.RU

Программа повышения квалификации государственных служащих «основы государственного управления» Ставрополь - страница 3


Важнейшим фактором повышения эффективности деятельности в любой сфере является улучшение управления. Развитие невозможно без принятия решений, которые основываются на анализе информации. В конце ХХ века впервые в истории человечества основным предметом труда в общественном производстве промышленно-развитых стран становится информация, она признана ресурсом развития человеческого общества. Определенные успехи достигнуты в информационных технологиях. Они проникли во все сферы деятельности человека. Уже сейчас трудно представить рабочее место государственного служащего без персонального компьютера, и возможности этого универсального инструмента должны быть использованы в полной мере. Автоматизированные информационные технологии позволяют использовать компьютер и в государственном управлении, управлении социально-экономическими процессами, информационных коммуникациях. Информационные технологии относятся к логическим и прикладным аспектам информатики. Логический уровень предусматривает формализацию информационных процессов, позволяющую их объединить в информационную технологию. Это теоретическая основа информатики. Прикладной уровень охватывает вопросы практического применения теории информационной технологии в конкретных областях человеческой деятельности, в частности в экономике, управлении. Цель дисциплины - выработать у слушателей программы повышения квалификации умений по использованию современных информационных технологий при решении задач организационного управления. Слушатели получают в основном те знания, которые необходимы для выработки умений по использованию информационных технологий в процессе принятия управленческих решений, а так же формируют кругозор, необходимый для самостоятельного приобретения новых умений в этой области. Задачи, которые ставятся при изучении данной дисциплины, содержат изучение основ построения и использования различных видов информационных технологий обеспечения управленческой деятельности. Основная часть занятий проводится в дисплейном классе в режиме активной работы слушателей с компьютером.

2. Темы (содержание и последовательность изложения учебного материала)

Тема 1. Лекция «Информационные технологии документационного обеспечения управленческой деятельности». Основы эволюционной теории технико-экономического развития. Роль информации в управлении. Проблемы информатизации управления. Основы организации информационных технологий. Автоматизированные информационные системы и их классификация. Инструментальные информационные технологии. Прикладные информационные технологии.

Тема 2. Лекция «Средства информационных технологий обеспечения управленческой деятельности». Назначение средств организационной техники. Классификация средств организационной техники для современных офисных технологий. Средства составления и изготовления документов. Средства репрографии и оперативной полиграфии. Средства обработки документов. Средства электросвязи.

Тема 3. Практическая работа «Прогнозирование технико-экономических показателей методом экстраполяции тенденций» на основе табличных процессоров на конкретном примере.

Тема 4. Практическая работа «Прогнозирование технико-экономических показателей методом экономико-статистического моделирования» на конкретном примере.


3. Методические рекомендации и пособия по изучению курса или дисциплины

1. Методические указания к контрольной работе по дисциплине «Информационные технологии управления» для студентов специальности 061000 «Государственное и муниципальное управление»

2. Методические указания по выполнению лабораторных работ по дисциплине «Информационные технологии управления» для студентов специальности и080504 (061000) «Государственное и муниципальное управление»

Средствами обеспечения освоения дисциплины являются операционная система Microsoft Windows, стандартные приложения Microsoft Office - Microsoft Excel, Microsoft Access, Microsoft Power Point.


4. Контрольные задания в виде входного и выходного теста.


5. Литература

5.1. Основная литература

  1. Автоматизированные информационные технологии в экономике: Учебник/ М.И. Семенов, И.Т. Трубилин, В.И. Лойко, Т.П. Барановская; Под общ. ред. И.Т. Трубилина. М.: Финансы и статистика, 2000. 416 с.: ил.

  2. Бажин И.И. Информационные системы менеджмента. М.: ГУ-ВШЭ, 2000. 688 с.

  3. Информационные технологии и управление предприятием (Серия "БизнесПРО") / Под ред. Баронова В.В.,Титовского И.Н., Попова Ю.И., Калянов Г.Н. – М.: АйТи, 2004.

  4. Информационные технологии управления: Учеб. пособие для вузов / Под ред. Проф. Г.А. Титаренко. 2-е изд., доп. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. 439с.

  5. Информационные технологии управления: Учебное пособие / Под ред. Ю.М. Черкасова. М.: ИНФРА-М, 2001. 216 с.


