.RU

РАЗДЕЛ 1. ОБЕСПЕЧЕНИЕ РЕАЛЬНОГО РАВЕНСТВА ПРАВ И ВОЗМОЖНОСТЕЙ - Закон ом


^ РАЗДЕЛ 1. ОБЕСПЕЧЕНИЕ РЕАЛЬНОГО РАВЕНСТВА ПРАВ И ВОЗМОЖНОСТЕЙ

МУЖЧИН И ЖЕНЩИН - ВЕЛЕНИЕ ВРЕМЕНИ

 

 

ЦЕЛЬ

 

Создание условий для реализации равных прав и равных возможностей мужчин и женщин, провозглашенных Конституцией Республики Казахстан и международными актами, к которым присоединился Казахстан, а также их равное участие во всех сферах жизнедеятельности общества.

 

 

^ АНАЛИЗ СИТУАЦИИ

 

На начало 2005 года общая численность населения в республике составила 15 074,8 тыс. человек, в том числе женщин - 7 817,9 тыс. человек (51,9 96), мужчин - 7 256,9 тыс. человек (48,1 96). На 1 000 мужчин в среднем приходится 1 077 женщин.

Гендерный состав населения в возрасте от рождения до 24 лет свидетельствует о численном превосходстве мужчин, так как мальчиков рождается больше, чем девочек. Начиная с 25-летнего возраста, доля мужчин становится менее 50 % и далее, с увеличением возраста, все более уменьшается.

Средняя ожидаемая продолжительность жизни в Казахстане составляет 66,2 года, в том числе мужчин 60,6, женщин - 72,0 года. Женщины живут дольше мужчин на 11,3 года.

В силу сложившегося стереотипа распределения социальных ролей в реальной жизни женщины имеют меньше прав и возможностей, чем мужчины.

В настоящее время только четыре женщины назначены министрами, 8 - заместителями министров, 3 - председателями комитетов, 5 - заместителями акимов областей, 1 - акимом района. Среди заместителей акимов районов женщин 17 %, акимов сельских и поселковых округов -11 %, их заместителей -18 %. Нет женщин среди акимов областей и городов.

Отмечается некоторый рост числа женщин среди политических государственных служащих с 9,5 % в 2000 году до 10,3 % в 2004 году. При этом численность женщин во власти снижается в зависимости от высоты должностной ступени.

Уменьшается представительство женщин в Парламенте: с 11,2 % в 1999 году до 9,5 % в 2004 году. Меньше стало женщин в местных представительных органах: 19,2 % в 1999 году, 17,1 % в 2004 году, хотя число выдвинутых женщин - кандидатов в депутаты маслихатов увеличилось по сравнению с 1999 годом на 16 % и составило в 2004 году 1619 человек.

Женщины менее востребованы на рынке труда. Из обратившихся в 2004 году в службы занятости по вопросам трудоустройства работу получила лишь каждая шестая. Самые малые перспективы устройства на работу у женщин с высшим и средним специальным образованием в возрасте 45 лет и старше.

В настоящее время среди лиц, работающих по найму, женщины составляют почти половину. Но их заработная плата составляет лишь 61 % от зарплаты мужчин. Причина в том, что женщины, как правило, работают на более низкооплачиваемых должностях даже в таких традиционно «женских» отраслях, как здравоохранение и образование, где зарплата женщин составила в 2004 году соответственно 85 % и 81 % от зарплаты мужчин.

Не изжиты факты насилия в отношении женщин и их сексуальной эксплуатации.

Гендерные аспекты недостаточно учитываются в процессе принятия решений и формирования государственной политики.

Для обеспечения баланса возможностей мужчин и женщин Указом Главы государства в 1998 году создана Национальная комиссия по делам семьи и женщин при Президенте Республики Казахстан. Постановлением Правительства от 19 июля 1999 года № 999 был утвержден Национальный план действий по улучшению положения женщин в Республике Казахстан, который на сегодняшний день на 85 % уже выполнен.

В решении социально значимых проблем активное участие принимают около 300 неправительственных организаций и общественных объединений, работающих в области защиты прав и законных интересов семьи, женщин и детей, в числе которых 150 - женских.

В целях достижения равных прав и возможностей Глава государства поставил следующие задачи:

добиваться того, чтобы как можно больше женщин было представлено в органах власти на уровне принятия решений;

совершенствовать законодательство и сформировать институты обеспечения гендерного равенства, ускорить принятие Закона Республики Казахстан «О равных правах и равных возможностях мужчин и женщин», продолжить работу по обеспечению правовых механизмов защиты прав женщин;

создать условия для того, чтобы женщины активно включились в экономическую жизнь;

создавать экономические льготы и преференции для женщин, принимать меры по улучшению здоровья матери и ребенка, обеспечить существенное повышение правовых и социальных гарантий для женщин;

возрождать нравственные ценности, культивировать позитивный образ семьи и брака.

