.RU

Рабочая программа Элективного курса по русскому языку по стилистике «В каждом слове образ» для 9 класса


Муниципальное образовательное

Учреждение Ростовская гимназия

Им. А. Л. Кекина города Ростова

Ярославской области



Рассмотрено

Заседанием МО

Протокол №

От 29. 08.2007 г.

Утверждено

Приказом по гимназии №

От «___» _______2007 г.



Рабочая программа

Элективного курса по русскому языку по стилистике

«В каждом слове образ» для 9 класса

Основного общего образования


Автор: учитель русского языка и литературы

Навальная Ольга Николаевна


Г. Ростов 2007 г.

Пояснительная записка

Данный элективный курс предназначен для пред профильного обучения (9 классов) рассчитан на 34 часа.

Стилистика – наука разветвленная и многосторонняя. Область ее теории и практического применения охватывает все речевую деятельность современного общества. А деятельность эта разнообразна: научные книги, выступления, газетные очерки, радио телерепортажи, служебные документы, произведения классиков, современных писателей, наконец, повседневная бытовая речь.

Стилистика тесно связана с разделами языковедения, изучающая развитие и современное состояние системы языка, то есть его словарного состава, грамматики, произношения; но более всего у стилистики точность соприкосновения и общих проблем с культурой речи, орфоэпией и словоупотреблением. В культуре речи мы имеем дело, например, с оценками качественной стороны и грамматических форм. Стилистика оценивает их соответствие современной литературной норме, то есть более или менее строгому правилу; культура речи – уместность и целесообразность их употреблении, степень выразительности.

В стилистике можно выделить 4 основных раздела, каждый из которых свой предмет, особые методы исследований.

  1. Грамматическая стилистика.

  1. Стилистическая окраска слов.

  2. Фразеологические выражения.

  3. Грамматические формы.

  4. Различные типы предложений.




  1. Функциональная стилистика.

  1. Понятие функциональная стилистика, его составляющие.

  2. Связь стилей речи и литературных жанров.

  1. Стилистика текста.

Закономерности связи строения текста с личностью автора. Два первых отдела служат базой для третьего т. к. без знания выразительных возможностей и понимания основных законов стилей речи нельзя приступить к анализу конкретных текстов.


  1. Практическая стилистика.

Она помогает исправить отдельные ошибки в тексте. Учащиеся старших классов серьезно задумываются: как пользоваться художественно – изобразительными средствами языка? Какое практическое значение должны давать современному ученику необходимые творческие и практические занятия в этой области.


Цели элективного курса:

Программа направлена на достижение следующих задач:

Данный элективный курс предусматривает последовательное нарастание трудности в заданиях, повышение роли самостоятельности учащихся.

В результате изучения курса учащиеся должны уметь:

Реализуя программу, целесообразно использовать такие методы и приемы работы, которые связаны с самостоятельным поиском, наблюдениями учащихся. Должны быть созданы условия для развития творческой познавательной активности учащихся.

Особое внимание уделяется подбору знаний и таких грамматико-стилистических упражнений, которые позволяют учащимся выяснить важные особенности авторского повествования и создать собственные высказывания.

Обсуждение теоретических вопросов позволит учителю использовать такие приёмы, как лекция, беседа, выступления учащихся с сообщениями по материалам рекомендованной учебной литературы.

Эффективно использовать:


Учебно – тематический план.


№ п/п

Наименование тем курса

Всего часов

Форма и методы обучения

Форма контроля

1

2

3

4

5

Раздел I. Стилистика и культура речи (17 часов)

1

Место стилистики в системе наук языковедения

1

Беседа. Редактирование собственного текста. Отработка видов подчинительной связи.

реферат

2-3

Задачи грамматической, функциональной стилистики и стилистики текста

2

Практикум. (урок может проходить в форме заседания клуба «любители и почитатели языкознания»). Обсуждение и редактирование лучших.




4-5

Практическая стилистика.

2

Практикум. (урок может проходить в форме заседания клуба «любители и почитатели языкознания»). Распределение ролей, разыгрывание сценок.

Словарная работа (современный лексикон)

6-7

Функциональная коммуникативная стилистика

2

Игра «на лингвистической конференции»




8-9

Формирование коммуникативных единиц

2

Практикум. Работа с поэтическим и прозаическим текстом.