5.2. Дополнительная литература

  1. Internet для "чайников" / Под ред. Левина Д.Р., Бароди К., Левин-Янг М.. – М.: Вильямс, 2004.

  2. Microsoft Power Point 2000. Шаг за Шагом. Русская версия. Самоучитель. М.: Эком,2000.

  3. Microsoft PowerPoint 2002. Русская версия. Шаг за шагом: Практическое пособие: (+ Приложение C). – М.: ЭКОМ, 2002.

  4. Денисов А., Белов А., Вихарев И. Интернет. Самоучитель. СПб.: Питер, 2000.

  5. Дубнов П.Ю. Access 2000. Проектирование баз данных. М.: ДМК, 2000.

  6. Информационные технологии и управление предприятием (Серия "БизнесПРО") / Под ред. Баронова В.В.,Титовского И.Н., Попова Ю.И., Калянов Г.Н.. – М.: АйТи, 2004.

  7. Корнеев И.К., Машурцев В.А. Информационные технологии в управлении. М.: ИНФРА-М, 2001, 158 с.

  8. Организация работы с документами: Учебник / В.А. Кудряев, И.К. Корнеев, Г.Н. Ксандопуло и др. М.: ИНФРА-М, 1998.

  9. Трубочкина Н. К. Интернет для начинающих: УМК МПС России, 2000.


^ ПРОГРАММА ПРЕДМЕТА

Организационное поведение:

профессиональные навыки государственных служащих


1. Введение

Целью изучения дисциплины является подготовка слушателей программы повышения квалификации к управлению организационным поведением в организации и овладение ими умениями и навыками современного специалиста по государственному управлению.

Задачи изучения дисциплины:

2. Темы (содержание и последовательность изложения учебного материала)
Тема 1. Тренинг  «Коммуникативное поведение в организации». Коммуникация в организации. Средства коммуникации. Межличностная коммуникация. Функции общения. Возможности понимания человека человеком. Коммуникативные барьеры и способы их ликвидации. Психологический механизм и приемы аттракции. Психология конфликта и способы его разрешения
Тема 2. Тренинг «Персональное развитие в организации». Развитие организации и её сотрудников. Персональное развитие, его сущность, психологическая основа, движущие силы и способы. Стратегия персонального развития. Управление профессиональным развитием персонала. Планирование и развитие персональной карьеры в организации. Подготовка резерва руководителей организации. Развитие молодых сотрудников с лидерским потенциалом

Тема 3. Тренинг «Стресс в организационном поведении». Понятие стресса. Объективные (организационные) и субъективные (личностные) стрессогенные факторы. Динамика стресса. Индивидуальные особенности поведения человека в стрессовых ситуациях. Организационные, групповые и индивидуальные программы преодоления стрессовых состояний

Тема 4. Тренинг «Анализ состояния организационного поведения». Необходимость регулярного анализа организационного поведения персонала. Цели систем оценки организационного поведения. Характеристики обратной связи в управлении организационным поведением. Аттестация персонала. Методы оценки делового поведения персонала. Методика собеседований. Нетрадиционные подходы к оценке персонала. Анализ персонала в различных организационных структурах


3. Методические рекомендации и пособия по изучению курса или дисциплины

1) Дидактические материалы «Организационное поведение» / Под ред. Шаповалова В.К.. – Ставрополь: СевКавГТУ, 2000.

2) Методические указания к деловой игре "Выборы руководителя".

3) Методические указания к деловой игре "Команда".

4) Слайды для проведения лекций и тренингов.

5) Методические разработки по практическим занятиям, тренингам и кейс-стади.


4. Контрольные задания в виде входного и выходного теста, контрольные задания для рейтинговой оценки знаний


5. Литература

5.1. Основная литература

        1. Организационное поведение. Учебное пособие (Серия "Учебники для программы MBA") / Под ред. Карташовой Л.В.. – М.: ИНФРА-М, 2005.

        2. Управленческая психология. Учебное пособие для студентов высших и средних специальных учебных заведений (Серия "Gaudeamus") / Под ред. Морозова А.В.. – М.: Академ. Проект, Трикста, 2005.

        3. Управленческая психология. Учебник (Серия "Профессиональное образование") / Под ред. Волкогоновой О.Д., Зуб А.Т.. – М.: ИНФРА-М, ФОРУМ, 2005.

        4. Организационное поведение. Тем, кто избрал профессию менеджера: Учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений (Серия "Высшее профессиональное образование") / Под ред. Сергеева А.М.. – М.: ИЦ Академия, 2005.

