.RU

Рабочая программа по дисциплине Психология труда специальность



МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ


Елецкий государственный университет им. И.А.Бунина







РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


по дисциплине Психология труда

специальность 030900.10 Дошкольная педагогика и психология с доп.спец. Педагогика и психология

квалификация Преподаватель дошкольной педагогики и психологии, педагог-психолог

форма обучения заочная

факультет ПиПд

кафедра возрастной и педагогической психологии

курс: 2

семестр: 4

лекций 10

практических (семинарских) занятий: -

лабораторных занятий: -

контрольная работа:

экзамен -

зачет: 4 сем.

самостоятельная работа: 38

всего часов: 48


ЕЛЕЦ .


Рабочая программа разработана на основ ГОС по специальности 030900 «Дошкольная педагогика и психология», на основе программы, разработанной ____________________________________________________________________________________________________________________________________


Рабочая программа рассмотрена на заседании кафедры

Протокол №_____ от «_____»______________200___г.


Зав.кафедрой____________________________________________


Рабочая программа утверждена методическим советом факультета (протокол №_______от «_____»_______________200___г.)


Председатель методического совета______________________________


Рабочую программу составил к.п.н ст.преп. Пронина А.Н.


1.Организационно-методический раздел.

1.1.Пояснительная записка.


^ ЦЕЛИ КУРСА: Познакомить студентов с психологическими основами трудовой деятельности, профессионально важными качествами личности применительно к той или иной специальности, вопросами научной организации труда и отношений в трудовом коллективе.


^ ЗАДАЧИ КУРСА: Изучить психологические аспекты и закономерности трудовой деятельности человека; познакомить с условиями и факторами, влияющими на профессиональное развитие личности, сформировать у студентов первичное умение по исследованию диагностических методик профессиональной направленности и компетентности, дать представление о функциональных состояниях субъекта труда(утомление, эмоциональное напряжение, стресс и т.д.) и методы их диагностики, профилактики и коррекции, раскрыть психологические закономерности взаимодействия человека и техники.


^ 1.2.Требования к уровню освоения содержания дисциплины.

Перечень дисциплин, усвоение которых необходимо для психологии труда: «инженерная психология» -изучающая «интерфейс – взаимодействия», «человек – машина»;эргономики, рассматривающей систему «человек – среда - техника»;а также отдельные прикладные вопросы из смежных областей знаний: физиологии, социальной и педагогической психологии.

^ П. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ.

2.1. Основные разделы дисциплины.


2.2. Темы и их содержание.

Тема №1.Теория, методы и практика анализа трудовой деятельности.

История предмета и структура психологии труда. Методологические принципы и концептуальные подходы в изучении человека как системного объекта и субъекта труда.

Основные составляющие характеристики труда и их измерение.

Тема №2.Характеристики и динамика трудовых процессов.

Структурно – психологический анализ трудовой деятельности. Понятие работоспособности. Динамика работоспособности. Понятие рабочей нагрузки. Методы оценки рабочей нагрузки.

Тема №3. Психологические закономерности инженерно-психологической организации и подготовке к трудовой деятельности.

Инженерно-психологические требования к организации трудовой деятельности Психолого-педагогические проблемы навыков в процессе труда. Психология профессии. Методы профессиограммы.

Тема №4.Эргономические проблемы эффективности и безопасности труда

Трудовая деятельность и практические состояния человека. Психология человека в экстремальных условиях деятельности. Психологические проблемы надежности и безопасности в труде.

Тема №5.Психология профессионализма.

Индивидуальный стиль деятельности и профессиональные качества. Жизненный путь профессионала. Психология творчества в индивидуальной совместной деятельности.

Тема №6.Психология труда педагога.

Психологический анализ труда педагога. Диагностика и пути повышения профессиональной компетенции педагога.


^ Ш. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ.


    1. Распределение часов курса по темам и видам работ.






Наименование тем и разделов

Всего часов

Аудиторные занятия

Самостоятельная работа

ЛК

ПЗ

ЛБ

1.

Теория, методы и практика анализа трудовой деятельности.

4

2







2

2.

Характеристики и динамика трудовых процессов.

