.RU

Раздел 3. ^ 3.1.Программа формирования универсальных учебных действий - «Об образовании»


Раздел 3.

^ 3.1.Программа формирования универсальных учебных действий

у обучающихся на ступени начального общего образования


Перемены, происходящие в современном обществе, требуют определения целей образования, учитывающих государственные, социальные и личностные потребности и интересы, умение выстраивать эффективные отношения с другими людьми, работать в группе и коллективе, быть гражданином и патриотом своей Родины. В этой связи ФГОС определяет личностные, метапредметные и предметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования. Новые цели требуют новых подходов их реализации.

Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования разработана в соответствии с требованиями Стандарта, УМК «Школа России».

Ведущей целевой установкой УМК «Школа России» является: «Воспитание гуманного, творческого, социально активного человека – гражданина и патриота России, уважительно и бережно относящегося к среде своего обитания, к своей семье, к природному и культурному достоянию своей малой Родины, своей многонациональной страны и всего человечества»1.

Цель программы формирования универсальных учебных действий: обеспечить системный подход к формированию метапредметных умений средствами УМК «Школа России», используемого в школе.

Задачи программы:

• установить ценностные ориентиры начального образования;

• определить состав и характеристику универсальных учебных действий;

• выявить в содержании предметной линии УМК «Школа России», универсальные учебные действия и определить условия их формирования в образовательном процессе и жизненно важных ситуациях.


^ 3.2. Ценностные ориентиры начального общего образования


Ценностные ориентиры содержания начального образования определяются Федеральным государственным образовательным стандартом и общими представлениями о современном выпускнике начальной школы.

1. Формирование основ гражданской идентичности личности, включая:

2. Формирование психологических условий развития способности учащихся к общению, кооперации, сотрудничеству, включая:

3. Развитие ценностно-смысловой сферы личности на основе общечеловеческой нравственности и гуманизма:

4. Развитие умения учиться как первого шага к самообразованию и самовоспитанию:

5. Развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности как условия ее самоактуализации:

^ 3.3. Понятие, функции, состав и характеристики универсальных учебных действий на ступени начального общего образования

Основные ценности содержания образования, формируемые на ступени начального общего образования вошедшие в основу построения УМК «Школа России» заложены положения, которые соответствуют педагогической парадигме нового стандарта:

Овладение младшими школьниками приемов сравнения, анализа, классификации, обобщения и т.д., т.е. формирование у учащихся универсальных учебных действий (УУД)2, как основы умения учиться, на включение детей в учебную деятельность при изучении всех школьных предметов, является существенной особенностью всего УМК «Школа России».

^ Виды универсальных учебных действий

В составе основных видов универсальных учебных действий, соответствующих ключевым целям общего образования, можно выделить четыре блока: личностный, регулятивный (включающий также действия саморегуляции), познавательный и коммуникативный.

Личностные универсальные учебные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию обучающихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.

^ Функциями универсальных учебных действий являются:

Предполагается, что в результате формирования личностных УУД к окончанию начальной школы у ребенка будут сформированы:

К регулятивным УУД относятся: целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка и что очень важно, волевая саморегуляция.

Регулятивные универсальные учебные действия обеспечивают обучающимся умение организовывать свою учебную деятельность.

К ним относятся:

• целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно;

• планирование — определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий;

• прогнозирование — предвосхищение результата, в том числе уровня усвоения знаний, его временных характеристик;

• контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

• коррекция — внесение необходимых дополнений и коррективов в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата с учётом оценки этого результата самим обучающимся, учителем, товарищами;

• оценка — выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы;

• саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и преодолению препятствий.

Предполагается, что результатом формирования регулятивных универсальных учебных действий будут являться умения:

Таким образом, целеполагание, планирование, освоение способов действия, освоение алгоритмов, оценивание собственной деятельности являются основными составляющими регулятивных УУД, которые становятся базой для учебной деятельности.

Познавательные универсальные учебные действия включают: общеучебные, логические учебные действия, а также постановку и решение проблемы.