 

 

^ Сильные стороны

 

Казахстан является участником более 60 международных договоров по правам человека. Среди них Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин (далее - СИДО).

Высокая оценка отчета Казахстана по выполнению СИДО, данная Комитетом ООН по ликвидации дискриминации в отношении женщин.

Рост гражданской активности женщин, увеличение количества женских неправительственных организаций.

Поддержка Правительством Республики Казахстан кредитной линии для развития предпринимательства среди женщин.

Готовность Правительства Республики Казахстан включить интересы женщин в государственную политику.

Создание Национальной комиссии по делам семьи и женщин при Президенте Республики Казахстан, принятие Национального плана действий по улучшению положения женщин в Республике Казахстан и Концепции гендерной политики в Республике Казахстан.

Создание депутатской группы «Отбасы» («Семья») в Парламенте Республики Казахстан.

Создание сектора по защите прав женщин и детей в Национальном центре по правам человека.

Сотрудничество с международными организациями по вопросам гендерного равенства.

Начата гендерная экспертиза национального законодательства. Разработаны проекты законов Республики Казахстан «О равных правах и равных возможностях мужчин и женщин», «О бытовом насилии» и Стратегии гендерного равенства в Республике Казахстан на 2006-2016 годы.

 

 

^ Слабые стороны

 

Недостаточное осознание обществом необходимости гендерного равенства. Наличие устойчивых традиционных стереотипов о роли и месте женщины в обществе.

Слабая реализация политики гендерного равенства государственными органами. Несовершенство законодательной базы, отсутствие гендерно-ориентированного законодательства, формальное равенство мужчин и женщин. Недостаток эффективных механизмов достижения фактического равноправия мужчин и женщин.

Недостаточное взаимодействие государственных учреждений и неправительственных организаций, занимающихся проблемами защиты прав и законных интересов мужчин и женщин.

Женщины слабо представлены на уровне принятия решений в государственных органах и на высокооплачиваемых работах в различных сферах экономики.

Отсутствие системы государственного мониторинга реализации гендерной политики, а также гендерного анализа и гендерных индикаторов.

Недостаточные объемы и использование статистической информации.

 

 


Возможности

 

Государства - члены ООН взяли на себя обязательства по преодолению гендерного неравенства в своих странах.

Руководство страны активно способствует достижению подлинного гендерного равенства.

Возрастающий экономический рост и повышение благосостояния народа увеличивают возможности мужчин и женщин в реализации своих прав.

Создаются условия для изучения опыта различных стран по решению гендерных проблем.

Неправительственные организации активизируют свою деятельность по вопросам решения проблем гендерного равенства.

Устанавливаются контакты с национальными, региональными и международными организациями, занимающимися гендерными вопросами.

 

 

Угрозы

 

Очевидное меньшинство женщин во власти на уровне принятия решений снижает их возможности участвовать в создании справедливого социального общества.

Дискриминация женщин при приеме на работу, продвижении по карьерной лестнице, повышении квалификации, сокращении кадров и т.д.

Правовая неграмотность и правовой нигилизм значительной части населения.

Высокий уровень образования не гарантирует работающим женщинам-специалистам перспектив должностного роста.

Недостаток гендерного образования и гендерных знаний у населения, что снижает возможность реализации прав и законных интересов женщин и мужчин.

Преобладание женщин среди безработных и бедных.

Отсутствие механизмов применения в судах Конвенции ООН о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин затрудняет защиту их прав.

 

 

^ СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ

 

Объединение усилий государственных органов и всего казахстанского общества по реализации социально справедливой гендерной политики. В этих целях необходимо следующее:

повысить уровень правовой и политической культуры общества для самореализации граждан, а также обеспечения равенства полов во всех сферах жизнедеятельности, включая политику, социально-трудовые и семейные отношения;

добиться повышения гендерной чувствительности на всех уровнях разработки социально-экономической политики и принятия решений;

обеспечить соблюдение принципа равного партнерства между мужчинами и женщинами во всех сферах жизни (пропорциональность, паритетность и толерантность отношений);

предоставить временные дополнительные преимущества для представителей того пола, чьи интересы менее представлены в какой-либо сфере деятельности;

внедрить гендерные подходы в разработку, реализацию и контроль за исполнением национального законодательства, республиканских и местных бюджетов и государственных социально-экономических программ;

обеспечить совершенствование законодательства и формирование институтов гендерного равенства с целью реализации правовых механизмов защиты прав женщин и мужчин;

внедрить гендерные индикаторы и гендерную статистику, проводить обязательную гендерную экспертизу нормативных правовых актов, государственных планов и программ, учебников и учебных пособий.