        5. Организационное поведение. Учебное пособие / Под ред. Арсеньева Ю.Н., Шелобаева С.И., Давыдовой Т.Ю.. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005.

        6. Организационное поведение Учебное пособие / Под ред. Раздорожного А.А.. – М.: РИОР, 2005.

        7. Шаповалов В.К. Профессиональная карьера. Учебное пособие. Ставрополь: СевКавГТУ, 1999.

        8. Организационное поведение руководителя (Серия "Gaudeamus") / Под ред. Семикова В.Л.. – М.: Академический Проект, Гаудеамус, 2004.

        9. Организационное поведение. Учебник (Серия "Высшее образование") / Под ред. Карташовой Л.В., Никоновой Т.В., Соломанидиной Т.О.. – М.: ИНФРА-М, 2004.

        10. Организационное поведение. Учебник для вузов. 2-е изд., перераб. и доп., / Под ред. Алиева В.Г., Дохолян С.В.. – М.: Экономика, 2004.

        11. Организационное поведение. Учебное пособие для вузов. 2-е изд., перераб. и доп. / Под ред. Красовского Ю.Д.. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003.

        12. Этика и психология профессиональной деятельности. Учебник (Серия "Профессиональное образование") / Под ред. Красниковой Е.А.. – М.: ИНФРА-М, ФОРУМ, 2004.

        13. Психологические аспекты менеджмента. Учебное пособие / Под ред. Трайнева В.А.. – М.: Сфера, 2003.

        14. Психологические механизмы управления и о том, как их использовать / Под ред. Абрамовой С.Г.. – М.: Известия, 2002.


5.2. Дополнительная литература

  1. Власова Н. И проснешься боссом. Справочник по психологии управления. - В 3-х частях. - Новосибирск, 1994.

  2. Германн А.Шредер. Руководить сообразно ситуации. Пер. с нем. - М.: АО “Интер-экспорт”, 1944.

  3. Гуленко В.В. Менеджмент слаженной команды. Соционика и социоанализ для руководителей. - Новосибирск, 1995.

  4. Дэна Д. Преодоление разногласий. - Санкт-Петербург, 1994.

  5. Кроль Л.М., Михайлова Е.Л. Человек-оркестр: микроструктура общения. - М.: Независимая фирма “Класс”, 1993.

  6. “Кроссворды” для руководителя / Сост. И.В.Липсиц. - М.: Дело, 1992.

  7. Трейш Д. Менеджмент с точки зрения здравого смысла. Настольная книга /Пер. с англ. - М.: Автор, 1993.

  8. Фишер Р., Юри У. Путь к согласию, или переговоры без поражения. - М.: Наука, 1992.

  9. Шепель В.М. Имиджелогия: Секреты личного обаяния. - М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1994.



^ ПРОГРАММА ПРЕДМЕТА

Управление качеством государственного управления


1. Введение

В современных условиях проблема качества актуальна для всех видов деятельности, в том числе и для государственного управления. Особенно остро это проявляется в процессе его реформирования. Решение проблем качества должно стать национальной идеей, носить всеобщий характер, требует массового обучения и профессиональной подготовки.

Основная цель курса – ознакомить слушателей с основными достижениями теории и практики управления качеством, показать необходимость использования этих достижений во всех сферах деятельности, независимо от их отраслевой принадлежности, в том числе и в сфере государственного управления.

Сформулированная цель изучения курса может быть достигнута решением следующих задач:


2. Темы (содержание и последовательность изложения учебного материала)

Тема 1. Лекция «Эволюция подходов к менеджменту качества в государственном управлении». Взаимосвязь общего менеджмента и менеджмента качества. Основные этапы развития систем качества. Концепция всеобщего управления качеством (TQM): понятие, сущность, значение.

Тема 2. Семинар - круглый стол «Зарубежный опыт управления качеством». Опыт управления качеством в США. Опыт управления качеством в Японии. Европейский опыт управления качеством. Общие подходы и методы работы по качеству за рубежом.

Тема 3. Практическая работа «Отечественный опыт управления качеством». Сравнение систем качества: БИП, СБТ, КАНАРСПИ, НОРМ и др. Опыт российских компаний и государственных органов в освоении современной концепции качества. Выделение основных проблем.


