-po-perevodu-s-anglijskogo-yazika-na-russkij-prednaznachennih-dlya-otrabotki-navikov-perevoda-opredelyonnih.html
  • student.bystrickaya.ru/12-issledovanie-problem-trevozhnosti-v-psihologii-rekomendacii-pri-rabote-s-trevozhnimi-detmi-s-pomoshyu-individualnoj.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.