.RU

Рабочая программа учебной дисциплины «Сети и системы радиосвязи» Направление подготовки


Министерство образования и науки Российской Федерации

ГОУВПО «Мордовский государственный университет им. Н.П.Огарёва»

Факультет электронной техники

Кафедра сетей связи и систем коммутации


«УТВЕРЖДАЮ»

_____________________

_____________________

«______»___________2011 г.



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

«Сети и системы радиосвязи»


Направление подготовки

210700 Инфокоммуникационные технологии

и системы связи


Профиль подготовки

Сети связи и системы коммутации


Квалификация (степень) выпускника

Бакалавр


Форма обучения

очная


г. Саранск

2011 г.

1. Цели и задачи дисциплины

Целью и задачами преподавания дисциплины «Сети и системы радиосвязи» является изучение общих принципов построения и функционирования систем и сетей радиосвязи, ознакомление с основными схемотехническими принципами реализации оборудования, изучение линейных трактов на основе радиолиний, освоение методов расчета параметров трактов, организованных посредством оборудования систем радиосвязи (СРС). Кроме того, целью преподавания дисциплины является ознакомление студентов с российскими национальными и международными стандартами в области радиосвязи и перспективами развития радиосистем.


^ 2. Место дисциплины в структуре ООП


Дисциплина относится к вариативной части профессионального цикла. Для изучения курса требуется знание основ построения инфокоммуникационных систем и сетей, теории электрических цепей, общей теории связи, теории распространения электромагнитных волн, электроники, схемотехники телекоммуникационных устройств, цифровой обработки сигналов.


^ 3. Требования к результатам освоения дисциплины

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

- владеть культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения (ОК–1);

- стремиться к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-5);

- осознавать социальную значимость своей будущей профессии, обладать высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (ОК-7);

- использовать основные законы естественнонаучных дисциплин в профессиональной деятельности, применять методы математического анализа, теоретического и экспериментального исследования (ОК-9).


В результате изучения дисциплины студент должен:

знать:

- физические основы и технические возможности современных технологий систем радиосвязи, а также области их применения и требования к качеству услуг, предоставляемых этими радиосистемами (ПК-6, ПК-14);

- принципы построения, функционирования и схемотехники основных узлов аппаратуры систем радиосвязи, уметь анализировать информацию о проектировании средств и сетей связи, а также их элементов (ПК-13).

уметь:

- использовать нормативную и правовую документацию, характерную для области инфокоммуникационных технологий и систем радиосвязи (законы РФ, технические регламенты, международные и национальные стандарты, рекомендации МСЭ, стандарты связи, протоколы, терминологию, нормы ЕСКД и т.д.) (ПК-3);

- проводить расчеты, связанные с распространением сигнала по радиоканалам сетей и средств связи в соответствии с техническим заданием с использованием как стандартных методов, приемов и средств автоматизации проектирования, так и самостоятельно создаваемых оригинальных программ (ПК-14);

- составлять нормативную документацию (инструкции) по эксплуатационно-техническому обслуживанию сетей и оборудования радиосвязи (ПК-9);

- оформлять законченные проектно-конструкторские работы в соответствии с нормами и стандартами (ПК-15).

владеть:

- современными теоретическими и экспериментальными методами анализа новых перспективных средств радиосвязи с целью оценки соответствия требованиям технических регламентов, международных и национальных стандартов и иных нормативных документов (ПК-17);

- навыками необходимых расчетов с целью использовать их результаты в дальнейшем при решении задач создания и эксплуатации оборудования систем радиосвязи (ПК-18).


^ 4. Объем дисциплины и виды учебной работы

Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы

^ Вид учебной работы

Всего

часов

Семестры

8


Аудиторные занятия (всего)

33

33

В том числе:







Лекции

14

14

Практические занятия (ПЗ)

19

19

Семинары (С)

-

-

Лабораторные работы (ЛР)

-

-

^ Самостоятельная работа (всего)

39

39

В том числе:







Курсовой проект (работа)

-

-

Расчетно-графические работы

-

-

Реферат

-

-

^ Другие виды самостоятельной работы:







Подготовка к лабораторным занятиям

-

-

Подготовка к практическим занятиям

19

19

Подготовка к зачету

20

20

Вид промежуточного контроля (зачет, экзамен)




зач.