3. Методические рекомендации и пособия по изучению курса или дисциплины

Методические указания к выполнению курсовой работы по дисциплине “Управление качеством” для студентов специальности 061100 “Менеджмент”


4. Контрольные задания в виде входного и выходного теста.


5. Литература

5.1. Основная литература

  1. Басовкий Л.Е., Протасьев В.Б. Управление качеством: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2001. – 212 с.

  2. Варакута С.А. Управление качеством продукции: Учебное пособие. – М.:ИНФРА – М, 2002. – 207 с. – (серия «Вопрос – ответ»).

  3. Йосио Кондо. Управление качеством в масштабах компании: становление и этапы развития. Пер. с англ. Е.П. Маркова, к.т.н. И.Н. Рыбаков / Научное редактирование к.т.н. А.В. Глазунов, д.т.н. В.А. Лапидус, к.т.н. М.Е. Серов. – Нижний Новгород, СМЦ «Приоритет», 2002. – 252 с.

  4. Крылова Г.Д. Основы стандартизации, сертификации, метрологии: Учебник для вузов. – 3-е изд., перераб. и доп.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. – 671 с.

  5. Лапидус В.А. Всеобщее качество (TQM) в российских компаниях / Гос. Ун-т управления; Нац. Фонд подготовки кадров. – М.: ОАО Типография «Новости», 2000. – 432с.

  6. Лифиц И. М. Стандартизация, метрология и сертификация: Учебник.- М.: Юрайт-Издат, 2002.- 296 с.

  7. Менеджмент качества: принятие решений о качестве, управляемом заказчиком / А.Г. Варжапетян, В.М. Балашов, А.А. Варжапетян, Е.Г. Семёнова; под ред. А.Г. Варжапетяна. – М.: Вузовская книга, 2004. – 360 с.: ил.

  8. Методы управления затратами и качеством продукции: Учебное пособие / В.Э. Керимов, Ф.А. Петрище, П.В. Селиванов, Э.Э. Керимов. – М. Издательско-книготорговый центр «Маркетинг», 2002. – 108 с.

  9. Мишин В.М. Управление качеством: Учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности «Менеджмент организации», 2 изд.перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-Дана, 2005. – 463 с.

  10. Никифоров А.Д. Управление качеством: Учебник для вузов. – М.: Дрофа, 2004. – 720 с.: ил.

  11. Салимова Т.А., Ватолкина Н.Ш. История управления качеством: учебное пособие. – М.: КНОРУС, 2005. – 256 с.

  12. Сергеев А.Г., Латышев М.В., Терегеря В.В. Метрология, стандартизация, сертификация: Учебное пособие. – М.: Логос, 2003. – 536 с.: ил.

  13. Управление качеством: Учебник для вузов / С.Д.Ильенкова, Н.Д.Ильенкова, В.С.Мхитарян и др.; Под ред. С.Д.Ильенковой. – 2-е изд., перрераб. и доп.– М.:Банки и биржи, ЮНИТИ- ДАНА, 2003. – 334 с.

  14. Управление качеством: Учеб. пособие / И.И. Мазур, В.Д. Шапиро. Под ред. И.И. Мазура. – М.: Высш. шк., 2003. – 334 с.: ил.

5.2. Дополнительная литература

  1. Герчикова И. Н. Менеджент: Учебник. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1997. – 501 с.

  2. Дункан Джек У. Основополагающие идеи в менеджменте. Уроки основополож-ников менеджмента и управленческой практики.Пер с англ. – М.: Дело, 1996. – 272 с.

  3. Кремнёв Г.Р. Управление производительностью и качеством: 17-модульная программа для менеджеров «Управление развитием организации». Модуль 5. – М.: «ИНФРА-М», 1999. – 312 с.

  4. Окрепилов В.В. Управление качеством: Учебник для вузов / 2-е изд., доп. и перераб. – М.: ОАО Изд-во «Экономика», 1998. – 639 с.

  5. Самуэльсон П. Экономика. – Т. 1, 2. – М.:НПО «Алгон», 1994.

  6. Современное управление. Энциклопедический справочник. Том первый. - М.: «Издатцентр», 1997 – 584 с., ил.

  7. Строков В. А. Концепции национальной рыночной экономики. – М.: Издательство ПКФ «Хорс»,1997. – 152 с.

  8. Управление качеством: Учебник для вузов / С.Д.Ильенкова, Н.Д.Ильенкова, В.С.Мхитарян и др.; Под ред. С.Д.Ильенковой. – М.:Банки и биржи, ЮНИТИ, 1998. – 199с.

