.RU

Программа развития классного коллектива на 2008- 2012г г


ПРОГРАММА

РАЗВИТИЯ КЛАССНОГО КОЛЛЕКТИВА

на 2008- 2012г.г.


Паспорт программы



Наименование программы

«Через тернии- к звёздам»

Основания для разработки программы

Конвенция о правах ребёнка

Закон РФ об образовании

Закон РФ об основных гарантиях прав ребёнка

Закон РФ «Об утверждении Федеральной программы развития образования»

Закон РМ об образовании Чувашской Республики

Воспитательная программа «Создание системы воспитания на основе активных действий

в рамках Российской модели общественно-активной школы», подпрограмма « Служу Отечеству пером»

Заказчик программы

Администрация МБОУ «СОШ №27»

Разработчик программы

Классный руководитель 4 класса МБОУ «СОШ №27» г.Чебоксары Крылова Анна Димитриевна

Участники программы

Коллектив учащихся 4 Б класса

Цель программы

Создание условий для реализации творческого потенциала каждой личности и коллектива в целом, воспитание гражданских качеств через организацию социально значимой деятельности


Задачи

- Формирование культуры интеллектуального развития и самосовершенствования.

- Формирование гражданско-патриотического сознания, нравственной позиции.

- Возрождение, сохранение, приумножение культурных, духовно-нравственных ценностей, накопленных поколениями.

- Создание атмосферы, способствующей общению детей друг с другом, детей со своими родителями, родителей между собой.

- Содействие возрождению различных традиций, повышению культуры общения, организации досуга, основанного на духовном общении детей и взрослых.

- Определение общей стратегии развития коллектива, его функционирования, безболезненный переход от одной ступени развития до другой.

- Создание эмоционально-насыщенной деятельности, адекватной возрастным особенностям младшего школьника, носящей творческий характер и социальную направленность, с использованием эффективных средств воспитания в конкретных условиях с конкретными учениками.

-Развитие активности и инициативности, организаторских навыков самих учащихся по формированию ученического самоуправления в детском коллективе.

-Воспитание гражданина своего Отечества, Республики, края в контексте с его духовной культурой.

-Совершенствование методического мастерства классного руководителя, способного компетентно заниматься осуществлением воспитательной деятельности.


Срок реализации

2008 – 2012 г.г.

Этапы реализации

1 этап - изучение классного коллектива

2 этап - формирование, углубление и развитие творчества учащихся, переход в режим

функционирования.

3 этап – обобщение опыта

Средства и методы реализации программы:


Организация творческой деятельности в малых группах.


Перечень приоритетных мероприятий

«Здравствуй, школа», «Праздник Осени», «День Матери», «День защитника Отечества», «8 Марта», «День семьи», Вахта Памяти.

Ожидаемые конечные результаты

Организация работы детского коллектива, безболезненно прошедшего все 4 ступени развития способного влиться и самостоятельно функционировать по окончании I школьной ступени в общешкольном коллективе школы.

Формирование детского коллектива, эмоционально насыщенного общественно-полезной деятельностью на пользу и радость людям, способного эффективно использовать формы проведения КТД в конкретных условиях с конкретными детьми.

Привлечение активного и инициативного детского коллектива – организатора всех КТД, имеющего образовательную и воспитательную силу по формированию ученического самоуправления в своём коллективе.

Воспитание детского коллектива, каждый член которого считает себя достойным гражданином своего отечества, Республики, края, бережно хранящим традиции своего народа в контексте с его духовной культурой.




^ Актуальность темы.


Вероятно, в любом коллективе (особенно учебном) возникает вопрос, связанный с групповой сплоченностью. Вопрос этот важен потому, что от уровня развития коллектива, степени его сплоченности зависит эффективность работы группы, а также психологический комфорт каждого ее члена.


^ Пояснительная записка

Дать детям радость труда, радость успеха в учении,

пробудить в их сердцах чувство гордости, собственного

достоинства - это первая заповедь воспитания.

В.А.Сухомлинский

Одной из важнейших проблем образования является воспитание подрастающего поколения, формирование гражданина своего Отечества. Система образования Российской Федерации и Чувашской Республики позволяет решить эту проблему. В частности, это законы Российской Федерации и Чувашской Республики «Об образовании», Концепция государственной образовательной политики Чувашской Республики «Человек и образование в современном мире», Президентская программа «Новая школа», программы – «Дети Чувашии», «Образование и здоровье детей», «Сельская школа Чувашии».

Наверное, нет необходимости ещё раз подчёркивать, что от того, какими будут первые шаги ребёнка в школе, в огромной степени зависит и дальнейшее отношение его к учению, учителям, к труду, к своим сверстникам и другим людям.

За время своей педагогической работы, я пришла к мнению, что осуществление программы воспитательной работы с младшими школьниками - это коллективное творчество учителей, воспитателей, психологов, родителей, всей общественности и, конечно же – самих учащихся.

Большое внимание в своей работе стараюсь уделять приемам и методам психолого-педагогической диагностики. Психолого-педагогическая диагностика- это оценочная практика, направленная на изучение индивидуально-психологических особенностей ученика и социально-психологических характеристик детского коллектива с целью оптимизации учебно-воспитательного процесса. Чтобы проводить воспитательную работу, классный руководитель должен хорошо знать учеников, следить за их развитием, видеть проблемы в их воспитании. Современный педагог - это прикладной психолог. Наука предлагает большой арсенал методов диагностики классному руководителю, однако ему нужны методы простые, нетрудоёмкие, интересные для учеников и одновременно надёжные.