Общая трудоемкость час.

зач.ед.

72

72

2

2


^ 5. Содержание дисциплины


5.1. Содержание разделов дисциплины

№ п/п

Наименование раздела дисциплины

Содержание раздела

1

Классификация систем радиосвязи.

Обобщенная структурная схема системы радиосвязи. Общие принципы построения. Классификация. Диапазоны частот и их особенности. Основные энергетические соотношения.

2

Радиорелейные линии.

Принципы построения РРЛ. Магистральные, зоновые РРЛ и ЦРРЛ, применяемые как соединительные в сетях подвижной связи. Полосы частот. Виды модуляции. Предоставляемые услуги и требования, предъявляемые к качеству принимаемых сигналов. Интерфейсы. Технические характеристики и особенности аппаратуры ЦРРЛ отечественных и зарубежных производителей. Основы расчета параметров РРЛ. ЭМС РЭС.

3

Сотовые системы радиосвязи (ССР).

Принципы построения. Полосы частот. Виды модуляции. Предоставляемые услуги и требования, предъявляемые к качеству принимаемых сигналов. Интерфейсы. Стандарты. Временные соотношения, структура физических и логических каналов, функциональная схема построения сети. Технические параметры и особенности аппаратуры стандартов GSM и CDMA. Составление ЧТП сети и анализ ЭМС РЭС. Основы расчета параметров ССР.

4

Транкинговые системы.

Принципы построения. Полосы частот. Виды модуляции. Предоставляемые услуги и требования, предъявляемые к качеству принимаемых сигналов. Интерфейсы. Стандарт МРТ1327. Технические параметры и особенности аппаратуры ТЕТРА. Составление ЧТП сети и анализ ЭМС РЭС. Особенности расчета параметров транкинговых систем.

5

Сети и системы беспроводного радиодоступа (БД).

Принципы построения. Полосы частот. Виды модуляции. Предоставляемые услуги и требования, предъявляемые к качеству принимаемых сигналов. Интерфейсы. Стандарты IEEE802.11, IEEE802.16, Bluetooth. Технические параметры и особенности аппаратуры. Составление ЧТП сети и анализ ЭМС РЭС. Особенности расчета систем БД.

6

Принципы построения спутниковых систем.

Службы спутниковой связи. Диапазоны частот. Параметры орбит. Эллиптическая и круговая орбиты. Особенности геостационарной орбиты. Основы расчетов параметров для спутниковых систем.

7

Спутниковые системы фиксированной связи.

Полосы частот. Виды модуляции. Методы обработки и кодирования сигнала. Пропускная способность и скорость передачи. Многостанционный доступ. Предоставляемые услуги и требования, предъявляемые к качеству принимаемых сигналов. Земные (ЗС) и космические (КС) станции: аппаратура, структурные схемы, технические характеристики, особенности ЗС типа VSAT. Анализ ЭМС РЭС.

8

Спутниковые системы подвижной связи.

Полосы частот. Виды модуляции. Методы обработки и кодирования сигнала. Пропускная способность и скорость передачи. Многостанционный доступ. Предоставляемые услуги и требования, предъявляемые к качеству принимаемых сигналов. Фидерные и абонентские линии. Системы на геостационарной, средней и низкой орбитах: Инмарсат, Турайя, Иридиум, Глобалстар, ICO. Анализ ЭМС РЭС.


^ 5.2. Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами


№ п/п

Наименование обеспе-чиваемых (последую-щих) дисциплин

№ № разделов данной дисциплины, необходимых для изучения обеспечиваемых (последующих) дисциплин

1

2

3

4

5


6

7

8

1

Сети связи




+

+

+

+




+

+

2

Проектирование и эксплуатация сетей связи




+

+




+




+

+



^ 5.3. Разделы дисциплин и виды занятий

№ п/п

Наименование раздела

дисциплины

Лекц.

