.RU

Программа «Я живу в России» Автор: воспитатель детского дома «Волжский»

ГОУ ЯО детский дом «Волжский»
Утверждаю

Директор ГОУ ЯО детский

дом «Волжский»

________Корнюшкина Н.М.

«__» __________2014 г.

Программа

« Я живу в России»




Автор: воспитатель детского дома «Волжский» Третьякова Ирина Александровна

Срок реализации: 2 года


Содержание

Введение

Глава 1.Теоретические аспекты нравственно-патриотического воспитания в образовании

    1. Современные подходы к организации деятельности образовательных учреждений по патриотическому воспитанию.

    2. Опыт работы детских домов по формированию патриотизма у подрастающего поколения.

Глава 2. Организация опытно – экспериментальной работы в детском доме по формированию нравственно – патриотических качеств у воспитанников.

2.1. Программа «Я живу в России»: обоснование, содержание, условия реализации, прогнозирование результатов.

2.2.Программа «Я живу в России»: этапы реализации, результаты.

Заключение.

Библиографический список.

Введение

В наше непростое время, нестабильное во всех сферах жизни, особенно сильно страдают наименее защищенные, слои населения, и в первую очередь, дети- сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей. Одной из самых важных проблем для воспитанников детских домов – это успешная социализация в современном обществе.

По данным статистики в 21 веке число детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, приближается к 800 тысячам человек, по неофициальным данным таких детей не менее 2-4 миллионов. При этом у большинства этих детей родители живы, они лишены родительских прав на детей.

Основная миссия детского дома - помощь детям в социальной адаптации воспитанников, подготовка их к самостоятельной жизни в обществе. Воспитательная работа в детском доме направлена на создание системы социального становления личности.

Понимание патриотизма имеет традицию, уходящую в глубину веков. Некоторые философы считают патриотизм политическим принципом. Однако большинство педагогов определяют патриотизм как сложное нравственное качество.

Мы рассматриваем патриотизм как любовь к Родине - это активная гражданская позиция; патриотизм - это чувство гордости за своё Отечество, его историю, свершения; это стремление сделать свою страну краше, богаче, счастливее; это источник мужества, героизма.

Россия – великая держава с необъятными просторами и природными богатствами, с героическим прошлым и противоречивым настоящим, с национальным достоянием и богатыми культурными традициями.

Патриотизм включает в себя:

- чувство привязанности к своей семье и к тем местам, где человек родился и вырос;

- уважение к своему народу и своему языку;

- желание быть полезным своему народу и своей стране;

-отстаивание чести и достоинства, свободы и независимости своего отечества;

- гордость за своё Отечество, за символы государства за свой народ;

- ответственность за судьбу Родины и своего народа;

- уважительное отношение к историческому прошлому своей страны, его обычаям и традициям.

Проблемы патриотического воспитания личности нашли своё отражение в нормативных документах Министерства образования РФ: Государственной программе» Патриотическое воспитание граждан РФ». Областная целевая программа» Патриотическое воспитание молодёжи Ярославской области» считает своей целью - создание условий для активного участия всех категорий граждан, и прежде всего, молодого поколения, в патриотических мероприятиях. Примером огромного патриотизма может послужить легендарное шествие «Бессмертного полка» в дни празднования победы в ВОВ. Гордость за Родину должна стать обязательным элементом молодежной политики и образовательного процесса.

Цель работы: разработать и апробировать образовательную программу по формированию нравственно-патриотических качеств у воспитанников детских домов.

Исходя из поставленной цели ,сформулированы задачи:

  1. Провести теоретический анализ литературы по проблеме нравственно - патриотического воспитания.

  2. Разработать и реализовать Программу нравственно - патриотического воспитания для воспитанников детского дома.

  3. Проверить эффективность Программы путём тестирования.

  4. Проанализировать результаты и сделать выводы о Программе.

Методы исследования, использованные для решения поставленных задач:

1.Аналитический метод.

2.Метод анкетирования.

3.Анализ результатов.

Экспериментальная база: ГОУ ЯО детский дом «Волжский».

Глава 1. Теоретические аспекты нравственно-патриотического воспитания в образовательной среде.

1.1.Современные подходы к организации деятельности образовательных учреждений в образовательной среде.