Рассматривая ребёнка как единое целое, мы должны стремиться осуществить комплексный психолого - медико-педагогический подход на всех этапах работы с ребёнком и, прежде всего, в диагностическо - коррекционной работе.

Диагностика поможет учителю начальных классов и родителям получить информацию о состоянии здоровья ученика, возможных причинах неуспеваемости, потенциальных возможностях интеллекта, причине личностной дезадаптации, а также уровне эмоционально-волевой сферы. Но самое главное, она позволит учителю осуществлять дифференцированный подход при разноуровневом обучении. Ведь от правильной диагностики зависит не только дальнейшее обучение и воспитание ребёнка, но часто и его судьба.

Но, к сожалению, не во всех учебных заведениях проводят такого рода диагностику ребёнка.

Современный учитель начальной школы должен обладать комплексом знаний по физиологии, психологии, дефектологии и логопедии, и не только знать, но и уметь применять их на практике с целью помочь ученику, а не сломать его и не навредить.

Приходится иногда сталкиваться с крикливым, раздражённым, не желающим себя сдерживать учителем. Такой педагог оказывает отрицательное влияние на психологическое самочувствие и работоспособность детей. Вызывает болезнь «школофобия». Дети, особенно те, к которым необходимо осуществлять индивидуальный разноуровневый подход, чрезвычайно чувствительны. Любое изменение настроения и поведения учителя неизбежно сказывается на их настроение. От того, как сложатся отношения «учитель – ученик», зависит многое.

В коррекционно-образовательном процессе стараюсь ориентироваться на достижение каждым учеником того уровня образованности, который соответствует его потенциальным возможностям.

Учитель начальных классов - это одна из самых благородных, чистых и трудных профессий. Заложенные в детские годы основы культуры, нравственности, знаний определяют в дальнейшем характер и судьбу маленького человека. Работая над программой, училась новому педагогическому мышлению, училась быть в постоянном творческом поиске эффективных средств воспитания в конкретных условиях с конкретными учениками.

^ Основные направления и особенности воспитания:

1. Интеллектуальное воспитание – формирование осознанного отношения к учёбе как к фундаменту интеллектуального, духовного и умственного развития.

2. Нравственно – этическое – формирование отношения к себе и окружающим людям.

3. Трудовое воспитание - формирование отношения к труду как к источнику благополучия общества и личности.

4. Экологическое воспитание – формирование отношения к природе, растительному и животному миру.

5. Физическое воспитание – формирование здорового образа жизни, ответственного отношения к своему здоровью.

6. Правовое воспитание – формирование правосознания, воспитание гражданственности, воспитание уважительного отношения к закону, к нормам жизни.

7. Санитарно – гигиеническое воспитание – соблюдение правил личной гигиены.

Как организовать воспитательную работу в классе? Каким содержанием его наполнить? На что обратить внимание при определении задач и видов деятельности? Какими средствами, с опорой на какие ценности воспитывать культурного, нравственного, здорового во всех отношениях человека? Как же сделать процесс воспитания увлекательным, эффективным и творческим? Как же воспитать достойного гражданина своего Отечества, своей Республики, края?

Каждый учитель ищет свои ответы на эти вопросы.

Печать, радио, кино, телевидение, интернет – средства массовой информации и пропаганды активно воздействуют на современного ребёнка и способствуют ускорению духовного развития детей. Однако, когда этой информации много и она недостаточно педагогически направляется, то усвоение её очень затруднено.

Ребёнок с трудом самостоятельно осмысливает полученную обильную информацию, с трудом может определить и выразить своё отношение к тем фактам, событиям и явлениям, о которых узнаёт.

В связи с этим, перед родителями и учителями стоит особая задача – научить ребёнка правильно использовать полученную информацию из различных источников.

В данной программе работы с классным коллективом делается попытка найти ответы на эти вопросы. В программе отражены основные, но далеко не все, направления воспитательной деятельности классного руководителя. Особое внимание обращено на воспитание нравственных качеств личности через ценностную и культурологическую модель воспитания, на формирование творчески развитой личности, на пробуждение творческой активности и творческого мышления, а также выявление способностей к самовыражению ребёнка через различные формы коллективно-творческой деятельности, начиная с первого класса.


^ Принцип построения программы:


Классный руководитель планирует жизнь в классе совместно с ученическим коллективом.

Классный руководитель должен увлекать учащихся конечным результатом выполняемого дела.

Желание учащихся участвовать во всех мероприятиях, проводимых в классе и в школе.

Представление возможности выбора заданий с учетом своих интересов, личных качеств и возможностей.

Совместно с учащимися необходимо обсудить, что получилось и что не получилось, изучить их мнение, определить их настроение и перспективу участия в будущих делах класса.

В этом принципе объединяются два понятия: сотрудничество и творчество.

И взрослому, и ребенку необходимо быть значимым и успешным. Степень успешности определяет его отношение к окружающим людям, окружающему миру.


^ Основа программы.


