.RU

Рабочая программа дисциплины “ Надежность информационных систем ” для специальности 230201 “Информационные системы и технологии”


ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ВОРОНЕЖСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ

АКАДЕМИЯ


У Т В Е Р Ж Д А Ю


Д е к а н ф а к у л ь т е т а А Т П


________________ Авцинов И.А.


“_____” _______________ 2006 г.


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ДИСЦИПЛИНЫ

“ Надежность информационных систем ”


для специальности 230201 “Информационные системы

и технологии”


направление 230200 “Информационные системы”


Программа рассмотрена:


на заседании кафедры, протокол № ____ от “____” __________________2006 г.


Зав. кафедрой ММИиТС __________________________ проф. Г.В. Абрамов


на заседании методической комиссии по образованию

в области управления и информации,


протокол № ______ от “_____” ________________________ 2005 г.


Председатель методической комиссии ____________ проф. И.А. Авцинов


Воронеж

2006 г.

^ 1. Цели и задачи дисциплины

Цель дисциплины «Надежность информационных систем» заключается в приобретении студентами знаний и понятий о расчете надежности вычислительных машин и систем на основе статистических, структурных и эксплуатационных моделей, о вопросах надежности программного обеспечения; освоение методов контроля и диагностирования вычислительных машин и систем.

Студент, успешно освоивший курс «Надежность информационных систем», должен:

^ 2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины

При изучении дисциплины студент должен знать учебный материал следующих дисциплин: математика (разделы: дифференциальное и интегральное исчисление, преобразование Лапласа, вероятность и математическая статистика); информатика; моделирование информационных процессов и систем.

^ 3. Объем дисциплины и виды учебной работы

Таблица 1.

Виды учебной работы

Всего часов

5 семестр
^ Общая трудоемкость дисциплины
102

102

Аудиторная работа

51

51

Лекции

34

34

Практические занятия (ПЗ)

17

17

Коллоквиум







^ Самостоятельная работа

51

51

Проработка конспекта лекций

8

8=17 ч.л.*0,47

Самостоятельное изучение материала

дисциплины по учебнику

9

9=9 п.л.*1,0

Коллоквиум

12

12=12 ч.л.* 1,0 / 1

Подготовка к аудиторной контрольной работе

9

9=18 ч.*0,5/2

РПР:

13




-оформление текстовой документации в виде таблиц, графиков, диаграмм

0,5

0,5=0,7*7

- проведение расчетов

2

2=1*2

- разработка математических моделей

7,5

7,5=1,5*5

-создание программ с графической оболоч кой

3

3=1*3
^ Виды итогового контроля



экзамен


4. Содержание дисциплины

4.1. Разделы дисциплины и виды занятий




п/п

Раздел дисциплины

Лекции

ПЗ


ЛР

1.

Классическая теория надежности

8

4

-

2.

Факторы, влияющие на надежность информационных систем

6

2




3.

Проектирование надежных программных систем

10

5




4.

Методы оценки надежности информационных систем

10

6







Итого:

34

17

-


^ 4.2.Содержание разделов дисциплины


Лекционные занятия – 34 ч


Тема 1. Классическая теория надежности.

    1. Введение. Основные понятия и определения.

    2. Классическая теория надежности. Логико-вероятностные модели.

    3. Применение имитационных моделей при расчете надежности ИС.

    4. Употребительные законы распределения случайной величины в теории надежности.

Тема 2. Факторы, влияющие на надежность информационных систем.

2.1. Перечень основных факторов, влияющих на надежность ИС.

2.2. Контроль и диагностика ИС.

2.3. Испытыния на надежность ИС.

Тема 3. Проектирование надежных программных систем.

3.1. Надежное проектирование и программирование программных систем.

3.2. Понятие надежного программного модуля.

3.3. Проектирование программных модулей.

3.4. Структурное программирование.

3.5. Защитное программирование.

Тема 4. Методы оценки надежности информационных систем.

4.1. Модели надежности ПО. Статические модели.

4.2. Модели надежности ПО. Динамические модели.

4.3. Тестирование программных систем.

4.4. Отладка программных систем.

4.5. Специфика оценки и направления повышения надежности ПО.

^ Практические занятия – 17 ч.

1. Составление логико-вероятностной модели технической системы. Применение имитационного моделирования для расчета надежности технических средств. 2ч.

2. Решение типовых задач теории надежности. Последовательное соединение. 2ч.