Практ.

зан.

Лаб.

зан.

Семи-нары

СРС

Всего

час.

1

Классификация систем радиосвязи.

1

-

-

-

2


3

2

Радиорелейные линии.

2

4

-

-

6

12

3

Сотовые системы радиосвязи (ССР).

3

6

-

-

10


19

4

Транкинговые системы

1




-

-

2

3

5

Сети и системы беспроводного радиодоступа (БД).

1




-

-

3


4

6

Принципы построения спутниковых систем.

2

3

-

-

6


11

7

Спутниковые системы фиксированной связи.

2

4

-

-

6


12

8

Спутниковые системы подвижной связи.

2

2

-

-

4


8

Всего

14

19







39

72


^ 6. Лабораторный практикум – не запланирован


7. Практические занятия (семинары)

№ п/п

№ раздела дисциплины

Тематика практических занятий (семинаров)

Трудо-емкость

(час.)

1.

2

Построение профиля пролета. Расчет Vmin в ЦФ стволе. Расчет параметров неустойчивости связи.

4

2.

3

Расчет уровня сигнала на входе приемника по моделям предсказания. Расчет SIR и SNR. Составление ЧТП сети.

6

3.

6

Расчет геометрических параметров ЗО. Построение ЗО в спутниковой проекции.

3

4.

7

Расчет пропускной способности и составление плана частот ствола при МДЧР-ОКН. Расчет энергетических соотношений. Построение ДУ.

4

5.

8

Расчет сеанса связи и трассы пролета ИСЗ.

2


^ 8. Тематика курсовых проектов (работ) – не запланировано


9. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

а) основное:

1. Основы построения телекоммуникационных систем и сетей: Учебник для ВУЗов. Под ред.В.Н.Гордиенко и В.В.Крухмалева. – М: Горячая линия – Телеком, 2004г.

2. В.А.Григорьев, О.И.Лагутенко, Ю.А.Распаев. Сети и системы радиодоступа. – М.: Эко-Трендз, 2005г.

3. И.М. Тепляков. Основы построения телекоммуникационных систем и сетей. М.: Радио и связь, 2004г.

4. Маковеева М.М., Шинаков Ю.С., Системы связи с подвижными объектами: Учебное пособие для ВУЗов. – М.: Радио и связь, 2002г.


б) дополнительное:

  1. Сухорукова И.Ю. Физические основы спутниковой связи. Учебное пособие/МТУСИ. – М., 2004г.

  2. Маковеева М.М. Принципы построения и расчета цифровых радиорелейных систем: Учебное пособие / МТУСИ. – М.:, 2000г.

  3. Сети мобильной связи. Частотно-территориальное планирование. Учебное пособие для вузов / В.Ю.Бабков, М.А.Вознюк, П.А. Михайлов. – 2-е изд., испр. – М.: Горячая линия-Телеком, 2007г.

  4. Электромагнитная совместимость систем спутниковой связи / Под ред. Л.Я. Кантора и В.В. Ноздрина. М.: НИИР, 2009г.

в) программное обеспечение

  1. Описания и компьютерные программы для проведения практических занятий по исследованию цифровой системы радиосвязи и систем передачи с расширенным спектром.

  2. Компьютерные программы для расчета энергетических параметров аппаратуры РРЛ и СЛС.

г) базы данных, информационно-справочные и поисковые системы

1. Учебные пособия по курсовому и дипломному проектированию.

2. Наборы диапозитивов (фолий) или презентаций для лекционных занятий.


^ 10. Материально-техническое обеспечение дисциплины


1. Класс с персональными компьютерами с установленным программным обеспечением: операционная система WINDOWS XP, приложения MICROSOFT OFFICE, MATLAB, SIMULINK для проведения фронтальных практических занятий.