В основе программы воспитательной работы с детским коллективом «Через тернии – к звёздам» лежит КТД (коллективное творческое дело), единой целью которого становится создание условий для проявления учащимися класса инициативы и самостоятельности, ответственности, искренности и открытости в реальных жизненных ситуациях, раскрытие и развитие индивидуальных творческих сил человека в конкретных делах и поступках на общую радость и пользу.

Программу можно начинать с любого указанного класса. Но обязательно нужно придерживаться логики ее построения: от простых заданий, направленных в основном на формирование мотивации совместной деятельности, к сложным.

Необходимо давать правильную дозировку заданий. Воспитание и развитие находятся в сложной взаимосвязи. Как писал Л. С. Выготский: «Один шаг в обучении может привести к одному шагу в развитии».

Зона актуального развития выражается в тех действиях, которые ребёнок выполняет самостоятельно.

Зона ближайшего развития характеризуется теми потенциальными возможностями, которые ребёнок проявляет в обучении, и теми заданиями, которые он может выполнять с помощью взрослого.

Воспитание при дифференцированном разноуровневом подходе проводится в зоне ближайшего развития.

Предлагаются групповые формы работы с развернутым творческим компонентом по нескольким причинам.

1.При ее выполнении нет условий, провоцирующих развитие соперничества (конкуренции) внутри групп и между ними.

2. Такая работа содержит необходимые предпосылки для формирования между ее участниками отношений сотрудничества.

3. Это именно тот вид деятельности, который наиболее востребован в реальной жизни.

4. Подобная деятельность интересна детям и мотивирует их выполнение заданий, требующих взаимодействия.

Принимая решение, участники учитывают интересы другого человека наравне с собственными и стремятся гармонически сочетать их.


Стандарты нового поколения направлены на вариативность образования, т.е. способность образования соответствовать мотивам и возможностям различных групп учащихся и индивидуальным особенностям отдельных учащихся. Поэтому ведущим принципом обновления содержания образования становится интеграция. Интеграция способствует развитию универсальных учебных действий, ключевых компетенций личности, обеспечивает творческое развитие личности. Интегрированное обучение также имеет важное технологическое значение в разрешении противоречия между необходимостью включения в содержание обучения учебный материал способствующий развитию универсальных учебных действий с одной стороны, и ограниченностью учебного времени, установленного СанПиН, с другой стороны.

Внеурочная деятельность – это один из видов деятельности школьников, направленных на социализацию обучаемых, развитие творческих способностей школьников во внеучебное время. Внеурочная деятельность представлена по направлениям развития личности, согласно ФГОС: спортивно-одоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное, в различных формах ее организации, отличных от урочной системы обучения – кружки, секции, подготовку к олимпиадам и конференциям, проектная деятельность и др., а также проведение тематических классных, школьных, внешкольных мероприятий.

Внеурочная деятельность организована в соответствии с образовательными результатами, которые могут быть трех уровней.

Первый уровень результатов – приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями как значимыми для него носителями социального знания и повседневного опыта.

Второй уровень результатов – формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет равноправное взаимодействие школьника с другими школьниками на уровне класса, школы. Именно в такой близкой социальной среде ребенок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретенных социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).

Третий уровень результатов – получение школьником опыта самостоятельного социального действия. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьника с социальными субъектами за пределами школы, в открытой общественной среде.

Данные результаты позволяют:

1) разрабатывать образовательные программы внеурочной деятельности;

2) подбирать такие формы, которые гарантируют достижение результата определенного уровня;

3) выстраивать логику перехода от результатов одного уровня к другому;

4) диагностировать результативность и эффективность внеурочной деятельности;

5) оценивать качество программ внеурочной деятельности (по тому, на достижение какого результата они претендуют, соответствуют ли избранные формы предполагаемым результатам и т.д.).

Работа кружков, клубов и т.п. не может планироваться и осуществляться только для учащихся конкретного класса, поскольку такая организация внеурочной деятельности нарушает ее основной принцип – социализацию школьников. Поэтому в организации внеурочной деятельности желательны межвозрастные объединения. Каждый ребенок имеет право заниматься в нескольких объединениях, менять их. При приеме в спортивные, туристские, хореографические объединения педагог опирается на медицинское заключение о состоянии здоровья ребенка.


Направления развития личности

Виды внеурочной деятельности

Формы организации внеурочной деятельности

Спортивно-оздоровительное

Игровая деятельность

Спортивно - оздоровительная

Туристско-краеведческая

деятельность

Секции, соревнования, клубы, экскурсии, олимпиады, военно-спортивные игры

Духовно-нравственное

Игровая деятельность

Проблемно-ценностное общение

Кружок, творческое объединение, концерты, спектакли, выставки, дискуссии, гражданские акции, трудовой десант, тимуровское движение

Художественное творчество

Добровольческая деятельность

Социальное

Игровая деятельность

Социальное творчество

Трудовая деятельность

Детские общественные объединения, акции, социально значимые проекты

Общеинтеллектуальное

Познавательная деятельность

Туристско-краеведческая деятельность

Интеллектуальные олимпиады, исследовательские проекты, индивидуально – групповые занятия

Общекультурное

Досугово - развлекательная деятельность

Художественное творчество

Кружки художественного творчества, классные часы, концерты, спектакли, выставки, социальные проекты на основе художественной деятельности
Данные ресурсы позволяют организовать внеурочную деятельность следующими формами:


Распределение часов внеурочной деятельности по направлениям определяется после анкетирования обучающихся и их родителей. Обучающимся предоставляется возможность выбора из предложенного спектра занятий по интересам.


