.RU

пустые осмысленные - Учебное пособие аспирантам москва 2003 А. Г. Войтов философия учебное пособие


^ пустые осмысленные
┌────┴──────┐

о несуществующем  содержательные

Разные национальные языки в разной мере развили способность обобщенного отражения действительности. Язык должен удовлетворять потребности теории логического типа, которая, по Расселу, строится на предусмотрении четких различий «между классами понятий по степени сложности их общности». «Важнейшее в этой теории,  писал Рассел о теории описаний,  это открытие того, что при анализе осмысленного предложения не надо думать, будто каждое отдельное слово или выражение имеет смысл само по себе» [134.9].

8.4. Мышление

Проблема состоит в том, чтобы соотнести понятия: язык, мышление, математика.

В научной литературе обычно пишут о том, что мышление  это язык. Можно считать мышление формой языка. Однако, мышление не есть язык, а технология осуществления определенной формы языка. Для уяснения этого следует, прежде всего, выделить следующие формы языков:

Язык

┌───────────┼──────────────┐

жестов вербальный  искусственный

┌───────────┼──────────────┐

примитивный повседневный научный

Абстрагируемся от языка жестов и искусственного языков. Рассмотрим собственно национальный язык, существующий в качестве вербального (словесного). Следует различать, по крайней мере, три формы вербального языка: примитивный, повседневный, научный.

Примитивная форма вербального языка – язык детей. В таком случае он имеет скорее назывную природу. В нем минимальна технология соотнесения слов. Повседневная форма языка характеризуется более сложной технологией существования, перенимаемой стихийно. В этом суть рассудочности. И она достаточна для повседневной жизни.

Повседневный язык недостаточен для научного отражения действительности. Поэтому на его основе возник язык науки, который существует на основе разума или мышления. Язык науки вырастает из повседневного языка таким образом, что между ними невозможно провести четкой грани. Наука основана не только на специально научном, но и на повседневном языке. Повседневный язык входит в научное отражение действительности обычно в виде вспомогательных элементов.

Мышление как технология языка науки ведет к новому значению лексики, т.е. единиц языка. Мышление предполагает превращение представлений в понятия.

«Способ образования понятий в науке отличается от применяемого в повседневной жизни не своими принципами, а лишь более точным определением понятий и следствий, более тщательным и систематическим отбором экспериментального материала и большей экономией мысли» [322.67]. «В связи с этим возникает необходимость в организации более углубленной разработки теоретических проблем терминологии, языка наука, объединения усилий коллективов, занимающихся этими проблемами» [283.62].

Научный язык призван фиксировать действительность в виде определенной модели. Для обеспечения этого он должен закрепить терминологически соотнесение различных элементов действительности. Это происходит с помощью терминов. «Слово представляет собой самый универсальный символ, хотя и не единственный» [170.12].

^ Слово  специальный человеческий сигнал, средство отражения объективного мира в сознании людей.

Термин  специальный научный сигнал, средство отражения действительности.

Знак  символ  слово  термин  категория

Термины есть слова с более строгим значением. Термины  специальные слова науки. Обычные слова также используют в научном отражении действительности. Тем самым следует различать язык науки, включающий и слова обыденного языка, и научный язык, состоящий из терминов и категорий.

Категории – термины теорий. Они имеют строго определенное значение. При этом их имена являются омонимами и в других сферах жизни ими обозначают различные понятия. В то же время в конкретной теории они однозначны. И хотя такое их значение идет от Аристотеля, многие выдающиеся исследователи не уяснили этой их природы. В частности, Б. Рассел писал об этом [см. 242.220].

Язык науки представляет интеллектуальную технологию построения знаковой системы, отображающей определенную действительность. Элементами языка науки служат идеальные конструкты, обладающие специфичностью в идеальном отображении действительности. Термины и категории  собственно научные идеальные конструкты науки. Поэтому изучение терминологического аспекта научного отражения действительности входит в состав всех наук.

На первой стадии овладения наукой терминологический аспект приобретает почти абсолютное значение. Исходя из этого, наука, образно говоря, становится "этимологией" и большинство полемик ведется вокруг употребления терминов ввиду того, что оппоненты "говорят на разных языках". При этом большинство начинающих ученых не осознают приверженности к такому уровню научного мировоззрения.

Истинная наука начинается тогда, когда на первое место выдвигается "раскрытие логики реального объекта" [63.23], которая может происходить в любой естественной (различные национальные языки) или искусственной (в том числе специализированные языки) системе. В таком случае не терминология признается главным объектом науки (о словах не спорят), а различные свойства действительности, которым соответствуют определенные понятия. А содержание понятий зависит от использования мышления.

Между группами ученых идет постоянная полемика. Одни ведут к схоластике, к этимологии. Для научного отражения действительности имеет значения терминологический аспект. Без него не может быть науки, но не следует его превращать в главный аспект науки. Следует выступать и против терминологического фетишизма и терминологического нигилизма, против преувеличения и преуменьшения значения терминов в научном отражении действительности. Адекватной основой для этого может стать более строгое закрепление значения основных терминов каждой науки с помощью теорий, разрабатываемых на основе диалектической логики.

Категория  такое слово, содержание которого детерминировано теорией. Так как диалектическая логика не стала нормой, нет и теорий, а поэтому нет и категорий. Категории  будущее теоретической науки. Они должны однозначно восприниматься всеми людьми, по крайней мере, овладевшими диалектической логикой как формой мышления при понимания качества объектов.

8.5. Математика

Первоначально люди научились воспринимать существенные различия объектов действительности. Для этого они обозначали символами определенные объекты. Символичность языка состоит в том, что объекты и их соотнесения отражены в уме людей определенными знаками. Символы в уме обозначают соотнесение объектов. Человек воспринимает одни и те же элементы действительности однокачественно, а различные элементы разнокачественно.

Различая объекты, люди выявляют особенности объектов. Основные особенности объектов предстают их качественными признаками. Этот уровень отражения действительности происходит на основе повседневного языка и возможностей его символических знаковых структур.

Родной язык передает также количественные различия объектов, что можно понять с помощью такого факта:

человек  люди  народ

(Один) (много) (все)

Более адекватное отражение действительности сталкивается с рядом затруднений на основе лингвистических технологий языков. Возникает математика посредством формирования понятия величины, количества, как средства для более адекватного отражения действительности.

На определенном уровне рассмотрения действительности различия ее объектов отступают из сферы особой важности, и объекты воспринимают как однокачественные. При этом однокачественных объектов оказывается много. При более глубоком сравнении таких множеств однокачественных объектов действительности на первый план выступает различие их множества. Чтобы учесть этот аспект различия мира, необходимо отражать качество с учетом количества, и для этого необходимо особое (скажем, кибернетическое) мышление.

Язык может быть без мышления, а мышления не может быть без языка. Математику обычно называют языком. И имеются некоторые для этого основания – у нее имеются свои знаки идей = символы. Но главное в математике процедуры или алгоритмы действий с символами (числами).

На определенной стадии развития сознания не существовало различий восприятия качественного и количественного аспектов действительности. В детстве данный этап развития истории человечества повторяет каждый человек. Затем значения этих аспектов действительности были выяснены и осознаны. Подход к действительности на основе одновременного качественного и количественного ее аспектов обеспечивает более эффективное поведение людей.

Общим качественного и количественного аспектов действительности можно считать выявление соотнесений ее элементов. Смысл соотнесений действительности может быть или интуитивно осознан, или раскрыт на основе философского ее понимания. При определении общего смысла соотнесений выясняют качественный аспект, при более конкретном отражении необходимо понятие количества на основе соответствующего языка.

