.RU

Распоряжение от 14 ноября 2008 г. N 491-рп о стратегии социально-экономического развития ханты-мансийского автономного округа югры до 2020 года - страница 3



Потенциальные угрозы для округа определяются высокой зависимостью окружной экономики от конъюнктуры мирового рынка нефти и федеральной политики недропользования; постепенным переходом многих разрабатываемых месторождений в стадию истощения; миграцией значительных капиталов за пределы округа; ухудшением качества природной среды. На нейтрализацию действия этих факторов и обращены мероприятия данной Стратегии.


Рис. 8. Сопоставление показателей инновационного развития автономного округа и России


Рисунок не приводится.


2. Основные проблемы

(экономические и пространственные диспропорции развития)


Первая группа проблем, стоящих перед округом, связана с недостаточно предсказуемой глобальной экономической динамикой, рисками и неустойчивостью, которые генерирует мировая экономика. Округу предстоит адаптироваться к новым условиям усиливающейся глобальной конкуренции, растущему доминированию Китая, Индии, стран Азиатско-Тихоокеанского региона в мировой экономике; угрозам, связанным с деятельностью глобальных террористических сетей, с массовыми эпидемиями среди людей и животных; эффективно противостоять этим угрозам, предпринимая дорогостоящие меры безопасности и контроля. В настоящее время крайне узкий перечень видов экономической деятельности округа имеет международную сертификацию, удовлетворяет международным стандартам качества, экологичности и безопасности. Крайне незначительны объемы ежегодно привлекаемых в округ прямых иностранных инвестиций. Ничтожна доля ненефтяного экспорта.

Вторая группа проблем связана с диспропорциями внутри финансовой системы региона. Речь идет о неоптимальных соотношениях между объемами внебюджетных инвестиций и ВРП, сбережениями населениями и инвестициями в экономику округа, между удельным весом в ВРП доходов и расходов консолидированного бюджета. По этим причинам инвестиционная нагрузка на окружной бюджет значительна и составляет около трети его расходов.

Несмотря на усилия Правительства округа по привлечению внешних инвесторов, которым предоставляются налоговые льготы, компенсации процентов за кредиты, бюджетные кредиты, недвижимость и другое имущество, находящееся в собственности автономного округа, ненефтяные стратегические инвесторы в округе пока не появились.

Не развиты финансовые институты, обеспечивающие трансформацию сбережений населения округа в капитал. Сбережения населения, которые, по оценкам экспертов, составляют около 60 - 70 млрд. рублей, в настоящее время слабо участвуют в инвестиционном процессе в округе. Лишь в самое последнее время удалось привлечь средства населения в жилищное строительство за счет ипотечного кредитования. Однако расходы на приобретение недвижимости составляют пока в общих расходах населения менее 1%, и ввиду высоких доходов жителей округа (по сравнению со среднероссийскими показателями) здесь существует значительный потенциал роста. Доля платных услуг, например, в здравоохранении округа составляет лишь 5%, в России - более четверти.

Третья группа проблем связана с деятельностью нефтегазового сектора экономики округа. После 40 лет интенсивной промышленной эксплуатации (рис. 9 - не приводится) большинство крупных и гигантских нефтяных месторождений находится в стадии падающей добычи, 70% запасов нефти относится к категории трудноизвлекаемых. Несоблюдение недропользователями объемов и сроков проведения геологоразведочных работ оборачивается многолетним отставанием работ по воспроизводству минерально-сырьевой базы. Начиная с 1998 года прирост запасов практически все годы не компенсирует добычу нефти (рис. 10 - не приводится).


Рис. 9. Динамика добычи нефти в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре


Рисунок не приводится.


Рис. 10. Динамика соотношения нефтедобычи и прироста запасов в автономном округе


Рисунок не приводится.


С 2002 года происходит снижение затрат на геологоразведочные работы. Система государственного контроля, в том числе и со стороны региональных органов власти, за соблюдением лицензионных договоров и система реагирования контролирующих органов на эти нарушения несовершенна, разбалансирована. Имеются разногласия между окружной властью и компаниями-недропользователями в вопросах развития геологоразведочных работ и воспроизводства выбывающих запасов нефти.

