.RU

РАЗДЕЛ III. ФЕНОМЕНОЛОГИЯ ОРГАНИЗАЦИЙ - Учебное пособие Москва 2004 Авторы: Доктор военных наук, профессор Медведев...


^ РАЗДЕЛ III. ФЕНОМЕНОЛОГИЯ ОРГАНИЗАЦИЙ

В заключительном разделе учебного пособия, в который вошли главы 13-16, изложены основы проектирования организационных систем, особенности формирования и развития организационной культуры современных предприятий, приведена расширенная классификация стилей управленческой деятельности, а также обозначены основные тенденции и перспективы развития организаций в XXI веке.

^ ГЛАВА 13. ОСНОВЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИОННЫХ СИСТЕМ

13.1. Сущность и специфика проектирования

организационных систем


Проектирование организационной системы – исключительно важная и ответственная задача, предполагающая создание модели будущей организации, описание механизмов её внутреннего функционирования и взаимодействия с внешней средой, а также составление прогноза её развития. Механизм внутреннего функционирования включает элементы, необходимые для производственной и управленческой деятельности (определение и ранжирование целей, оптимизация состава подразделений, структуры управления и коммуникаций, распределение задач, функций, полномочий по всем звеньям, упорядочение информационных потоков и совершенствование документооборота). Механизм отношений с внешней средой включает элементы, необходимые для формирования и поддержания необходимых связей организации с поставщиками, клиентами, посредниками, а также учета специфики конкурентной борьбы и действия факторов макросреды (политических, правовых, демографических, культурных).

Проектирование новой организационной системы – сложный процесс, включающий несколько этапов и типовых процедур.

1-й этап: Определение главной цели102 организации с учётом факторов внешней среды и потребностей общественного развития.

2-й этап: Конкретизация целей-ориентиров, направленных на достижение главной цели.

3-й этап: Разработка общей стратегии развития.

4-й этап: Разработка тактических способов реализации стратегической концепции в различных условиях внешней среды (стандартных, благоприятных, неблагоприятных).

5-й этап: Создание организационной модели – схемы взаимодействия всех структурных элементов.

6-й этап: Создание организационной структуры управления.

7-й этап: Анализ и уточнение персонального (пофамильного) распределения специалистов по «рабочим местам» (РМ).


^ 13.2. Содержание и методы проектирования

организационной структуры


В процессе проектирования и создания организационной структуры и систем управления можно выделить три стадии.

^ Первая стадия процесса проектирования заключается в формировании организационно-управленческой структуры как своеобразной «матрицы», в которой функциональная составляющая может быть представлена в виде «вертикали», отражающей полный перечень всех операций (функций), реализуемых организацией в процессе её жизнедеятельности (функционирования), и «горизонтали», отражающей организационные структуры (отделы, группы, подразделения), которым будет поручено их непосредственное выполнение.

В итоге формирования организационно-функциональной структуры (см. рисунок 32) должны быть определены основные подразделения организации и очерчены совокупности их функциональной деятельности как системы операций с чётко обозначенными границами функций и ответственности за стадию работы с товаром или услугой. Организационно-функциональная структура считается завершённой тогда, когда определены системная совокупность основных подразделений (кто, кому подчиняется) и все основные операции, выполняемые подразделениями (кто, что делает).


^ Отдел

закупок
Склад
Транспорт. отдел

Произв.

группа

Бухгалтерия


• закупка

• перевозка

•разгрузка - погрузка

• хранение

• «производственные»

операции (перечень)

• упаковка

• предпродажное

обслуживание

• продажа

• послепродажное

обслуживание

• бухгалтерские

операции

• охрана и др.








































Организационные структуры

(отделы, группы, подразделения)



Рис. 32. «Матрица» организационно-функциональной структуры фирмы.

Функции и подразделения образуют состав и содержание организационно-функциональной структуры.

^ Вторая стадия процесса связана с созданием управленческой структуры (офиса), адекватной организационно-управленческой структуре, т.е. в составе офиса должно быть такое число специалистов и такой управленческой квалификации, которое способно в заданные рыночными условиями сроки эффективно управлять функциональной деятельностью организации (кто, кем и в какие сроки должен быть способен управлять). Техническое оснащение рабочих мест (РМ) может сыграть определяющую роль в обеспечении своевременности процесса управления.