Качественный аспект действительности показывают на основе национальных языков, способных давать ее общую оценку. На этой основе происходит возникновение математической формы мышления для измерения количественного аспекта действительности. Тем самым дают более адекватную оценку качества действительности.

Способности родных языков отражать качественный аспект действительности на основе количественного подхода к нему возникли в более поздний период исторического развития. Эти способности надстроились над родными языками, приобрели интернациональный характер. Способность отражать количественный аспект действительности приняла форму развития математики.

Математика как технология мышления построена на основе символов. Математические символы и их системы отражают явления, как и слова обычного языка. В то же время, существенны и особенности математических символов.

В математических формулах следует различать предметную действительность и форму ее выражения. В этом плане говорят, например, о математических формулах в физике. Они отражают законы физики и, следовательно, имеют физическое содержание. В любой формуле следует видеть ее предметное содержание и математическую форму, т.е. определенную символическую форму ее выражения.

Одно и то же предметное содержание может быть выражено различными языками, в том числе математическим.

Математика как символическая знаковая модель действительности развивается по определенным законам, имеет определенную специфику по сравнению с другими символическими знаковыми моделями действительности. Изучение математики  познание не объективной действительности, а науки об особенностях определенной формы мышления.

Математические формулы есть копии, снимки, идеальные образы, модели разных процессов действительности. Легко впасть в заблуждение о сущности собственно математики, которая есть наука о специфичности данного способа отражения действительности, вид интеллектуального ее отражения. Математик (как и лингвист)  специалист по определенному способу отражения действительности, а не по содержанию отражаемого. Несомненно, что первоначально надо изучить данный языковый способ отражения действительности с тем, чтобы затем его использовать для ее отражения.

Развитие способности к отражению одновременно и качественного, и количественного аспектов действительности произошло в виде математической формы научного отражения. Математическая форма количественного отражения является более эффективной и вне этой формы не может успешно проходить развитие научного идеального.

Математизация знаний ведет ко все более точному учету действительности и состоит в том, что степень отражения действительности достигла такого уровня точности, когда необходимо ее изложение с привлечением средств количественного выражения. Математизация выражает прогресс научного отражения действительности.

Математика  элемент действительности. Ее сущность состоит в определенной особенности идеального отражения действительности людьми. Иными словами, математика есть особенность определенной интеллектуальной системы.

Математика служит интеллектуальной формой для отражения действительности. «Математика является своеобразным языком наук, приспособленным для краткого и точного описания изучаемых явлений ...» [261.162]. «Математика не наука, а способ мышления» [109.152].

«Математика  есть язык науки» [116.162 и 604]. Математика  наиболее развитый вид символического языка. «В таких системах взаимоотношения между различными видами высказываний, множеств, аксиом и выводов из них и т.д. выражаются на языке формул» [70].

Математика  определенный вид символических моделей действительности, которые наиболее приспособлены для отражения количественных аспектов соотнесений. Математика  наука об определенном способе символического отражения действительности. « ...Математическая теория есть лишь знаковая модель для тех или иных отношений, устанавливаемых опытными (содержательными) науками» [26.8].

"Таким образом, математика  это искусственный язык по отношению к определенной содержательной области, который ввиду характера своей внутренней организации позволяет получить достаточно далекие и строгие следствия из соответствующей системы содержательных утверждений. В настоящее время характеристика математики как языка науки является общепризнанной” [там же, с. 13]. «Математика в современной физике  это наиболее адекватный язык для формулирования основных законов, которые вне этого языка не могут быть обнаружены» [198.64-65].

Наиболее общие соотнесения выражают качественным языком, что достигают с помощью формулировки законов действительности. Более конкретные соотнесения многочисленны, и их труднее достаточно полно выразить на обычном языке. Поэтому их выражение более адекватно на языке математики, в виде математических формул.

Математики обучают не материальной действительности, а определенному методу мышления о ней.

Особенность математической сигнальной системы состоит в том, что более строго определяют системы аксиом, основных (используемых) понятий и правил их соотнесения, оперирования ими. В символических системах отражение связано с решением трех основных проблем: «а) каким логическим требованиям должны удовлетворять системы аксиом или постулатов, исходя из которых строятся те или иные символические системы, б) каким требованиям должны удовлетворять правила логического оперирования знаками в рамках таких систем, в) каким логическим требованиям должно удовлетворять построение выводов и доказательства в этих системах» [70].

Математика познается на основе изучения математических дисциплин, последовательность которых состоит в следующем: арифметика, алгебра, геометрия, тригонометрия, высшая математика, математическая логика.

Математика  постоянно развивающийся элемент действительности. Овладение им и эффективное использование его в деятельности предполагает научное его познание. Для этого следует определить множество идеального, называемого математикой, ее элементы и их специфику. В настоящий период таких работ недостаточно. Поэтому должна быть решена задача обобщающего раскрытия математики.

При осознании математики важно ее представить как и все сущее системно или теоретически. Построить такую систему могут только сами математики. Обратим внимание на некоторые ее фрагменты, которые показывают ее диалектичность как особой знаковой системы.

Основой осознания математики, вероятно, является познание таких элементов величины, как:

эталон (мера)  цифра  число  исчисление.

Это системообразующая последовательность элементов математического мышления.

Сущность явлений в первоначальном варианте познается только на основе качественного анализа. Затем эта идеальная картина уточняется с учетом ее величины на основе количественного подхода. Сущность явления выступает исходным для количественного измерения, для которого важно сначала определить эталон, меру.

Эталон меры представляет исходный момент математического подхода к действительности. По существу речь идет о том, что считать единицей и что такое единица. Многообразие единиц меры вытекает из многообразия форм действительности. Система мер постоянно развивается, усложняется и все более унифицируется, превращаясь в единую, универсальную мировую систему. В то же время сохраняются в качестве пережитков почти все существовавшие исторически виды мер. Познание эталонов меры зависит от построения их системности. Такой системности пока нет, но она может быть быстро разработана.

Цифры. Измерение величины предполагает фиксирование результатов этого процесса. Этот результат может быть выражен словесно. Адекватной формой для фиксации результатов измерений служат математические символы, имеющие по сравнению с символами родного языка определенную специфику. Эта определенность имеет преимущества перед символами родного языка: большая однозначность, лаконичность, краткость и т.п. Развитие основных математических символов прошло ряд стадий: буквенные, римские, арабские. Их используют в современной математике. Цифры  наиболее адекватные математические символы, их объединяют в определенные системы, представляющие числа.

Число  есть комбинация цифр по определенным правилам для отражения более сложного количественного аспекта действительности.

Любой языковый элемент есть способ отражения соотнесения действительности. Числа фиксируют соотнесения элементов действительности более строго, чем слова. Число  строго фиксированное соотнесение величин действительности. Числами обозначают соотнесения между элементами действительности, воспринимаемые нами в качестве величин.

Число  способ измерения количественных свойств действительности. Исходной основой для измерения служит установление свойств в виде определенных сущностей, терминологически закрепляемых в виде категорий. Затем необходимо определить величину сущности посредством эталона меры  единицы. На этой основе используют цифры и получают числа. Закономерности образования чисел из цифр зависят от используемого типа счисления.

Исчисление представляет определенные правила действия над цифрами и числами. Имеется ряд видов исчислений. Основными их видами являются символические и позиционные. Переход от символической к позиционной системе исчисления представлял прогресс математического мышления.