Сегодня проблема нравственно - патриотического воспитания детей и молодёжи стала основной задачей перед учителями и воспитателями. Патриотическое воспитание-это сложная система социально-педагогической деятельности, связанной с передачей жизненного опыта от поколения к поколению, с целенаправленной подготовкой человека к труду на благо Отечества, с его социализацией, формированием духовно-нравственной личности, способной любить свою Родину.

Идея воспитания патриотизма и гражданственности становится государственной.

Школа 21 века ориентирована не только на получение определённой суммы знаний, но и на развитие личности и её гражданских позиций. В национальной доктрине образования в России выдвинута приоритетная задача воспитания. Система образования призвана обеспечить: воспитание патриотов России, граждан правового, демократического, социального государства, уважающих права и свободу личности и обладающих высокой степенью нравственности. В Концепции модернизации российского образования отмечается, что воспитание, как первостепенный приоритет, должно интегрировано влиться в общий процесс образования и развития личности.

Принятая Правительством РФ государственная программа «Патриотическое воспитание граждан РФ» даёт право учителю выстроить работу по воспитанию патриотизма и формированию гражданственности.

Становление гражданского общества и правового государства в нашей стране во многом зависит от уровня гражданского образования и патриотического воспитания. Сегодня коренным образом меняются отношения гражданина России с государством и с обществом. В этих условиях патриотизм становится важнейшей ценностью интегрирующей духовно-нравственный, культурно-исторический, военно – патриотический и другие аспекты.

Подростковый возраст является наиболее оптимальным для нравственного и патриотического воспитания, т. к. это период самоутверждения активного развития интересов и идеалов. Только через активное вовлечение в социальную деятельность и сознательное участие в ней, через изменение школьного климата, развитие самоуправления можно достигнуть успехов в этом направлении.

Сегодня для России нет более важной идеи, чем патриотизм. Историческая память важна во все времена и в любом государстве, особенно в трудные, переломные моменты истории. В последние десятилетия утратились духовно-нравственные и социальные ценности. Отсюда в России появилась беспринципность, безнравственность, раболепие, поклонение всему иностранному. Особенно тревожно, когда целое поколение молодёжи воспитывается на чужих идеалах. Анкетирование учащихся показывает, что дети не знают значения слова «патриот». Они рассматривают это слово, как бережное отношение к природе или уважение к ветеранам ВОВ. Патриотизм выступает в единстве духовности, гражданственности и социальной активности личности. Изучение истории родной земли его боевых, трудовых и культурных традиций, позволит понять подросткам кто такой истинный патриот.

Очевидно, что необходимо изменение приоритетов в воспитательной и профориентационной работе. Важнейшая задача образовательного учреждения - развивать личность ребёнка, способствовать проявлению его собственной гражданской позиции, расширению социокультурного опыта. Формирование высоких патриотических и идейно – нравственных идеалов - это систематическая, целенаправленная, комплексная деятельность, реализующаяся с учётом возрастных особенностей учащихся и совместная с семьёй школьника.

Воспитанники детского дома и их педагоги – это большая и дружная семья, где нравственно – патриотическое воспитание является приоритетным направлением.

1.2.Опыт работы детских домов по формированию нравственных и патриотических установок молодого поколения.

Специфика сегодняшнего дня состоит в том, что разрушение традиционных систем ценностей опережает процесс становления новых. Старые идеалы рухнули, а новых пока ещё нет. Утратилось традиционное сознание русского патриотизма. Многочисленные педагогические, психологические исследования свидетельствуют о растерянности молодого поколения, пессимистическом восприятии жизни. Естественно, что в таких условиях на первый план выходит духовно- нравственное воспитание.

Психологическая и педагогическая наука доказали, что воспитанники детских домов медленнее развиваются своих сверстников, воспитывающихся в семьях. В социальном плане такие дети вырастают ущербными, испытывая чувство отчуждённости от интересов и дел окружающего мира и несовместимости с ним. Дефицит духовности порождает у этих детей пассивное, а иногда и агрессивно - негативное отношение к жизни.

Наиболее важным является воспитание патриотизма у детей – сирот старшего поколения, т.к. подросток должен уметь сложные социальные задачи общества, в котором он живёт. Этот возраст характеризуется процессом социализации его приобщение к культуре, к общественной деятельности. Подросткам, данной категории, нужно больше теплоты, любви, добра и взаимопонимания.