^ Общеучебные универсальные действия:

• самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

• поиск и выделение необходимой информации, в том числе решение рабочих задач с использованием общедоступных в начальной школе инструментов ИКТ и источников информации;

• структурирование знаний;

• осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

• выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

• рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

• смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров;

• определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие разных текстов художественного, научно-популярного, публицистического и официально-делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;

• постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

Особую группу общеучебных универсальных действий составляют знаково-символические действия:

• моделирование — преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическая или знаково-символическая), преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную.

^ Логические универсальные действия:

• анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);

• синтез — составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;

• выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;

• подведение под понятие, выведение следствий;

• установление причинно-следственных связей, представление цепочек объектов и явлений;

• построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений;

• доказательство;

• выдвижение гипотез и их обоснование.

^ Постановка и решение проблемы:

• формулирование проблемы;

• самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

^ Предполагается, что результатом формирования познавательных универсальных учебных действий будут являться умения:

Коммуникативные универсальные учебные действия обеспечивают социальную компетентность и учёт позиции других людей, партнёров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

К коммуникативным действиям относятся:

• планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия;

• постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

• разрешение конфликтов — выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;

• управление поведением — контроль, коррекция, оценка действий партнера и своих собственных;

• умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации.

^ Предполагается, что результатом формирования коммуникативных универсальных учебных действий будут являться умения:


^ Примеры формирования коммуникативных, личностных, позна-вательных и регулятивных УУД

1. Коммуникативные УУД формируются, когда:

- ученик учится отвечать на вопросы;

- ученик учится задавать вопросы;

- ученик учится вести диалог;

- ученик учится пересказывать сюжет;

- учащихся учат слушать – перед этим учитель обычно говорит: «Слушаем внимательно».

2. Личностные УУД формируются, когда:

- учитель задает вопросы, способствующие созданию мотивации, т.е., вопрос направлен непосредственно на формирования интереса, любознательности учащихся. Например: «Как бы вы поступили…»; «Что бы вы сделали…»;

- учитель способствует возникновению личного, эмоционального отношения учащихся к изучаемой теме. Обычно этому способствуют вопросы: «Как вы относитесь…»; «Как вам нравится…».

3. Познавательные УУД формируются, когда:

- учитель говорит: «Подумайте»; «Выполните задание»; «Проанализируйте»; «Сделайте вывод…».

4. Регулятивные УУД формируются, когда:

- учитель учит конкретным способам действия: планировать, ставить цель, использовать алгоритм решения какой-либо задачи, оценивать и пр.


При работе с УМК «Школа России» при изучении практически всех тем можно формировать все универсальные учебные действия одновременно.


^ 3.4.Связь универсальных учебных действий с содержанием учебных предметов

Формирование универсальных учебных действий является целенаправленным, системным процессом, который реализуется через все предметные области УМК «Школа России» и внеурочную деятельность. Реализация требований ФГОС в УМК «Школа России» обеспечивается единством завершенной линией учебников учебников по всем классам и предметам; единством сквозных линий типовых заданий; единством подходов к организации учебной и внеурочной деятельности.

Формирование универсальных учебных действий в образовательном процессе осуществляется в контексте усвоения разных предметных дисциплин.

^ Личностные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования должны отражать:

1) Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности.

^ 2) Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.

3) Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.

С этой целью в учебниках предлагаются специальные разделы: Природа России, Страницы истории Отечества, Родной край – часть большой страны, Современная Россия, Жизнь города и села и др. (курс Окружающий мир); Устное народное творчество, Люблю природу русскую, Поэтическая тетрадь, Природа и мы, Из русской классической литературы, Литература зарубежных стран и др. (курс Литературное чтение), а также тексты и задания о нашей многонациональной стране, о традициях и обычаях ее народов и народов мира, о многообразии природы и необходимости бережного к ней отношения. Система таких заданий позволяет учащимся осознавать себя гражданами страны, мира.

^ 4) Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.

Реализации указанного результата способствуют задания, тексты, проекты, практические работы, направленные на осмысление норм и правил поведения в жизни (на это работает, практически, весь курс предмета Окружающий мир), норм и правил русского языка, правильного произношения, использования слов в речи и т.п. - курс Литературного чтения, а также курсы ИЗО, Музыки, которые знакомят ребенка с миром литературы, искусства, музыки, с миром прекрасного. Знакомство с произведениями, обычаями, традициями, праздниками народов России и мира способствую формированию толерантности юных граждан нашей страны и мира.