3. Решение типовых задач теории надежности.Параллельное соедин. 4ч.

4. Составление программы, максимально устойчивой к некорректным данным и снабженной надежной защитой от ошибок. 9ч.


^ 5.ЛАБОРАТОРНЫЙ ПРАКТИКУМ не предусмотрен


6.ФОРМЫ И СОДЕРЖАНИЕ ТЕКУЩЕГО,
ПРОМЕЖУТОЧНОГО И ИТОГОВОГО КОНТРОЛЯ

6.1.Текущий контроль


Состоит в проверке знаний студента по итогам практических занятий и по рейтингу.


6.1.1. Аудиторные контрольные работы


6.1.1.1. Структурная надежность ИС.

6.1.1.2. Марковский процесс при расчете надежности ИС.


^ 6.2.Промежуточныи контроль.

.

6.2.1. Расчетно-практическая работа (РПР).

Тема: Написать программу с устойчивой структурой к модификации.

Варианты заданий:

  1. Дан однонаправленный список L1. Включить в него перед вторым вхождением элемента с заданным значением E подсписок L2.

  2. Дан однонаправленный список L1. Включить в него перед предпоследним вхождением элемента с заданным значением E подсписок L2.

  3. Дан однонаправленный список L, элементы которого отсортированы по невозрастанию. Вставить в список k новых элементов, удаляя каждый раз последний элемент, чтобы упорядоченность сохранялась.

  4. Дан однонаправленный список L1. Определить, есть ли в нем подряд идущие элементы, составляющие список L2.

  5. Дан однонаправленный список L из элементов целого типа. Из каждой группы подряд идущих равных элементов оставить в списке только один.

  6. Даны однонаправленные списки L1 и L2. Сформировать список L=L1 L2.

  7. Даны однонаправленные списки L1 и L2. Сформировать список L=L1 L2.

  8. Дан однонаправленный список L из элементов целого типа. Если в нем три подряд идущих элемента образуют строго возрастающую последовательность – исключить средний элемент.

  9. Дан однонаправленный список L. Включить в него k новых элементов, вставляя их на заданные места в списке, одновременно удаляя другие заданные элементы. Места включаемого и удаляемого элемента не должны совпадать.

  10. Дан однонаправленный список L. Пусть Li, Li+1 – два последовательных элемента списка. Получить все вещественные корни квадратного уравнения x2+Lix+Li+1=0, i=1,…,n.

  11. Дан однонаправленный список L. Найти за один просмотр списка три его максимальных элемента и переместить их в начало списка в порядке убывания.

  12. Дан однонаправленный список L. Если в нем три подряд идущих элемента составляют выпуклую тройку – исключить два крайних элемента всех таких троек.

  13. Дан однонаправленный список L из элементов целого типа. Считая, что два первых его элемента L1 и L2 соответствуют 1-му и 2-му членам арифметической прогрессии, оставить в списке только члены этой прогрессии.

14).В однонаправленном списке L содержится n элементов (n≤12,тип элемента integer), среди которых могут быть совпадающие. Определить, сколько в списке пар одинаковых элементов, сколько троек, четверок, …, n-ок. Если в списке есть k совпадающих элементов, то при подсчете (k-1)-ок, (k-2)-ок и т.д. эти элементы не учитывать.


6.2.2. Коллоквиум.

Вопросы к коллоквиуму.


  1. Понятие надежности ПО. Устойчивые программы.

  2. Натурные испытания на надежность ИС.

3.Ошибки ПО и методы борьбы с ними.

4. Контроль и диагностика ИС.

  1. Внешнее проектирование модулей.

  2. Структурное резервирование.

  3. Проектирование логики модуля.

8. Функциональное, временное и информационное резервирование.

9. Защитное программирование. Контроль промежуточных данных.

  1. Модели ТМО в тории надежности.

  2. Практические рекомендации по составлению надежных программ

  3. Имитационная оценка надежности ИС.

  4. Тестирование модулей.

15. Логико-вероятностные модели. Формула разложения.


^ 6.3.Итоговый контроль


Экзамен проводится в устной форме. Студент должен ответить на два вопроса по теме дисциплины и ответить на дополнительные вопросы.


Вопросы к экзамену


  1. Типовые распределения вероятностей, применяемые в ТН.

  2. Принципы внешнего проектирования ПО.

  3. Основные понятия ТН. Числовые характеристики надежности ТС.

  4. Целостность модулей.