В настоящее время во многих детских домах Ярославской области разрабатываются и реализуются программы по нравственному и патриотическому воспитанию. Педагоги детских домов решают проблему социализации воспитанников. Гражданско - патриотическое воспитание является составной частью общего процесса воспитания и представляет собой систематическую и целенаправленную деятельность.

Дети, поступающие в детский дом из асоциальных семей, как правило имеют опыт бродяжничества, были вовлечены в асоциальную деятельность, имеют искаженную систему ценностей, не посещали школу. По данным статистики: пьянство родителей 65%,уголовные 16% , хронический алкоголизм 23%, уклонение от воспитания детей 55%, ведут антиобщественный образ жизни 60%, бомжи 16%, психические больные 10%, отказ от ребенка 10%.Резко возросла и «помолодела» преступность. За последнее десятилетие Россия потеряла целое поколение, которые могли бы стать патриотами нашей страны.

Перед педагогами детских домов стоит задача по исправлению и формированию гражданско – патриотической позиции воспитанников. Молодёжь должна обладать высокой социальной активностью, гражданской ответственностью, высокими духовно- нравственными позициями.

Глава 2. Организация экспериментальной работы по формированию нравственно - патриотических качеств у воспитанников детских домов.

2.1.Программа «Я живу в России»: обоснование, содержание, условия успешной реализации, прогнозирование результатов.

Обоснование программы:

По данным социологических исследований, в современном российском обществе изменилось отношение таким ценностям как, Отечество, патриотизм, долг, честь, достоинство, готовность к самопожертвованию.

На практике это проявляется в том, что молодежь относится безответственно к важнейшим гражданским обязанностям, проявляют безнравственность, бездуховность, нетерпимость, агрессивность, прогрессирующая подростковая преступность.

Воспитание гражданина, достойного своей страны,- важнейшее условие возраждения нашей великой Родины.

Нравственно - патриотическое воспитание, способствует развитию личности , обладающего качествами гражданина и патриота своей страны. Важнейшая задача педагогов детского дома - развивать личность воспитанника, способствовать проявлению нравственной и гражданской позиции; использовать в воспитании воздействие российской культуры, искусства и образования.

Цель программы- создать в детском доме условия для успешной социализации воспитанников, становлению нравственных и гражданских чувств.

Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:

1.Определить особенности нравственно - патриотического воспитания в детском доме.

2. Формировать эффективные условия для воспитания патриотов своей страны.

3.Укрепить в сознании воспитанников нравственно -патриотические ценности, уважение к историческому прошлому России.

4.Воспитывать осознанное понимание своего места в обществе.

Основное содержание

Работа по нравственному и патриотическому воспитанию детском доме «Волжский» проводится регулярно. При организации этой работы задействован весь состав педагогов: социальный педагог, психолог, воспитатели, педагоги доп. образования, мед. Работники, администрация, сотрудничество с волонтерами, с департаментом культуры, духовенством.

Программа представляет собой комплекс методических мероприятий, направленных на формирование устойчивых нравственных и патриотических качеств.

При составлении программы учитывались следующие принципы:

. возрастные особенностей детей;

.уважение личности ребёнка;

.эмоционально - психическое состояние ребёнка.

Условия успешной реализации Программы «Я живу в России»:

. определение приоритетных направлений с учётом политики государства;

.применение форм и методов на основе новых информационных технологий;

.увеличение количества мероприятий, направленных на нравственно - патриотическое воспитание;

.взаимодействие всех педагогов детского дома в рамках патриотического и нравственного воспитания;

.участие в различных конкурсах, соревнованиях, фестивалях, имеющих отношение к патриотическому и нравственному воспитанию;

.учёт ЗУН воспитанников.

Программа «Я живу в России» состоит из следующих элементов:

. конспекты занятий по Программе « Я живу в России»;

. консультации для воспитателей;

. дидактические материалы на электронных носителях;

. диагностические методики;

.материалы для информации;

. участие воспитанников в различных конкурсах, соревнованиях, акциях, имеющих отношение к нравственно - патриотическому воспитанию.

Занятия по Программе « Я живу в России» проводятся 1раз в две недели, каждое занятие длится 20 минут. Воспитательная работа проводится с использованием информационных технологий, что позволяет применять проектный метод, метод малых подвижных групп, проблемный и исследовательский метод. Такие занятия позволяют воспитанникам быстрее и легче социализироваться в обществе и ясно представлять свои потенциальные возможности и способы реализации выбранного жизненного пути.