Учебники математики дают ребенку первые пространственные и временные ориентиры, знакомят с миром величин, скоростей, с разными способами отображения и чтения информации и пр. И, опять же, именно организация деятельности, в том числе проектной, на уроках и во внеурочной работе необходима в достижении указанного результата.

^ 5) Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

6) Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности.

Учитывая психологические и возрастные особенности младших школьников, в учебниках представлены разнообразные по форме и содержанию упражнения, задачи и задания, которые сопровождаются красочными иллюстрациями, играми, задачами на смекалку, ребусами, загадками, способствующими повышению мотивации обучающихся.

^ 7) Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

8) Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоцио-нально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

^ 9) Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

Особую роль при формировании личностных УУД играет предмет «Литературное чтение», его особое значение связано с формированием морально-ценностной позиции учащихся.

Формированию указанных личностных качеств и чувств способствует содержание, например, таких разделов: Я и мои друзья, О братьях наших меньших, Писатели детям, Люби живое, Родина - в курсе Литературное чтение; Общение, Эта удивительная природа, Мы и наше здоровье, Путешествие по городам и странам, Страницы всемирной истории - в курсе Окружающий мир. В учебниках УМК «Школа России» содержится достаточное количество текстов, направленных на воспитание человека, способного думать о чувствах близких ему людей и сопереживать им, соблюдать общепринятые этические нормы. Этому способствуют даже названия текстов произведений: «Помощник» М. Пляцковский, «Что хорошо и что дурно?» и «Худо тому, кто добра не делает» К. Ушинский, «Лучший друг» Ю. Ермолаев, «Подарок» Е. Благинина, «Совет» Р. Сеф, «Моя родня» Я. Аким, «Про дружбу» Ю. Энтин, «Никого не обижай» В. Лунин и многие другие (Литературное чтение - 1 кл. ч.2).

У детей этого возраста слабо развиты навыки общения в коллективе, они ещё не умеют подчиняться правилам поведения в группе. Поэтому в учебники включены задания, которые эффективнее выполнять в паре или в группе. Такие задания учат детей общаться и сотрудничать, соблюдать правила, находить компромиссы и оставаться друзьями.

10) Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Материалы УМК предоставляют возможность обсуждать с детьми проблемы, связанные с безопасностью и здоровьем, активным отдыхом. Например, в курсе Окружающий мир разделы: Здоровье и безопасность, Путешествия, Как устроен мир, Мы и наше здоровье, Наша безопасность, Чему учит экономика и др.. Формированию бережного отношения к материальным и духовным ценностям России и мира способствуют разделы, темы учебников, художественные тексты, иллюстративный и фотоматериал с вопросами для последующего обсуждения, проектные задания.

Рассмотрим возможности формирования регулятивных УУД на примере решения задач. При всем многообразии подходов, можно выделить следующие общие компоненты, способствующие формированию УУД:

I. Анализ текста задачи (семантический, логический, математический) является центральным компонентом приема решения задач (например, Математика 1 кл. ч.1 стр.14).

II. Перевод текста на язык математики с помощью вербальных и невербальных средств (например, Математика 1 кл. ч.1 стр.15). В результате анализа задачи текст выступает как совокупность определенных смысловых единиц. Однако, текстовая форма выражения этих величин часто включает несущественную для решения задач информацию. Чтобы можно было работать только с существенными смысловыми единицами, текст задачи записывается кратко с использованием условной символики. После того как данные задачи специально вычленены в краткую запись, следует перейти к анализу отношений и связей между этими данными. Для этого осуществляется перевод текста на язык графических моделей, понимаемый как представление текста с помощью невербальных средств — моделей различного вида: чертежа, схемы, графика, таблицы, символического рисунка, формулы, уравнений и др. Перевод текста в форму модели позволяет обнаружить в нем свойства и отношения, которые часто с трудом выявляются при чтении текста (например, Математика 1 кл. ч.1 стр.37-50 и т.п.)

III. Установление отношений между данными и вопросом (например, Математика 1 кл. ч.1 стр.18, 27, 45). На основе анализа условия и вопроса задачи определяется способ ее решения (вычислить, построить, доказать), выстраивается последовательность конкретных действий. При этом устанавливается достаточность, недостаточность или избыточность данных.