4










4

3.

Психологические закономерности инженерно-психологической организации и подготовки к трудовой деятельности.

4

2







2

4.

Эргономические проблемы эффективности и безопасности труда.

4










4

5.

Психология профессионализма

4

2







2

6.

Психология труда педагога.

4










4




7.

Предмет, структура и методы психологии труда

4

2







2

8.

Классификация трудовой деятельности.

4










4

9.

Профессиональное развитие личности.

4

2







2

10

Функциональные состояния субъекта труда.

4










4

11.

Психология профессиональной пригодности

4










4

12.

Психология труда педагога

4










4




ИТОГО:

48

10







38




    1. Практические (семинарские) занятия, их содержание и объем в часах.

Тема №1.Предмет, структура и методы психологии труда.

1.Общая характеристика области труда

2.Структура компонентов трудовой деятельности.

3.Методы изучения трудовой деятельности.

Тема №2. Классификация трудовой деятельности.

1.Классификация видов труда.

2.Классификация профессий.

3.Диагностика профессиональной направленности.

Тема №3. Профессиональное развитие личности.

1.Соотношение личности и профессии.

2.Прогрессивная стадия профессионального развития личности.

3.Регрессивная стадия профессионального развития личности.

Тема №4.Функциональные состояния субъекта труда.

1.Общая характеристика функциональных состояний.

2.Классификация эмоциональных состояний.

3.Приемы управления функциональными состояниями.

Тема №5.Психология профессиональной пригодности.

1.Профессиональные способности и мотивация.

2.Психологическая диагностика и прогностика.

3.Профессиональный психологический отбор.

4.Психологические основы профессиональной подготовки и адаптации к труду.

Тема№6.Психология труда педагога.

1.Приемы экспресс- диагностики отдельных сторон труда педагога.

2.Приемы изучения профессиональных психологических качеств педагога.

3.Приемы оценивания профессиональной компетентности.



    1. Лабораторные занятия, их содержание и объем в часах.

Лабораторные занятия учебным планом не предусмотрены.

^ 3.4Формы текущего, промежуточного и итогового контроля.

Тип контроля: опрос, проверка конспектов, заслушивание докладов, индивидуальная работа по вопросам, затрудняющим усвоение материала, проверка рефератов.

Промежуточный контроль: контрольная работа.

Итоговый контроль: зачет.

3.5. Курсовая работа.

^ IY. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИЛИНЫ.

4.1. Типовые контрольные работы.

1-вый вариант:

1)Предмет, задачи и методы психологии труда.

2)Основные компоненты пригодности человека на работе.

2-ой вариант:

1)Психологические характеристики основных направлений трудовой деятельности.

2)Профессиональное развитие личности.


^ 4.2. Примерный перечень вопросов для самостоятельной работы.

1.Психологические особенности совместного труда.

2.Возрастные и биологические кризисы в жизни человека.

3.Профессиональная и функциональная надежность субъекта труда.

4.Деятельность человека в системе «человек – машина»(операторская деятельность).

5.Деятельность человека в системе «человек – человек»(преподавательская деятельность).

6.Признаки соответствия человека работе.

7.Психология труда как профессия.

8.Психолого-педагогические проблемы профессиональной консультации.

9.Профилактика стресса.

10.Принципы классификации состояния утомления.

11.Формы профориентационной работы.

12.Формы консультационной работы.

13.Профессиональные знания, умения, навыки.

14.Психология особенности адаптации к труду.

15.Профессиональная пригодность.

^ 4.3. Примерная тематика рефератов.

1.Предмет труда как психология категории.

2.Человек как субъект труда.

3.Формирование профессиональных умений и навыков.

4.Психологические особенности совместного труда.

5.Психология труда как профессия.

6.Психологические регуляторы труда.

7.Психотехнология изучения человека в трудовой деятельности.

8.Особенности профессиональной консультации.

9.Образ мира в разнообразных профессиях.

10.Психология профессионала.

11.Проблема профессиональных способностей.

12.Психологические проблемы безопасности в труде.

13.Человек в экстремальных условиях деятельности.

14.Методы и оценки рабочей нагрузки.