 

 

^ СТРАТЕГИЯ ДЕЙСТВИЙ

Государственным органам необходимо усилить контроль за реализацией государственной гендерной политики:

во всех государственных структурах определить круг лиц, ответственных за формирование и реализацию государственной гендерной политики;

соблюдать гендерный баланс на уровне принятия решений;

учитывать гендерные аспекты в процессе принятия решений и формирования государственной политики;

обучать государственных служащих приемам работы по учету гендерных особенностей при разработке, реализации и оценке социально-экономических программ развития;

внедрить гендерные подходы в деятельность центральных и местных исполнительных органов;

ввести должности секретарей комиссий по делам семьи и гендерной политике при акимах областей, гг. Астаны и Алматы, занимающихся вопросами семьи и гендерной политики;

с целью обеспечения правовых механизмов защиты прав и законных интересов мужчин и женщин ускорить принятие законов Республики Казахстан «О равных правах и равных возможностях мужчин и женщин» и «О бытовом насилии»;

ввести норму об обязательной гендерной экспертизе всех действующих и разрабатываемых нормативных правовых актов с целью снижения социальных рисков и возможного ущерба, связанного с пренебрежением гендерной спецификой. В этих целях рассмотреть возможность применения дополнительных гендерных индикаторов, в том числе при формировании республиканского и местных бюджетов, а также при оценке деятельности центральных и местных исполнительных органов по реализации настоящей Стратегии. Принять меры по совершенствованию гендерной статистики.

 

 

^ РАЗДЕЛ 2. ДОСТИЖЕНИЕ ГЕНДЕРНОГО РАВЕНСТВА В ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЖИЗНИ

 

 

ЦЕЛЬ

 

Достижение равного (паритетного) представительства мужчин и женщин в органах исполнительной и представительной власти, процессах управления на уровне принятия решений.

 

 

^ АНАЛИЗ СИТУАЦИИ

 

В соответствии со статьей 33 Конституции Республики Казахстан «граждане Республики Казахстан имеют право участвовать в управлении делами государства».

По состоянию на 1 января 2005 года, на государственной службе состоят 49 713 женщин, или 57,4 % от общей численности госслужащих. В 2000 году их было меньше (54 %).

Доля женщин среди политических государственных служащих составляет 11 % (в 2000 году - 8,8 %), из них в центральных аппаратах - 9,7 % (в 2000 году - 9,5 %).

Численность женщин среди административных госслужащих увеличилась до 59,2 % (в 2000 году - 56,2 %), из них в центральных аппаратах - до 60,1 % (в 2000 году - 55,2 %). Такая же ситуация и в регионах.

В соответствии с Указом Президента Республики Казахстан от 4 декабря 2003 года № 1243 «О кадровом резерве государственной службы» в регионах создан резерв кадров для выдвижения на уровень принятия решений.

В ходе прошедших в 2003 году выборов в маслихаты был отмечен рост общественно-политической активности женщин. Кандидатами в депутаты были зарегистрированы 1484 женщины, или около 20 % от общего числа зарегистрированных. Из них победителями в острой конкурентной борьбе стали 568 женщин, или 17,1 % от общего числа избранных депутатов.

Для дальнейшего политического продвижения женщин Национальной комиссией по делам семьи и женщин при Президенте Республики Казахстан совместно с международными и неправительственными организациями за последние 3 года проведено более 1200 конференций, тренингов и семинаров во всех регионах страны.

 

 

^ Сильные стороны

 

Более высокий образовательный уровень женщин.

Участие женщин в политике составляет достойную конкуренцию мужчинам и способствует улучшению состояния дел в стране.

Присутствие женщин в управленческих структурах развивает более гибкие, ориентированные на постоянно меняющуюся ситуацию формы управления.

Женщины более исполнительны, аккуратны, коммуникабельны, проявляют больший интерес к людям и заботу о них.

Рост гражданской активности женщин, активизация деятельности женских неправительственных организаций.

 

 


^ Слабые стороны

 

Сохраняющиеся в обществе стереотипы о роли женщин в обществе, патриархальный подход к вопросам равенства полов.

Недостаток эффективных механизмов продвижения женщин.

Недостаточная поддержка инициатив женщин и женских организаций со стороны государственных органов.

Отсутствие у политических партий стратегий и программ продвижения женщин во власть.

Фрагментарная деятельность женских неправительственных общественных объединений, разобщенность усилий женских организаций, направленных на защиту интересов женщин.

Недостаток у женщин политического опыта.