Словарный диктант на основе ключевых слов темы.

10-11

«Умеешь говорить – искусство. Умеешь слушать – культура» (Д. С. Лихачев). Что такое культура речи?

2

Беседа по вопросам с привлечением письменных ответов учащихся.

Словарная работа. Взаимопроверка.

12-13

О древней науке и риторике: эволюция риторического идеала.

2

Устное выступление – защита проектов: «что такое риторика?»

Оценка проектов.

14-15

Формы существования речи: диалог, монолог. Роль диалога и монолога.

2

Лекция. Анализ текста художественной литературы.

Письменный ответ на вопрос.

16-17

Слово и жест

2

Лекция. Исследование фрагментов текста романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин»




Раздел II. Стилистика и ее составляющие (11 часов)

18-19

Книжно-славянская письменная традиция.

2

Устные выступления учащихся. Работа со словарем.

Редактирование сообщений. Поисковая работа на примерах текстов В. М. Ломоносова и Г. Р. Державина.

20-21

История стилистики. Категории «высокого» и «низкого».

2

Устное выступление. Исследование текстов.




22

«Хороший», «дурной» и истинный вкус.

1

Лекция с элементами беседы. Исследование .

Сочинение – размышление.

23-27

Функциональные стили: разговорный, научный, официально – деловой, публицистический, художественный.

5

Семинар. Практическая работа. Исследование текста.

Презентация.

28

Период. Прозаическая строфа (абзац)

1

Беседа. Исследование текста Л. Н. Толстого (строение текста. Роль концовки)

Стилизация текста под Л. Н. Толстого.

Раздел III. Стилистика и лексикология (6 часов)

29

Слова ограниченного употребления: жаргонизмы, диалектизмы, просторечная лексика.

1

Лекция. Беседа. Исследование (речь окружающих, надписи в маршрутах, на заборах.)

Сочинение – описание предмета, действия в разных стилях.

30

Общеупотребительные слова и профессиональные термины, книжная, устаревшая и разговорная лексика. Эмоционально – экскрессивная лексика.

1

Лекция. Беседа. Работа со словарем.

Исследование общеязыковых закономерностей на основе поэтического текста.


31-*32

Слово и сфера его употребления. Слово как носитель образности.

2

Семинар.

Текст.

33

«забавные» и «коварные» созвучия.

1

Беседа. Исследование некоторых грамматических правил языка.

Письменный ответ на вопрос.

34

Резервный урок

1








Содержание программы


Раздел I. Стилистика и культура речи (17 часов).

^ Место стилистики в системе наук языкознания:

Связь стилистики с культурой речи, с поэтикой, теорией ораторского искусства.

Ключевые слова и выражения.

Проблемы культуры речи. Речевая деятельность. Составные части культуры речи. Историческая, социальная, психологическая стилизация. Тексты для детей и тексты, написанные от лица ребёнка.

^ Задачи грамматической, функциональной стилистики и стилистики текста.

Понятие о стилистике. Основные разделы стилистики. Грамматическая стилистика. Функциональная стилистика (теория слова).

Ключевые слова и выражения:

Выразительные средства языка, стилистическая окраска, фразеологическое выражение, грамматическая форма. Виды речевой деятельности. Литературный жанр. Закономерности строения конкретной речи. Образец национальной культуры. Мастер слова.

^ Практическая стилистика.

Функциональная и коммуникативная стилистика. Формирование коммуникативных единиц. Нормативная стилистика. Принцип «экономии». Тенденции практической стилистики. Сопоставление текстов писателей – классиков и современных писателей. Ключевые слова и выражения: комплексный (лингвистический, художественный) анализ текста.

«Умеешь говорить – искусство. Умеешь слушать – культура» (Д. С. Лихачев).

Умеешь говорить, слушать, слышать. Выбор слова. Лексическая сочетаемость. Выбор предложения. Преобладание форм и их роль в тексте. Ключевые слова и выражения: устная, письменная речь. Словесная ткань.


Раздел II. Стилистика и ее составляющие (11 часов)

Книжнославянская письменная традиция.

Русское письменное двуязычие. Размежевание в пределах единого письменно литературного языка. Единые общерусские разговорные нормы на базе говора Москвы. Типы литературного языка. Общие вопросы письма. Ключевые слова и выражения: древнерусский язык и церковнославянский язык (двуязычие), книжно-славянский и письменно обработанный народно-литературный языки.