Конкретные способы оперирования числами (действия над числами) многообразны. Их основные группы: арифметические, алгебраические, статистические. Более конкретное их рассмотрение предполагает специальное изучение для построения их в виде системы. Умножение есть более сложный и экономный вид сложения, такое же соотношение деления и вычитания.

Способы использования математики различны и постоянно развиваются. Люди все более последовательно количественно отражают действительность  на основе количественной обработки фактического материала (в форме различных вычислений, составления таблиц, графиков и т.п.); математического оформления теорий, математического моделирования действий.

Основой систематики школьной математики является сорит логарифма. Его версия дана в самоучителе мышления.

^ 8.6. Проблема кибернетического мышления

В самоучителе мышления поставлена проблема кибернетического мышления на основе интегрирования возможностей математики и диалектической логики [см. 52]. В изданной версии самоучителя мышления не отражен вклад Лейбница  идея «универсальной математики», проблема “характеристики”, т.е. некие новые типы знаков для единовременного отображения не только количества, но и качества объектов. Для многих исследователей данная идея Лейбница является утопией, но ее следует иметь в виду как гипотезу. Все это проявляется в проблеме искусственного интеллекта и интеллектуальных технологий вообще.

Информационная емкость чисел меньше [1\10], чем букв алфавита [1\33]. Может быть, разработают еще информационно более емкие знаки (типа иероглифов). И с их помощью может быть удастся арифметизировать логику, что замышлял Лейбниц, предлагая найти особый тип знаков для исчисления истины. Современная математическая логика является математикой, а не универсальным исчислением по Лейбницу.

Национальные языки и универсальные методы мышления – база научного познания. В то же время, их недостаточно. Многообразны попытки разработки более сложных сигнальных, знаковых систем. Их, конечно, можно называть языками (что не преодолено в данной работе). Рациональнее их выделить в особую группу или форму средств идеального отражения действительности, для которого характерно множество признаков. Первым из них можно считать графическое выражение идей – визуализация информации.

Компьютерные науки используют следующий подход:

Моделирование  алгоритмизация  программирование.

Пока не встречал монистичного объяснения сути и содержания данных элементов интеллекта. И здесь не проработана эта проблема, поэтому возможно разное терминологическое их объяснение.

Компьютерное программирование происходит с помощью различных специально созданных языков. Вероятно, рациональнее обособить эти типы правил искусственных языков и не называть их языками.

Средства идеального выражения действительности постоянно развиваются и не могут быть представлены в застывшем виде. Овладение ими, несомненно, требует постоянного изучения многих наук – лингвистики, интеллектики, математики, диалектической логики, книг по компьютерному программированию и т.п.


^ 10. ЭВОЛЮЦИОННОСТЬ ИДЕАЛЬНОГО


Научное отражение любого объекта мира предполагает показ того, как оно возникло, его становление, современное состояние и вероятное ближайшее будущее.

Наука о науке предполагает систематизацию всех форм идеального с учетом всей предыстории человеческого духа. В живом мире «... дана основа для предыстории человеческого духа, для прослеживания различных ступеней его развития, начиная с простой, бесструктурной, но ощущающей раздражения протоплазмы низших организмов и кончая мыслящим мозгом человека. А без этой предыстории существование мыслящего человеческого мозга остается чудом» [181.20.512].

Идеальное отражает действительность. Восприятие идеально выраженной действительности зависит от способа ее построения и способностей людей. Построение идеального во многом зависит от осознания способов идеального воспроизведения действительности и наиболее рационального способа идеального ее выражения.

В современном понимании способов идеального воспроизведения действительности важно выделить два момента, являющихся недостаточными: описательное определение способов идеального отражения и представление теории в качестве наиболее развитой формы идеального.

Описательное определение идеального указывает на теорию как на наиболее развитую его форму. Перечисление свойств теории, как формы отражения действительности, не исчерпывает всех ее свойств. Дав описание теории, Б.С. Дынин отмечал: "Приведенное определение теории скорее является не определением, а описанием некоторых представлений о ней. Но это описание оказалось тем итогом логики науки, который только и мог быть извлечен из работ ее представителей ... таким образом, чтобы он по возможности был общим для них. Конечно, "общность" не есть еще критерий «теоретичности». Вместе с тем (что следует здесь подчеркнуть) ничего лучшего по определению теории лично мы предлагать не собираемся" [79.167-168].

По существу верную, но несколько неточную постановку определения теории дал Е.А. Мамчур: "Что представляет собой теория? Вопрос этот далеко не тривиален. Ответом на него может быть лишь развернутое воспроизведение структуры теории на метауровне" [177].

Высшей формой научности является теория. В то же время и теория, вероятно, не может считаться завершенной стадией развития идеального. Следующая стадия развития идеального выступает в виде единой системы теорий или меганауки.

Идеальное отражение людьми действительности, как предметное идеальное, представляет исторически развивающееся явление. Его прогресс состоит из ряда этапов, каждый из которых отображен определенными формами в современной структуре форм идеального

Современное идеальное высоко развито. В последующем оно также перейдет на более развитые уровни. Меганаука представляет последующую стадию идеального  идеал, к которому человечество идет. При анализе науки следует исходить не из современного ее состояния, а из обозримого ее будущего идеала, когда она будет единой научной картиной мира  меганаукой.

Идеальная картина мира как единая система возникает в форме меганауки. До настоящего времени идеальная картина мира представляет скорее сумму разрозненных представлений, внутренне несогласованных в форме НКМ.

Современная идеальная картина мира состоит из различных по развитости элементов. Наиболее развитым ее элементом следует считать научную форму идеального. Если бы науки исчерпали все идеальное (это недостижимый идеал), тогда идеальная и научная картины мира совпали бы. Научная картина мира составляет часть идеальной.




идеальная картина мира научная картина мира меганаука


Познавая идеальное на стадии научной картины мира, его следует сопоставлять с предшествующими формами идеального, выявляя особенности и многообразную общность с предшественниками. Это возможно реализовать построением системы форм идеального.

Различные формы идеального отражают обычно без выделения их видов, т.е. их не обособляют и не объясняют их одновременно с раскрытием их особенностей, способов их получения, формулирования.

Основными видами идеального следует считать:

отражения идеи  образы представления мнениязнания учения теории научную картину мира меганауку.

Их считают часто одним и тем же, т.е. термины употребляют часто в качестве синонимов. В определенной мере эта проблема терминологическая – какой смысл вложить в тот или иной термин. Содержательная проблема – обособить различные формы (уровни) идеального отражения действительности. Необходимо осознать их соотнесения как элементов системы. При этом следует специально показать их функцию в общей модели научного понимания действительности.

Идеальное есть широкий круг явлений, противопоставляемый материальному. Корни идеального лежат в атрибутивном свойстве материального отражения. Поэтому для того, чтобы понять науку, надо последовательно рассмотреть генетических предшественников идеального, начиная с отражения вообще и заканчивая научной картиной мира.

Генезис идеального можно подразделить на два главных периода: возникновение и развитие. Эволюционный их ряд дан в самоучителе мышления.

Наука достаточно подробно объясняет соответствующие свойства действительности. Поэтому здесь их не рассматриваем специально, а показываем только названным образом их соотнесения. Каждое последующее существует самостоятельно и проявляется в более развитых видах. Более развитые виды имплицитно включают свойства предыдущих, имея в то же время специфические свойства.

Психическое отражение  более развитый вид отражения. Виды психического отражения обычно неоднозначно обособляемы и субординированы. Их следует рассмотреть подробнее.