IV. Составление плана решения задачи. На основании выявленных отношений между величинами объектов выстраивается последовательность действий — план решения. Особое значение имеет составление плана решения для сложных, составных задач (например, Математика 1 кл. ч.1 стр. 80 и далее).

V. Осуществление плана решения (например, Математика 1 кл. ч.2 стр.56 (з.1), стр. 57 (з.1).

VI. Проверка и оценка решения задачи. Проверка проводится с точки зрения адекватности плана решения, способа решения (рациональность способа), ведущего к результату. Одним из вариантов проверки правильности решения, особенно в начальной школе, является способ составления и решения задачи, обратной данной. Таких заданий и задач в учебниках Математики УМК «Школа России» вполне достаточно.

Общий прием решения задач должен быть предметом специального усвоения с последовательной отработкой каждого из составляющих его компонентов. Овладение этим приемом позволит учащимся самостоятельно анализировать и решать различные типы задач.

Описанный обобщенный прием решения задач применительно к математике в своей общей структуре может быть перенесен на любой учебный предмет. По отношению к предметам естественного цикла содержание приема не требует существенных изменений — различия будут касаться специфического предметного языка описания элементов задачи, их структуры и способов знаково-символического представления отношений между ними.

Познавательные универсальные учебные действия образования. Полноценное чтение – сложный и многогранный процесс, предполагающий решение таких познавательных и коммуникативных задач, как понимание (общее, полное и критическое), поиск конкретной инфор­мации, самоконтроль, восстановление широкого контекста, ин­терпретация, комментирование текста и мн. др.

В процессе чтения участвуют такие мыслительные техники, как восприятие, узнавание, сличение, понимание, осмысление, антиципация (лат. antisipatio предвосхищение, предугадывание событий, заранее составленное представление о чем-либо и пр.), рефлексия и др.

В ходе обучения чтению учащимся требуется овла­деть различными видами и типами чтения.

К видам чтения относятся:

Типами чтения являются комму­никативное чтение вслух и «про себя», учебное, самостоятельное.

Исследования по психологии чтения показывают, что этот вид речевой деятельности представляет собой многозвенный интеллектуально-познавательный процесс. Содержание обучения рефлексивному чтению заключается в овладении следующим комплексом умений при чтении художественных текстов:

Коммуникативные универсальные учебные действия

С самых первых уроков ребенок включается в конструктивное, предметное общение. Как уже было сказано ранее, учитель формирует у ученика умение отвечать на вопросы, задавать вопросы, формулировать главную мысль, вести диалог, со временем осуществлять смысловое чтение и т.п. При этом учителю необходимо четко объяснять ученику, какое общение принято в семье, школе, обществе, а какое – недопустимо. В учебниках есть задания для их выполнения в парах и группах, что позволяет ученикам использовать полученные знания в практических ситуациях. Этому способствуют игровые ситуации, сквозные герои (в окружающем мире – это дети Надя и Сережа, Муравей Вопросик и Мудрая Черепаха), герои страниц учебников, содержательный иллюстративный материал, вопросы и задания, задачи, направленные на развитие коммуникативных УУД и пр.


Одним из приёмов, который активно используют авторы учебников по всем предметным линиям УМК «Школа России», является постановка перед детьми вопроса, который предоставляет возможность высказывать противоположные точки зрения. Поиск решения ученики осуществляют в ходе специально выстроенного учителем диалога. Эта технология формирует коммуникативные универсальные учебные действия. Наряду с этим происходит формирование и других универсальных учебных действий: регулятивных (постановка и удержание задач), познавательных (необходимости извлекать информацию, делать логические выводы и т.п.).

Задания всех учебников, начиная с первого класса, предлагают учащимся мини-исследования: провести наблюдения, высказать свои предположения, провести их проверку, обсудить результаты и сделать вывод.

В учебниках по всем предметам и в методических рекомендациях предлагается работа в малых группах, парах и другие формы групповой работы. Это имеет большое значение для формирования коммуникативных (умения донести свою позицию до других, понять другие позиции, договариваться с людьми и уважительно относиться к позиции другого), а также для регулятивных универсальных учебных действий (распределить, скоординировать действия по выполнению задания и др.).