^ 11. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины

Лекционные занятия

Лекционные занятия следует проводить с применением демонстрационного материала, например, с демонстрацией фолий посредством кодоскопа. Однако, с учетом современных возможностей, желательно обеспечивать слушателей раздаточным материалом на 1-2 лекции вперед. Материал этот должен носить иллюстративный характер (схемы, графики) и ни в коем случае не подменять конспекта, который слушатель должен составлять самостоятельно. Кодоскоп по возможности следует заменять ПК с проектором, что существенно улучшает динамику лекций. Некоторые разделы лекционного материала можно сопровождать показом 15-ти минутных фильмов из фильмофонда университета.

Практические занятия

Практические занятия следует проводить не только в учебной аудитории, но и в компьютерном классе, используя кафедральные программы. Можно рекомендовать установку оригинальных программ на ПК слушателей и выполнять ряд задач дома. В этом случае в аудитории основное внимание концентрируется на методике использования названных программ.




rabochaya-programma-kruzhka-kemerovo-2010-rassmotreno-utverzhdayu.html
rabochaya-programma-kruzhka-po-matematike-stupeni-matematicheskogo-poznaniya.html
rabochaya-programma-kruzhka-volshebnij-mir-origami-1-4-klass-razrabotchik-programmi-marushak-o-v-uchitel-nachalnih-klassov.html
rabochaya-programma-kulturologiya-060108-060201-fakultet-farmacevticheskij-forma-obucheniya-dnevnaya-2012-rabochaya-programma-razrabotana-v-sootvetstvii-s-fgos-vpo-po-specialnosti-farmaciya.html
rabochaya-programma-kurs-bazi-dannih-visual-foxpro-kol-vo-auditornih-uchebnih-chasov-40-.html
rabochaya-programma-kursa-algoritmizaciya-i-reshenie-fizicheskih-zadach-na-evm-lekcii-20-ch.html
  • exchangerate.bystrickaya.ru/inostrannie-investicii-i-rol-gosudarstva-v-ih-regulirovanii.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/sosh-4.html
  • write.bystrickaya.ru/glava-4-problema-termina-i-voennoj-terminologii-g-m-strelkovskij-teoriya-i-praktika-voennogo-perevoda.html
  • books.bystrickaya.ru/cenoobrazovanie-na-rinke-nedvizhimosti-osnovnie-obrazovatelnie-programmi-napravlenie-080100-ekonomika-profil.html
  • doklad.bystrickaya.ru/v-sovete-federacii-sostoyalas-vstrecha-s-predstavitelyami-sredstv-massovoj-informacii-razrabotchikov-nacionalnoj-strategii-dejstvij-v-interesah-detej-na-2012-2017-stranica-38.html
  • grade.bystrickaya.ru/metodicheskoe-pismo-osostavlenii-rabochej-programmi-k-uchebnomu-predmetu-russkij-rodnoj-yazik-vsootvetstvii-s-p-6-st-9-zakona-rf-ob-obrazovanii-obespechenie.html
  • learn.bystrickaya.ru/glava-12-eto-mir-gde-krome-deneg-ne-sushestvuet-voobshe-nichego-net-sushestvuet-konechno-mnogoe-lyubov-i-druzhba.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/referat-po-istorii-i-filosofii-nauki-na-temu-istoriya-razvitiya-sistemi-polucheniya-i-modelirovaniya-dannih-ob-okeane.html
  • school.bystrickaya.ru/belorussiya-i-rossiya-budut-pogashat-dolgi-pered-soyuznim-byudzhetom-nachinaya-s-2005-goda-predsedatel-komissii-parlamentskogo-sobraniya-rf-i-belorussii.html
  • paragraf.bystrickaya.ru/yadovitie-lekarstvennie-rasteniya-lesohozyajstvennij-reglament.html