Психическое есть собственно идеальное отражение действительности. Идея  есть основной человеческий развитый вид отражения по сравнению с биологическими формами отражения. Психическое отражение  не единственный способ отражения человеком действительности. Идеальное есть лишь самый развитый вид отражения. Идеальное отражение людьми не застывшее, а развивающееся явление. Сохранение менее развитых форм при проявлении более развитых форм идеального привело к тому, что структура всего идеального стала сложной. В процессе развития форм общественного сознания на основе развития трудовой деятельности происходило образование различных форм идеального.

Каждое последующее есть более развитый вид как непосредственно предыдущего, так и всего предшествующего. Появление более развитых форм не отрицает форм менее развитого идеального, а включает их в общую систему.

Идеальное научного типа следует объяснить посредством его сопоставления с другими, менее развитыми видами идеального. Для этого надо сначала выяснить самое общее у идеального вообще, затем выявить то, что добавляет каждая последующая форма идеального, вплоть до специфики меганауки. Это и будет логическим воспроизведением генезиса идеального для объяснения его современной структуры и для понимания того, что представляет наука.

Сейчас не получило широкого признания различие форм идеального. Без этого невозможно эффективно их использовать. Употребление этих терминов в качестве синонимов означает сведение высшего к низшему и имеет историческое обоснование. Оно не точно и должно быть преодолено.

Выявление различия форм идеального составляет исходный момент их исследования. Определение их последовательности должно привести к тому, чтобы каждое последующее было более развитым видом и включало имплицитно основные свойства предыдущего и в то же время имело специфику по сравнению с ним.

Мало, достаточно или много названных уровней рассмотрения ступеней для отражения генезиса науки? Любой вариант ответа можно считать истинным. Не следует предопределять решение этого вопроса мнением, а достаточно поставить задачу и показать один из вариантов ее возможного решения и ряд оговорок. В качестве последних имеем в виду следующее.

Во-первых, на основе родовидового подхода вполне возможно определить место каждой формы идеального во всем их многообразии. Это субординирование их системы можно достигнуть на основе терминологического закрепления родовых свойств каждого из них. На сколько же уровней делить эту «цепочку», зависит от многих факторов. Такое деление всегда будет относительным.

Во-вторых. Объяснение этой цепочки свойств идеального можно достигнуть посредством соподчинения каждого из них с родственными идеальными явлениями в систему.

Научный вид идеального может быть объяснен посредством показа всех его свойств  от самых общих до самых конкретных. Это можно достигнуть системой наук о науке.

Осознание идеального должно происходить на основе движения от простых форм к сложным. Для этого всю их совокупность следует так расположить, чтобы каждый раз выявлять только особенности непосредственно более развитых, особенности каждого последующего по сравнению с непосредственно предыдущими. Особенность каждой формы объекта есть родовая сущность по сравнению с более конкретным последующим и видовое свойство по отношению к предыдущему.


видовой особенность родовой

признак каждого признак

предыдущего уровня последующего

К каждому последующему может быть отнесено все предыдущее как его фундаментальные свойства. Поэтому и нужно, идя от простого (менее развитого) к сложному (более развитому), последовательно выявлять их родовые сущности. Такой порядок раскрытия свойств наиболее сложного позволяет выявить примечательную последовательность. Последняя показывает, во-первых, генезис научного элемента общественного сознания, во-вторых, развитие индивидуального сознания научно подготовленных людей, в-третьих, элементы структуры общественного сознания, в-четвертых, соотношение свойств наиболее развитого научного элемента общественного сознания.

Итак, идеи, образы, представление, мнение, знание, учение, теория, научная картина мира, меганаука проявляют одновременно основу различных подходов к современному идеальному.

1. Идеи. Воспринимая идею как исходную категорию для раскрытия в виде системы свойств идеального следует абстрагироваться от сложности ее самой, от той генетической последовательности, которая объясняет саму идею.

Идея выступает в действительности в многочисленных конкретных формах, соотнесения между которыми не полностью осознаны и с равным основанием могут быть представлены разнообразно. Существует ли идея в чистом виде, предшествующем образам?

2. Образы есть более сложная, комплексная форма идей, характерная отражению и высших животных и людей. Как обособить образы от более развитых представлений. Представлением можно считать наиболее развитый вид образов, отличающихся от последних чем-либо, а понятия  наиболее развитое представление (элемент теории). Представления  основа повседневного сознания, понятия  основа теоретического сознания.

Одной из проблем изложения данного вопроса выступает определение понятий. Понятиями можно считать различные явления мира и по-разному их субординировать с другими идеальными явлениями. Одним из вариантов трактовки можно считать следующий. Психические явления представим на основе последовательности:

образы  представления  понятия.

Пиаже выделял четыре основных стадии интеллектуального (умственного) развития ребенка [25.16]:

1) сенсо-моторный период (до 2 лет),

2) дооперациональный интеллект (с 2 до 7 лет);

3) конкретно перациональное мышление (с 7 до 12 лет);

  1. понятийное мышление (с 12 лет).

Первые три вида представляют предтечи мышления и только последнее  мышление (при условии обучения ребенка математике). В литературе критикуют положение о наличии «непонятийного мышления»: «... Неверными оказываются суждения о каком-то "непонятийном мышлении". Никакого мыслительного образования не может быть без сознательного акта, т.е. без определенных данных фактов, соответствующих обобщающим понятиям сознания» [256.56]. В то же время, не оставляет сомнения факт различия стилей отображения действительности у людей разного возраста, о становлении мышления, его возникновении на определенной стадии становления, также как и сохранения у взрослых людей "допонятийного" способа отражения мира. Мышление может происходить только на основе понятий.

Другим вариантом трактовки понятия является представление понятия в качестве общего названия обособленных идей по сравнению с более развитыми их комплексами, построенными на их же основе. Исходя из такого понимания понятия, тремя главными видами идеального можно считать понятия, идеальные модели и идеальные системы. Понятия представляют сравнительно небольшие элементы идеального. Идеальные модели есть комплексные знания. Идеальные системы есть комплексы идеальных моделей. Каждое последующее более развито по сравнению с предыдущим и состоит из предыдущих, не отрицая самостоятельного их существования.

3. Представление. Действительность в чувственном восприятии людей выступает в качестве конкретного, преимущественно внешнего явления. В виде такого конкретного явления действительность есть исходная основа ее изучения посредством созерцания. В виде созерцательного явления действительность  неизвестная совокупность. Многообразное рассмотрение внешнего аспекта этой действительности позволяет создать идеальную модель ее свойств.

Люди воспринимают объективную действительность в форме представлений*. Последние есть первоначальная форма проявлений человеческого сознания. Представления есть отраженные идеально в голове людей различные аспекты действительности в виде образов. Все более развитые формы идеального есть представления людей, это самая общая категория для названия любого идеального. Представление  исходное в развитии науки и исторически и сейчас при изучении нового. Оно также исходное в восприятии каждым человеком неизвестных объектов. Каждый человек осознает новое, начиная с представлений о соответствующем аспекте действительности.

Не осознавая своего знания действительности, человек тем не менее ее уже отражает и учитывает ее в деятельности. Такое неосознанное отражение действительности есть представление о ней.

Существование представлений как неосознанного отражения действительности следует считать фактом. В частности, на этой основе рекламировали товары посредством неосознаваемых (невидимых) рекламных кадров в фильмах (когда


*) «Хотя представления возникают под воздействием услышанного слова, человек может в принципе оперировать с уже возникшими (правда под воздействием слова) представлениями, не используя в самом процессе оперирования обозначающие их (т.е. данное представление) слова" [213. 61-62].