15.Профессиограммы и их виды.

16.Психологические характеристики работоспособности.

17.Тенденции развития профессии.

18.Возрастные особенности профессионального самоопределения.

19.Психологические проблемы надежности и безопасности труда.

20.Жизненный путь профессионала.


^ 4.4. Перечень вопросов к зачету (экзамену).

1.Предмет,структура и методы психологии труда.

2.История становления «Психологии труда».

3.Психологические характеристики основных направлений трудовой деятельности.

4.Трудовая деятельность и практические состояния человека.

5.Психологические проблемы надежности и безопасности в труде.

6.Профессиональное развитие личности.

7.Функциональные состояния субъекта труда.

8.Психология профессиональной пригодности.

9.Психология закономерности инженерно-педагогической организации и подготовке к трудовой деятельности.

10.Методы профессиографии.

11.Психология человека в экстремальных ситуациях.

12.Психологические проблемы надежности и безопасности труда.

13.Психология профессионализма.

14.Психологический анализ компетентности педагога.

15.Психологические условия эффективности труда.

16.Мотивация поведения в процессе трудовой деятельности.


^ 4.5. Основная литература.

1.Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания ЛГУ 1968

2.Карпов А.В. Психологический анализ трудовой деятельности. Ярославль 1988

3.Климов Е.А. Психолого-педагогические проблемы профессиональной консультации.М.,1983

4.Климов Е.А. История психологии труда в России.М.,1992

5.Климов Е.А. Образ мира в разнообразных профессиях. М.,1995

6.Иванова Е.М. Психология изучения человека в трудовой деятельности. М.,1992

7.Зинченко В.П. и др. Основы Эргономики М.,1963

8.Левитов Н.Д. Психология труда М.,1963

9.Кузьмина Н.В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения.М.,1990

10.Шадриков В.Д. Деятельность и способности М.,1994

11.Маркова А.К. Психология профессионализма.М.,1996

12.Дружинин В.Н. Психология общих способностей М.,1999

13.Климов Е.А. Введение в психологию труда М.,1998

14.Дуброва Л.М. и др. Лекции по психологии труда Пенза 2000

15.Толчек В.А. Проблемы современной психологии труда М.,2001


4.6. Дополнительная литература.


V раздел.


Дополнения и изменения в рабочей программе на ____ - _____ учебный год.


Дополнения и изменения рассмотрены и утверждены на заседании кафедры ___________________________________________ протокол № _____от «____»_______200___г.


Зав.кафедрой ____________________________Герасимова Е.Н.