Существует проблема сбора и утилизации попутного нефтяного газа ввиду низкой стоимости газа (по сравнению с затратами на его подготовку и утилизацию), монополизации рынка транспорта, переработки, сбыта попутного нефтяного газа, наличия внутри технологической цепочки собственников, руководствующихся различными интересами. Объем газа, ежегодно сжигаемого в факелах, за десять лет вырос с 4,3 до 7,8 млрд. м3, что эквивалентно 7 млн. т нефти. По оценкам, цена сжигаемого на факелах попутного нефтяного газа - миллиард долларов в год. Загрязняющие выбросы в атмосферу исчисляются тысячами тонн.

К этой группе проблем непосредственно примыкают вопросы энергетической безопасности сел и поселков как важнейший современный вызов для округа. Территория, обладающая целым спектром собственных источников тепла и энергии, ежегодно завозит для местного тепло- и энергообеспечения тысячи тонн угля и нефтепродуктов за тысячу километров, тратит на эту процедуру сотни миллионов рублей. В условиях глобального дефицита энергии неиспользование, невовлечение в народнохозяйственный оборот местных источников котельного, печного и моторного топлива является недопустимой роскошью. В современном мире энергия не бывает лишней.

Смысл новой энергетической политики округа должен состоять не только в централизации энергоснабжения малых и средних сел, но в обязательном экономном и эффективном вовлечении в каждом селе местных, резервных, альтернативных источников тепла и энергии. Окружная власть должна взять на себя обязательства по решению этой проблемы - не как рутинной, мелкой проблемы малой коммунальной энергетики, но как крупной проблемы энергетической безопасности местных сообществ. Для этого необходимо всемерно поощрять творческие, новаторские наработки малого и корпоративного бизнеса Югры и России, структур гражданского общества, иностранных инвесторов.

Другой важнейший элемент новой энергетической политики округа состоит в мерах, направленных на радикальное улучшение энергоэффективности местной экономики и мерах по энергосбережению. Для этого в округе будут внедрены новые технологические решения в производственной, коммунальной и бюджетной сферах, приняты новые технические регламенты, установлены жесткие санкции за нарушение местных (более строгих, чем федеральные) нормативов расходов энергоносителей, федерального и местного экологического законодательства.

Четвертая группа проблем округа - экологические - связана с высоким техногенным воздействием на три составляющих биосферы - воздушную, водную и земельную. Автономный округ на протяжении последних лет занимает печальное лидерство в Российской Федерации по объему выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух от стационарных источников, в основном за счет сжигания нефтяного попутного газа.

Неблагополучное состояние поверхностных вод и несоответствие качества воды в источниках питьевого водоснабжения установленным санитарным нормам и правилам, нарастающие ограничения в запасе качественной питьевой воды объясняются воздействием нефтегазодобывающей инфраструктуры и сбросом загрязненных сточных вод от населения автономного округа.

Негативное воздействие нефтегазодобычи не ограничивается площадями, предоставляемыми под промышленные объекты. Значительная часть нарушений происходит за пределами границ отвода - это механическое повреждение почвенно-растительного покрова в результате несанкционированного проезда техники, захламление территории порубочными остатками и строительными отходами, загрязнение нефтепродуктами, буровыми растворами и минерализованными водами в результате аварий на нефтепромысловом оборудовании. Площадь земель, загрязненных нефтью и нефтепродуктами, на территории округа составляет около 35 тыс. га.

Ежегодно увеличивается количество аварийных ситуаций на предприятиях нефтегазодобычи, прежде всего связанных с внутренней и внешней коррозией изношенных трубопроводов (многие из которых эксплуатируются уже более 30 лет), что приводит к загрязнению земель нефтепродуктами, минерализованными водами.

Экологические проблемы округа существенно усугубляются ввиду отсутствия регламентов во многих новых видах деятельности (например, производство пеллет, ДСП-плиты, безопасность туристов и др.), значительного несоответствия действующих норм и правил природопользования, многие из которых уцелели еще с советского времени, реальным современным условиям округа (например, до сих пор не разработаны СНИПы по зимникам), а также частой неадекватностью уже российских норм и правил специфическим условиям округа (например, российский порядок исчисления лесосек для заболоченной территории округа не приемлем - запас древесины на гектар, который должен учитываться при расчете лесосеки, по мнению экспертов, здесь должен быть в два раза больше).

Пятая группа проблем связана со слабой диверсификацией структуры экономики округа, на долю топливно-энергетического комплекса приходится 95% промышленного производства.