вставляют рекламные кадры через определенное число основных кадров, так чтобы люди их не видели, не замечали). Не воспринимая рекламные кадры осознанно, они, тем не менее, воспринимали их подсознательно и затем исходили из них при покупке товаров. На этом, кстати, построена одна из методик изучения иностранного языка.

4. Мнения. Осознанное идеальное отражение действительности есть мнение. Мнение – такое представление, которое осознается человеком. Мнение – то, что известно человеку о действительности, но еще только в качестве собственного видения или перенятого чужого мнения. Оно не обязательно имеет общепринятое значение, хотя и может быть таковым (мнение древних о том, что земля держится на трех китах, или о том, что подсолнухи «крутят головой»). Оно не обосновано опытом.

5. Знание. Знание есть более развитая форма идеального, представления, мнения. Знание есть устоявшееся мнение, получившее широкое или общее признание, что зависит от прагматизма, т.е. практической полезности идеи. Это первая форма науки. Знание терминологически закрепляется, обозначается знаком, термином. Знание есть проявление мнений определенного вида, и определенные мнения проявляются посредством знаний. Знания обязательно соответствуют (адекватны) действительности, хотя степень их адекватности действительности выше, чем у мнений.

Существует ряд проявлений знаний. Некоторые из них употребляют в близком значении, а иногда в качестве синонимов. Отдельные из них лежат в разной плоскости: законы, принципы, аксиомы, идеи, постулаты, факты, данные, прогнозы, планы, правила, гипотезы, категории, программы и т.д. Содержание каждого из них трактуют многообразно, что обычно зависит от общего подхода к действительности.

Познание науки предполагает изучение особенностей всех основных идеальных конструктов, посредством которых строится научная модель отображаемой действительности. При этом в настоящий момент это довольно трудная задача и практически невозможно дать на основе общепризнанных требований определение их всех.

Гносеологическая ценность неопределенности трактовки научных положений состоит в создании некоторой определенности там, где ее невозможно достигнуть иным образом. В этом есть достоинства и недостатки, особенно когда последними злоупотребляют.

"Установить значение термина означает каким-то образом указать предметную область этого термина и те свойства, которыми необходимо должны обладать «предметы», чтобы быть правильно обозначенными данными терминами" [59].

Законы выражают соотнесение явлений, обозначенных категориями. Они показывают различные типы соотнесения элементов действительности. Соотнесение категорий и законов неоднозначно:

категории + законы; категории, в т.ч. законы.

Различное отражение идеями действительности находит отражение в дополнительных их характеристиках. Они могут быть:

гипотезами  аксиомами  научными фактами.

Эта их последовательность отражает рост степени адекватности отражения ими действительности. Гипотезы (постулаты) показывают такие явления, которые еще точно не установлены. Гипотезы  это вероятностные элементы модели действительности. Аксиомы  установленные элементы идеальной модели действительности, которые при данных условиях не могут быть доказаны традиционными способами, но, в то же время, и практика, и научная интуиция показывают их адекватность действительности. "Под аксиоматическим методом построения научной теории понимается такое ее построение, когда ряд предложений данной области науки принимается без доказательства (входящие в них понятия являются неопределяемыми), а все остальное знание выводится из этих предложений по заранее фиксированным логическим правилам или законам» [260.98]. Факты  достоверно установленные на данном этапе элементы отражения действительности, знания.

Соотнесение разных идеальных конструктов языка призвано показать способ соотнесения соответствующих аспектов действительности. Элементы действительности могут совсем не соотноситься между собой непосредственно и опосредованно. Соотносимые элементы могут быть субординированными и координированными. Два идеальных конструкта могут соотноситься как субординированные (вертикальные соотнесения) или как координированные (горизонтальные соотнесения) элементы наук.

Вертикальные и горизонтальные соотнесения идеальных конструктов осознаны в качестве родовидовых соотнесений. Если определенный идеальный конструкт выражает более общее свойство действительности, то он выступает в виде родового по сравнению с другим  видовым свойством. Видовые свойства соотносятся как одноуровневые, равноправные, координируемые.

В определенных случаях имеет место совпадение родового и видового свойства определенных явлений. Родовое простого явления есть одновременно и само простое  его видовое свойство по сравнению с более развитыми.

Широкое хождение имеют такие категории, как:

^ Знания, нормы, лозунг, правила, принцип, метод.

Несомненно, что данные термины не синонимы. Их обычно наделяют собственным значением. Однако до настоящего времени нет однозначной их субординации.

При обособленном рассмотрении знаний, принципов, методов не трудно определить содержание каждого из них. При одновременном их определении возникает ряд затруднений в наделении спецификой каждого из них. Субординация этих категорий может быть дана на основе последовательности:

знание норма правило принцип лозунг метод.

Все они представляют отражение действительности. При этом следует допустить, что все они адекватно отражают действительность и в этом отношении между ними нет различий. Их различия идут в иной плоскости.

Знание  научное отражение действительности. Говоря знание, мы констатируем существование этого апробированного практикой отражения без рассмотрения его использования. Все последующие категории показывают разные направления использования знаний. Все они представляют знания, применяемые тем или иным способом.

^ Норма  использование знаний в повседневной жизни (нормы морали, поведения).

Правило  применение знания в практической, производственной деятельности. При этом имеют в виду сам факт необходимости применения этого знания или констатируют необходимость этого. Можно считать, что правило, это то знание, которое необходимо использовать (например, правила техники безопасности).

Принципы представляют родственное явление с правилами. Это также те знания, которые надо использовать. Отличие принципов от правил состоит, вероятно, в том, что этим подчеркивают специфику использования знаний не в производственной деятельности и бытовой жизни, а в исследовательской, творческой деятельности. Называя знания “принципом”, подчеркивают необходимость использования знаний в исследовательской, в творческой деятельности (принципы исследования, управления). Естественно, принцип - знание более фундаментальных наук при их использовании в обосновании знаний прикладных наук. Принцип - закономерности использования знаний в деятельности.

Принципами обозначают не только законы наук, но и все остальные ее элементы, в том числе знания. При этом является заблуждением утверждение о том, что принципы есть нечто значительно более фундаментальное и постоянное в науке, чем законы. Ничего более фундаментального законов нет. Различие принципов и законов идет в ином отношении: закон просто констатирует определенное соотнесение в действительности, связи действительности, а принципом они становятся в деятельности, т.е. когда их рассматривают в качестве инструментов деятельности.

Принципами являются все истины (адекватные и не адекватные действительности), обособленные на том или ином уровне их общности при осознанном их использовании в качестве основы принимаемых решений, действий. Принципами выступают и гипотезы, и категории, и законы, и просто обособленные положения, представления идеального и их комплексы.

Лозунг  то же самое, но в общественной и политической жизни. Притом лозунги обозначают узловые моменты общественной жизни, которые необходимо реализовать на практике.

Метод есть вид использования знаний. В таком случае подчеркивают процедуру (алгоритм) использования знания. Метод есть правило, принцип в процессе использования этих знаний. Метод есть используемый принцип. Другое их различие состоит в том, что метод имеет в виду использование комплексов науки, а принцип  небольших фрагментов, элементов науки.

^ Идеальная модель. В головах людей модель строится посредством закрепления отдельных терминов за определенными свойствами отражаемого явления. Соотнесение отдельных свойств действительности обозначают посредством соотнесений соответствующих терминов идеальной модели. Соотнесение терминов идеальной модели изображают словами согласно принципам родного языка (текстом, схемами и т.д.).