К числу характерных для данной стадии действий относится и оценка и распределение информационных потоков офиса по РМ по критериям объёма информации и своевременности (скорости) её обработки на РМ с учётом предоставленных сотруднику технических средств и технологий управленческой деятельности.

^ Третья стадия процесса является наиболее важной и предусматривает детальный анализ (проверку) степени соответствия личностей сотрудников (конкретных менеджеров и исполнителей) специфическим рыночным требованиям по каждому РМ (с учётом пола, возраста, уровня образования и квалификации, профессиональной активности, способности к межличностным коммуникациям и пр.).

Подводя итоги, отметим, что если первая и вторая стадии призваны обеспечить условия для эффективной деятельности организации, то третья стадия направлена на создание «достаточных» возможностей при персональном распределении сотрудников (ФИО, возраст, образование, опыт работы, активность и т.д.) по РМ в организации и обеспечение приемлемого уровня совместимости психологических характеристик в системах соподчинения и/или сотрудничества (равных – «по горизонтали»).

Проектирование организационно-функциональных и управленческих структур осуществляется с использованием различных методов, которые дополняют друг друга. По мнению специалистов наиболее эффективными считаются методы:


^ 13.3. Оценка эффективности и корректировка

организационных проектов


Оценка эффективности – важный элемент разработки любых проектов и планов. Неудивительно, что современные организации стремятся уже на стадии проектирования и планирования своих действий предвосхитить реальные события и заблаговременно «пощупать» результаты.

Для оценки эффективности организационной структуры управления используют три группы показателей: 1) характеризующие эффективность управленческой системы (соотношение конечных результатов деятельности организации104 и затрат на управление); 2) характеризующие содержание и организацию процесса управления (соотношение непосредственных результатов (характеристик) управленческого труда105 и затрат на управление); 3) характеризующие рациональность организационной структуры и её технико-технологический уровень (оптимальное количество звеньев, степень централизации и децентрализации управленческих функций, уровень специализации и функциональной замкнутости подсистем и др.)106.

Учитывая, что любая структурная реорганизация требует внушительных материальных и духовных (интеллектуальных, волевых, эмоциональных) затрат, руководитель должен тщательно анализировать обстановку и принимать решение о начале «перестройки» лишь в связи с крайней необходимостью. Наиболее критическими ситуациями, стимулирующими процесс существенной корректировки или радикального изменения организационной структуры, представляются следующие:

Как показывает опыт, чаще всего руководители ограничиваются плавной корректировкой сложившейся организационно-управленческой системы. Тактика эволюционных изменений оказывается более результативной, хотя, разумеется, и более хлопотной. Она предполагает:

Некоторые руководители предпочитают не замечать «мелочей», откладывая назревающие «реформы» до лучших времён. Признаем, что и «революция» как форма общественного переустройства, и ставка «ва-банк» порой оказываются весьма эффективными. И всё же, любой врач (даже хирург!) скажет, что операция – это крайняя мера, и порекомендует не «запускать» болезнь, а выявлять и лечить больного на ранних стадиях. Так прислушаемся к простому, но дельному совету профессионалов. К этому менеджеров «принуждают» объективные причины, заключающиеся в том, что при всех преобразованиях в начале становится «хуже, чем было» до реформ. Трудности с определением сроков, после которых «станет лучше», а также упование на то, что проблемы как-нибудь разрешатся «сами собой», и ведут к непростительным задержкам всякого рода реформ и преобразований.

Нелюбовь части российских бизнесменов и управленцев к прогнозированию, программированию и планированию своей деятельности «по науке» имеет объективные и субъективные причины. Достаточно сказать о том, что в ходе проведения в Российской Федерации реформы государственной власти107 «вдруг» стало ясно, что переход страны на новую систему бюджетирования, ориентированного на результат (БОР), весьма затруднён из-за того, что «специалисты» министерств, ведомств и бюджетных учреждений не умеют (!) составлять бюджеты, ориентированные на конкретные результаты, а традиционно планировали будущие расходы, используя способ «от достигнутого» в прошлом году.