  9. Уткин А. И. Вызов Запада и ответ России. – М.: Магистр, 1996.

  10. Харрингтон Дж. Управление качеством в американских корпорациях. Пер. с анг. / Под ред. Л.А. Конарёвой.- М.: «Экономика», 1990. – 270 с.


^ ПРОГРАММА ПРЕДМЕТА

Стратегический менеджмент в государственном управлении


1. Введение

Введение дисциплины «Стратегический менеджмент в государственном управлении» в учебные планы подготовки слушателей курсов повышения квалификации обусловлено необходимостью обеспечения высокого уровня подготовки государственных служащих. Дисциплина «Стратегический менеджмент в государственном управлении» относится к специальным дисциплинам и изучает деятельность по управлению организациями, различными отраслями и экономикой всей страны в сложных условиях конкурентной рыночной среды.

Основной целью изучения дисциплины «Стратегический менеджмент в государственном управлении» является формирование у слушателей программы теоретических знаний и практических навыков по анализу внешней и внутренней среды экономического объекта, определение стратегических альтернатив и выбор оптимального варианта – стратегии развития данного объекта для обеспечения его высокой рыночной конкурентоспособности.

Дисциплина «Стратегический менеджмент в государственном управлении»тесно связана с такими дисциплинами, как менеджмент, маркетинг, экономика фирмы, финансовый менеджмент, информационные технологии и государственное регулирование экономики.

В ходе изучения дисциплины «Стратегический менеджмент в государственном управлении»ставятся следующие задачи:


2. Темы (содержание и последовательность изложения учебного материала)

Тема 1. Лекция «Организация стратегического управления на макро- и мезоуровне». Национальное и региональное хозяйство как объект государственного регулирования и стратегического управления. Принципы стратегического управления. Система показателей и методы стратегического управления Стратегическое управление социально-экономическими процессами на макро- и мезоуровне.

Тема 2. Лекция «Стратегическое прогнозирование и формирование темпов, пропорций, структуры национальной и региональной экономики». Экономический потенциал общества. Повышение эффективности его использования в рыночном хозяйстве. Структура и тенденции развития экономики Российской Федерации и Ставропольского края. Экономический рост: показатели, факторы, тенденции, прогнозы.

Тема 3. Семинар «Опыт стратегического управления национальными экономиками в зарубежных странах». Немецкое «экономическое чудо». Стратегия послевоенных реформ в Японии. Китайские реформы. Опыт стран Центральной и Восточной Европы. Опыт Тайваня, Гонконга, Южной Кореи, Сингапура, Таиланда, Малайзии, Индонезии, Филиппин, Вьетнама и др.

Тема 4. Практическая работа «Стратегическое планирование научно-технического прогресса». Анализ государственной научно-технической политики.


3. Методические рекомендации и пособия по изучению курса или дисциплины

  1. Методические указания по выполнению курсовых работ по дисциплине “Стратегический менеджмент” для студентов специальности 061100 “Менеджмент”

  2. Методические указания по выполнению домашних заданий по дисциплине “Основы стратегического управления экономикой” для студентов специальности 061000 “Государственное и муниципальное управление”


4. Контрольные задания в виде входного и выходного теста.


5. Литература

5.1. Основная литература

  1. Гапоненко А.Л., Панкрухин А.П. Стратегическое управление: Учебник. – М.: Омега-Л, 2004. – 472 с.

  2. Зуб А.Т. Стратегический менеджмент: теория и практика: Учебное пособие для вузов. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Аспект Пресс, 2004. – 415с.

  3. Курс МВА по стратегическому менеджменту / Пер. с англ. – М.: Альпина Бизнес Букс, 2004. – 608 с.

  4. Маркова В.Д., Кузнецова С.А. Стратегический менеджмент: Курс лекций. – М.: ИНФРА – М.: Новосибирск: Сибирское соглашение, 2002. – 288 с.

  5. Маслов В.И. Стратегическое управление персоналом в условиях эффективной организационной культуры: Учебник. – М.: «Финпресс», 2004. – 288 с.

  6. Панов А.И., Коробейников И.О. Стратегический менеджмент: Учебное пособие для вузов. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Юнити-ДАНА, 2004. – 285с.

  7. Стратегический менеджмент. Учебник / Парахина В.Н., Максименко Л.С., Панасенко С.В. – М.: КНОРУС, 2005. – 496 с.