Совместная творческая деятельность учащихся при работе над проектами в группе и необходимый завершающий этап работы над любым проектом – презентация (защита) проекта – способствуют формированию метапредметных коммуникативных умений (организовывать взаимодействие в группе, прогнозировать последствия коллективных решений, оформлять свои мысли в устной и письменной речи, в том числе с применением средств ИКТ, отстаивать свою точку зрения, аргументируя ее).

Проектная деятельность влияет на формирование личностных результатов учащихся, так как требует проявления личностных ценностных смыслов, показывает реальное отношение к делу, людям, к результатам труда и др.

Технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов) направлена на развитие контрольно-оценочной самостоятельности учеников. У учащихся развиваются умения самостоятельно оценивать результат своих действий, контролировать себя, находить и исправлять собственные ошибки. Реализацию этой технологии обеспечивают система вопросов и заданий учебников, специальные рабочие тетради, контрольные работы и тесты, возможность выбора заданий для проверки своих знаний данная технология направлена, прежде всего, на формирование регулятивных универсальных учебных действий, и так как связана с рефлексивным мышлением, приводит к личностному развитию ученика.

Схема работы над формированием конкретных УУД каждого вида указывается в тематическом планировании. Способы учета уровня их сформированности — в требованиях к результатам освоения учебной программы по каждому предмету и в обязательных программах внеурочной деятельности. Результаты усвоения УУД формулируются для каждого класса и являются ориентиром при организации мониторинга их достижения.

Педагогическое сопровождение этого процесса осуществляется с помощью Портфолио, который является процессуальным способом оценки достижений учащихся в развитии универсальных учебных действий.

Типовые задания в УМК «Школа России», способствующие формированию универсальных учебных действий

Информационный поиск — задания требуют обращения детей к окружающим их взрослым, к познавательной, справочной литературе, словарям, Интернету, развивают потребность в поиске и проверке информации.

^ Дифференцированные задания — предоставляют возможность учащимся выбрать задание по уровню сложности, ориентируясь на свои личные предпочтения, интересы. Сложность заданий нарастает за счёт востребованности для их выполнения метапредметных умений.

^ Интеллектуальный марафон — задания ориентированы на развитие у детей самостоятельности, инициативности, творческих способностей, на формирование умения правильно использовать знания в нестандартной ситуации. Задания ставят перед учащимися задачу поиска средств решения, преобразования материала, конструирование нового способа действий.

^ Творческие задания — направлены на развитие у учащихся познавательных интересов, воображения, на выход в творческую деятельность. Творческие задания дают возможность учащимся предложить собственное оригинальное решение предметных задач или задач на различные жизненные ситуации. Выходя в собственное творчество, ребенок должен удерживать учебную задачу, осуществить выбор средств для ее решения, продумать собственные действия и осуществить их.

^ Работа в паре — задания ориентированы на использование групповых форм обучения. Чтобы выполнить это задание, учащиеся должны решить, как будут действовать, распределить между собой кто, какую работу будет выполнять, в какой очередности или последовательности, как будут проверять выполнение работы. Этот вид задания способствует формированию регулятивных, коммуникативных универсальных действий, обеспечивает возможность каждому ученику высказать своё личное мнение, сопоставить его с мнением других, разобраться, почему я думал так, а товарищ по-другому. Дети обучаются разным способам получения и обработки информации, «учатся обучая».

Проекты. В учебниках представлены возможные варианты творческих, информационных и практико-ориентированных проектов, при этом присутствует предложение создания собственного проекта учащегося. Учебники предлагают детям для выбора различные проекты: создание игр на учебном материале, социально значимых проектов (спектакль для детей детского сада, поздравление ветеранам, праздник для родителей и др.), частично исследовательские проекты. Сложность предлагаемых проектов возрастает от класса к классу и в плане содержательном, и в плане организационном. Возможность личного выбора в соответствии со своими интересами и возможность выхода в собственный проект создают условия для формирования личностных, коммуникативных, регулятивных и познавательных универсальных учебных действий.

Учащиеся записывают ход работы над проектом, планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. Записи позволяют педагогу вести наблюдения над тем, какие темы выбирают учащиеся, что для них становится личностно значимым; как овладевают учащиеся способом планирования собственных действий, вносят ли необходимые коррективы; предпочитают индивидуальную работу или начинают выстраивать взаимодействие с другими участниками проекта.