В 2003 году в качестве эксперимента в Минфин РФ были представлены 68 подробных отчётов о выполнении бюджетов и планов до 2006 года по системе БОР. Результаты получились ошеломляющими: средний балл всех докладов, отразивший умение составлять бюджеты, ориентированные на результат, составил 1,84 (по пятибалльной шкале). По ключевым параметрам БОРа картина выглядела так: умение формулировать стратегические цели (3,34 балла), умение сопоставить с основными направлениями своей деятельности конечные общественно значимые результаты (2,62), умение распределять бюджетные расходы по целям и основным функциям (1,49), умение сопоставить результаты своей деятельности с основными функциями, в том числе и в количественных показателях (1,35 – многие ведомства с трудом формулировали ожидаемые результаты представляемых ими бюджетных услуг), умение определить меры по повышению эффективности своих расходов (1,22), а умение оценить эффективность своих расходов, т.е. взаимосвязь между объёмами и структурой расходов и результатами деятельности «потянуло» лишь на 1,13 балла108.

По экспертным оценкам, 30% расходов российского бюджета являются неэффективными. Остаётся добавить, что и сам государственный бюджет Российской Федерации весьма невелик для «великой» страны (расходная часть федерального бюджета в 2003 года равнялась 2345,6 млрд. руб., а в проекте Минфина на 2005 год она увеличилась до 2927,9 млрд. руб.109, или по курсу 28,5 рублей / 1 USD – составляет немногим более $100 миллиардов).