  8. Соловьёв В.С. Стратегический менеджмент. Учебник. – Ростов-на-Дону: Феникс; Новосибирск: Сибирское соглашение, 2002. – 448 с.

  9. Турусин Ю.Д., Ляпина С.Ю., Шаламова Н.Г. Стратегический менеджмент: Учебное пособие. – М.: ИНФРА-М, 2003. – 232 с.


5.2. Дополнительная литература

  1. Ансофф И. Новая корпоративная стратегия. – СПб.: Издательство «Питер», 1999. – 416 с.

  2. Виханский О.С. Стратегическое управление: Учебник. – 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Гардарика, 1998. – 296 с.

  3. Джонсон Д. Процессы управления стратегическими изменениями. – Хрестоматия «Управление изменением». – М.: МЦДО «ЛИНК», 1996. – 120с.

  4. Забелин П.В., Моисеева Н.К. Основы стратегического управления: Учеб.пособие. – М.: Информационно-внедренческий центр «Маркетинг», 1997. – 195 с.

  5. Круглов М.И. Стратегическое управление компанией. Учебник для ВУЗов. – М.: Русская Деловая Литература, 1998. – 768 с.

  6. Ночевкина Л.П. Будет ли в России «экономическое чудо»? Мировой опыт рыночных реформ. – М.: ООО «Издательство Стрелец», 1999. – 120 с.

  7. Попов С.А. Стратегическое управление: 17-модульная программа для менеджеров «Управление развитием организации». Модуль 4. – М.: «ИНФРА – М», 1999. –344 с.

  8. Стратегическое планирование / Под ред. Уткина Э.А. – М.: Ассоциация авторов и издателей «ТАНДЕМ». Издательство ЭКМОС, 1998. – 440 с.

  9. Стратегическое планирование и развитие предприятий. Секция 3. / Тезисы докладов и сообщений Шестого всероссийского симпозиума. Москва, 12-13 апреля 2005 г. Под ред. Проф. Г.Б. Клейнера. – М.: ЦЭМИ РАН, 2005. – 204 с.

  10. Томпсон А. А., Стрикленд А. Д. Стратегический менеджмент. Искусство разработки и реализации стратегии: Учебник для вузов. Пер. с англ. Под ред. Л. Г. Зайцева, М. И. Соколовой. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1998.­ – 576 с.

  11. Фатхутдинов Р.А. Стратегический маркетинг: Учебник для вузов. – М., 2004.

  12. Фатхутдинов Р.А. Стратегический менеджмент: Учебник для вузов. – 2-е изд., доп. – М.: ЗАО «Бизнес-школа «Интел-синтез», 1998. – 416 с.

  13. Хасби Д. Стратегический менеджмент: Учебное пособие. – М.: «Контуры», 1998. – 200 с.

  14. Экономическая стратегия фирмы: Учебное пособие / Под ред. А.П. Градова. 2-е изд., испр. и доп. – СПб.: Специальная Литература, 1999. – 589с.


^ ПРОГРАММА ПРЕДМЕТА

Гражданское общество: основы межсекторного взаимодействия


1. Введение

Профессионализация персонала органов государственного управления предполагает овладение знаниями и навыками эффективного общения с различными социальными слоями, группами, объединениями как в коммерческой, так и в некоммерческой сфере.

Это особенно актуально в процессе становления в Российской Федерации развитого гражданского общества, привлечения внимания к этому направлению со стороны высших должностных лиц. Об этом неоднократно говорилось и в ежегодных Посланиях Президента РФ к Федеральному собранию РФ, во время Гражданского Форума, различными СМИ, политическими партиями, представителями государственных органов.

Дисциплина «Гражданское общество: основы межсекторного взаимодействия» направлена на получение основных знаний в этой области и приобретение навыков эффективного межсекторного взаимодействия.


2. Темы (содержание и последовательность изложения учебного материала)

Тема 1. Лекция «Гражданское общество: понятие и особенности становления в России». Понятие гражданского общества, его механизмы, особенности становления в России.

Тема 2. Деловая игра «Межсекторное взаимодействие (социальное партнерство)». Выявление роли и значения различных секторов: государственного, коммерческого и некоммерческого.