Одно из проявлений слабой диверсификации местной экономики - неразвитость местной стройиндустрии, производства стройматериалов. Неотложна задача замещения ввоза строительных материалов собственным их производством. В округе разведаны месторождения известняка, однако местного цементного производства для их использования при производстве бетонных и железобетонных изделий нет. Потребность в щебне удовлетворяется исключительно за счет завоза из других регионов. Листовое стекло в полном объеме завозится из ОАО "Саратовстекло", ОАО "Борский завод", ОАО "Салаватстекло".

Несмотря на значительные усилия, дефицит мощностей по глубокой и высокотехнологичной переработке древесины сохраняется и сегодня. В последнее десятилетие общее число работников сельского хозяйства уменьшилось почти в четыре раза, в три раза сократилось поголовье скота, в два раза производство молока и мяса. В этой связи уровень самообеспеченности округа по основным продовольственным группам (свежее молоко, парное мясо, яйцо) резко снизился.

В автономном округе сформирован и достаточно динамично развивается рынок платных услуг, оказываемых населению. Значительную часть социально значимых услуг, таких как услуги образования (в том числе профессионального образования), медицинские услуги, население приобретает на территории автономного округа. Другую часть услуг (санаторно-курортное лечение, услуги туризма и т.д.) население вынуждено приобретать за пределами автономного округа. Динамика темпов роста объемов платных услуг в автономном округе ниже темпов роста доходов населения. Кроме того, потенциал экономической деятельности в сфере бытовых услуг в Югре пока не реализован даже на 50%. Потребности и платежеспособность жителей намного превосходят существующие предложения по спектру бытовых услуг. Необходимо развивать новые виды бытовых услуг, продолжить создание условий для развития частного бизнеса, осуществлять подготовку кадров для сферы услуг.

Шестая группа проблем связана с недостаточным развитием наукоемкого малого бизнеса в ключевых отраслях окружной экономики. Современный малый бизнес округа приурочен к строительству, торговле, операциям с недвижимостью, предоставлению услуг, отчасти промышленности. В нефтедобыче, глубокой лесопереработке, производственных услугах для нефтегазовых, лесозаготовительных и лесоперерабатывающих компаний, агросервисе его присутствие незначительно. В округе мало собственных структур, оказывающих интеллектуальные услуги для предприятий базового сектора экономики - проектные работы, консалтинговые услуги, обеспечивающие автоматизацию бизнес-процессов и др. Малые и средние предприятия округа мало вовлечены во внешнеэкономическую деятельность.

В округе нет собственных научных подразделений, которые занимались бы исследованиями в области геологии (кроме геологии углеводородных месторождений), новых технологий в строительстве, энергетике, деревообработке. Нет системы коммерциализации новых знаний. Слабо налажено научно-техническое творчество молодежи. Доля НИОКР в общем объеме финансирования программ округа в 2006 году составляла 0,01%, а обучающих мероприятий в них и вовсе не содержалось. Но и от реализованных НИОКР отдача для реальной экономики округа очень слабая.

Седьмая группа проблем - инфраструктурные, отчасти унаследованные от прошлого периода развития округа. Дорожная сеть, транспортная инфраструктура округа создавались для целей удобного вывоза из него продукции союзной специализации и завоза в обособленные промплощадки основных факторов производства для нефтедобычи и лесозаготовок. После обретения статуса субъекта Российской Федерации в 1992 году исключительно внешне обращенная конфигурация дорожной сети, усеченная местная транспортная и коммуникационная инфраструктура стали тормозом полноценного развития округа. Несмотря на интенсивное строительство автодорог, сегодня более половины населенных пунктов не имеют постоянной транспортной связи.

Провозная способность железнодорожной линии на Новый Уренгой практически исчерпана, недостаточно развита инфраструктура Сургутского отделения, на ряде раздельных пунктов отсутствует соответствующая станционная инфраструктура, часть объектов инфраструктуры и подвижного состава имеют износ до 90%.

Около 70 сельских поселений не имеет централизованного электроснабжения. Главные проблемы развития централизованной энергетики округа связаны с острым дефицитом пропускной способности сетей, особенно для передачи энергии на длинные расстояния; резким несоответствием между генерирующими мощностями, которые загружены лишь на 50% своего потенциала, и предельной загрузкой энергосетей.

Округ имеет более низкий, чем в среднем по России, уровень жилищной обеспеченности - 18,1 кв. м на одного жителя (в среднем по России - 20,2). Доля ветхого, аварийного и экологически неблагоприятного жилищного фонда, которое образовалось в округе не в результате отсутствия нового жилищного строительства или естественного старения жилищной застройки, но ввиду временного характера его освоения в 1960 - 1980-е годы, превосходит среднероссийский уровень.