Три стиля в Российском языке. Истоки возникновения «трех стилей». Развитие теории трех стилей на Руси. Макарий и его «Роды речений». Стилистические теории Ф. Прокоповича, В. К. Треднаковского, М. В. Ломоносова, Г. Р. Державина.

Ключевые слова и выражения: «Роды речений», «Три стиля».

Категория «высокого» и «низкого». Общение категорий «высокого» и «низкого» в литературе и в самой жизни. Их современное содержание.

Логическая грамматика (Л. А. Потебня). Ключевые слова и выражения: противопоставление «высокого» и «низкого». Лексико-семантическая категория (А. И. Ефимов).

«Хороший», «дурной» и истинный вкус.

Истоки книжно – письменной речи. Новое отношение к языку и стилю в период классицизма. Эпоха Пушкина – начало современного русского литературного языка. Понятие о вкусе от Сумарокова до Пушкина.

Ключевые слова и выражения: соразмерность, сообразность.

Сочинительство, книжность. Живой родник. Языковые знаки. Языковая номинация (название).

Функциональные стили: разговорный, научный, официально – деловой, публицистический, художественный.

Углубление понятия «стиль». Время возникновения стилей. Основные признаки каждого функционального стиля. Назначение стиля. Сфера употребления. Языковые приметы. Культура стиля.

Ключевые слова и выражения: периодическая печать, Массовая коммуникация. Точность искусства (в отличие от точности грамматически).

Языковое богатство. Ресурсы языка.

Период. Прозаическая строфа (абзац).

Понятие о периоде. Вилы периодов. Абзац. Виды прозаической строфы. «Красная строка – своего рода знак препинания». (Л. В. Щерба).

Ключевые слова и выражения: период круглый, умеренный. Зыблющий период. Отрывной период. Абзац. («Красная строка»).


Раздел III. Стилистика и лексикология (6 часов)

Лексика. Разновидность языка. Общенародная устная и письменная речь. Ненормативные слова. Структурно-языковые отношения диалектумов. Социальные диалекты. Просторечная речь. Лексика ограниченного употребления. Социальная лексика.

Ключевые слова и выражения: диалект, просторечие, жаргонизмы. Арго (аргонизмы-арготизмы) разграничительная лексика.

Общеупотребительные слова и слова термины, книжная, устаревшая и разговорная лексика. Общеупотребительная (межстилевая) лексика. Отличие литературной разговорной лексики от красноречной.

Профессиональная речь. Книжная лексика. Применение книжной речи. Происхождение книжной лексики. Архоизмы. Историзмы.

Ключевые слова и выражения: различные слои лексики. Межстилевая лексика. Термины. Смысловое и структурное разнообразие лексики.

^ Виды эмоционально – экскрессивнойя лексики.

Принципы разделения языковых средств. Уменьшительные, Уменьшительно-ласкательные, увеличительные формы. Виды эмоционально – экскрессивнойя лексики в толковых словарях.

Ключевые слова и выражения: торжественное «высокое». Ироническое. Шутливое. Неодобрительное, презрительное. Пренебрежительное.

^ Слово и сфера его употребления.

Значение слова и его конкретное употребление. Общеязыковая закономерность. Творческие возможности языка. Прямое и переносное значение слов. Психологический и языковой механизм возникновения противоположного значения.

Ключевые слова и выражения: искусство слова, языковая метафора. Поэтическая метафора.

«забавные» и «коварные» созвучия.

Сходство и различие звуковой формы слова. Полное совпадение в звуковом облике разных слов или форм. Неполное совпадение звучания разных слов. Рождение рифмы. Игра слов.

Ключевые слова и выражения: Ононимы. Омоформы. Паронимы. Сатирик, юморист, острослов. Каламбур, оговорка, обмолвка.


Литература.

Для учителя:

  1. Булатова Л. Н., Касаткин Л. Л., Строганова Т. Ю. О русских народных говорах. – М: Просвещение, 1975.

  2. Гольдин В. Е. Речь и этикет. –М: 1983.

  3. Дивненко О. В. Эстетика: серия «школьная тетрадь». –М:Спектр – 5, 1994.