 

 

Возможности

 

Возможность введения квот для женщин как временной меры для обеспечения более широкого их участия в исполнительной и представительной власти в соответствии с Конвенцией ООН о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин.

Взаимодействие с международными организациями по вопросам достижения равных возможностей для мужчин и женщин, повышения роли женщин в обществе.

Возможность изучения опыта развитых стран по вопросам политического продвижения женщин.

 

 

Угрозы

 

Формальное равенство мужчин и женщин не способствует демократии и дальнейшему развитию общества.

Незначительное число женщин во власти на уровне принятия решений снижает их роль в проведении реформ в стране.

Наличие общественных стереотипов и иррациональных предрассудков, которые не способствуют политическому продвижению женщин.

Недостаточная защита прав и законных интересов мужчин и женщин несет в себе угрозу достижению подлинного гендерного равенства.

Исполнение не на должном уровне законодательных актов и международных договоров, касающихся семьи, женщин и детей, как со стороны государственных органов, так и общественных объединений может снизить активность женщин и женских НПО в деле реализации своих прав во всех сферах жизнедеятельности общества.

 

 

^ СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ

 

Расширение возможностей и улучшение положения женщин, их всестороннее участие на основе равенства в общественно-политической жизни.

Внедрение действенных механизмов и временных мер для увеличения представительства женщин на уровне принятия решений.

Обеспечение гендерного равенства в органах управления при решении кадровых вопросов.

Принятие мер по повышению политического потенциала женщин и их политической активности в решении социальных проблем.

Продолжение практики подготовки и продвижения женщин-лидеров через школы лидерства и другие механизмы их обучения.

 

 

^ СТРАТЕГИЯ ДЕЙСТВИЙ

 

Добиваться 30-процентного представительства женщин во власти на уровне принятия решений в соответствии с требованиями Пекинской платформы действий по улучшению положения женщин (1995 г.). В этих целях:

выдвигать женщин на различные должности из утвержденного резерва кадров;

включить в должностные инструкции государственных служащих положения о недопустимости гендерной дискриминации при исполнении профессиональных обязанностей;

рассмотреть возможность принятия временных мер для выравнивания соотношения мужчин и женщин на руководящих постах (квотирование).

Продолжить практику обучения и подготовки женщин-политиков (центры, школы женского лидерства) при содействии международных организаций.

Развивать сотрудничество государственных органов с общественными объединениями и НПО, работающими в области защиты прав и интересов семьи, женщин, детей и мужчин.

Добиваться формирования партийных списков с учетом и соблюдением гендерного баланса при выдвижении женщин и мужчин на руководящие должности и в выборные органы как на республиканском, так и местном уровнях. Проводить просветительскую работу путем организации семинаров и тренингов как с руководителями партий, так и с женщинами, желающими заниматься политической деятельностью.

 

 

Индикаторы:

 

1. Наличие Закона Республики Казахстан «О равных правах и равных возможностях мужчин и женщин».

2. Количество женщин на руководящих должностях на уровне принятия решений.

3. Доля женщин в Парламенте.

4. Доля женщин в политике/политических партиях.

5. Наличие механизмов по продвижению женщин в государственных учреждениях.

 

 

^ РАЗДЕЛ 3. ДОСТИЖЕНИЕ ГЕНДЕРНОГО РАВЕНСТВА В ЭКОНОМИКЕ

 

 

ЦЕЛЬ

 

Достижение гендерного равенства в экономической сфере, дальнейшее развитие предпринимательства среди женщин, повышение конкурентоспособности женщин на рынке труда.

 

 

^ АНАЛИЗ СИТУАЦИИ

 

Благодаря внутренней стабильности, реализации Стратегии индустриально-инновационного развития, государственных программ возрождения села, развития малого бизнеса и снижения бедности в Казахстане создаются большие возможности для сокращения безработицы и обеспечения занятости мужчин и женщин.

Создана реально работающая рыночная экономика. Валовой внутренний продукт на душу населения увеличился за 10 лет почти в 4 раза и в 2004 году составил 2 700 долларов. К 2008 году прогнозируется удвоение этого показателя. Вклады населения в банках по своим объемам достигли почти 40 % республиканского бюджета. Сегодня Казахстан, по классификации Всемирного банка, входит в группу стран со средним уровнем дохода.

В настоящее время в экономике Казахстана занято 3,7 млн. женщин, что составляет 49 % от общего числа работающих.

Программа по снижению бедности в Республике Казахстан на 2003-2005 годы позволит к концу 2005 года по сравнению с началом 2003 года на 17,4 % снизить долю населения, имеющего доходы ниже прожиточного минимума, на 48,8 % - проживающего ниже черты бедности, с 9,3 % до 8,1 % - уровень безработицы.