Очень медленно переходит на новые технологии коммунальная сфера: значительная часть поселковых котельных архаична и неэффективна, характеристики теплозащиты жилых зданий низкие, обеспеченность населения и бюджетных учреждений приборами учета потребления тепловой энергии недостаточная.

Темпы внедрения новых информационных технологий, технологий высокоскоростной широкополосной связи, особенно в глубинных районах и поселениях округа, недостаточные. Только треть учителей школ округа владеют новыми информационно-коммуникационными образовательными технологиями.

Восьмая группа проблем - социальные проблемы и контрасты, унаследованные от прошлого индустриального периода освоения округа. Система образования - та, которая была создана еще в советские годы, - не вполне учитывает приоритетные потребности экономики округа, в последнее десятилетие испытывала сильное влияние создаваемых здесь филиалов вузов других регионов России. Основные проблемы окружного здравоохранения связаны с недостаточной развитостью "малых" форм предоставления медицинских услуг - институты общеврачебной практики, семейного врача. В сфере культуры за годы реформы глубина различий между оснащенностью библиотеками, клубами, кинотеатрами городской и сельской местности увеличилась.

В целях совершенствования государственной системы социальной службы автономного округа в 2006 - 2007 годы произведена реорганизация учреждений социальной защиты автономного округа. Создана вертикально-интегрированная система управления отраслью.

Деятельность учреждений направлена на создание более эффективной работы, расширение перечня оказываемых социальных услуг, что способствует повышению уровня доступности социальных услуг и оказания социальной защиты населению автономного округа.

Объективные причины контрастов экономических и социальных индикаторов (например, среднемесячной заработной платы работников) в нефтегазовых восточных муниципальных образованиях и агропромысловых западных - естественная неравномерность размещения нефтяных месторождений на территории округа. В последние годы глубина различий между ними увеличивается. Наиболее экономически проблемными территориями являются Кондинский, Березовский и Белоярский районы, имеющие низкие показатели практически по всему кругу экономических и социальных индикаторов.

Проблемы общей безработицы (по методологии МОТ) (рис. 11 - не приводится), нелегальной миграции иностранной рабочей силы, недостаточно эффективного профессионального образования и переобучения можно объединить как проблемы регионального рынка труда, весьма специфичного, слабо конкурентного и функционирующего со значительным трением.


Рис. 11. Динамика зарегистрированной безработицы в автономном округе и России


Рисунок не приводится.


Округ сталкивается с растущей нехваткой квалифицированных кадров, в том числе и кадров рабочих специальностей . В нефтегазовом, лесном, рекреационном комплексах, социальной сфере прослеживается недостаток кадров высшей квалификации, остро необходима местная система переподготовки кадров среднего звена, подготовка кадров рабочих профессий. Местная система образования и система внешних связей округа (меры эффективной иммиграционной политики, программы переобучения, повышения квалификации, передачи опыта и др.) недостаточно работают на решение этой проблемы. Многие крупные и средние предприятия округа устранились от процесса обучения и переподготовки кадров: не участвуют в создании программ обучения, не лоббируют создание "нужных" им специальностей, не принимают молодежь на стажировку, не направляют на повышение квалификации своих сотрудников и т.д. Окружные социальные программы предусматривают строительство учреждений образования, здравоохранения, культуры вне увязки обеспечения жильем работающих/привлекаемых сюда молодых специалистов.

--------------------------------

Согласно опросам самые востребованные в округе профессии - плотник, арматурщик, инженер капитального ремонта скважин, по глинистым растворам, по проектно-сметной работе.


Значительный рост прибытия в округ на работу граждан СНГ не сопровождается выработкой специальной политики по адаптации новых иностранных работников (адаптационный центр и другие мероприятия), хотя потребность в ней, видимо, в прогнозный период будет усиливаться.

Географические и климатические условия автономного округа - равнинность территории, избыточность атмосферных осадков, большие разливы рек весной, приводящие к избыточному увлажнению почвы и образованию болот, которыми занята значительная часть территории, отрицательная среднегодовая температура формируют девятую группу проблем, связанную с издержками жизнедеятельности, повышенными расходами на проживание населения, обеспечение необходимого уровня жилищно-коммунальных и социальных услуг и инфраструктурную обустроенность.