^ Этапы реализации программы

Программа реализуется через систему классных часов, урочные и внеклассные формы работы; коллективную, групповую, индивидуальную работу.

Учитывая возрастные особенности ребят и их предыдущий опыт, постепенно усложняю задания творческой деятельности от простых к более сложным.


Срок реализации:4 года

^ 1 этап - изучение классного коллектива – 2008 – 2009 г.г.

- изучение и анализ индивидуальных особенностей учащихся с помощью психолога (как правило, определяется тип личности, темперамент, акцентуация характера). Перед поступлением в I класс дети прошли тесты на выявление готовности к учебе и особенностей интеллектуальной деятельности. Тестирование проводил школьный психолог.

Многие исследователи детской психологии и психологии творчества убеждают в возможности обучить творчеству, дать детям осмысленный импульс к творческой деятельности. Обучение творчеству имеет важный социальный аспект. Если школьник с самого начала своей ученической деятельности подготавливается к тому, что он должен учиться создавать, придумывать, находить оригинальные решения задач, то формирование личности этого школьника будет происходить отлично от того, как формируется личность ребенка, обучаемого в рамках идеологии повторения сказанного учителем.

Для успешной работы классный руководитель должен уметь выявить воспитательный результат, оценить его и с учетом оценки результата корректировать профессиональную деятельность. Выявлять и оценивать результат надо через определенные промежутки времени: в начальной школе(в конце каждой четверти или триместра)

а) Анкетирование.

1. Социометрия.

2. Экспресс – методика по изучению социально – психологического климата в коллективе.

б) Исследование.

Диагностика

Для анализа и оценки эффективности процесса воспитания учащихся специально разрабатывается и используется диагностический инструментарий, состоящий из совокупности критериев, показателей и методик для изучения результативности воспитательной деятельности.

Направления диагностики:

Изучение индивидуальных особенностей личности ученика:

- общие сведения;

- способности;

- темперамент;

- тип личности в общении;

- самооценка;

- успешность в деятельности;

- уровень воспитанности.

Изучение межличностных отношений:

- социометрия;

- социально-психологический климат в классе.

Формы диагностики:

- анкетирование;

- тестирование;

- наблюдения;

- беседы.


^ 2 этап - формирование умения создавать совместный коллективный проект, согласуя личные интересы с интересами других – 2009 – 2011 г.г.

Ученики должны знать:

- понятие о культуре, обычаях, традициях родного края;

- предания, легенды о людях своего края;

- генеалогическое древо своего рода;

- связь истории своей республики с историей России.


Коллективно творческое дело может быть трудовым, развлекательным, спортивным, дидактическим, праздничным.

КТД - это верный путь соединения и создания школьной общности на длительное время, создание и расширение пространства, способствующего развитию личности.

Что касается совместного творчества учащихся, то здесь особенно важно, чтобы необходимое в совместной работе сотрудничество строилось только на принципе равенства и уважения друг друга. В противном случае получение хорошего практического результата бывает связано с накоплением безнравственных отношений, когда активные дети несправедливо захватывают себе более интересную часть работы, подчиняют себе менее умелых.

Поэтому для детей необходимы конкретные правила, касающиеся ситуаций, где чаще всего возможно возникновение неправильных взаимоотношений. Это прежде всего ситуации, связанные с распределением обязанностей, ролей, поручений, оказанием поддержки, помощи. Именно здесь возникает необходимость в нормах, связанных со справедливостью и товариществом. В качестве примера можно привести конкретные правила для коллективной работы и игры детей.

Правила коллективной работы. Главное правило: в общей работе надо уметь уступать и настаивать на своём, имея в виду, прежде всего общие интересы. Не капризничать и не брать силой, а договариваться.

  1. Договорились с товарищами об общем плане работы и её результатах; выслушай предложения всех ребят и выбери то, которое интересно и важно для всех.

  2. Распределяй работу по справедливости, т.е. поровну разделяй интересное и неинтересное, лёгкое и трудное, приятное и неприятное.

  3. Выполняй свою работу в срок и как можно лучше, при этом всё время имей в виду не только свою часть работы, но и общую.

  4. По ходу работы справляйся, как идёт работа у других, показывай свою работу.

  5. Помоги, научи, покажи тому, у кого не ладится работа. Уступай не только то, что тебе не нужно, но, если справедливо, и то, что тебе нужно и жалко.

  6. Учись у других тому, чего не умеешь, охотно принимай советы ребят, их помощь и поддержку , если она необходима.

Правила честной игры.

  1. Играй честно.

  2. Обидно, когда проигрываешь, но не злись.

  3. Не злорадствуй, когда другие проигрывают.

  4. Если выиграл, радуйся, но не зазнавайся. Научи других тому, что сам умеешь.

  5. Будь стойким, не унывай при неудачах. Учись у других.

  6. Будь настойчивым, если что-то не получается, терпеливо добивайся успеха. Умей учится на собственных ошибках.