Принят Закон Республики Казахстан «О микрокредитных организациях», который регулирует правовое положение и упрощает порядок создания этих организаций. За прошедшие 7 лет по Программе микрокредитования наименее обеспеченным гражданам выдано около 125 тыс. микрокредитов на общую сумму более 12 млрд. тенге.

В 2004 году в уполномоченные органы по вопросам занятости обратились за содействием в трудоустройстве 282 тыс. безработных, из них 142,8 тыс. женщин (51 %), в том числе женщин, проживающих в сельской местности, - 43,5 тыс. чел. (30 %). Трудоустроено 74,5 тыс. женщин (52 %), в т.ч. в сельской местности - 21,6 тыс. (50 %). 79,9 тыс. безработных женщин (59,5 % от общего числа) приняли участие в общественных работах.

В настоящее время женщины быстрее могут найти работу в нерегистрируемом секторе. Так называемое «самозанятое население» представлено в основном женщинами, для которых торговля - это единственный источник доходов и существования для всей семьи. Особенно велика доля самозанятости женщин в аграрном секторе, где она достигает 60 %.

Отраслевая и профессиональная дифференциация между мужчинами и женщинами значительно влияет на разницу в уровне оплаты труда. Высокий уровень заработной платы в отрасли приводит к увеличению в ней занятости мужчин и, соответственно, вытеснению женщин в те сферы деятельности, где оплата труда ниже.

Среднемесячная заработная плата женщин в 2004 году составила 21 тыс. тенге (160 долл. США). Наблюдается снижение соотношения средней заработной платы женщин и мужчин. Если в 1999 году у женщин она составляла 67,6 % от зарплаты мужчин, то в 2004 году - 61,7 %. Эта тенденция сохраняется даже в традиционно «женских» отраслях экономики (здравоохранение, образование, сфера социальных услуг, культура).

В 2004 году численность работников, занятых во вредных и других неблагоприятных условиях труда, составила 1340,4 тыс. человек, из них женщин - 528,6 тыс. человек (39,4 %).

Удельный вес женщин среди наемных работников на малых предприятиях составляет 34 %, доля фермерских хозяйств, возглавляемых женщинами, составляет 10 %.

Доля населения с доходами ниже прожиточного минимума составляет 19,8 %.

 

 

^ Сильные стороны

 

Целевое увеличение инвестиций в «человеческий капитал», которые по значимости не уступают инвестициям в экономическое развитие страны, является важнейшей предпосылкой экономической модернизации на перспективу и необходимым условием долгосрочного стратегического планирования, осуществляемого на основе принципа гендерного равенства.

Понимание руководством страны необходимости предотвращения любых форм дискриминации в отношении женщин.

Начатая Правительством Республики Казахстан поддержка отраслей, в которых преимущественно заняты женщины.

Поддержка Правительством Республики Казахстан кредитной линии для женщин-предпринимателей.

Рост активности женщин в экономике.

Создание и развитие женских неправительственных организаций, занимающихся экономическим продвижением женщин.

 

 

^ Слабые стороны

 

Неравномерность в распределении ресурсов между мужчинами и женщинами.

Женщины в силу ряда социальных, культурных особенностей и традиций оказались в более трудном положении, чем мужчины.

Женщинам труднее получить кредит, поскольку многие из них не обладают залоговым имуществом.

Более высокий уровень безработных среди женщин по сравнению с мужчинами и скрытая дискриминация при приеме на работу и увольнении.

Более высокий уровень бедности среди женщин по сравнению с мужчинами.

На женщин возложена основная часть неоплачиваемой домашней работы и у них остается меньше времени на карьеру, повышение квалификации, самообразование. Наше общество до сих пор не признает экономической ценности домашнего неоплачиваемого труда женщин, в том числе ухода за детьми.

Отсутствие гендерного подхода при составлении бюджета.

Отсутствие гендерного анализа и гендерных индикаторов, фиксирующих результаты осуществления гендерной политики в экономике.

 

 

Возможности

 

Принимаемые руководством страны меры по экономическому продвижению женщин и разработка государственной политики по данному вопросу.

Поддержка международными организациями процессов достижения равных возможностей для мужчин и женщин.

Активизация деятельности неправительственных организаций по вопросам экономического продвижения женщин.

Возможность подготовки специалистов за рубежом и в странах СНГ в рамках различных соглашений.

Установление контактов с национальными, региональными и международными организациями, занимающимися вопросами экономического продвижения женщин.

Расширение возможностей женщин в получении кредитов. Обучение женщин новым навыкам и специальностям, которые будут востребованы в высокооплачиваемых производственных сферах.