^ 6. Учения (доктрины) есть более или менее завершенный взгляд на тот или иной объект. При этом подразумевают, что объект достаточно велик. Это начальная форма комплексного знания и исторически, и для отдельных лиц, и для отдельных идей при их превращении в последующие формы идеального. Элементами учений выступают отдельные знания. Учение не обязательно адекватно действительности. Существует множество учений, противоречиво объясняющих одно и то же явление. Учения  это комплексные мнения отдельных лиц об определенных явлениях. Учение выступает также первоначально формой теоретического идеального. Учения могут быть и конкретными, и абстрактными, адекватными действительности и ложными. Видом учений можно считать доктрину. Доктрина  это такое учение, которое взято в качестве основы деятельности определенной группы людей. Учения обычно целостны и могут быть различных видов.

7. Теория. Характер сознательного отражения людьми действительности зависит от множества факторов. Одним из таких факторов следует считать чрезвычайное многообразие материального и идеального. Это многообразие настолько велико, что каждый человек не в состоянии отразить конкретными формами идеального всех объектов окружающей среды. При этом в развитии мира существуют две тенденции: усложнение среды и рост степени ее отражения людьми. Это выработало (скорее стихийно, чем сознательно) определенный способ такого отражения, который преодолевает недостаточность отражения среды конкретными видами идеального.

Ввиду разнообразия объектов действительности и невозможности их полного познания (афоризмы Козьмы Пруткова выразительно это подчеркивают) целостность мировоззрений индивидов достигается посредством все большего развития теоретического идеального или теоретичности идеального.

Эмпирические знания  общая основа повседневной деятельности людей и выполняемых ими простых действий. Степень овладения человеком теоретической наукой показывает уровень его умственного развития.

Теоретическая наука есть систематизированное отражение свойств объектов на основе не только фактического знания, но и большого значения абстрактных элементов идеальной модели. Теория есть основа систематики соответствующих форм действительности.

«Теорию можно определять так: это  система научного знания, описывающая и объясняющая некоторую совокупность явлений, дающая знание реальных оснований, выдвинутых положений и сводящая открытые в данной области закономерные связи к единому объединяющему началу» [140.217].

«Существенными признаками теории являются следующие: а) внутреннее единство знаний, систематизируемых на основе единой мысли, целостностью, т.е. логическая связь ее элементов; б) не только наиболее полное и глубокое описание, но и объяснение, вскрытие закономерностей всех сторон диалектического развития материального объекта или однородной совокупности их; в) система обоснованных наиболее зрелых и достоверных знаний» [139.209].

Важным признаком теории является ее системность. Саму теорию можно представить как иерархическую систему «начал» разного уровня общности, упорядоченных на основе родовидовых соотнесений свойств в виде единой модели.

«... Теорией является не всякое знание, а только такое, которое представляет собой совокупность понятий и суждений, относящихся к той или иной предметной области и объединенных в единое целое с помощью логических принципов» [320.16 и 195].

«Научная теория – это не конгломерат отдельных терминов и предложений, но – система, в которой каждый термин и каждое предложение связаны с каждым другим термином или предложением посредством более или менее длинной цепи связей» [79.88, здесь надо было бы использовать термин “теоретическая наука” вместо “научная теория”].

Степень овладения каждым человеком и всем обществом теориями характеризует прогресс индивидуального и общественного развития. Сознательное увеличение объема теоретического выступает в качестве одной из целевых установок людей и общества в целом.

Теоретичность и абстрактность идеального не тождественны. Теоретическое есть систематизированное. Теоретическое может быть абстрактным. Абстрактное может быть и несистематизированным, а отрывочным. Теоретичность возникает на основе абстрактности, в свою очередь, абстрактность возникает на основе теоретичности знаний.

^ 8. Научная картина мира – современная стадия интеграции наук. Она является совокупностью, комплексом наук.

9. Меганаука и мегатеория. Развитие теоретичности, абстрактности и системности идеального ведет к формированию меганауки. Меганаука состоит из многих теорий, объединенных какой-либо идеей – "началом"

Меганаука далеко не исчерпывает всего идеального, и не все науки являются теориями. В то же время, их доля постоянно растет. Науки все больше превращают элементы идеальной картины мира в свои составные элементы, находя для них место в своих рамках; превращая их в свою базу. "Нередко понятие "наука" и "теория" используют как синонимы" [16.10]. На самом деле, теория  высшая форма науки. Меганаука состоит из теорий.

Во-первых, теория при ее превращении в элемент меганауки обычно получает собственное название, без специального упоминания о том, что это теория. Например, дидактику мы воспринимаем как науку  название идеальной модели, а не вид деятельности по обучению или производству предметов и т.п., которые она отражает. Получение названия представляет обычно последний скачок в превращении науки в теорию. Название теории образуют на основе ряда общепринятых способов (с помощью таких частей слова как "логия", "ведение", "метрия", “ика” и т.д.).

Во-вторых, теория выступает обычно как самодовлеющая, обособленная часть идеального. Теория становится элементом меганауки тогда, когда она становится элементом системного понимания действительности.

«Наука – это система, то есть приведенная в порядок на основании определенных принципов совокупность знаний» [122.6.56]. «^ Общее знание здесь всегда идет впереди локального знания, если первое систематизировано и направлено философией; без этого всякое приобретенное знание есть не более как разрозненные сведения и не дает науки» [122.6.353].

Развитие научного отражения действительности идет посредством образования локальных комплексов идеальных моделей, сливающихся по мере прогресса в единую научную картину мира  меганауку.

В-третьих, научный уровень идеального предполагает также использование развитого языка.

В-четвертых, меганаука шире по сравнению с теорией. Она  системы теорий.

Люди отображают и осознают общность существующего в виде отнесения к единому роду соответствующего круга объектов действительности. Родовой признак представляет собой общее свойство соответствующей совокупности явлений. Следовательно, для каждой совокупности, единство которой необходимо показать, следует найти родовой признак. Поскольку надо отобразить единство мира, то всю объективную действительность необходимо отобразить единой системой родовидовых соотнесений, единой наукой. Науки развиваются в единую систему, отражающую действительность. Меганаука  общественная память.

Идеальная модель отражает соответствующие общие свойства действительности. Поскольку единство мира существует на основе общности свойств действительности, в конечном счете, вся идеальная модель в определенной мере должна быть единой системой. Эта единая система состоит из множества подсистем различной степени общности. Все более общие свойства действительности относятся к каждому конкретному явлению. Иными словами, каждое конкретное явление отражено всей системой научной картины мира.

Меганаука есть отражение, образ действительности идеального типа. Она есть идеально осознанная действительность, устоявшаяся (хотя и относительная), высоко достоверная, системная, адекватная в общем идеальная модель действительности, терминологически закрепленная (обозначенная).

Научную картину мира и меганауку рассматривают как определенное "сущностное" явление объективного, но не материального вида. Это идеальный тип действительности. Логические законы мышления служат основными принципами построения данного вида существующего. Это основные характеристики данного вида существования. В модели данной сущности должны быть использованы одинаковые понятия, сохраняющие свою однозначность во всех элементах этой модели (закон тождества). Соответственно противоречия и законы (исключенного третьего, достаточных оснований) показывают другие аспекты этой сущностной модели. Они вместе лежат в основе интеграции единой научной картины мира.

