.RU

Раздел 1. Создание региональной системы защиты прав потребителей - «О защите прав потребителей в Республике Карелия в 2008 году»


^ Раздел 1. Создание региональной системы защиты прав потребителей

Политика защиты прав потребителей занимает прочные позиции в социально-экономических преобразованиях, происходящих в стране.

Создание условий для обеспечения и защиты установленных законодательством Российской Федерации прав потребителей является неотъемлемой частью социальной политики государства.

В целях повышения эффективности практической реализации государственной и общественной защиты прав потребителей, обеспечения делового сотрудничества органов исполнительной и муниципальной власти Республики Карелия, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, общественных объединений потребителей, привлечения к этой работе представителей бизнес-сообщества по инициативе Управления Роспотребнадзора по Республике Карелия и непосредственной поддержке Главы Республики Карелия в 2008 году был создан Совет по защите прав потребителей при Правительстве Республики Карелия.

Совет является постоянно действующим консультативным органом. Совет разрабатывает предложения по формированию в республике основных направлений деятельности и мероприятий, направленных на обеспечение защиты прав потребителей на потребительском рынке товаров, работ и услуг; на повышение эффективности надзора за безопасностью и качеством товаров, работ, услуг; вырабатывает рекомендации по предупреждению проникновения на региональный потребительский рынок некачественной продукции.

Состоявшимся заседанием Совета утвержден план работы на 2009 год по различным направлениям в сфере защиты прав потребителей: о надзоре в сфере долевого строительства многоквартирных домов и иных объектов недвижимости; о качестве услуг, предоставляемых медицинскими учреждениями здравоохранения; о защите прав потребителей от ненадлежащей рекламы и действий доминирующих хозяйствующих субъектов; о качестве предоставляемых жилищно-коммунальных услуг.

Главой Республики Карелия 31 октября 2008 года утвержден план мероприятий по реализации, обеспечению и защите прав потребителей в Республике Карелия.

Реализация названного плана в Республике Карелия начата уже в ноябре –декабре 2008 года.

Управлением Роспотребнадзора по Республике Карелия в рамках утвержденного плана заключены соглашения о взаимодействии в области защиты прав потребителей с администрациями городских округов и муниципальных районов. Процесс заключения соглашений с администрациями Кондопожского, Медвежьегорского и Питкярантского муниципальных районов в стадии формирования.

В Лоухском, Пряжинском Медвежьегорском, Суоярвском муниципальных районах, Петрозаводском городском округе организованы межведомственные комиссии по защите прав потребителей.

Идет подготовка материалов по организации названных комиссий в Кондопожском, Сортавальском, Муезерском муниципальных районах.

В целях организации взаимодействия по вопросам защиты прав потребителей на республиканском и муниципальном уровнях власти Управлением Роспотребнадзора по Республике Карелия заключены соглашения о взаимодействии с:

- органами местного самоуправления Республики Карелия;

- Торгово – Промышленной палатой Республики Карелия ;

- Государственным комитетом Республики Карелия по реформированию жилищно- коммунального хозяйства;

- Министерством внутренних дел по Республике Карелия;

- Карельской таможней;

- Управлением Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Республике Карелия;

- Министерством здравоохранения и социального развития Республики Карелия;

- Управлением Ростехнадзора по Республике Карелия;

- Карельской региональной общественной организацией «Общественный комитет защиты прав потребителей»

В 2008 году Управление помимо исполнения контрольно- надзорных функций в сфере защиты прав потребителей активно взаимодействовало в этой области с органами исполнительной власти Республики Карелия:

Управление Роспотребнадзора по Республике Карелия стремится организовать деятельность в области защиты прав потребителей таким образом, чтобы обеспечить наиболее эффективное решение задач по реализации государственной потребительской политики в республике.


^ Раздел 2. Итоги работы Управления Роспотребнадзора по Республике Карелия по реализации политики в области защиты прав потребителей


Глава 2.1. Государственный контроль соблюдения законодательства о защите прав потребителей

Основным направлением в работе по предупреждению и пресечению нарушений законодательства о защите прав потребителей является профилактика нарушений и их устранение хозяйствующими субъектами в добровольном порядке.