 

 


Угрозы

 

У мужчин риск бедности высок среди безработных, одиноких пенсионеров и инвалидов. Группу риска в отношении бедности у женщин составляют одинокие матери, женщины-инвалиды, матери, имеющие на содержании детей-инвалидов, и безработные.

Более слабые конкурентные позиции женщин проявляются, в первую очередь, в их сконцентрированности в низкооплачиваемых отраслях. Усугубляет бедность работающих женщин неравномерное распределение мужчин и женщин по отраслям экономики и профессиям, а также позициям и должностной иерархии.

Высокий уровень образования не гарантирует работающим женщинам-специалистам перспектив должностного роста.

Экономические права мужчин и женщин не имеют механизмов реализации в силу отсутствия необходимого правосознания у широких слоев граждан республики. Именно этот фактор ограничивает возможность появления и рассмотрения исков по нарушению экономических прав.

Отсутствие исследований и информационных кампаний по проблемам борьбы с дискриминацией в отношении женщин в области занятости.

В условиях безработицы женщины подвержены большей опасности сексуальных домогательств и дискриминации, в том числе и на рабочем месте.

 

 

^ СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ

 

Координация и развитие межсекторального сотрудничества для расширения взаимодействия усилий государства и гражданского общества по введению и обеспечению контроля за созданием гендерноориентированной, справедливой социальной и экономической ситуации в стране.

Использование гендерного подхода в процессе составления бюджетов всех уровней. Обучение специалистов разработке гендерных бюджетов и организации контроля за их исполнением. Анализ смет расходов с точки зрения ожидаемых последствий преодоления гендерного неравенства.

Разработка гендерной составляющей стратегического прогноза социально-экономического развития страны. Анализ вклада мужчин и женщин в экономические результаты проводимой макроэкономической политики.

Проведение мониторинга гендерной сбалансированности занятости во всех отраслях экономики. Повышение уровня занятости на основании принципов гендерного равенства. Снижение уровня безработицы.

Оптимизация методов реструктуризации экономики в интересах снижения безработицы и преодоления гендерной асимметрии на рынке труда, связанной с доминирующей феминизацией занятости в наименее престижных и низкооплачиваемых областях производства.

Разработка механизма проведения гендерной экспертизы (экономической, социальной и юридической).

Выравнивание уровня оплаты труда между отраслями экономики и снижение различий в характере и оплате труда между женщинами и мужчинами с безусловным соблюдением требований равной оплаты за равный труд. Анализ макроэкономических последствий неоплачиваемой работы мужчин и женщин в рамках социального воспроизводства.

Обеспечение равных возможностей на рынке труда и содействие занятости женщин.

Принятие программ по обеспечению равного доступа сельским женщинам к экономическим ресурсам.

Экономическое и правовое просвещение всех слоев населения.

 

 

^ СТРАТЕГИЯ ДЕЙСТВИЙ

 

Рассмотреть вопрос о присоединении Казахстана к конвенциям Международной организации труда «О равном обращении и равных возможностях для трудящихся мужчин и женщин: трудящиеся с семейными обязанностями» и «О минимальных нормах социального обеспечения».

Разработать мероприятия, направленные на выполнение целей развития тысячелетия, способствующих:

повышению конкурентоспособности женщин на рынке труда с применением системы поддержки (консультации, помощь в обучении и трудоустройстве);

дальнейшему развитию предпринимательства и самозанятости среди женщин;

профессиональной переподготовке женщин, обучению администрированию и управлению бизнесом. При этом учеба будет сконцентрирована на следующих темах: бизнес-менеджмент, воспитание уверенности в себе и повышение профессиональной компетентности.

Создать широкую сеть центров экономического образования, совершенствовать меры по развитию малого и среднего бизнеса путем финансовой поддержки предпринимательства, широкого развития консультационных и маркетинговых услуг.

Разработать механизмы по вовлечению женщин в бизнес и содействию в дальнейшем развитии созданных ими предприятий. Потребности женщин в труде учитывать при проведении дальнейших преобразований в экономике. Особое внимание уделять развитию занятости женщин в сельском хозяйстве, в том числе в сфере переработки сельхозпродукции.

Создать систему гарантий по достижению гендерного равенства при продвижении по службе и условия для сочетания успешной карьеры с домашними обязанностями и воспитанием детей.

Разработать меры по поддержке женщин и мужчин, занимающихся уходом за детьми и их воспитанием, а также механизмы привлечения мужчин к уходу за детьми.

Совершенствовать механизмы и повысить роль социального партнерства в решении вопросов гендерного равенства. Применять различные методы при проведении анализа и изучении ситуации в трудовых коллективах, на рабочих местах для обеспечения волеизъявления работников, администрации и профсоюзов: собрания, сборы предложений по соблюдению равных возможностей женщин и мужчин, письменные выражения ими своих мнений и идей.