Эти правила помогают детям предъявлять разумные и обоснованные требования к поведению друг друга. Особенно они помогают в установлении отношений между «лидерами» и остальными ребятами. При самооценке и взаимооценке правила дают возможность каждому сравнивать своё поведение с поведением других и с существующей нормой, выраженной в правилах.


^ 3 этап – обобщение опыта – формирование умения объединять личные результаты в одно целое 2012 г.


На этом этапе проводится итог деятельности педагога и классного коллектива по реализации программы.

^ К концу 4 года ученик должен:

- уметь взаимодействовать с партнёром общения, понимать его мысли, чувства, анализировать своё речевое поведение;

- правильно и точно говорить (с точки зрения норм литературного языка);

- правильно пользоваться речевыми жанрами;

- уметь использовать адекватные приёмы подготовки к монологической речи;

- уметь создавать этикетные диалоги.


^ Работа с родителями:

Родительское требование к себе, родительское уважение к своей семье, родительский контроль над каждым своим шагом – вот первый и самый главный метод воспитания! А.С.Макаренко

Классный руководитель и родители должны быть заинтересованы в изучении ребенка, раскрытии и развитии в нем лучших качеств, необходимых для самоопределения и самореализации. В основе взаимодействия классного руководителя и родителей лежат принципы взаимного уважения и доверия, взаимной поддержки и помощи, терпения по отношению друг к другу. Чтобы сделать родителей активными участниками образовательного процесса, применяю в своей практике технологию педагогической поддержки родителей младших школьников.

Формы работы:

- обеспечение участия родителей в подготовке и проведении коллективных творческих дел в классе;

- индивидуальная работа с родителями;

- родительские собрания, тренинги;

- посещения семьи;

- информирование родителей о ходе и результатах обучения, воспитания и развития

учащихся;

- проведение совместных часов общения, классного руководителя, родителей и детей.


Направления деятельности классного руководителя

Формы и методы работы с родителями младших школьников

Посещение семьи

Проведение совместных часов общения, классного руководителя, родителей и детей.



Позволяет классному руководителю лучше узнать детей и их родителей, понять стиль жизни семьи, ознакомиться с домашними условиями развития личности ребенка:

  • посещение семей;

  • анкетирование;

  • сочинения «Моя семья», «Вечер в нашей семье» и т.п.;

  • педагогические мастерские;

  • деловые игры с родителями;

  • конкурсы семейных творческих работ;



Педагогическое просвещение родителей

Планируется в соответствии с возрастными особенностями детей, целями и задачами учебно-воспитательного процесса, конкретными проблемами, возникающими в ходе совместной деятельности учителя и родителей:

  • лекции по педагогике и психологии, праву, этике, физиологии и гигиене;

  • родительские собрания;

  • тематические консультации;

  • педагогические практикумы и тренинги по рассмотрению и анализу различных ситуаций воспитания ребенка в семье и школе;

  • обмен опытом воспитания детей в семье;

  • вечер вопросов и ответов;

  • день открытых дверей и т.п.




Обеспечение участие родителей в жизнедеятельности классного коллектива

Осуществляется классным руководителем с помощью включения их в такие виды взаимодействия как:

  • совместное планирование воспитательной работы в классе;

  • коллективные творческие дела;

  • праздники, вечера, концерты;

  • посещение театров, выставок, музеев и т.п;

  • прогулки, походы, поездки, экскурсии;

  • выставки творческих работ;

  • Дни здоровья;

  • помощь в ремонтных работах и эстетическом оформлении кабинета;

  • участие в оборудовании кабинета.




Индивидуальная работа с родителями

Позволяет установить непосредственный контакт с каждым членом семьи учащегося, добиться большего взаимопонимания в поиске путей развивающего влияния на личность ребенка

  • посещение семей;

  • индивидуальные беседы с родителями;

  • совместное определение перспектив и средств для развития ученика;

  • педагогические консультации;

  • индивидуальные поручения;

  • индивидуальная переписка в дневниках учащихся.




Информирование родителей о ходе и результатах обучения, воспитания и развития учащихся

  • тематические и итоговые родительские собрания;

  • индивидуальные консультации;

  • проверка дневников учащихся;

  • составление карт развития детей и таблиц результатов их учебной деятельности;

  • ведение дневников наблюдения за процессом развития ребенка, детских портфолио;




В своей педагогической деятельности я использую коллективные, групповые и индивидуальные формы взаимодействия с родителями, а также традиционные и нетрадиционные.

Методы воспитания должны быть соотнесены с уровнем познавательной деятельности детей. Они должны быть направлены на развитие у детей активности и самостоятельности в приобретении знаний.

Всё это даёт возможность выделить следующие уровни проявления активности:

  1. Нулевой.

  2. Относительно-активный.

  3. Исполнительно-активный.

  4. Творческий.

Как же выстраивается программу с учётом разных уровней познавательной активности?

Анализируя психолого-педагогические особенности учащегося каждого уровня, можно определить основные направления работы по активизации у них познавательной деятельности.