  4. Каменская Р. А. Культурология: опыт использования активных форм обучения в преподавании дисциплины. –В.: НОУВПОВИБ, 2004.

  5. Кожина М. Н. Стилистика русского языка. –М.: Просвещение, 1997.

  6. Ожёгов С. И. словарь русского языка. -11 изд. –М., 1975.

  7. Розенталь Д. Э. Практическая стилистика русского языка. –М.: АСТ-ЛТД, 1998.

  8. Розенталь Д. Э. А как лучше сказать? –М., 1988.

  9. Солганик Г. Е. Синтаксическая стилистика. –М.: Знание, 1978.

  10. Словарь синонимов: справочное пособие / под ред. А. П. Евгеньевой. –М.: Наука, 1975.

  11. Фразеологический словарь русского языка / под ред. А. И. Молоткова. –М, 1979.



Для учащихся:

  1. Баранов В. Ф. А как у вас говорят? –М.: Просвещение, 1986.

  2. Грамматико-стилистические упражнения при изучении синтаксиса / сост. В. А. Мазина. –М: Просвещение, 1976.

  3. Григорян Л. Т. Язык мой – друг. –М: Просвещение, 1976.

  4. Дерягин В. Я. Беседы о русской стилистике. –М.: Знание, 1978.

  5. Иванов В. В., Потиха З. А. Исторический комментарий к занятиям по русскому языку в средней школе. (Познавательные задачи при обучении русскому языку).–М: Просвещение, 1983.

  6. Колосов В. В. История русского языка в рассказах. –М: Просвещение, 1982.

  7. Одинцов В. В. Лингвистические парадоксы. –М: Просвещение, 1976.

  8. Одинцов В. В. О языке художественной прозы. М.: Наука, 1973.