В этих целях применялись различные формы работы: информационно – просветительская деятельность через СМИ и размещение информации на сайте Управления; участие в семинарах по правоприменению потребительского законодательства с потребителями, хозяйствующими субъектами, органами местного самоуправления; проведение телефонных «горячих» линий по актуальным вопросам в сфере защиты прав потребителей; постоянное консультирование всех заинтересованных лиц; оказание оперативной помощи при возникновении конфликтных потребительских ситуаций; проведение целевых проверок соблюдения законодательства о защите прав потребителей в отдельных секторах потребительского рынка с анализом договоров на наличие условий, ущемляющих установленные законом права потребителей; применение мер административного воздействия к нарушителям (наложение штрафов, выдача представлений об устранения причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений).

Кроме того, оказывалось содействие в подготовке претензий к продавцам, изготовителям, исполнителям, а также исковых заявлений в суд.

В целях предупреждения и пресечения правонарушений на потребительском рынке проводились мероприятия по контролю.

Наибольшее внимание, как и в предыдущие годы, уделялось проверкам в сфере торговли, удельный вес которых в общем объёме контрольно-надзорных мероприятий составил 65,4%. Доля проверок в сфере оказания услуг составила 34,6%.

В то же время в отчётном году доля проверок в сфере услуг увеличилась. Это связано с определением приоритетных направлений деятельности Управления в области защиты прав потребителей на 2008 год:



2007 год




Рис. №1. Структура контрольно – надзорных мероприятий, проведенных в 2007- 2008 году по видам деятельности субъектов проверок (по возрастанию доли)


Как показал анализ выявленных нарушений потребительского законодательства, основная доля нарушений допущена в сфере розничной торговли - 59,4%; в сфере туризма - 14,9%; в сфере оказания платных медицинских услуг – 6,1 %; в сфере долевого строительства жилья с привлечением денежных средств граждан 5,4%; в сфере жилищно-коммунальных услуг - 2,6%.

При проведении мероприятий по контролю было установлено, что предпринимателями допускаются нарушения статьи 16 Закона РФ «О защите прав потребителей» (включение в договор условий, ущемляющих законные права потребителей, при заключении договоров на долевое строительство жилья, оказание туристских, платных медицинских и жилищно-коммунальных услуг).

Одной из основных задач Управления при осуществлении контрольно-надзорной деятельности является устранение выявленных нарушений, в том числе в добровольном порядке. Из всех выявленных нарушений законодательства о защите прав потребителей на конец 2008 года в досудебном порядке устранено 97,9 % нарушений.

Основным показателем эффективности исполнения должностными лицами Управления Роспотребнадзора по Республике Карелия возложенных функций по надзору исполнения хозяйствующими субъектами законодательства в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека является привлечение к административной ответственности виновных лиц при выявлении административных правонарушений.

Следует отметить, что в 2008 году снизился процент административных правонарушений на потребительском рынке –39,6% от общего количества выявленных административных правонарушений по сравнению с 2007 годом – 42%.

По результатам рассмотрения всех административных дел, связанных с нарушением законодательства в сфере защиты прав потребителей, Управлением вынесено 874 постановления о назначении административного наказания в виде штрафа, из них 765 постановлений (87%) вынесено по протоколам, составленным должностными лицами Управления. Привлечены к административной ответственности в виде штрафа 96,1% лиц, в отношении которых составлены протоколы об административном правонарушении.

Сумма штрафов, наложенных вышеуказанными постановлениями в 2008 году, составила 2 424,6 тыс. руб., из них 2070,5 тыс. руб. штрафов наложено постановлениями, вынесенными по результатам рассмотрения протоколов, составленных должностными лицами Управления.

Увеличилось на 27% количество выданных представлений об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.