^ Нулевой уровень (в основновном, учащиеся 1 класса)

Занимаясь с этой группой учеников, помню о том, что они медленно включаются в работу, их активность возрастает постепенно. Поэтому стараюсь не давать им заданий, которые требуют быстрого перехода от одного вида деятельности к другому. Они нуждаются в более длительном промежутке времени на подготовку выполнения задания. Таким учащимся предлагаю выполнить лишь часть задания или проверяю до определённого места. Вся деятельность направлена на создание особой эмоциональной атмосферы занятий, настраивающей на включение школьников в воспитательный процесс.

Таким образом, рождается цепочка успеха: состояние комфортности → отсутствие страха → чувство уверенности → ожидание заданий.

^ Относительно-активный уровень познавательной активности. Для учащихся данного уровня характерна заинтересованность только в определённых ситуациях, связанных с интересной темой занятия. Такие ученики с желанием приступают к новым видам работы, однако при затруднениях так же легко теряют интерес к выполнению. В таких ситуациях стараюсь «держать» внимание учеников вопросами, но задаёт их не учитель, а сами дети. В конце задания (работы) учащиеся задают несколько вопросов по теме. Это несложное задание помогает им выполнять главное и «включаться» в тему на протяжении всего занятия. Необходимо отметить, что эти учащиеся торопливы, поэтому стратегия учителя в работе с относительно-активными учащимися заключается в том, чтобы не только помогать им включаться в учебно-воспитательную деятельность, но и поддерживать для них эмоционально-интеллектуальную атмосферу на протяжении выполнения заданий.

^ Исполнительно-активный уровень познания. Эти учащиеся обладают умением соподчинять эмоциональные, интеллектуальные и волевые усилия определённой цели. Такие ученики с готовностью включаются во все формы работы.Они предлагают оригинальные пути решения и работают, в основном, самостоятельно.

Эти ученики начинают скучать, если задание выполнено довольно быстро или материал оказался прост в выполнении, если учитель занят с более слабыми учащимися. Постепенно они привыкают ограничивать себя рамками учебной задачи и уже не хотят или отвыкают искать нестандартные решения. Вот почему проблема активизации познавательной деятельности таких учащихся актуальна.

Основные приёмы в моей работе с такими учениками- проблемные, частично-поисковые и особые ролевые ситуации.

Например, ребята оценивают мотивационно выполненные задания одноклассников, т. е. берут на себя роль «экспертов». На ученика возлагается роль «наблюдателя», который следит за темпом выполнения заданий в других группах, «мудреца», который подводит итог занятию, «хранителя знаний», который говорит о том, на что было обращено задание, на воспитание каких личностных качеств. Поскольку эти дети предрасположены к более высоким требованиям в учении, для них должна стать нормой готовность к решению проблемных, поисковых, нестандартных задач и ситуаций.

^ Творческий уровень познавательной активности.

Проблема состоит не только в том, чтобы помочь выделить этих способных учащихся, но и в том, чтобы помочь остальным открыть в себе способности, о которых они и не подозревали. Помочь в достижении этой цели могут отдельные приёмы, активизирующие творчество учащихся и специальные творческие задания. Все эти приёмы направлены на развитие у учащихся самой потребности в творческой деятельности.

Непременным условием, я считаю, должен быть процесс видения окружающего мира ребёнком, одна из предпосылок развития не только мышления, письменной речи, но и творческих способностей учащихся. Это развивает творческий вкус - литературный, заставляет глубже понять красоту окружающего мира, ощутить выразительность, мягкость и прелесть русского слова, научит разумно им пользоваться и разовьёт мыслительные процессы.

Например, задания типа: «Напишите сочинение, используя фразеологизмы» и другими.

Общение детей с природой даёт богатый материал для творчества. А если добавить к этому немного детской фантазии, то рождаются рассказы, стихи, сказки


^ Механизмы реализации программы


Успешность воспитательной работы во многом зависит от того, как организована работа в начальной школе. Важным фактором, влияющим на развитие классного коллектива и выявление скрытых творческих способностей, является система воспитательной работы в школе.


С семи лет ребёнок живёт и растет в социальной среде называемой школой. Эта среда бывает разной по отношению к этому подрастающему человечку. Ребёнок растёт, развивается, несмотря ни на что. И класс как ячейка этой среды становится вторым домом, где должны быть созданы все условия для полноценного всестороннего развития ребёнка, а самое главное, созданы такие условия, при которых он мог бы раскрыть свои способности, удовлетворить свои познавательные и образовательные потребности, условия, при которых его бы обязательно заметили и оценили. Только при таких условиях из ребёнка может вырасти свободная творческая, социально адаптированная личность.

Воспитание - процесс комплексный. Это единство целей, задач, содержания, форм и методов воспитательного процесса, подчиненное идее целостности формирования личности. Комплексный подход требует соблюдения целого ряда педагогических требований, тщательной организации взаимодействия между воспитателями и воспитанниками.

Как процесс педагогически управляемый, воспитание призвано помочь личности не быть поглощенной в море социальных влияний (зачастую негативных), найти в мире себя, свое лицо, свое отношение с миром, людьми и самим собой.

Задача максимального развития каждого ребенка, сохранение его неповторимости, раскрытие его потенциальных талантов и создание условий для нормального духовного, умственного и физического совершенствования.

Группу основных средств воспитательной работы составляют:

Деятельность классного руководителя является важнейшим звеном в воспитательной работе школы.