  • znanie.bystrickaya.ru/96-103-obrazovanie-i-nauka-7-12-2007-perechen-zakonodatelnih-iniciativ-predlozheniya-dlya-politicheskoj-partii.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/tarauilmisti-sot-sn-zhrgzudeg-zattaj-dleldemeler-zhne-dleldeu.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/perechen-izmeryaemih-pokazatelej-i-harakteristik-kachestva-processov-ou-i-rezultatov-ego-deyatelnosti.html
  • school.bystrickaya.ru/hod-zanyatiya-kak-pravilno-podat-signali-bedstviya.html
  • shkola.bystrickaya.ru/osce-organization-for-security-and-cooperation-in-europe.html
  • control.bystrickaya.ru/ekologicheskij-centr-eko-dom.html
  • teacher.bystrickaya.ru/g-m-davidan-omgtu-omsk-izd-vo-omgtu-2009-75-s-ris-tabl-bibliogr-s-71-72-200-ekz.html
  • klass.bystrickaya.ru/7-temi-kontrolnih-rabot-odobreno-uchebno-metodicheskim-sovetom-yuridicheskogo-fakulteta-finansovoe-pravo-uchebno-metodicheskij.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/professionalnaya-kultura-budushego-specialista-eticheskij-aspekt.html
  • exam.bystrickaya.ru/usta-vgosudarstvennogo-obrazovatelnogo-uchrezhdeniya-visshego-professionalnogo-obrazovaniya-stranica-3.html
  • vospitanie.bystrickaya.ru/vzaimodejstvie-uchastnikov-obrazovatelnogo-processa-dou-i-semi-po-formirovaniyu-zdorovogo-obraza-zhizni-doshkolnika.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/uchebnij-element-62-istoriya-form-nastoyashego-vremeni-istoricheskaya-morfologiya-uchebnoe-posobie.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/arhiepiskopa-ternopolskogo-i-kremeneckogo-stranica-9.html
  • thescience.bystrickaya.ru/istochniki-osvoboditelnie-vojni-v-stranah-latinskoj-ameriki-v-kontekste-amerikanskoj-diplomatii-v-pervoj-polovine-xix-v.html
  • letter.bystrickaya.ru/obrazovatelnaya-programma-municipalnogo-obsheobrazovatelnogo-uchrezhdeniya-vidnovskoj-srednej-obsheobrazovatelnoj-shkoli-9-stranica-5.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/vesti-radio-rossii-11032009-0600-zasedanie-gossoveta-v-tule-pod-rukovodstvom-dmitriya-medvedeva-8-tv-8.html
  • shkola.bystrickaya.ru/privlechenie-vnimaniya-obshestvennosti-k-dostizheniyam-i-problemam-razvitiya-detskogo-kinovideotvorchestva.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/vid-standart-klassicheskij-raspolozhenie.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/otchet-o-dvizhenii-denezhnih-sredstv-metodicheskie-ukazaniya-po-razrabotke-biznes-plana-shag-1.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/svedeniya-o-zdorove-dlya-rogatogo-skota-direktiva-soveta-ot-28-yanvarya-1991-g-po-usloviyam-zdorovya-zhivotnih-reguliruyushih.html
  • exchangerate.bystrickaya.ru/53-principi-sozdaniya-platezhnih-sistem-na-mikroprocessornih-kartah-konspekt-lekcij-po-discipline-setevaya-ekonomika.html
  • nauka.bystrickaya.ru/v-a-acyukovskij-d-a-burkovich-nauku-spasut-diletanti-moskva.html
  • school.bystrickaya.ru/komissiya-v-sostave-predsedatel-prikaz-ot-8-iyulya-2002-goda-325-o-prikaze-ministerstva-morskogo-flota-sssr-ot-17-07-83-148.html
  • nauka.bystrickaya.ru/vostochnoaziatskie-ksenonimi-v-nemeckom-yazike.html
  • pisat.bystrickaya.ru/tematika-seminarskih-zanyatij-uchebnaya-programma-dlya-specialnostej-1-24-01-02-pravovedenie-1-24-01-01-mezhdunarodnoe-pravo.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.