Решение указанных проблем требует согласованных действий Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и Правительства Российской Федерации, органов местного самоуправления округа, институтов гражданского общества, крупных ресурсных корпораций, других организаций и учреждений, работающих на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, в интересах обеспечения максимально эффективного использования производственно-технического потенциала, природных и человеческих ресурсов.


3. Сценарии (варианты) развития автономного округа


Альтернативные пути долгосрочного развития округа раскрываются в трех сценариях (инерционный, энергосырьевой и инновационный), которые различаются характером гипотез, принятых при формировании прогнозных тенденций социально-экономического развития (внешними и внутренними факторами - изменение федеральной политики, динамика конъюнктуры мировых рынков энергоносителей, поведение ресурсных корпораций, структурные сдвиги экономики самого округа). Во всех сценариях экономические показатели округа в прогнозируемой перспективе будут определяющим образом зависеть от динамики развития ТЭКа, доля которого в структуре ВРП сохранится на уровне 40 - 50%, и округ, безусловно, сохранит свою локомотивность в национальной экономике (рис. 12 - не приводится).


Рис. 12. Сценарии развития автономного округа


Рисунок не приводится.


Инерционный сценарий


Сценарий базируется на гипотезе негативного действия всех внешних и внутренних факторов. Для инерционного варианта характерны минимальные темпы роста национальной экономики, минимальная среди всех вариантов мировая цена на нефть, максимальные уровни инфляции в России, минимальная численность населения округа, значительное сокращение трудоспособного населения, максимальные темпы его старения.

В результате округ теряет свои позиции в экономике России по объемам экспорта и налоговых поступлений в консолидированный бюджет Российской Федерации, подушевым реальным доходам среди регионов России. При этом сценарии развития округ будет отставать от России по темпам роста объема строительных работ, в том числе строительства жилых домов, грузооборота, объема платных услуг населению. Торможение динамики экономического развития значительно усилится в прогнозный период.

Резкое ухудшение условий эксплуатации основных месторождений нефти и газа приведет к сокращению добычи нефти к 2020 году до уровня 220 млн. тонн. В электроэнергетике не удается повысить эффективность, коэффициент полезного действия основных агрегатов, радикально сократить потери в сетях. В округе сохранятся зоны теплоэнергоснабжения, зависящие от ежегодного дорогостоящего завоза котельного угля и дизельного топлива для малых электростанций. В лесопромышленном комплексе продукция плитного производства, первичной переработки ввиду ожесточенной конкуренции с соседними регионами не находит рынков сбыта. Горнорудный комплекс Приполярного Урала по сути не получает дальнейшего развития, товарная продукция здесь не превосходит 30 - 40 млн. долл.

Масштабы строительства жилья и социальной инфраструктуры, промышленных объектов и транспортных коммуникаций незначительные. Развитие сектора услуг не компенсирует выбытие занятых в базовой отрасли. Количество туристов в округ не превосходит 280 тысяч человек.

Инерционное развитие экономики округа влечет снижение подушевых реальных доходов, рост безработицы по методологии МОТ до 10% и образование не отдельных точек, а зон депрессии не только в агропромысловых западных, но и старопромышленных нефтедобывающих восточных районах.


Энергосырьевой сценарий


В этом сценарии реализуются те естественные конкурентные преимущества, которыми обладает округ в традиционных сферах экономической деятельности (прежде всего нефтедобыче). Сценарий базируется на прогнозе замедления темпов развития российской экономики и экономики округа. Несмотря на нарастание негативных тенденций и усиление межотраслевых диспропорций, экономика округа к 2020 г. сохранит свои ведущие позиции в экономике страны по среднедушевой величине ВРП, подушевым реальным доходам, по объемам экспорта и налоговых поступлений в консолидированный бюджет Российской Федерации.

Ухудшение условий эксплуатации основных месторождений, недостаточность объемов капиталовложений в воспроизводство минерально-сырьевой базы, сверхнормативный отбор нефти из недр в 2004 - 2010 годы приведут к сокращению добычи нефти к 2020 году до 263 млн. тонн. В электроэнергетике округа будут одновременно сосуществовать относительно эффективная "большая" энергетика крупных генерирующих мощностей и очень медленно модернизируемая "малая" коммунальная энергетика. В лесопромышленном комплексе реализуются в основном проекты плитного производства малой и средней мощности. Развиваются предприятия малого лесопиления. Крупные новые переделы - фанерный, картонный, целлюлозный - не возникают.