5. Методы обеспечения и оценки достоверности информации. Пример.

  1. Связность модулей.

  2. Качество информации и методы ее оценки.

  3. Формы представления проекта ПО.

  4. Уровни представления данных.

  5. Методы интеграции программных модулей.

  6. Надежное проектирование баз данных.

  7. Тестирование внешних функций ПС. Метод функциональных диаграмм.

  8. Комплексное тестирование ПС.

  9. Моделирование и оценка надежности человека-оператора.

15. Функциональное, временное и информационное резервирование.

16. Марковский процесс.

17. Функциональное тестирование.

18. Структурное тестирование.

19. Принцип “черного ящика” при тестировании ПО.

20. Принцип “белого ящика” при тестировании ПО.


^ 7.УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

7.1. Основная литература

1. Майерс Г. Надежность ПО. / Пер. с англ. М.: Мир, 1980. – 360с.

2. Морозов Ю. Д., Бобков В. П. Качество, надежность и эффективность экономических информационных систем: Учебное пособие/ Моск.гос.ун-т эконом. стат. и информат.-М.,1996.

3. Гласс Р. Руководство по надежному программированию./ Пер. с англ. М.: Мир, 1981. – 382с.

4. Джонстон Р. Учитесь программировать. / Пер.с англ. М.: Финансы и статистика, 1989. – 368с.

^ 7.3. Методические материалы преподавателя

При освоении всех разделов дисциплины необходимо сочетание следующих форм учебной деятельности: изучение лекционного материала, выполнение заданий на практических занятиях, самостоятельная работа с рекомендуемой литературой и консультации преподавателей при выполнении расчетно-практической работы.

^ 7.4. Обучающие, контролирующие, расчетные компьютерные программы и другие средства дисциплины

При проведении практических работ, РПР, самостоятельных и индивидуальных занятий используются:

-ВК на базе компьютеров типа IBM PC;

-интегрированные пакеты разработки программ С++, Delphi, Turbo Pascal.


Программа составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по специальности подготовки дипломированного специалиста в рамках направления 230200 “Информационные системы ” для специальности 230201 “ Информационные системы и технологии ”.


Программу составил: _____________________ Никитин Б.Е.

(подпись)