Рис. №2. Структура постановлений о привлечении к административной ответственности в виде штрафа за нарушения в сфере защиты прав потребителей


Одним из способов предупреждения нарушений прав и интересов потребителей является оказание помощи потребителям в составлении претензий изготовителям, продавцам и исполнителям при продаже товаров и оказании услуг ненадлежащего качества.

Грамотное и обоснованное требование, предъявляемое изготовителю, исполнителю, продавцу, позволяет потребителю самостоятельно отстаивать свои потребительские права.

Такая форма работы позволила Управлению оказать помощь большему числу потребителей без проведения контрольно-надзорных мероприятий и способствовала профилактике правонарушений.

Прежде всего, это предупреждение и пресечение нарушений законодательства о защите прав потребителей до возникновения конфликтных ситуацией путём разъяснения законодательства о защите прав потребителей и оказание практической помощи в решении вопроса по восстановлению нарушенных прав не только потребителям, но и продавцам (исполнителям услуг).

В то же время иногда для восстановления нарушенных прав граждан требовалось вмешательство Управления. По результатам рассмотрения письменных обращений в целях воздействия на недобросовестных предпринимателей, допускающих нарушения прав потребителей, в 2008 году Управлением Роспотребнадзора по Республике Карелия проведено 207 проверок, что составило 61,2 % от общего количества поступивших письменных обращений.

Большая часть обращений – 75,7 % в 2008 году разрешалась в добровольном порядке. В 24,3 % случаев Управлением в отношении нарушителей потребительского законодательства были приняты административные меры и меры гражданско-правовой защиты.



Рис. №3. Структура письменных обращений на нарушения прав потребителей

в 2007-2008 гг. (%)


При осуществлении производства по делам об административных правонарушениях должностные лица Управления довольно часто сталкиваются с невозможностью надлежащего уведомления отдельных индивидуальных предпринимателей о времени и месте составления протокола об административном правонарушении в связи с тем, что эти лица либо не проживают по указанным адресам, либо длительное время отсутствуют. Кроме того, для составления протокола направляются представители индивидуальных предпринимателей по доверенности, не наделённые Кодексом РФ об административных правонарушениях правом подписи протокола. Это затягивает сроки и препятствует своевременному рассмотрению административных дел, а также снижает эффективность деятельности Управления по пресечению нарушений законодательства о защите прав потребителей.

Кроме осуществления административных функций при рассмотрении обращений граждан в 2008 году Управление Роспотребнадзора по Республике Карелия в соответствии с Положением об Управлении Роспотребнадзора по Республике Карелия, утверждённым Приказом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 16.08.2006 № 259), Законом РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей», осуществляло судебную защиту прав потребителей, которая включала в себя дачу заключений по делам на основании статьи 47 Гражданского процессуального Кодекса РФ; подачу исковых заявлений в защиту прав потребителей; подачу исковых заявлений в защиту неопределенного круга потребителей.


^ Для справки:

Управление Роспотребнадзора по Республике Карелия обратилось в Петрозаводский городской суд с иском к ОАО «Северо-Западный Телеком» о признаний действий Ответчика по включению авансового платежа в итоговую сумму к оплате в счетах-квитанциях на оказание услуг телефонной связи, выставляемых потребителям, противоправными; обязать Ответчика прекратить указанные противоправные действия и довести до сведения потребителей решение суда путем публикации в газете.

Действия ОАО «Северо-Западный Телеком» по выставлению потребителям счетов-квитанций на оказание услуг телефонной связи с включением авансового платежа в итоговую сумму к оплате осуществлялись с нарушением статьи 54 Федерального закона от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи», пунктов 60, 106, 110, 113 Правил оказания услуг местной, внутризоновой, междугородной и международной телефонной связи, утвержденными постановлением Правительства РФ от 18.05.2005 № 310, условий Договора с потребителями об оказании услуг связи.

Петрозаводский городской суд удовлетворил иск Управления полностью. ОАО «Северо-Западный Телеком» обжаловало решение суда в кассационном порядке.