Развитие горнорудной отрасли происходит на основе традиционных технологий использования минерального сырья. В Приполярном Урале не возникает крупных перерабатывающих производств: добываемый бурый уголь, железная, медная руда вывозятся по новой железной дороге на предприятия Промышленного Урала для переработки. Общий объем выпуска товарной продукции составит в 2020 году около 120 млн. долл.

Строительство жилья, промышленных объектов не обеспечивается развитием коммунальной структуры: канализационных и водоочистных сооружений, полигонов по размещению отходов производства и потребления.

Происходит значительный отток способных студентов в вузы Уральского федерального округа, столичные и за границу. Общая численность туристов в 2020 году растет к 2005 году в два раза. Не ожидается значительного притока иностранных туристов. Экономический вклад отрасли в окружную экономику по числу поддерживаемых рабочих мест остается несущественным и к концу прогнозного периода не превосходит 5%.

Сохраняются существующие зоны депрессии в западных районах округа. Экологическая ситуация продолжает ухудшаться: увеличение в 2020 году суммарных валовых выбросов в атмосферу в 1,3 раза к уровню 2005 года, увеличение сброса загрязненных сточных вод в 1,3 раза, увеличение накопленных отходов производства и потребления в 1,2 раза к уровню 2005 года.


Инновационный сценарий


В данном сценарии в экономике округа создаются новые конкурентные преимущества, связанные с ее диверсификацией и формированием мощного научно-технологического комплекса и экономики знаний. Сценарий исходит из гипотезы возможности реализации всего намеченного плана стратегических мероприятий в предельно благоприятных внешних и внутренних условиях - при высоких мировых ценах на нефть, динамичном развитии национальной экономики, значительных правах Правительства округа в бюджетной политике, его активном воздействии на поведение ресурсных компаний, на выработку политики недропользования на федеральном уровне, растущем интересе мирового и российского сообщества к главной нефтяной провинции России, успешно осуществляемой модернизации предприятий базового, инфраструктурного и сектора услуг экономики округа в направлении постиндустриального уклада и экономики, основанных на знаниях.

Для этого варианта характерны максимальная численность населения за счет проведения активной демографической политики стимулирования рождаемости, снижения смертности, максимальная численность трудоспособного населения.

Внедрение новых технологий в нефтяной промышленности округа позволит ввести в эксплуатацию как новые, так и ныне бездействующие скважины на выработанных месторождениях при значительном увеличении степени извлечения нефти. Рост эффективности отрасли, создание инновационно-технологического кластера в сфере ТЭК, ядром которого будет технопарк, формирование нового слоя неинтегрированных малых и средних добычных и сервисных компаний позволит сохранить уровень нефтедобычи к концу прогнозного периода на планке 280 млн. тонн за счет ввода в разработку месторождений распределенного и нераспределенного фонда недр (рис. 13 - не приводится).


Рис. 13. Сценарии развития нефтедобычи в автономном округе


Рисунок не приводится.


В электроэнергетике планируется наращивание мощностей большой энергетики (Нижневартовская ГРЭС и Сургутские ГРЭС-1, ГРЭС-2), строительство Няганьской ГРЭС, развитие малой энергетики позволит не только покрыть дефицит, но и обеспечит излишки мощности и энергии, которые по новым энергомостам смогут быть переданы в соседние регионы в размере 3602 МВт, или 26,5 млрд. кВтч/год соответственно.

Предприятиям лесопромышленного комплекса округа удастся перехватить инициативу у соседних сибирских и уральских регионов, быстро создать новые переделы - фанерный, картонный, целлюлозный. Реализация этих проектов позволит создать несколько сотен новых рабочих мест. Технологическое, научное и кадровое перевооружение комплекса приводит к его трансформации в наукоемкий кластер окружной экономики.

Формирование горнорудного кластера предполагает создание транспортной (строительство автомобильной и железной дороги по восточному склону Уральского хребта) и энергетической инфраструктуры, а также использование технологий глубокой переработки минерального сырья. Намечается ввод в эксплуатацию крупных предприятий по добыче угля, черных и цветных металлов (освоение месторождений угля, железной руды, медно-цинковых и хромовых руд). Объем выпуска товарной продукции составит в 2020 г. около 565 млн. долл. В новом кластере окружной экономики может быть создано до 30 тысяч новых рабочих мест.