Принципы, на которых строится Программа « Я живу в России»:

. системность;

. открытость;

. доступность;

. субъектная позиция воспитанников;

. воспитание через социально-значимую деятельность;

. интеграция всех заинтересованных организаций и учреждений.

При проведении занятий по Программе « Я живу в России» используются различные формы и методы работы:

- Беседы, диспуты, круглые столы, заочные и очные экскурсии, уроки мужества, интерактивные лекции.

- Конкурсы и соревнования активизируют познавательную деятельность воспитанников, углубляют их знания, развивают их интересы.

- Работа с научными и публицистическими текстами,

- Посещение театров, кинотеатров, музеев, библиотек, выставок.

- Выпуск плакатов рисунков, стенгазет.

- Проведение ежедневных и еженедельных политинформаций.

- Участие в различных конкурсах, соревнованиях, акциях.

- Поездки по историческим местам.

- Подготовка рефератов, докладов, имеющих отношение к нравственно - патриотическому воспитанию.

- Организация встреч с ветеранами ВОВ, воинами – интернационалистами, шефство над пожилыми людьми.

- Организация встреч, концертов совместно с военнослужащими, ветеранами МВД, полицией.

Главное в Программе «Я живу в России»- системный подход к формированию гражданской позиции воспитанников, создание условий для его самопознания и самовоспитания. При этом важно использовать педагогический потенциал социального окружения, помочь воспитанникам выработать свой индивидуальный опыт жизнедеятельности.

Занятия по этой Программе не сводится к передаче готовых знаний, в ходе занятий воспитанники не просто слушатели, они активные участники. Темы занятий разработаны так, чтобы вызвать у воспитанников интерес, благородные чувства, желание и стремление становиться лучше, делать добро, уважать друг друга, быть терпимыми друг к другу.

Программа является открытой для внесения корректив по её реализации, предусматривает постоянный анализ выполнения её разделов.

Реализация проекта включает в себя 6 направлений, связанных между собой темой формирования достойного гражданина России.

Комплекс программных мероприятий предусматривает их воплощение в жизнь через:

.систему тематических, творческих занятий, которые проводятся 1 раз в 2 недели, с 01.10 по 30.04. Большинство занятий комбинированного типа. Тематический план занятий по Программе «Я живу в России» представлен в таблице.