В течение учебного года классный руководитель является творцом интересных дел для детей и разнообразных форм работы, организовывает повседневную жизнь и деятельность учащихся своего класса.

Был проведен социологический анализ деятельности классных руководителей. На основе данных выделили четыре типа задач.

^ Первая группа задач - социальные задачи. Это защита ребенка, помощь ему, включение в систему социальных связей, взаимодействие с семьей и различными институтами воспитания в целях создания оптимальных условий для развития личности и формирования её индивидуальности.

^ Вторая группа задач - это диагностическо- этические. Для того , чтобы правильно организовать систему воспитательной работы с классом, классный руководитель должен знать своих учеников, их особенности, личностные качества и индивидуальные характеристики.

^ Третья группа задач - это нравственные задачи. Они связаны с ориентацией ребенка на критерии добра и зла, постановку детей в ситуацию нравственного выбора, конкретизацию нравственных критериев в реальных жизненных обстоятельствах.

^ Четвертая группа задач обозначена как задачи индивидуально - практического характера. К ним можно отнести выбор эффективных педагогических средств работы с учащимися, планирование своей работы, контроль и коррекцию деятельности, педагогику рефлексии.

Классный руководитель - учитель, организующий учебно-воспитательную работу в порученном ему классе.

Классный руководитель выполняет несколько функций: аналитическую, организационно-координирующую, коммуникативную.

Коллективно творческое дело может быть трудовым, развлекательным, спортивным, дидактическим, праздничным.

КТД - это верный путь соединения и создания школьной общности на длительное время, создание и расширение пространства, способствующего развитию личности.

Всякое развитие проходит через свои этапы. Так и в развитии ученического коллектива можно выделить восемь основных этапов: Воспитательный процесс программы «Через тернии – к звёздам» происходит по 8 направлениям:


^ 1 направление — «Лучик» или индивидуальная работа с учащимися.

По этому направлению я организовываю индивидуальную работу с одарёнными детьми, с учащимися с творческими способностями и возможностями, со слабоуспевающими учащимися.

Хотя мы и выделяем одарённых детей, убеждена, что все дети талантливы. Каждый ребёнок – лидер, нужно только увидеть, поддержать его в стремлении проявить себя, пусть пока в чём-то незначительном, развить и закрепить успех.

^ Организация работы с одаренными детьми

Принцип дифференциации и индивидуализации обучения (высшим уровнем реализации которых является разработка индивидуальной программы развития одаренного ребенка).

  1. Принцип максимального разнообразия предоставляемых возможностей.

  2. Принцип обеспечения свободы выбора учащимися дополнительных образовательных услуг.

  3. Принцип возрастания роли внеурочной деятельности одаренных детей через кружки, секции, факультативы, клубы по интересам, работу в НОУ.

В процессе организации работы с одарёнными детьми необходимо учитывать следующие особенности учащихся:


Занятость учащихся

Классы

Художественно – эстетическое направление; музыкальное

Художественно – прикладное направление

Спортивное направление

Техническое направление

1 класс

29 человек

11 человек

14 человек

-

2 класс

18 человек

13 человек

11 человек

3 человека

3 класс

25 человек

15 человек

12 человек

4 человека

4 класс

27 человек

16 человек

13 человек

8 человек

psiholog-metodist-o-g-noskova-razdel-rabota-psihologa-v-sisteme-obrazovaniya-i-v-socialnom-obsluzh.html
psiholog-v-dou-publichnij-doklad.html
psihologa-otvetstvennosti-za-rabotu-programma-po-psihokorrekcii-obuchayushihsya-specialnih-korrekcionnih-klassov.html
psihologi-mchs-rossii-okazali-pomosh-bolee-160-obrativshimsya-posle-terakta-v-minske-internet-resurs-sppbsru-15042011.html
psihologicheskaya-bezopasnost-obrazovatelnogo-uchrezhdeniya-eksperimenta.html
psihologicheskaya-diagnostika-akimova-stranica-22.html
  • lesson.bystrickaya.ru/nv-romenskaya-problemi-adaptacii-korporativnih-kultur-pri-transgranichnih-sdelkah-po-sliyaniyam-i-poglosheniyam.html
  • institut.bystrickaya.ru/toporom-po-lape-argumenti-i-fakti-podgotovili-vitalij-ceplyaev-i-irina-pavlova-19112008.html
  • control.bystrickaya.ru/diplomirovannij-buhgalter-ekspert.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/ponyatie-predmetov-vedeniya-mestnogo-samoupravleniya.html
  • institute.bystrickaya.ru/glava-21stacionarnoe-sluzhenie-pastiri-esli-vi-zhelaete-razvivatsya-duhovno-i-v-svoih-vzaimootnosheniyah-togda-vam.html
  • credit.bystrickaya.ru/oficialno-parlamentskaya-gazeta-28112008-075-str-1-zakoni-iz-dolgogo-yashika-14.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/konkurs-provoditsya-s-celyu-vibora-postavshikov-uslug-po-obespecheniyu-uslug-blagoustrojstva-i-ozeleneniyu-naselennih-punktov-na-territorii-alatauskogo-rajona-goroda-almati-stranica-5.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/organizaciya-raboti-s-dokumentami-organizaciya-dokumentooborota-hraneniya-i-ispolzovaniya-dokumentov-v-tekushej-deyatelnosti-uchrezhdeniya-predpriyatiya.html
  • letter.bystrickaya.ru/obshij-kurs-anglijskogo-yazika-kurs-delovogo-anglijskogo-yazika-podgotovku-k-mezhdunarodnim-ekzamenam-ielts-toefl.html
  • abstract.bystrickaya.ru/112-sushnost-i-soderzhanie-sistemi-planovo-predupreditelnih-remontov-standart-plan-mppl-po-obrabotke-izdeliya-v.html
  • thescience.bystrickaya.ru/k-marks-18181883-k-kritike-politicheskoj-ekonomii-1859-g-n-v-trubnikova-tomsk-izd-vo-tpu-2004-105-s.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/selekciya-i-semenovodstvo-morkovi-i-kapusti-cvetnoj-chast-9.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/programmi-kursov-i-speckursov-dlya-magistrantov-1-2-g-obucheniya-po-napravleniyu-52-03-00-filologiya-po-programme-podgotovki-russkij-yazik-istoriya-yazika-g-rostov-na-donu.html
  • exchangerate.bystrickaya.ru/in-the-book-of-known-member-of-russian-academy-of-cosmonautics-for-the-first-time-in-history-a-new-science-about-nature-human-being-and-consciousness-is-repre-stranica-8.html
  • holiday.bystrickaya.ru/nochyu-ya-neozhidanno-prosnulsya-yalezhal-v-palatke-zakinuv-ruki-za-golovu-udivlyayas-tomu-chto-golova-legko-i-chetko-rabotaet.html
  • turn.bystrickaya.ru/polnie-otveti-na-bileti-po-avtodelu-ekzamen-2002-chast-9.html
  • uchit.bystrickaya.ru/tablica-rezultatov-ege-uchashihsya-shkoli-prikaz-ot-10-03-10g-programma-razvitiya-municipalnogo-obsheobrazovatelnogo.html
  • bukva.bystrickaya.ru/metodicheskie-principi-ustanovleniya-rinochnih-cen-winword-2000.html
  • studies.bystrickaya.ru/cifrovoj-polosovoj-filtr.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/professiya-kinematografist-visshie-kursi-scenaristov-i-rezhisserov-za-40-let-fragmenti-knigi-stranica-6.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/postroenie-i-issledovanie-diskretnoj-matematicheskoj-modeli-bezinercionnih-prostranstvennih-effektov-v-volnovih-polyah-konechnoj-amplitudi.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/tehnologichen-byuletin-3909-oferti-za-tehnologichno-strudnichestvo-byuletini-3409-4009-2009-g.html
  • nauka.bystrickaya.ru/vigiliya-vtoraya-ernst-teodor-amadej-gofman-zolotoj-gorshok-skazka-iz-novih-vremen.html
  • abstract.bystrickaya.ru/33-gnojnaya-hirurgiya-detskogo-vozrasta-poyasnitelnaya-zapiska-3-primernij-plan-podgotovki-7-soderzhanie-programmi.html
  • education.bystrickaya.ru/316-sociologiya-00-fn-m-mdniyatne-gomumi-msllre-obshie-voprosi-nauki-i-kulturi.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/programma-vstupitelnih-ispitanij-v-magistraturu-kafedri-asutp-po-annotirovannoj-programme-avtomatizaciya-upravleniya-teploenergeticheskimi-processami-i-proizvodstvami-direktor-instituta-utverzhdayu.html
  • literatura.bystrickaya.ru/rossiya-parlamentskij-chas-12112006-bahtina-1315-gosduma-rf-monitoring-smi-13-noyabrya-2006-g.html
  • spur.bystrickaya.ru/kurs-lekcij-chast-1-sostavitel-zaveduyushaya-otdelom-innovacij-instituta-tehnologii-metallov-nan-belarusi-o-o-stanyulenis-mogilev-2008.html
  • abstract.bystrickaya.ru/2-soderzhanie-kursovoj-raboti-1-osnovnie-opredeleniya-kursa-5.html
  • books.bystrickaya.ru/doklad-komiteta-obrazovaniya-i-nauki-kurskoj-oblasti-o-sostoyanii-i-perspektivah-razvitiya-sistemi-obrazovaniya-kurskoj-oblasti.html
  • notebook.bystrickaya.ru/kalendar-znamenatelnih-dat-po-krasnodarskomu-krayu-na-2011-god-krasnodar-kraev-univers-nauch-b-ka-im-a-s-pushkina-otdel-kraevedeniya-sost-g-e-hlopatneva-krasnodar-2010-90-s.html
  • literature.bystrickaya.ru/dlyanka-dagnostiki-ta-remontu-dvs-u-atp-na-350-avtomoblv.html
  • grade.bystrickaya.ru/nastoyashee-polozhenie-po-organizacii-i-provedeniyu-otkritogo-konkursa-energosberegayushij-proekt-vao-goroda-moskvi-2011-dalee-konkurs-razrabotano-na-osnovan.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/analiz-rejtinga-globalnoj-konkurentosposobnosti-za-2006-g.html
  • thescience.bystrickaya.ru/harkovskaya-nacionalnaya-akademiya-gorodskogo-hozyajstva-psihologiya-zdorovya-nastro-i-metodicheskie-ukazaniya.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.