^ 3.5. Оценка сформированности универсальных учебных действий

Оценка освоения учебных программ и сформированности личностных, познавательных, коммуникативных учебных действий может осуществляться на материалах учебников и рабочих тетрадей УМК «Школа России»

Достижение планируемых результатов фиксируется в накопительной системе оценки, в том числе в форме портфолио учащегося (Портфеля достижений). Отбирая в свой портфолио (Портфель достижений) творческие, проектные работы, ребёнок проводит рефлексию сделанного, а педагог может отследить как меняются, развиваются интересы ребёнка, его мотивация, уровень самостоятельности и другие личностные и метапредметные действия. Динамика образовательных достижений учащихся за период обучения станет очевиднее, если накопительная система оценивания станет действовать с 1 класса, поэтому так важно сохранить первые тетради (или отдельные страницы), первые творческие работы ребёнка.




^ 3.6. Обеспечение преемственности программы формирования универсальных учебных действий по ступеням общего образования


Организация преемственности при переходе от дошкольного образования к начальному образованию, от начального образования к основному образованию в школе осуществляется следующим образом.

1. Проводится диагностика готовности учащихся к обучению в начальной школе (Л.А. Ясюкова «Методика определения готовности к школе: Прогноз и профилактика проблем обучения в начальной школе» - СПб: ИМАТОН, 2007).

2. В течение сентября-октября организуется адаптационный период обучения, в который средствами УМК «Школа России» проводится работа по коррекции и развитию универсальных учебных умений первоклассников.

3. Используются формы преемственности, принятые в школе: проведение открытых уроков в подготовительном классе, в 4-ом классе, с обязательным посещением педагогов начального и основного звена обучения, совместные семинары по обсуждению вопросов преемственности.

4. В конце 4 класса проводится итоговая диагностика готовности учащихся к продолжению обучения в основной школе.

Основанием преемственности разных ступеней образовательной системы является ориентация педагогов на формирование умения учиться, понимание значения развития универсальных учебных действий для дальнейшего обучения учащихся.