rabochaya-programma-po-discipline-marketingovie-issledovaniya-v-pr-po-specialnosti-030602-65-svyazi-s-obshestvennostyu.html
rabochaya-programma-po-discipline-matematicheskij-analiz-napravlenie-stranica-2.html
rabochaya-programma-po-discipline-matematicheskoe-modelirovanie-v-radiofizike-naimenovanie-disciplini-dlya-specialnosti.html
rabochaya-programma-po-discipline-matematika-dlya-specialnosti-060500-buhgalterskij-uchyot-i-audit.html
rabochaya-programma-po-discipline-matematika-i-informatika-dlya-specialnosti-031801-religiovedenie.html
rabochaya-programma-po-discipline-matematika-rassmotrena-na-zasedanii-predmetno-ciklovoj.html
  • vospitanie.bystrickaya.ru/vzaimootnosheniya-vsemirnoj-torgovoj-organizacii-vtogatt-i-rossii-ot-istorii-peregovornogo-processa-o-vstuplenii-v-organizaciyu-k-vozmozhnim-teoreticheskim-posledstviyam-chlenstva-v-vto.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/programma-po-discipline-obshestvoznanie.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/organizaciya-reklamno-informacionnoj-deyatelnosti-po-sbitu-tovarov.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/programma-povishenie-kvalifikacii-specialistov-v-sfere-pravovogo-regulirovaniya-intellektualnoj-sobstvennosti.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/priemnoe-otdelenie-uchebno-metodicheskoe-posobie-stavropol-2007-bbk-51-1-2-udk-614-12-06.html
  • holiday.bystrickaya.ru/monografiya-m-raeva-yavlyaetsya-poka-edinstvennimi-kompleksnim-issledovaniem-po-istoricheskoj-misli-russkogo-zarubezhya-vnej-mi-mozhem-otmetit-kak-obshie-tak-i-specificheskie-momenti.html
  • klass.bystrickaya.ru/administraciya-staroyurevskogo-rajona-stranica-3.html
  • znanie.bystrickaya.ru/6-programma-postroeniya-vospitatelnoj-sistemi-shkoli-publichnij-otchet-ob-obsheobrazovatelnoj-i-finansovo-hozyajstvennoj.html
  • grade.bystrickaya.ru/metodika-diagnostika-oposredovannoj-pamyati-3-rekomendacii-dlya-uchitelej-i-roditelej-zaklyuchenie.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/razdel-chetvertij-voprosi-shkolovedeniya-uchebnika-dlya-studentov-pedagogicheskih-specialnostej-vuzov.html
  • holiday.bystrickaya.ru/nina-belenickaya.html
  • lesson.bystrickaya.ru/ud-zavyaz-3gnezdnaya-i-obekti-dendrologii-ponyatie-o-zhiznennoj-forme.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/uchebnie-programmi-dlya-vix-klassov-specialnih-korrek-cionnih-obsheobrazovatelnih-shkol-viii-vida-dlya-umstvenno-otstalih-detej-stranica-22.html
  • uchit.bystrickaya.ru/tematika-kursovih-rabot-po-discipline-tni-i-mni-na-fist-osennij-semestr-200910-uchebnogo-goda-stranica-2.html
  • institut.bystrickaya.ru/tehnologicheskaya-karta-na-betonnie-raboti.html
  • universitet.bystrickaya.ru/tablica-7-osnovnie-vidi-broskov-primenyaemih-v-poedinke-na-snegu-uchebno-metodicheskoe-posobie-avtori-professor.html
  • teacher.bystrickaya.ru/formi-obrazovatelnoj-deyatelnosti-programma-prinyato-na-zasedanii-pedsoveta.html
  • gramota.bystrickaya.ru/yazik-moj-vrag-moj-vse-emu-dostupno-razvitie-i-stanovlenie-gosudarstvennosti-naroda-russkogo-i-narodov-sssr.html
  • vospitanie.bystrickaya.ru/zarathustra-i-ideya-sverhcheloveka-uchebnoe-posobie-uchebnoe-posobie-posvyasheno-problemnomu-rassmotreniyu-osnovnih-filosofskih.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/romir-smi-vtorogo-eshelona-analiz-upominaemosti-v-smi-romir-i-konkurentov-obzor-smi-za-12-maya-2010-god.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/sjemn-tuan-tld-anam-tln-respublikali-internet-bajaudi-ashiti-jimdastiru-zhne-tkzu-erezheler.html
  • student.bystrickaya.ru/14-otdel-nadzora-za-kachestvom-i-bezopasnostyu-zerna-krupi-kombikormov-i-komponentov-dlya-ih-proizvodstva.html
  • learn.bystrickaya.ru/glava-prva-nasledyavane-po-zakon-nasledyavaneto-po-zakon-predpolaga-lipsa-na-voleizyavlenie-v-zaveshatelen-akt.html
  • grade.bystrickaya.ru/non-stop-moskovskij-komsomolec-avtor-ne-ukazan-11092008-201-str-2-pervij-kanal-novosti-10-09-2008-borisov-dmitrij-12-00-14.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/primenenie-igrovih-metodik-v-obrazovatelnom-processe.html
  • laboratory.bystrickaya.ru/zhizn-i-uchenie-buddi-chast-4.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/konspekt-otkritogo-uroka-po-fizicheskoj-kulture-tema-podvizhnie-igri.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/razdel-2-filosofiya-nauki-filosofskie-problemi-estestvennonauchnogo-i-matematicheskogo-poznaniya.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/osyazatelnoe-vospriyatie-umo-po-klassicheskomu-universitetskomu-obrazovaniyu-v-kachestve-uchebnogo-posobiya-dlya-studentov.html
  • occupation.bystrickaya.ru/metodicheskie-ukazaniya-i-programma-kursa-dlya-slushatelej-magistraturi-hgaep-habarovsk-2006.html
  • literatura.bystrickaya.ru/sokovaya-terapiya-test-na-pravilnost-osanki-cheloveka-narusheniya-osanki.html
  • essay.bystrickaya.ru/dobro-i-zlo-rassmotreni-nekotorie-voprosi-teorii-cennosti-v-chastnosti-dobra-i-zla.html
  • tests.bystrickaya.ru/metodicheskaya-razrabotka-po-voenno-tehnicheskoj-podgotovke-vus-121300-tema-6.html
  • exchangerate.bystrickaya.ru/itar-tass-httpwwwitar-tasscom-08062007-grizlov-b-v-monitoring-smi-9-iyunya-2007-g.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/programmi-razvitiya-ukaz-prezidenta-rf-ot-6-aprelya-2006g-n325-o-merah-gosudarstvennoj-podderzhki-talantlivoj-molodezhi-s-izmeneniyami-ot-29-fevralya-2008-g.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.