razvitie-matematicheskoj-rechi-logicheskogo-i-algoritmicheskogo-mishleniya-voobrazheniya-obespechenie-pervonachalnih-predstavlenij-o-kompyuternoj-gramotnosti.html
razvitie-mediaprostranstva-sovremennoj-rossii-na-primere-televideniya.html
razvitie-mehanizma-koncessionnih-otnoshenij-v-infrastrukturnih-otraslyah-ekonomiki-rossii-08-00-01-ekonomicheskaya-teoriya.html
razvitie-menedzhmenta-v-ssha-i-yaponii.html
razvitie-metapredmetnih-kompetencij-u-mladshih-shkolnikov-posredstvom-interaktivnih-tehnologij-13-00-01-obshaya-pedagogika-istoriya-pedagogiki-i-obrazovaniya.html
razvitie-metodiki-analiza-oborotnih-sredstv-promishlennogo-predpriyatiya.html
  • klass.bystrickaya.ru/a-i-hasanova-adam-ekologiyasi-ou-dstemelk-ral.html
  • knigi.bystrickaya.ru/sekciya-bezopasnosti-gts-i-vhs-bassejnovogo-soveta-angaro-bajkalskogo-bassejnovogo-okruga-protokol-1-zasedaniya-sekcii-bezopasnosti-gts-i-vhs-bassejnovogo-soveta-angaro-bajkalskogo-bassejnovogo-okruga.html
  • studies.bystrickaya.ru/geomorfologicheskie-processi-na-ravninah-i-v-gorah.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-po-fizkulture-dlya-obuchayushihsya-po-adaptirovannoj-osnovnoj-obsheobrazovatelnoj-programme-obrazovaniya-obuchayushihsya-s-umstvennoj-otstalostyu-intellektualnimi-narusheniyami-4-v-klass.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/filosofskie-vzglyadi-dostoevskogo-v-povesti-zapiski-iz-podpolya.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/liberalizm-i-konservatizm-socialno-filosofskij-analiz.html
  • znanie.bystrickaya.ru/7-kanikuli-dlya-pervoklassnikov-20112012-uchebnogo-goda-godovoj-kalendarnij-uchebnij-grafik-municipalnogo-obsheobrazovatelnogo.html
  • institut.bystrickaya.ru/tema-43-formirovanie-kulturno-gigienicheskih-navikov-u-detej-rannego-i-doshkolnogo-vozrasta.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/shestaya-lekciya-8-iyunya-1912-g-lekcij-prochitannih-v-hristianii-oslo-s.html
  • urok.bystrickaya.ru/pravila-razrabotki-i-rasprostraneniya-doklada-o-polozhenii-semej-v-murmanskoj-oblasti.html
  • knigi.bystrickaya.ru/sistema-zashiti-prav-potrebitelej-v-rossii-otchet-o-rabote-po-proektu.html
  • education.bystrickaya.ru/173-174dejstviya-predprinimatelej-v-napravlenii-koncepciya-sistemi-marketingovoj-informacii-shema-marketingovogo.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/lekciya-1-celi-i-zadachi-kursa-materialovedenie.html
  • holiday.bystrickaya.ru/obladanie-mnozhestvom-tel-vechnaya-zhizn-i-polnaya-svoboda-dlya-kazhdogo-kak-blizhajshaya-perspektiva-kakoj-mozhet-bit-nasha-zhizn-k-seredine-xxi-veka.html
  • letter.bystrickaya.ru/mezhgosudarstvennij-standart-sistema-standartov-bezopasnosti-truda.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/transportnoe-strahovanie-ved-chast-6.html
  • esse.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-po-anglijskomu-yaziku-dlya-8-klassa-uchitelya-stranica-3.html
  • exchangerate.bystrickaya.ru/chast-vtorayamerian-pervaya-robin-gud.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/konkurs-razdel-i-termini-ispolzuemie-v-konkursnoj-dokumentacii-organizator-stranica-2.html
  • abstract.bystrickaya.ru/251682-dvesti-pyatdesyat-odna-tisyacha-shestsot-vosemdesyat-dva-rublya-00-kop-v-t-ch-nds-stranica-6.html
  • studies.bystrickaya.ru/19-edinstvo-prirodi-i-vnutrennego-mira-cheloveka-v-lirike-aa-feta-specifika-i-periodizaciya-drevnerusskoj-literaturi.html
  • pisat.bystrickaya.ru/tematicheskij-uchebnoe-posobie-tomsk-2008-g-vvedenie.html
  • paragraf.bystrickaya.ru/zakoni-hamurappi-kak-istoricheskij-istochnik.html
  • tests.bystrickaya.ru/konspekt-frontalnogo-zanyatiya-tema-zvuki-n-n-bukva-n.html
  • knigi.bystrickaya.ru/rost-kachestvennih-harakteristik-upravlencheskogo-personala-iz-chisla-molodih-specialistov-kak-faktor-povisheniya-konkurentosposobnosti-promishlennih-predpriyatij-stranica-23.html
  • esse.bystrickaya.ru/rabota-s-licami-obnaruzhivshimi-svoyu-gomoseksualnost-chast-2.html
  • testyi.bystrickaya.ru/avtor-ne-ukazan-ria-novosti-31-10-2011-moskva-nosstroj-utverdit-okolo-60-tehstandartov-v-stroitelstve-do-konca-goda-7.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-disciplini-opd-f-02-mehanika-opd-f-02-03-teoriya-mehanizmov-i-mashin.html
  • testyi.bystrickaya.ru/4-sootvetstvie-soderzhaniya-i-kachestva-podgotovki-obuchayushihsya-i-vipusknikov-trebovaniyam-fgos-spo-gos-spo.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/55-tehnologiya-nachalnaya-shkola-xxi-veka.html
  • report.bystrickaya.ru/i-vsemogushestvo-takovi-po-iskushenie-nechistoj-siloj.html
  • letter.bystrickaya.ru/na-okazanie-uslug-obyazatelnogo-strahovaniya-grazhdanskoj-otvetstvennosti-vladelcev-transportnih-sredstv-dlya-nuzhd-saratovskogo-yuridicheskogo-instituta-mvd-rossii.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/prikaz-ot-1-iyunya-2012-g-n-553-ob-utverzhdenii-administrativnogo-reglamenta-ministerstva-vnutrennih-del-rossijskoj-federacii-po-predostavleniyu-gosudarstvennoj-uslugi-po-vidache-stranica-3.html
  • knigi.bystrickaya.ru/sovremennij-russkij-yazik.html
  • studies.bystrickaya.ru/b3b4-informacionnie-tehnologii-v-turistskoj-industrii-tehnologiya-i-organizaciya-turoperatorskih-i-turagentskih-uslug.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.