Кассационная инстанция Верховного суда Республики Карелия отказала оператору связи в удовлетворении жалобы.

ОАО «Северо-Западный Телеком» опубликовало в газете «Петрозаводск» извещение о том, что с февраля 2009 года в счётах за услуги связи изъята строка «Текущий платёж» и в сумму к оплате указанный платёж не включается.


В 2008 году организован непосредственный приём граждан в Общественной приёмной Управления. Таким образом, обеспечена одна из важнейших целей по осуществлению эффективного взаимодействия Управления как органа государственной власти с представителями хозяйствующих субъектов для быстрого реагирования и разрешения обращений потребителей на досудебной стадии.

В случае если изложенные в устном обращении факты и обстоятельства не требовали дополнительной проверки, ответы на обращения были даны в ходе личного приёма. В остальных случаях заявителям направлялись письменные ответы по существу поставленных в обращении вопросов.



Рис. №4. Структура устных обращений граждан в 2008 г. (%)



rabochaya-programma-disciplini-modulya-molodezh-v-obshestvenno-politicheskoj-zhizni-obshestva-napravlenie-podgotovki-organizaciya-raboti-s-molodezhyu.html
rabochaya-programma-disciplini-modulya-obshaya-i-specialnaya-gigiena-napravlenie-podgotovki-034600-62-rekreaciya-i-sportivno-ozdorovitelnij-turizm.html
rabochaya-programma-disciplini-modulya-opublikovana-na-sajte-tyumgu-fiziologiya-cheloveka-elektronnij-resurs-rezhim-dostupa.html
rabochaya-programma-disciplini-modulya-opublikovana-na-sajte-tyumgu-istoriya-zarubezhnoj-zhurnalistiki-elektronnij-resurs-rezhim-dostupa-umk3plus-utmn-ru-razdel-obrazovatelnaya-deyatelnost.html
rabochaya-programma-disciplini-modulya-osnovi-ekobiznesa.html
rabochaya-programma-disciplini-modulya-osnovnaya-obrazovatelnaya-programma-oop-magistraturi-magisterskaya-programmi.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/pozdravlyaem-vipusknikov-mediko-farmacevticheskogo.html
  • university.bystrickaya.ru/glava-3-doshkolnoe-obrazovanie-doklad-glavi-municipalnogo-obrazovaniya.html
  • literatura.bystrickaya.ru/shkola-sodejstviya-zdorovyu.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/otchet-po-gosudarstvennim-sluzhashim-2-gs-forma-2-gs1-forma-2-gs2-forma-2-gs3.html
  • abstract.bystrickaya.ru/2-vidi-i-harakteristiki-istochnikov-chrezvichajnih-situacij-porazhayushie-faktori-istochnikov-chrezvichajnih-situacij.html
  • thesis.bystrickaya.ru/poslanie-glavi-gosudarstva-stranica-3.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/sostav-komplekta-sovetuyu-prochitat.html
  • desk.bystrickaya.ru/organizovana-kachestvennaya-podgotovka-sbornih-komand-i-prinyato-uchastie-v-pervenstve-po-plavaniyu-girevomu-sportu-pozharno-spasatelnomu-sportu-legkoatleticheskomu-krossu-sluzhebnomu-mnogoboryu-31-chelovek.html
  • credit.bystrickaya.ru/otchet-na-temu-modeli-sistem.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/uchitelskaya-gazeta-16032010-monitoring-smi-god-uchitelya-12-marta-19-marta-2010-.html
  • institute.bystrickaya.ru/glava-2lyudi-obezyani-lyudi-vzyatie-v-udel.html
  • reading.bystrickaya.ru/masati-memlekettk-tlde-s-aazdarin-erezhe-bojinsha-dris-zhrgze-bluzhattardi-rilimi-bojinsha-azhirata-blu-mndetter.html