Для транспортной системы округа будет характерно значительное повышение степени комплексности (взаимодополняемости) автомобильного, железнодорожного, речного и авиационного транспорта, развитие логистических услуг. Продолжится формирование в округе высокоразвитой рыночной инфраструктуры, представленной сектором финансовых, консалтинговых, аудиторских, риэлторских и транспортно-экспедиционных услуг, предприятиями формирующегося информационно-телекоммуникационного кластера - фирмами по производству коммуникационного, медицинского оборудования; измерительных инструментов; программного обеспечения; платного телевидения, телекоммуникационных, информационных, компьютерных услуг, услуг по переработке данных, компьютерной графики.

Мощный рост будет характерен для туристско-рекреационного комплекса округа, специализированного на спортивном, деловом, экстремальном, круизном и экологическом туризме.

Малые предприятия превращаются в реальный двигатель быстрых инновационных структурных преобразований в экономике округа, их доля в совокупной занятости существенно возрастает.

Объемы строительства жилья удастся увеличить в два раза против существующего уровня (рис. 14 - не приводится), прежде всего, за счет привлечения внебюджетных средств (сбережений населения и ресурсов банковской системы - местной и других регионов и стран) по ипотечным схемам. Ипотечные кредиты достигнут 65% источников финансирования покупки жилья в 2020 году. В результате уровень обеспеченности жильем поднимется с 18,1 м2 в 2007 году до 30 м2 общей площади на одного человека в 2020 году. Качество коммунального обслуживания в округе будет соответствовать восточноевропейским стандартам 2005 - 2010 годов.


Рис. 14. Динамика ввода общей жилой площади в округе, тыс. кв. метров


Рисунок не приводится.


Платные услуги в области образования увеличиваются в несколько раз, что качественно меняет ситуацию и обеспечивает ускоренную институциональную, организационную перестройку системы образования для максимально эффективного взаимодействия с динамично меняющимся рынком труда.

Для экологической ситуации характерны уменьшение выбросов в атмосферу в 1,3 раза в основном за счет сокращения выбросов от стационарных источников, снижение потребления свежей воды (в 1,2 раза) за счет снижения потребления воды на производственные нужды; увеличение оборотного водопотребления (в 1,2 раза), существенное снижение сброса загрязненных сточных вод, сокращение нарушенных земель (в 1,5 раза), сокращение общей фактической площади нефтезагрязненных земель в два раза, существенное снижение объемов накопления отходов производства и потребления (в 1,6 раза). Степень утилизации попутного нефтяного газа во всех районах округа достигнет к 2020 году 98%.

Реализация инновационного сценария развития округа базируется на гипотезе кардинального повышения производительности труда. В основных секторах окружной экономики должен быть достигнут двукратный рост этого показателя за 12 лет.

Максимальные риски для округа представляет инерционный сценарий. Инерционный сценарий способствует лишь частичному раскрытию имеющегося потенциала округа. И только инновационный сценарий способствует максимальной, во всей полноте, актуализации конкурентных преимуществ округа.