Обучать больше девушек и женщин техническим специальностям.

Создать условия для развития социально ориентированного предпринимательства с учетом гендерных аспектов, направленного на:

усиление гуманитарной мотивации трудовой деятельности и самого бизнеса, вложение инвестиций в «человеческий капитал»;

распространение и развитие семейного бизнеса, укрепляющего институт семьи. Создание широкой сети рабочих мест «на дому» со свободным графиком работы и новыми формами разделения труда;

вытеснение силовых и командных методов решения проблем в сфере управления бизнесом экономическими методами с развитием социального партнерства и духа взаимопомощи.

Проводить специальные обследования с целью выявления причин гендерного неравенства в разных отраслях и на разных уровнях руководства экономикой.

Составлять прогноз экономической активности населения с учетом гендерной специфики отдельных регионов и секторов производства, а также данных мониторинга бедности.

Составлять прогнозный расчет потребности в специалистах для экономики Казахстана с учетом гендерного аспекта.

Совершенствовать законодательную и нормативную базу по режиму и охране труда с учетом гендерного аспекта, внедрять и расширять гибкие формы занятости, улучшать условия труда. Особые нормы заложить для беременных женщин и женщин, имеющих детей.

Реализовывать мероприятия, направленные на улучшение условий труда, с учетом гендерной специфики, обеспечивать контроль за их проведением.

Рассмотреть возможность субсидирования обязательных пенсионных взносов в пользу работающих по найму женщин, находящихся в отпуске по уходу за ребенком.

 

 

Индикаторы:

 

1. Доля женщин, владеющих землей, в общей численности населения.

2. Численность получивших кредиты на приносящую доход деятельность, всего, в т.ч. мужчин, женщин, город-село.

3. Количество зарегистрированных предприятий, собственниками которых являются женщины.

4. Доля мужчин и женщин в формировании валового внутреннего продукта (ВВП).

5. Численность населения, обратившегося в органы по трудоустройству, всего, в т.ч. мужчин, женщин.

6. Численность самостоятельно занятых мужчин и женщин.

7. Численность занятых в сельскохозяйственном производстве, всего, в т.ч. мужчин, женщин.

8. Соотношение заработной платы мужчин и женщин в разрезе город-село.

9. Количество вновь созданных рабочих мест в сельской местности, всего, в т.ч. для мужчин, женщин.

10. Уровень безработицы среди мужчин и женщин в разрезе по возрасту, город-село.

11. Длительность безработицы среди мужчин и женщин.

12. Доля населения с доходами ниже стоимости продуктовой корзины, всего, в т.ч. мужчин, женщин, город-село.

13. Численность лиц, проживающих за чертой бедности, всего, в т.ч. мужчин, женщин.

14. Доля женщин на оплачиваемых рабочих местах в сферах труда, не связанных с сельским хозяйством.

15. Численность получателей социальных выплат (пенсий, пособий, их средний размер), всего, в т.ч. мужчин, женщин.

16. Количество домохозяйств во главе с одним кормильцем в разрезе по полу.

 

 