rabochaya-programma-po-russkomu-yaziku-po-programme-russkij-yazik-stranica-4.html
rabochaya-programma-po-russkomu-yaziku-predstavlyaet-soboj-celostnij-dokument-vklyuchayushij-chetire-razdela-kalendarno-tematicheskoe-planirovanie-perechen-uchebno-metodicheskogo-obespecheniya-stranica-7.html
rabochaya-programma-po-russkomu-yaziku-rasschitana-v-9-klasse-na-68-chasov-po-2-chasa-v-nedelyu-2.html
rabochaya-programma-po-russkomu-yaziku-uchitel.html
rabochaya-programma-po-russkomu-yaziku-v-10-obsheobrazovatelnom-klasse-na-2009-2010-uchebnij-god.html
rabochaya-programma-po-russkomu-yaziku-v-5-klasse-uchitelya-stranica-4.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/uroven-i-kachestvo-zhizni-na-yuge-rossii-tendencii-i-perspektivi-mitrofanovoj-inni-vasilevni.html
  • nauka.bystrickaya.ru/uchebnoe-posobie-blagoveshensk-izdatelstvo-bgpu-2010-stranica-22.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/monografiya-pozitivnaya-semiotika-o-znakah-znakovih-sistemah-i-semioticheskoj-deyatelnosti-a-solomonik-red-g-krejdlin-obrazovanie-issledovano-v-mire.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/vestnik-sovetsk-n097-2982009-monitoring-regionalnih-smi-po-teme-obrazovanie.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/mchs-sergej-shojgu-rossijskie-smi-o-mchs-monitoring-za-14-sentyabrya-2010-g.html
  • znanie.bystrickaya.ru/82-oharakterizujte-osnovnie-napravleniya-perestrojki-zhizni-v-sssr-na-voennij-lad-v-nachale-vov.html
  • report.bystrickaya.ru/intervyu-deputata-gosdumi-rf-nadezhdi-gerasimovoj-v-avtorskoj-programme-romana-skudnyakova-bez-galstuka-na-tk-volga-informacionnoe-agentstvo-novoe-telegrafnoe-agentstvo-privolzhe-07032012.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/referat-dlya-konkursa-uchenicheskih-referatov-krugozor-na-temu-osobennosti-anglijskogo-haraktera.html
  • apprentice.bystrickaya.ru/v-dekabre-2011-goda-v-gorode-kamen-na-obi-otkroetsya-pervij-plavatelnij-bassejn.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/duhovnie-i-konstruktivnie-osnovi-vizantijskoj-pevcheskoj-sistemi-chast-2.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/risunok-27-adresa-bitov-registrov-specialnih-funkcij-1-obshaya-harakteristika-omevm-k1816ve751.html
  • tests.bystrickaya.ru/metodicheskie-ukazaniya-dlya-studentov-2-kursa-zaochnogo-otdeleniya-specialnosti-psihologiya-stranica-4.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/programma-disciplini-ocenka-stoimosti-kompanii-dlya-specialnostej-060400-finansi-i-kredit-i-060800-ekonomika-i-upravlenie-na-predpriyatii-3-ya-stupen-visshego-professionalnogo-obrazovaniya.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/referat-po-informatike-processor.html
  • credit.bystrickaya.ru/osnovnoj-obrazovatelnoj-programmi-po-specialnosti-036401-tamozhenoe-delo-specialnost-oop-036401-tamozhenoe-delo.html
  • education.bystrickaya.ru/-2-osobennosti-vnedreniya-kreditnoj-sistemi-v-vuze-metodicheskoe-posobie-moskva-2006-g-udk-378-147-recenzenti.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/rukovodstvo-planirovanie-i-koordinaciya-rabot-po-provedeniyu-reklamnih-kampanij.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/lyubov-do-sroka-vremya-novostej-gudkov-aleksandr-14042006-65-str-2-gosduma-rf-monitoring-smi-14-aprelya-2006-g.html
  • write.bystrickaya.ru/funkcionalnie-sostoyaniya-cheloveka-v-trude-1-psihologiya-truda-kak-oblast-realii-otrasl-nauki-uchebnaya-disciplina-i-professiya.html
  • books.bystrickaya.ru/daniil-granin-eta-strannaya-zhizn-povest-glava-pervaya-gde-avtor-razmishlyaet-kak-bi-zainteresovat-chitatelya-a-tot-reshaet-stoit-li-emu-chitat-dalshe-stranica-8.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/prikaz-ot-2-aprelya-2010-g-n-256-ob-utverzhdenii-i-vvedenii-v-dejstvie-federalnogo-gosudarstvennogo-obrazovatelnogo-standarta.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/otchet-o-meropriyatiyah-uchashihsya-ivanovskoj-oblasti-2010-g-.html
  • institute.bystrickaya.ru/glava-4-yazik-zhemchuzhina-kommunikacii-novosti-sajta.html
  • report.bystrickaya.ru/kamennij-poyas-stranica-6.html
  • gramota.bystrickaya.ru/vpresse-v-gazetah-na-televidenii-po-radio-nam-kazhdij-den-rasskazivayut-o-bez-vesti-propavshih-lyudyah-no-malo-kto-znaet-kuda-imenno-oni-propadayut-i-okaz.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/obshestvo-s-ogranichennoj-otvetstvennostyu-stranica-8.html
  • books.bystrickaya.ru/eechukovskaya-stenogramma-parlamentskih-slushanij-na-temu-voprosi-razvitiya-sistemi-hudozhestvennogo-obrazovaniya.html
  • grade.bystrickaya.ru/metodicheskie-ukazaniya-k-rabote-nad-rodoslovnoj-ivanovo-2007.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/prilozhenie-n-2-strana-neviuchennih-urokov.html
  • shpora.bystrickaya.ru/vvedenie-ezhekvartalnijotche-t-otkritoe-akcionernoe-obshestvo-obedinennie-mashinostroitelnie-zavodi-gruppa-uralmash-izhora.html
  • lesson.bystrickaya.ru/realizaciya-sistemnogo-podhoda-pri-postroenii-metodiki-analiza.html
  • institut.bystrickaya.ru/sto-velikih-nauchnih-otkritij-stranica-5.html
  • thescience.bystrickaya.ru/keti-trend-kofejnaya-kniga.html
  • crib.bystrickaya.ru/ii-stereotipi-svyazannie-s-priemnimi-detmi-i-zameshayushimi-semyami-kniga-izdana-pri-finansovoj-podderzhke-programmi.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/kratkij-kurs-lekcijosnovi-programmirovaniya-na-yazike-paskal.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.