programma-uchebnoj-praktiki-programma-proizvodstvennoj-praktiki-programma-preddiplomnoj-praktiki-programma-itogovogo-ekzamena-po-otdelnoj-discipline-himiya.html
programma-uchebnoj-praktiki-studentov-celyu-uchebnoj-praktiki-yavlyaetsya-oznakomlenie-studentov-s-chislennimi-metodami-resheniya-zadach-po-visshej-matematike-s-ispolzovaniem-kompyuternoj-tehniki-.html
programma-uchenogo-kursa-stranica-3.html
programma-ud-osnovi-bezopasnosti-zhiznedeyatelnosti.html
programma-uglublennogo-izucheniya-predmeta-nazvanie-avtor-programma-izuchenie-predmeta-na-profilnom-urovne-nazvanie.html
programma-umeniya-samostoyatelnogo-ovladeniya-inostrannim-yazikom.html
  • school.bystrickaya.ru/issledovanie-rinka-nedvizhimosti.html
  • books.bystrickaya.ru/deponirovannie-nauchnie-raboti-sistema-standartov-po-informacii-bibliotechnomu-i-izdatelskomu-delu.html
  • urok.bystrickaya.ru/predsedatelej-sudov-hotyat-izbavit-ot-korrupcionnih-podozrenij-kommersant-gazeta-moskva-mariya-plyusnina-ekaterinburg-maksim-ivanov01-02-2011-14-stranica-57.html
  • vospitanie.bystrickaya.ru/zaklyuchenie-otchet-o-vipolnenii-nauchno-issledovatelskoj-raboti.html
  • college.bystrickaya.ru/27-samoreguliruemie-organizacii-v-oblasti-energeticheskogo-obsledovaniya.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-uchebnoj-disciplini-istoriya-razvitiya-medicini-i-medicinskogo-obrazovaniya-v-kabardino-balkarii-napravlenie-podgotovki.html
  • urok.bystrickaya.ru/priroda-sveta-spontannoe-i-vinuzhdennoe-izluchenie-inversiya-zaselennosti-energeticheskih-urovnej-princip-raboti-lazera.html
  • spur.bystrickaya.ru/lekciya-prirodoohrannij-potencial-stranica-6.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/34-raspredelenie-resursov-i-resursnie-konflikti-kurs-upravlenie-proektami-avtori-soolyatte-andrej-yurevich.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/lekciya-17-glava-5-lekciya-evangelskie-pritchi-klassifikaciya-i-istolkovanie-lekciya-ekzegeticheskij-razbor-evangeliya.html
  • credit.bystrickaya.ru/pamyatka-dlya-studentov-grupp-pkm-po-izucheniyu-disciplini-tehnologiya-materialov-i-pokritij-6-semestr.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/av-dudarenko-materiali-konferencij-i-prezidiumov-os-konferenciya-obshestvennogo-soveta-18-marta-2009-goda.html
  • thesis.bystrickaya.ru/predlagayut-vam-neobichnij-setevoj-proekt-po-sozdaniyu-detskogo-poznavatelnogo-biologicheskogo-zhurnala.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/rabochaya-obrazovatelnaya-programma-po-predmetu-himii-stranica-2.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/metallicheskih-materialov.html
  • urok.bystrickaya.ru/pravila-priema-v-pokrovskij-pedagogicheskij-kolledzh-v-2011-godu.html
  • learn.bystrickaya.ru/ezhekvartalnij-otchet-po-cennim-bumagam-za-2-kvartal-2005-goda-stranica-5.html
  • college.bystrickaya.ru/24-sentyabrya-geshe-dzhampa-tinlej.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/predislovie-stranica-21.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/glava-48-kniga-pyataya.html
  • uchit.bystrickaya.ru/tema-8-integraciya-rossii-i-stran-sng-v-mirovoe-hozyajstvo-2-osnovnie-ponyatiya-territorialnoj-organizacii-naseleniya.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/programma-sostavlena-na-osnove-normativno-pravovih-dokumentov-federalnij-zakon-273-fz-ot-29-12-2012-ob-obrazovanii-v-rossijskoj-federacii.html
  • studies.bystrickaya.ru/logistika-chast-6.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/universalnoe-posobie-dlya-shkolnikov-studentov-i-lyudej-otl-obmanul-tovarisha-lektora.html
  • pisat.bystrickaya.ru/stanislav-v-lebedeffvrrazdel-1-stranica-6.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/utopiya-antiutopiya-i-piratskie-utopii-stranica-4.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-ritorika-kod-disciplini-po-uchebnomu-planu-gse-v-1-dlya-studentov-specialnosti-032301-65-regionovedenie.html
  • textbook.bystrickaya.ru/instrukciya-po-deloproizvodstvu-permskogo-gosudarstvennogo-universiteta-stranica-7.html
  • tasks.bystrickaya.ru/32-harakteristika-hozyajstvennoj-deyatelnosti-obshestva-zadanie-na-vipusknuyu-rabotu-slushatelyu-uchebnoj-gruppi-925-k.html
  • textbook.bystrickaya.ru/itogi-socialno-ekonomicheskogo-razvitiya-petushinskogo-rajona-za-2010-god-i-zadachi-dalnejshego-ustojchivogo-razvitiya.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/v-preodolenie-plehanova-1-don-kihoti-20-h-godov-pereval-isudba-ego-idej-m-sovetskij-pisatel-1989-400-s.html
  • desk.bystrickaya.ru/otveti-i-ukazaniya-tema-11-nastoyashee-posobie-yavlyaetsya-sbornikom-zadach-po-matematike-dlya-studentov-gou-spo-kirovskij.html
  • desk.bystrickaya.ru/politika-pravo-mirovaya-literatura-28.html
  • write.bystrickaya.ru/fnansovij-analz-ruhu-groshovih-koshtv-na-pdprimstv-tov-avtopolyus.html
  • notebook.bystrickaya.ru/k-municipalnomu-kontraktu-stranica-9.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.