razdel-v-poseshaemost-obuchayushimisya-uchebnih-zanyatij-doklad-direktora-shkoli-analiz-deyatelnosti-imisskoj-sosh.html
razdel-v-praktikum-po-russkomu-yaziku-uchebno-metodicheskij-kompleks-disciplini.html
razdel-v-praktikum-uchebno-metodicheskij-kompleks-trudovoe-pravo-visshee-prossionalnoe-obrazovanie-specialnost.html
razdel-v-pravila-ohrani-truda-na-avtomobilnom-transporte-razdel-i.html
razdel-v-proekt-dogovora-a-e-romanenko-07-sentyabrya-2009-g.html
razdel-v-programma-distancionnogo-kursa-po-anglijskomu-yaziku-zanimatelnaya-grammatika.html
  • predmet.bystrickaya.ru/selskoe-hozyajstvo-lesnoe-hozyajstvo-ohota-ribnoe-hozyajstvo-byulleten-novih-postuplenij-za-dekabr-2010-goda.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/territorialnaya-programma-gosudarstvennih-garantij-okazaniya-grazhdanam-rossijskoj-federacii-na-territorii-tverskoj-oblasti-besplatnoj-medicinskoj-pomoshi-na-2012-god.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/posvyashayu-moej-materi-hudozhnice-lyudmile-skubko-karpas.html
  • nauka.bystrickaya.ru/uchebnoe-posobie-dlya-napravleniya-080500-menedzhment-dlya-studentov-po-magisterskoj-programme-080500-04-upravlenie-chelovecheskimi-resursami.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/analiticheskie-vesi-chast-3.html
  • tests.bystrickaya.ru/kolyada-stranica-2.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/programma-sekcii-volejbol-srok-realizacii-1-god-vozrast-obuchayushihsya-13-15-let-razrabotchik.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/programma-dlya-studentov-3-kursa-obuchayushihsya-po-napravleniyu-521500-ekonomika-bakalavr.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/leksiko-grammaticheskih-kontrolnih-zadanij.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/sovremennaya-politicheskaya-elita-v-rossii.html
  • occupation.bystrickaya.ru/n-s-konarev-zheleznodorozhniki-v-velikoj-otechestvennoj-vojne-1941-1945-stranica-11.html
  • gramota.bystrickaya.ru/zhldizdi-st-zhrgzush-salamatsizdar-ma-oushilar-bgng-fakultativ-sabainan-tkel-otiran-blmd-informatik.html
  • lecture.bystrickaya.ru/88-lyudi-sereznie-govorili-o-pobeditele-turok-russkom-generale-kutuzove-kotoromu-v-boyu-pulya-vishibla-levij-glaz.html
  • pisat.bystrickaya.ru/tehnicheskoe-zadanie-8-1-soderzhanie-8-2-vvedenie-8-3-osnovanie-dlya-razrabotki-9-4-naznachenie-razrabotki-9.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/rukovodstvo-po-ekspluatacii-i-tehnicheskomu-obsluzhivaniyu-prezhde-chem-nachat-rabotu-na-stende-vnimatelno-prochitajte-nastoyashuyu-instrukciyu-i-ubedites.html
  • exchangerate.bystrickaya.ru/gumanizaciya-otnoshenij-mladshih-shkolnikov.html
  • letter.bystrickaya.ru/norma-prava-chast-7.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/obrazovatelnogo-uchrezhdeniya-po-ustavu-stranica-12.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/posobie-po-ekologii-k-programme-ya-v-bolshom-mire-programma-ekologicheskogo-obrazovaniya-detej-doshkolnogo-vozrasta.html
  • crib.bystrickaya.ru/i-mag-0-shut.html
  • thesis.bystrickaya.ru/prilozhenie-utonchennaya-fivaida-n-a-berdyaev-filosofiya-svobodi.html
  • nauka.bystrickaya.ru/vnimanie-charlz-sperdzhen-lekcii-moim-studentam.html
  • student.bystrickaya.ru/34-prava-i-obyazannosti-grazhdan-v-sfere-prirodopolzovaniya-avtori-uchebnogo-posobiya-upravlenie-prirodopolzovaniem.html
  • abstract.bystrickaya.ru/22-rinochnaya-kapitalizaciya-emitenta-ezhekvartalnij-otchet-oao-gostinica-vostok-kod-emitenta.html
  • kanikulyi.bystrickaya.ru/zelenie-tehnologii-pridut-na-sluzhbu-gorodov-moskovskij-komsomolec-regionalnie-programmi-13-moskva-tarifi.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/massovoe-povtornoe-rozhdenie-nikolaj-nepomnyashij.html
  • literature.bystrickaya.ru/chislitelnoe-povtorenie.html
  • composition.bystrickaya.ru/pokazateli-g-i-shevelyova-kontrol-kachestva-produkcii.html
  • lecture.bystrickaya.ru/america.html
  • turn.bystrickaya.ru/otchet-o-vnutrennej-proverke-organizacii-i-provedeniya-nauchno-issledovatelskih-rabot-v-svfu-stranica-5.html
  • thesis.bystrickaya.ru/pravila-pozharnoj-bezopasnosti-dlya-uchrezhdenij-zdravoohraneniya-ppbo-07-91-stranica-2.html
  • essay.bystrickaya.ru/celyami-programmi-odarennie-deti-mou-sosh-48-yavlyayutsya-sozdanie-blagopriyatnih-uslovij-dlya-viyavleniya-razvitiya-i-podderzhki-odarennih-detej-v-interesah-lichnosti-obshestva-i-gosudarstva.html
  • tests.bystrickaya.ru/konkurs-po-otboru-subektov-malogo-i-srednego-predprinimatelstva-dlya-predostavleniya-subsidij-na-vozmeshenie-chasti-zatrat-svyazannih-s-uplatoj-lizingovih-platezhej-po-dogovoram-finansovoj-arendi-lizinga.html
  • college.bystrickaya.ru/3-zhertvoprinoshenie-odina-stranica-2.html
  • write.bystrickaya.ru/g-pallasovki-volgogradskoj-oblasti-nominaciya-velikaya-otechestvennaya-vojna-v-sudbah-zhitelej-stalingrada-i-oblasti.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.