rabochaya-programma-disciplini-algoritmi-i-sredstva-cifrovoj-obrabotki-signalov-dlya-specialnosti-22-01-00.html
rabochaya-programma-disciplini-analiticheskaya-himiya-naimenovanie-disciplini-modulya-napravlenie-podgotovki-260200-produkti-pitaniya-zhivotnogo-proishozhdeniya.html
rabochaya-programma-disciplini-analiz-finansovo-hozyajstvennoj-deyatelnosti-predpriyatij-neftyanoj-i-gazovoj-promishlennosti.html
rabochaya-programma-disciplini-analiz-ved-rekomenduetsya-dlya-napravleniya-podgotovki-080100-ekonomika.html
rabochaya-programma-disciplini-anatomiya-napravlenie.html
rabochaya-programma-disciplini-anglijskij-yazik-moskva.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/bc-zeleneckogo-belkin-r-s-kriminalistika-problemi-segodnyash-nego-dnya-zlobodnevnie-voprosi-rossijskoj-krimi-nalistiki.html
  • desk.bystrickaya.ru/otbor-celevih-rinkov-v-b-bobrova-obshaya-redakciya-i-vstupitelnaya-statya.html
  • report.bystrickaya.ru/guk-r-obshaya-shema-ili-ideya-nastoyashego-sostoyaniya-estestvennoj-filosofii-nauchnoe-nasledstvo-est-nauchn-seriya-m.html
  • nauka.bystrickaya.ru/voprosi-k-gosudarstvennomu-ekzamenu-po-nemeckoj-literature.html
  • essay.bystrickaya.ru/doklad-municipalnogo-obrazovatelnogo-uchrezhdeniya-dopolnitelnogo-obrazovaniya-detej-detskaya-ekologo-biologicheskaya-stanciya-gorodskogo-okruga-gorod-salavat-respubliki-bashkortostan.html
  • institut.bystrickaya.ru/tema-3-mirovie-informacionnie-resursi-i-ih-ispolzovanie-tema-osnovnie-termini-i-ponyatiya-disciplini-3-tema-informaciya-i-biznes-8.html
  • shpora.bystrickaya.ru/zakonomernosti-krovosnabzheniya-i-innervacii-organov.html
  • abstract.bystrickaya.ru/39-povest-karamzina-natalya-petrovskaya-epoha-shpargalka.html
  • letter.bystrickaya.ru/novosti-pr.html
  • lesson.bystrickaya.ru/osobennosti-ustrojstva-myasnogo-ceha-predpriyatij-obshestvennogo-pitaniya.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/skorost-himicheskoj-reakcii-himicheskoe-ravnovesie-rekomendacii-po-vipolneniyu-laboratornih-rabot-4-osnovnie-ponyatiya.html
  • tests.bystrickaya.ru/lotman-yu-m-struktura-hudozhestvennogo-teksta.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/ocenka-prigodnosti-dobavok-diopsida-v-proizvodstve-stroitelnogo-kirpicha-na-os-nove-novomaltinskogo-suglinka.html
  • studies.bystrickaya.ru/lermontov-pesn-pro-carya-ivana-vasilevicha-molodogo-oprichnika-i-udalogo-kupca-kalashnikova.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/plan-vvedenie-ponyatie-zdorove-ego-soderzhanie-i-kriterii-valeologiya-nauka-o-zdorove-i-zdorovom-obraze-zhizni-stranica-3.html
  • occupation.bystrickaya.ru/nedostayushaya-teoriya-yu-v-mazurin-nikola-tesla-slavyanskij-genij.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/nachalnik-otdela-po-upravleniyu-imushestvom-shablikinskogo-rajona-orlovskoj-oblasti.html
  • institut.bystrickaya.ru/tema-1-predmet-celi-zadachi-principi-i-metodi-specialnoj-pedagogiki-i-specialnoj-psihologii-2-chasa.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-proizvodstvennoj-professionalnoj-praktiki-specialnost-050501-professionalnoe-obuchenie-po-otraslyam-specializaciya-tehnicheskoe-obsluzhivanie-i-remont-avtomobilnogo-transporta.html
  • literature.bystrickaya.ru/doklad-na-mezhdunarodnoj-konferencii-eurodisplay-2007.html
  • occupation.bystrickaya.ru/normirovanie-shuma-avtomobilya-chast-3.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/poza-rebenka-proektov-centra-lechebnoj-pedagogiki-moskva-vse-lyudi-mogut-uchitsya.html
  • studies.bystrickaya.ru/byudzhet-vidi-byudzhetnoj-politiki-gosudarstva.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/socialnaya-filosofiya-stranica-20.html
  • pisat.bystrickaya.ru/tv-kovaleva-aa-lunyova-yu-s-stepanov-redakcionnaya-kollegiya.html
  • student.bystrickaya.ru/22-spornie-voprosi-metodologii-ritoricheskogo-obrazovaniya-a-p-skovorodnikova-2-voronezhskaya.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/publichnij-otchyot-direktora-shkoli-za-2010-2011-uchebnij-god-sankt-peterburg-stranica-4.html
  • textbook.bystrickaya.ru/kak-upravlyat-lyudmi-poesy-book-how-to-manage-people-krasnodar-2011-krasnodar-royalti-royalty-stranica-5.html
  • essay.bystrickaya.ru/chto-ne-obyasnyaet-gumilev-glazami-postoronnego.html
  • urok.bystrickaya.ru/programma-disciplini-strategicheskie-kompetencii-menedzhera-dlya-specialnosti-080504-65-gosudarstvennoe-i-municipalnoe-upravlenie.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/severnij-gosudarstvennij-medicinskij-universitet-dajdzhest-upominaemosti-vuzov.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/sovremennoe-sostoyanie-notariata-v-rossijskoj-federacii-i-problemi-ego-reformirovaniya.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/pravila-sostavleniya-i-znachenie-otcheta-o-dvizhenii-denezhnih-sredstv.html
  • znanie.bystrickaya.ru/aleksandr-belousenko-belousenkoyahoo-com-28-yanvarya-2003-stranica-8.html
  • klass.bystrickaya.ru/5-sozdanie-makrosov-uchebnoe-posobie-rpk-politehnik-volgograd.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.