publichnij-doklad-municipalnogo-avtonomnogo-obrazovatelnogo-uchrezhdeniya-srednyaya-obsheobrazovatelnaya-shkola-97-oktyabrskogo-rajona-gorodskogo-okruga-gorod-ufa-respubliki-bashkortostan-stranica-6.html
publichnij-doklad-municipalnogo-byudzhetnogo-doshkolnogo-obrazovatelnogo-uchrezhdeniya-detskogo-sada-451-kombinirovannogo-vida-teremok-otdela-obrazovaniya-centralnogo-rajona-g-novosibirska.html
publichnij-doklad-municipalnogo-byudzhetnogo-doshkolnogo-obrazovatelnogo-uchrezhdeniya-municipalnogo-obrazovaniya-gorod-krasnodar.html
publichnij-doklad-municipalnogo-byudzhetnogo-obrazovatelnogo-uchrezhdeniya-srednej-obsheobrazovatelnoj-shkoli-4-g-rodniki-ivanovskoj-oblasti-za-2010-2011-uchebnij-god.html
publichnij-doklad-municipalnogo-byudzhetnogo-obsheobrazovatelnogo-uchrezhdeniya.html
publichnij-doklad-municipalnogo-doshkolnogo-obrazovatelnogo-uchrezhdenii-detskogo-sada-kombinirovannogo-vida-114-goroda-lipecka-za-2010-2011-uchebnij-god.html
  • lecture.bystrickaya.ru/5-socialnaya-organizaciya-kurs-lekcij-po-sociologii-kursk-2011.html
  • diploma.bystrickaya.ru/zashita-prav-osuzhdyonnih-i-obvinyaemih-doklad-o-deyatelnosti-upolnomochennogo-po-pravam-cheloveka-v-sverdlovskoj-oblasti-v-2011-godu.html
  • testyi.bystrickaya.ru/avtoreferat-razoslan-fevralya-2011-g.html
  • shkola.bystrickaya.ru/povest-ob-azovskom-osadnom-sidenii-donskih-kazakov.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/uchebno-metodicheskij-kompleks-disciplini-kognitivnaya-psihologiya.html
  • uchit.bystrickaya.ru/uchebnaya-praktika-po-tehnologii-osnovnih-proizvodstv-v-prirodopolzovanii-yavlyaetsya-vazhnejshej-sostavnoj-organicheskoj-chastyu-uchebnogo-processa-po-podgotovke-speci.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/programma-vselennaya-media-napravlena-na-tvorcheskoe-individualnoe-razvitie-detej-na-rasshirenie-gorizontov-ih-vozmozhnostej-a-takzhe-na-znakomstvo-s-azami-tvorcheskih-professij-i-razvitie-kommunikabelnosti-opisanie.html
  • thesis.bystrickaya.ru/programma-disciplini-sd-f-tehnicheskaya-termodinamika-dlya-studentov-specialnosti-140305-yadernie-reaktori-i-energeticheskie-ustanovki.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/plan-provedeniya-meropriyatij-po-nadzoru-ogpn-moskovskogo-rajona-na-2009-g-stranica-3.html
  • pisat.bystrickaya.ru/tablica-2-postavka-sredstv-zashiti-rastenij-tonn-sostoyanie-s-zashitoj-posevov-selskohozyajstvennih-kultur-ot-vrednih-organizmov.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-uchebnoj-disciplini-f-tpu-1-2101.html
  • spur.bystrickaya.ru/literatura-20-logopediya-21-matematika-22.html
  • spur.bystrickaya.ru/massa-rostovoj-indeks-ketle-posobie-dlya-pedagogov-uchrezhdenij-socialnoj-zashiti-naseleniya-i-organizatorov-dosuga.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/vipusk-3.html
  • institut.bystrickaya.ru/trebovaniya-k-predmetu-municipalnogo-kontrakta-stranica-8.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/sindrom-sriva-ostatsya-trezvim-rukovodstvo-po-profilaktike-sriva.html
  • education.bystrickaya.ru/123-ponyatie-stadij-umishlennogo-prestupleniya-kurs-lekcij-2004-g-batichko-v-t-ugolovnoe-pravo-obshaya-chast-kurs-lekcij.html
  • desk.bystrickaya.ru/perevod.html
  • bukva.bystrickaya.ru/pyatdesyat-devyataya-stranica-63.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/razvitie-modeli-diskontirovannih-denezhnih-potokov-kriterij-vibora-modeli-dlya-celej-issledovaniya.html
  • write.bystrickaya.ru/glava-mchs-rossii-sergej-shojgu-rossii-nichego-ne-ugrozhaet-gazeta-komsomolskaya-pravda-19032011.html
  • literatura.bystrickaya.ru/russkaya-pravda-kak-pamyatnik-drevnerusskogo-prava.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/programma-fiziko-tehnicheskogo-obedineniya-maksimum.html
  • student.bystrickaya.ru/-v-chechne-sozdan-sovet-organov-msu-informacionnij-byulleten-mestnogo-samoupravleniya-izdaetsya-asdg-po-soglasheniyu.html
  • essay.bystrickaya.ru/deyatelnost-ombudsmana-v-oblasti-pravovogo-prosvesheniya-nauchno-analiticheskih-i-mezhdunarodnih-svyazej-sotrudnichestvo-s-obshestvennostyu-i-sredstvami-massovoj-informacii.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/peresmotr-grazhdanskih-del-v-poryadke-nadzora.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/osnovnoe-soderzhanie-dissertacii-ispolzovanie-speckontingenta-v-sozdanii-i-narashivanii-ekonomicheskogo-potenciala.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-po-discipline-sociologiya-po-specialnosti-socialnaya-rabota-040101.html
  • institut.bystrickaya.ru/sushnost-konflikta-ego-struktura-i-dinamika.html
  • tasks.bystrickaya.ru/14-nekommercheskie-organizacii-otchet-o-nauchno-issledovatelskoj-rabote-razrabotka-koncepcii-razvitiya-korporativnogo.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/prezhnie-prorivi-razreshili-vtorostepennie-trudnosti-mificheskij-cheloveko-mesyac-ili-kak-sozdayutsya-programmnie-sistemi.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/psihicheskoe-razvitie-slepogo-rebenka.html
  • shpora.bystrickaya.ru/zelenij-mir.html
  • tasks.bystrickaya.ru/13metodologiya-finansovogo-planirovaniya-i-prognozirovaniya-finansovoe-planirovanie-i-metodi-prognozirovaniya-kompanii.html
  • school.bystrickaya.ru/harakteristika-1s-kompleksnaya-avtomatizaciya-8.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.