  • abstract.bystrickaya.ru/163002-arhangelsk-pr-lomonosova-9-2-19-popovu-aleksandru-fedorovichu.html
  • abstract.bystrickaya.ru/2-analiz-pokazatelej-formirovaniya-i-raspredeleniya-pribili-zao-infolink-formirovanie-i-raspredelenie-pribili-predpriyatiya.html
  • lecture.bystrickaya.ru/analiticheskaya-zapiska-ob-organizacii-otdiha-ozdorovleniya-i-zanyatosti-detej-i-molodezhi-v-2011godu-v-sosnovskom-municipalnom-rajone-opisanie-tekushej-situacii-s-processami-i-osnovnimi-ciframi-ee-harakterizuyushimi.html
  • credit.bystrickaya.ru/peredacha-golosa-i-dannih-cherez-optiko-koaksialnuyu-set-chastotnij-plan-seti-hfc-pitanie-segmentov-seti-hfc.html
  • znanie.bystrickaya.ru/almati-2011-testovie-voprosi-msfo-ias1-predstavlenie-finansovoj-otchetnosti-stranica-9.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/uchebno-metodicheskij-kompleks-rabochaya-uchebnaya-programma-dlya-studentov-4-kursa-odo-specialnosti-tamozhennoe-delo-otvetstvennij-redaktor.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/nikolaj-alekseevich-zabolockij.html
  • esse.bystrickaya.ru/programmi-disciplini-sociologiya-gendernih-otnoshenij-i-sociologiya-semi-dlya-napravleniyaspecialnosti-040200-62040201-65-sociologiya.html
  • testyi.bystrickaya.ru/analiz-vospitatelnoj-raboti-doklad-municipalnogo-obrazovatelnogo-uchrezhdeniya-shipicinskaya-srednyayaya-obshnobrazovateolnaya-shkola.html
  • crib.bystrickaya.ru/informacionnij-byulleten-administracii-sankt-peterburga-15-716-2-maya-2011-g-stranica-17.html
  • urok.bystrickaya.ru/prilozhenie-doklad-o-rabote-shestnadcatogo-soveshaniya-vspomogatelnogo-organa-po-nauchnim-tehnicheskim-i-tehnologicheskim.html
  • essay.bystrickaya.ru/chudo-bermudskogo-treugolnika-algoritmicheskaya-psihologiya-avtoreferat.html
  • control.bystrickaya.ru/energeticheskie-resursi-rossijskoj-federacii.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/programma-konstruirovanie-i-realizaciya-modeli-kulturologicheskoj-shkoli-avtori-programmi-zhernosenko-i-a-rahaeva-l-g.html
  • holiday.bystrickaya.ru/modelirovanie-zashitnogo-zanuleniya-elektrooborudovaniya-metodicheskie-ukazaniya-k-laboratornoj-rabote-po-kursu-bezopasnost-zhiznedeyatelnosti-ivanovo-2009.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/a-kognitivnie-koping-strategii-fizicheskaya-kultura.html
  • composition.bystrickaya.ru/plan-meropriyatij-po-podgotovke-i-provedeniyu-prazdnovaniya-70-j-godovshini-nachala-kontrnastupleniya-sovetskih-vojsk-protiv-nemecko-fashistskih-vojsk-v-bitve-pod-moskvoj.html
  • occupation.bystrickaya.ru/nesie-tuekeldlgn-basaru-zhjesndeg-ariz-alushini-nesie-ablettlgn-taldau.html
  • bystrickaya.ru/zhittya-lyudini-za-mezhami-rdno-planeti.html
  • urok.bystrickaya.ru/prikaz-ot-8-iyunya-2009-g-n-138-ob-utverzhdenii-administrativnogo-reglamenta-federalnoj-migracionnoj-sluzhbi-po-ispolneniyu.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/s-i-seleznev.html
  • knigi.bystrickaya.ru/segodnya-associaciya-nekommercheskih-organizacij-v-zashitu-prav-izbiratelej-golos-prezentuet-tradicionnij-analiticheskij-doklad-po-viboram-edinogo-dnya-golosovaniya.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/strahovanie-imushestva-yuridicheskih-i-fizicheskih-lic-chast-4.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.