"Как высшая форма познания наука представляет собой систему теоретически обоснованных знаний об окружающем мире. Эти знания являются продуктом такого отражения действительности, когда люди за единичными фактами и явлениями находят общее, за случайными – необходимое, когда они выявляют наиболее существенные связи и отношения, т.е. закономерности" [284.199].

Итак, рассматривая формы идеального, следует иметь в виду, что каждая последующая форма шире по сравнению с предшествующей, на порядок выше (математики называют такое различие в 10 раз или на один ноль в числе, здесь этим подчеркивается то, что последующее состоит из многих ранее названных).

Теория есть теоретическое учение, т.е. более развитый вид учений. Научная картина мира есть совокупность наук, а меганаука  система теорий. Когда Н.К. Вахтомин говорил, что «знания становятся одной из центральных проблем философии» [41.5], то явно имел в виду “науку”, а не знания, и что они не "становятся", а всегда были таковыми.

Представление  неосознанное идеальнее отражение, мнения  это осознанные идеальные представлении. Мнения могут стать знаниями. Сумма более или менее стройно развитых знаний есть учение. Учение  обособленные комплексы знаний, отражающие какой-либо аспект действительности. Систематизированное учение, более обоснованное и т.п., возводится в ранг теории. Меганаука состоит из теорий.

Воспринимая сущности предшествующих форм идеального, меганаука (научная картина мира) сохраняет их, к тому же, в качество своих элементов. Она состоит из теорий, теории состоят из отдельных учений, учения  из знаний, а знания – из мнений, которые, в свою очередь, являются формой идеальных представлений о действительности.

число сосуществующих нетождественных трактовок одного и того же





идеи -представления- мнения - знания - учения - теории - НКМ- меганаука


Обособленное объяснение разных явлений часто не вызывает труда. Трудности возникают в том случае, когда их надо объяснить единой идеальной моделью. Поэтому переход от обособленного объяснения явлений к их одновременному объяснению единой идеальной моделью представляет возрастание интеграции идеальных моделей, требует упорядочения всей этой модели. Это одно из основных направлений развития науки в научной картине мира.

Менее развитые виды идеального в сопоставлении с более развитыми выступают элементами всей системы идеального на новой стадии развития. Когда идеальное стало знанием, и знания были осознаны силой, тогда мнения стали элементами науки. Знание  не просто терминологическая закрепленность осознанного идеального, а некоторая их сумма. То же самое и относительно всех форм идеального. Учения есть система некоторых знаний. Теория есть некоторая система учений. Научная картина мира или меганаука – система теорий. Меганаука  система абстрактных и конкретных, терминологически закрепленных осознанных, общепризнанных идеальных отражений людьми действительности.


^ 11. ИНФОРМАЦИОННОСТЬ НАУКИ

«Non multa, sed multum»

«Не много, но многое»

[см. Кант, 123.8.296 и 682].


Давно общепризнанно, что только «общее решение» обеспечивает эффективность решения частных проблем. Таким общим решением проблемы информации является сама ее суть. Многочисленны дискуссии прошлых лет по данному вопросу, но их результаты недостаточны. Поэтому не уйти от поиска ответа на вопрос «что такое информация?» Особенно это важно в связи с оценкой роста объема информации. Что растет экспоненциально? Растет объем информации или сведений? А если знаний, то в чем их суть? Как бы ни казались наивными эти вопросы, тем не менее, они отражают исторические проблемы науки и сегодня являются главными при развитии, реформировании информационных систем. Но их решение зависит от качественного скачка науки, от решения проблем науки, поставленных в древности. И только междисциплинарный подход может быть плодотворным при решении этих проблем.

Научная и информационная модель действительности не являются одним и тем же феноменом. Прежде чем стать идеальной моделью действительности в уме человека, наука должна быть сформирована и воспринята им. Исходя из этого, следует рассматривать информационную систему как специфическую форму научного отражения действительности.

Научное и информационное отражение действительности следует различать. На практике их обычно отождествляют и на этой основе делают необоснованные оценки роста объемов научного отражения действительности.

Научное и информационное отражение действительности представляют разные аспекты идеального отражения действительности. Каждое из них имеет определенную специфику в отражении действительности.

Под информацией, чаще всего, понимают сведения. Это не отрицает правомерности и продуктивности вкладывания в этот термин и другого смысла, вытекающего из кибернетического подхода к действительности.

Основой рассмотрения данного подхода можно считать последовательность:

сигнал  сообщение сведения  информация.

Для выявления различий этих форм отражения рассмотрим образно телеграмму.

Сигнал  передаваемые идеи тем или иным образом от человека к человеку. Скажем, текст. Он содержит, кроме сообщения, служебные пометки почты и типографии, которая печатала бланк.

Сообщение  содержательный смысл полученной телеграммы, т.е. те сигналы, которые передают. Телеграмма есть определенная совокупность символов и знаков, выражающих непосредственно и опосредованно идеи сообщения. Сообщение содержит не только передаваемые, но и разного рода иные сведения, в т.ч. обратный адрес, время отправления и вручения и т.п.

Сведения  часть сообщения, которую сознательно передают и воспринимают телеграммой. Сведения могут оказаться ложно воспринятыми сообщениями, т.е. человек не достаточно адекватно понял телеграмму, неполно, ложно и т.д. Сведения человеку могут быть и неизвестными, и известными.

Информация  неизвестные идеи сведений. Передаваемые сведения, часть сообщения. Но это еще не информация. Сведениями можно считать только новые идеи. Информация – сведения, снимающие неопределенность при отражении окружающего мира.

Содержание телеграммы может быть известным и не содержать новой информации тому, кто ее получает, читает. Но ее содержание может быть изложено так, что её истинная информационная ценность окажется не воспринятой, недоступной. Может случиться и такое, что в ней вообще не заложено новых сведений.

Особенно следует иметь в виду те факты, когда содержание телеграммы является всего лишь условным средством для совершения действия.

Информационное качество сведений – главная их характеристика. Оно зависит от интеллекта того, кто готовил сообщение, и того, кому оно предназначено. Их интеллект детерминирует понимание ими информации сообщения. Начиная с простейшего различия семантики (смысла) имен понятий (разного словоупотребления), правил расстановки служебных знаков (скажем, где ставить запятую в безграмотно написанной резолюции  традиционный объект рассуждения информатиков: «помиловать нельзя казнить») и заканчивая информацией композиции текста (той, что «между строк»). Информация – новизна идей сообщения в зависимости от конкретных условий жизни, служащих решению проблем выживания. Она зависит от уровня интеллекта субъектов.

Сигнал

┌───┴───┐

все идеи  передаваемые (сообщения)

┌───┴───┐

известные  неизвестные (сведения)

┌───┴───┐

просто  плодотворные (информация)

Сигнал

┌────┴───┐

«шум»  сообщение

┌────┴────┐

совокупность идей  воспринимаемые идеи (сведения)

┌────┴───┐

известные  неизвестные

(сведения) (информация)

Информационные системы должны передавать, прежде всего, ранее неизвестное, исключая известное. Поскольку информацией называют любое сообщение, то отсюда возникает целый ряд трудностей в функционировании информационных систем, которые следует иметь в виду.

На практике информацией обычно считают любые передаваемые сигналы. Именно с ними мы имеем дело в жизни. В таком виде информация выступает непосредственно не в виде идеального, а в качестве формы идеального:

информация  идеальное  действительность

Информация как форма идеального не тождественна идеальному, в том числе ее наиболее развитому виду – науке. Имея дело с информацией, мы должны видеть то, что в ней представляет науку, не воспринимая ее саму за науку. Наука проявляется посредством информации. Информация и наука – это разные уровни идеального.