razdel-i-doshkolnoe-detstvo-izdatelskaya-programma-300-luchshih-uchebnikov-dlya-visshej-shkoli-v-chest-300-letiya-sankt-peterburga.html
razdel-i-filosofskie-problemi-istorii-arhiv-fio.html
razdel-i-gl-36-st56-doklad-o-rezultatah-i-osnovnih-napravleniyah.html
razdel-i-harakteristika-obshego-nastroeniya-ahromaticheskaya-tablica-dragunskij-v-v.html
razdel-i-informacionnaya-karta-otkritogo-aukciona-v-elektronnoj-forme-o-provedenii-otkritogo-aukciona-v-elektronnoj-forme.html
razdel-i-instrukciya-o-podgotovke-zayavok-dlya-uchastiya-v-aukcione-proekta-innovacionnij-obrazovatelnij-proekt.html
  • spur.bystrickaya.ru/konkurs-na-poluchenie-denezhnogo-pooshreniya-luchshih-uchitelej-obsheobrazovatelnih-uchrezhdenij-utverzhdayu.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/tema-istoricheskaya-tema-v-zhivopisi.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/municipalnoe-obrazovanie-zakritoe-administrativno-territorialnoe-obrazovanie-zheleznogorsk-krasnoyarskogo-kraya-sovet-deputatov-zato-g-zheleznogorsk-postanovlenie.html
  • testyi.bystrickaya.ru/aleksandr-andreev-stranica-28.html
  • literature.bystrickaya.ru/diskussiya-i-m-kaspe-aspirantka-rggu-konflikt-uchitelej.html
  • desk.bystrickaya.ru/otveti-na-ekzamenacionnie-voprosi-internet-kursov-intuit-intuit-189-vvedenie-v-informatiku.html
  • thescience.bystrickaya.ru/kam-dhe-jam-na-osnovu-chlana-stav-zakona-o-osnovnom-obrazovau-i-vaspitau-sluzhbeni-glasnik-sr-srbie-bro.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/iii-procedural-contrasts-in-comparative-perspective-uchebno-metodicheskij-kompleks-po-discipline-anglijskij-yazik-kurs.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/predislovie-k-pervomu-izdaniyu-17.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/programma-ya-zhivu-v-rossii-avtor-vospitatel-detskogo-doma-volzhskij.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/poslednie-posetiteli-bunkera-krah-nacistskoj-imperii.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/shulc-d-p-shulc-e-s.html
  • teacher.bystrickaya.ru/gosduma-rf-monitoring-smi-27-fevralya-2008-g.html
  • universitet.bystrickaya.ru/stroitelnie-materiali-perechen-zhurnalov-i-izdanij-v-kotorih-dolzhni-bit-opublikovani-rezultati-dissertacii.html
  • znanie.bystrickaya.ru/bankovskij-krizis-v-rossii-globalnij-proekt-razvitiya.html
  • grade.bystrickaya.ru/metodicheskie-ukazaniya-po-obsledovaniyu-predpriyatij-.html
  • lesson.bystrickaya.ru/substantivnie-opredeleniya-v-povesti-paustovskogo-o-zhizni.html
  • abstract.bystrickaya.ru/1-kratkie-svedeniya-ob-istorii-shkoli-po-materialam-muzeya-istorii-shkoli-105.html
  • turn.bystrickaya.ru/otkritie-voprosi-izdatelskaya-programma-300-luchshih-uchebnikov-dlya-visshej-shkoli-v-chest-300-letiya-sankt-peterburga.html
  • turn.bystrickaya.ru/pervie-shagi-s-unix-glava-dlya-nachinayushih-tehnika-setevih-atak.html
  • lesson.bystrickaya.ru/sovremennogo-estestvoznaniya-alhimiya.html
  • assessments.bystrickaya.ru/diplomnaya-rabotavipusknaya-kvalifikacionnaya-rabota.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/publichnij-doklad-direktora-20092010-uchebnij-god.html
  • klass.bystrickaya.ru/azastan-2050-strategiyasi-bolashati-zharin-damu-zholdari.html
  • composition.bystrickaya.ru/otchet-kaf-svchikr-po-rezultatam-deyatelnosti-v-2008-g-kolichestvo.html
  • crib.bystrickaya.ru/kareliya-bibliotechnaya-associaciya-respubliki-kareliya-bibliotechnij-vestnik-karelii-vipusk-1-9-2-6-biblioteki-karelii-v-2005godu-petrozavodsk-2006-stranica-22.html
  • university.bystrickaya.ru/glava-vi-kofejnij-korol-evgenij-nekrasov.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/protiv-metoda-stranica-6.html
  • writing.bystrickaya.ru/1-obrashenie-glavi-municipalnogo-obrazovaniya-stranica-8.html
  • textbook.bystrickaya.ru/hristianstvo-stol-znachitelno-dlya-sovremennogo-cheloveka-ne-tolko-potomu-chto-eto-mirovaya-religiya-no-i-potomu-chto-v-techenie-dvuh-tisyach-let-ono-igralo-ogrom-stranica-4.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/socialnaya-gigiena-i-organizaciya-zdravoohraneniya-stranica-3.html
  • literature.bystrickaya.ru/chastyu-svoi-glaza-na-koncerte-svoi-ushi-i-chto-udivitelno-tak-eto-to-nejrolingvisticheskoe-rogrammirovanie-podborka.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/psihologiya-obrazovanie-socialnaya-rabota-aktualnie-i-prioritetnie-napravleniya-issledovanij.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/urok-chteniya-v-4-m-klasse-k-paustovskij-korzina-s-elovimi-shishkami.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/psihologicheskaya-podgotovka-plovcov-k-sorevnovaniyam.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.