3. Методические рекомендации и пособия по изучению курса или дисциплины

  1. Методические указания к самостоятельной работе по дисциплине “Менеджмент в некоммерческих организациях” для студентов специальности 061000 “Государственное и муниципальное управление”

  2. Методические указания к практическим занятиям по дисциплине “Менеджмент в некоммерческих организациях” для студентов специальности 061000 “Государственное и муниципальное управление”

  3. Методические указания по выполнению контрольных работ по дисциплине “Менеджмент в некоммерческих организациях” для студентов специальности 061000 “Государственное и муниципальное управление”

  4. Методические указания по выполнению курсовых работ по дисциплине “Менеджмент в некоммерческих организациях” для студентов специальности 061100 “Менеджмент”


4. Контрольные задания в виде входного и выходного теста.


5. Литература

5.1. Основная литература

  1. Андреев С.Н. Маркетинг некоммерческих субъектов. – М.: Издательство «Финпресс», 2002. – 320 с.

  2. Баханькова Е.Р., Макальская М.Л. Некоммерческие организации в России: финансовое управление: Учебно-практическое пособие. – М.: Издательство «Дело и сервис», 2004. – 336 с.

  3. Белоусов В.М., Бортник Е.М., Фатеева С.В. Некоммерческие институты: закономерности становления и функционирования. – Ростов н/Д: ИнфоСервис, 2003. – 100с.

  4. Михалёва Р.И., Парахина В.Н., Панасенко С.В. Совершенствование системы принципов и методов управления некоммерческими организациями. – Ставрополь, 2003. – 147 с.

  5. Парахина В.Н., Панасенко С.В. Принципы и методы управления некоммерческими организациями: Учебное пособие по дисциплинам: «Менеджмент», «Управление общественным сектором», «Менеджмент некоммерческих организаций». – Невинномысск, 2002. – 112 с.

  6. Привалов Н.Г. Экономика некоммерческого сектора / Под ред. А.Н. Сёмина. – Екатеринбург: изд-во Урал ГСХА, 2004. – 344 с.

  7. Скалабан И.А. Становление и развитие некоммерческих организаций в России. – Новосибирск, 2004. – 309 с.

  8. Шекова Е.Л. Экономика и менеджмент некоммерческих организаций: Учебник. – СПб.: Издательство «Лань», 2004. – 192 с.

  9. Якимец В.Н. Межсекторное социальное партнёрство: основы, теория, принципы, механизмы. – М.: Едиториал УРСС, 2004. – 384 с.


5.2. Дополнительная литература

  1. Абросимова Е.А. Юридические аспекты деятельности некоммерческих организаций: вопросы и ответы. – М.: «МОКБ МАРС», 2000. – 230 с.

  2. Борисов С., Сарычев В. Третий сектор Нижегородской области. – Нижний Новгород, 1997.

  3. Гамольский П.Ю. Некоммерческие организации: бухгалтерский учёт и налогообложение в 2001 г. – М.6 Издательство «Бухгалтерский учёт», 2001. – 240 с.

  4. Гуревич И.Д., Каторин И.В. Условия и перспективы развития третьего сектора в Архангельской области. – Архангельск,1997.

  5. Макальская М.Л., Пирожкова Н.А. Некоммерческие организации в России. Создание. Права. Налоги. Учёт. Отчётность. - 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство «Дело и сервис», 2000. – 815 с.

  6. Правовые аспекты деятельности НКО юга России: анализ практики и рекомендации. Сборник / Сост.: Чернышова С.А., юндина М.А., Биткин К.В. , Зотова А.В. – Ставрополь, 1999.

  7. Юрьева Т.В. Некоммерческие организации: экономика и управление. Учебное пособие – М.: Русская деловая Литература, 1998. – 224с.


^ ПРОГРАММА ПРЕДМЕТА

История государственного управления в России


1. Введение дисциплины «История государственного управления в России» в учебный план повышения квалификации обусловлено необходимостью обеспечения высокого уровня подготовки специалистов в области государственного управления. Основной целью изучения дисциплины «История государственного управления в России» является формирование у специалистов теоретических знаний и практических навыков по анализу текущей ситуации в области государственного и муниципального управления с учётом исторического прошлого.

Данная дисциплина относится к социально-гуманитарным и специальным предметам и тесно связана с такими дисциплинами, как история, политология, теория государства и права, государственное регулирование экономики, геополитика. В ходе изучения дисциплины «История государственного управления в России» ставятся следующие задачи:

- ознакомить слушателей с историческим опытом России по государственному управлению;

- привить слушателям навыки практического анализа конкретных решений, принимаемых в области государственного управления, как центрального, так и регионального;

- научить слушателей определять тип государственного управления и уровень экономического развития страны в определённые исторические периоды времени;

- рассмотреть особенности становления государства в России, его формы и этапы развития.