Информационное отражение действительности (ИОД) представляет способ выражения научного отражения действительности (НОД). Экономичность ИОД при выражении НОД  основная характеристика ИОД. Одна и та же научная истина может быть передана посредством различных способов. Не все способы равноценны эвристичностью, лаконичностью, информативностью, наглядностью, сложностью и т.п. Степень информативности растет по мере усложнения используемого способа. Для понимания более лаконичных языков необходимо тратить больше времени на изучение самого языка.
Лаконичность



razdel-vii-monitoring-polnoti-i-kachestva-realizacii-obrazovatelnoj-programmi.html
razdel-vii-obzhalovanie-aktov-nalogovih-organov-i-dejstvij-ili-bezdejstviya-ih-dolzhnostnih-lic.html
razdel-vii-perspektivi-razvitiya-shkoli-na-2008-2009-uchebnij-god-otkritij-informacionnij-doklad-soderzhit-otchet.html
razdel-vii-poryadok-prinyatiya-reshenij-i-vidachi-predpisanij-antimonopolnim-organom-i-ih-obzhalovaniya.html
razdel-vii-proekt-dogovora-lot-1-otkritij-konkurs-naimenovanie-konkursa-opredelenie-podryadchika-po-kapitalnomu.html
razdel-vii-proizvodstvo-svyazannoe-s-ispolneniem-sudebnih-postanovlenij-i-postanovlenij-inih-organov.html
  • student.bystrickaya.ru/4-konkurs-i-zachislenie-v-sostav-studentov-pravila-priyoma-obsuzhdeni-i-utverzhdeni-na-zasedanii-uchyonogo-soveta-irkutskogo.html
  • writing.bystrickaya.ru/kontent-analiz-i-ego-procedura.html
  • spur.bystrickaya.ru/kottedzhi-2-h-etazhnie-6-8-mestnie-piterskij-novgorodskij-2007-g.html
  • exchangerate.bystrickaya.ru/11-klass-gumanitarnoe-otdelenie-voprosi-k-seminaram.html
  • apprentice.bystrickaya.ru/v-poiskah-pyatoj-sili.html
  • abstract.bystrickaya.ru/13-migraciya-naseleniya-rossii-v-20-v-sovremennie-problemi-migracii-otveti-nizhe-voprosi-dlya-ocenki-kachestva-osvoeniya-disciplini.html
  • literature.bystrickaya.ru/cel-plan-raboti-upravleniya-altajskogo-kraya-po-obrazovaniyu-i-delam-molodezhi-na-2010-god.html
  • pisat.bystrickaya.ru/tematicheskij-plan-po-zaochnoj-forme-obucheniya-uchebno-metodicheskij-kompleks-po-discipline.html
  • institute.bystrickaya.ru/glava-ix-general-inspektor-bronetankovih-vojsk-gejnc-guderian.html
  • knigi.bystrickaya.ru/rukovodstvo-k-laboratornim-rabotam.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/perevod-na-druguyu-postoyannuyu-rabotu-i-peremeshenie-na-drugoe-rabochee-mesto.html
  • abstract.bystrickaya.ru/10-motivaciya-pedagogicheskoj-deyatelnosti.html
  • shpora.bystrickaya.ru/zao-firma-sota.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/rasskazivaet-gennadij-karetnikov-stranica-4.html
  • textbook.bystrickaya.ru/informacionno-analiticheskij-programma-razvitiya-m-unicipalnogo-obsheobrazovatelnogo-uchrezhdeniya-sredn.html
  • reading.bystrickaya.ru/lekcii-rassmotreni-fundamentalnie-sdvigi-v-sovremennom-mirovom-hozyajstve-svyazannie-s-pererastaniem-ego-internacionalizacii-v-globalizaciyu-i-obostreniem-obsheche-stranica-10.html
  • institute.bystrickaya.ru/glava-3-istochniki-konfliktov-i-stressov-i-konflikti-i-ih-razvitie-glava-formirovanie-osnov-konfliktologii.html
  • notebook.bystrickaya.ru/issledovanie-svojstv-materialov-s-pomoshyu-annigilyacii-pozitronov-osnovivaetsya-na-tom-chto-harakteristiki-annigilyacii-pozitronov-zavisyat-ot-ih-strukturnogo-i-himicheskogo-sostoyaniya.html
  • institute.bystrickaya.ru/glava-xii-zhizn-devida-kopperfilda-rasskazannaya-im-samim-glavi-i-xxix.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/rabota-s-roditelyami-uchashihsya-osnovnie-formi-raboti-s-roditelyami.html
  • esse.bystrickaya.ru/publichnij-doklad-municipalnogo-doshkolnogo-obrazovatelnogo-uchrezhdeniya-detskogo-sada-solnishko-kombinirovannogo-vida-za-2009-2010-uchebnij-god-obshie-harakteristiki-zavedeniya.html
  • vospitanie.bystrickaya.ru/zhurnal-filosofiya-obrazovaniya-433-2010-razdel-i-sovremennie-tendencii-razvitiya-sistemi-obrazovaniya-part-i-modern-tendencies-of-development-of-the-education-system.html
  • control.bystrickaya.ru/domashnee-zadanie-18-lekciya-1-19-kniga-bitie-19-vremena-patriarhov-dopotopnoe-vremya-19-period-pervij-ot-sotvoreniya-mira-do-potopa-19.html
  • thescience.bystrickaya.ru/hohlov-n-v-upravlenie-riskom.html
  • desk.bystrickaya.ru/paranoidnaya-poterya-realnosti-kniga-izdana-pri-uchastii-izdatelstva-universitetskaya-kniga-s-peterburg-i-moskovskogo.html
  • teacher.bystrickaya.ru/glava-xxv-federalnoj-celevoj-programmi-knigoizdaniya-rossii-leonov-l-m-l-47-piramida-roman-m-golos-1994-736-s.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/analiz-raboti-shmo-uchitelej-russkogo-yazika-i-literaturi-srednyaya-obsheobrazovatelnaya-shkola-4-voskresenskogo-municipalnogo.html
  • control.bystrickaya.ru/doklad-predsedatelya-izbiratelnoj-komissii-rostovskoj-oblasti-s-v-yusova-na-zasedanii-kontrolno-revizionnoj-sluzhbi-pri-izbiratelnoj-komissii-rostovskoj-oblasti-10-oktyabrya-2011-goda-dobrij-den-uvazhaemie-kollegi.html
  • shpora.bystrickaya.ru/zhambil-oblisi-merk-audani-ojtal-auili.html
  • college.bystrickaya.ru/1-3-postanovka-zadachi-kommivoyazhera-kak-zadachi-na-grafe.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/tema-1-ocenochnij-komponent-obucheniya-na-raznih-etapah-razvitiya-shkoli-2-chasa-g-yu-ksenzova-ocenochnaya-deyatelnost-uchitelya.html
  • teacher.bystrickaya.ru/glava-2-dinamika-razvitiya-korporacij-v-usloviyah-globalizacii-mirovoj-ekonomiki-uchebnoe-posobie-habarovsk-2005-bbk-u5.html
  • nauka.bystrickaya.ru/vertgejmer-m-produktivnoe-mishlenie-per-s-anglobsh-red-s-f-gorbova-i-v-p-zinchenko-vstup-st-v-p-zinchenko.html
  • turn.bystrickaya.ru/plan-konspekt-otkritogo-uroka-po-obzh-tema-alkogol-v-kompanii.html
  • occupation.bystrickaya.ru/muzikalnie-zhanri.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.