2. Темы (содержание и последовательность изложения учебного материала)

Тема 1. Лекция «Становление государственности и государственного управления в Киевской Руси (IX – XI в.в.)». Предпосылки становления государственности. Период разложения первобытной общины у восточных славян: IV – VI в.в. Развитие ремесел, торговли и торговых путей. Возникновение в VI в класса крупных земельных собственников. Труд челяди и закупов на отработанной ренте (барщина). Преобладание с XI в. натурального оброка. Объединение восточных славян в IX – XI в.в. в древнерусское государство Киевскую Русь. Влияние на формирование российской государственности, феодального уклада хозяйственной жизни и становление христианства на Руси. Постепенное вытеснение родовых отношений из хозяйственной жизни. Развитие разделения труда, рост городов и ремёсел – основа могущества Киевской Руси. Первый древнерусский свод законов «Русская правда»: его роль и значение для российского государства. Народные восстания 60-70-х г.г. XI в.

Тема 2. Лекция «Государственное управление на Руси в XII – XX веках». Государственное управление в Древнерусских княжествах XII- нач. XIII в.в. Начало процесса феодальной раздробленности Киевской Руси. Ослабление российского государства вследствие продолжающейся междоусобицы, замедление экономического и социального развития страны. Монголо-татарское господство XIII-XVI в.в. система государственного и местного управления в период монголо-татарского ига и Золотой Орды. Государственность на Руси в XIV-XX в.в.

Тема 3. Практическая работа в виде семинара «Государственное управление в России в XVIII веке». Становление абсолютной монархии в России. Политические реформы Петра I. Развитие государственной системы во второй четверти XVIII в. Система государственного управления в годы царствования Екатерины II. Государственное управление при Павле I. Государство и церковь во второй половине XVIII в.

Тема 4. Практическая работа в виде семинара «Российская государственность в России в IX и XX веках». Система центральных учреждений и местное управление в России первой половины XIX в. Реформы и контрреформы государственного управления в России во второй половине XIX в. Изменения в государственном управлении России в начале XX в. Государственное управление Россией в период Первой мировой войны и Февральской революции. Становление советской системы управления в послереволюционный период. Система государственного устройства в 30-40-х годах. Государственный аппарат в годы Великой Отечественной войны. Попытки реформирования государственного управления в 50-60-е годы.


3. Методические рекомендации и пособия по изучению курса или дисциплины

  1. Методические указания к контрольной работе по дисциплине «История государственного управления» для студентов специальности 060100 «Государственное и муниципальное управление».

  2. Методические указания к практическим занятиям по дисциплине «История государственного управления» для студентов специальности 060100 «Государственное и муниципальное управление».


4. Контрольные задания в виде входного и выходного теста.


5. Литература

5.1. Основная литература

  1. Атаманчук Г. В. Государственное управление.– М.: НПО «Экономика» , 2000. – 305 с.

  2. Быстренко В.И. История государственного управления и самоуправления в России: Учебное пособие. – м.: ИНФРА-М; Новосибирск: Из-во НГАЭиУ, 1997. – 92 с.

  3. Государственное и муниципальное управление: Справочник. – М.: «Издательство Магистр», 1997. – 496 с.

  4. История государственного управления в России: Учебник для вузов. Под редакцией проф.А. Н. Марковой. – М.: Закон и право, ЮНИТИ, 1997. – 279 с.

  5. История государственного управления в России: Учебник / Отв. ред. В.Г. Игнатов. – Ростов н/Дону «Феникс», 1999. – 544 с.


5.2. Дополнительная литература

  1. Валькова В.Г., Валькова О.А. Правители России. – М.: Рольф, Айрис-пресс, 1999. – 352 с., с илл. – (Энциклопедии).

  2. История менеджмента: Учебное пособие / Под ред. Д.В. Валового. – М.: ИНФРА – М, 1997. – 256 с.

  3. История России с древнейших времён до конца XVII века / А.П. Новосельцев, А.Н.Сахаров, В.И. Буганов, В.Д. Назаров. – ООО «Фирма «Издательство АСТ»,1999. – 576 с., ил.

  4. История России с начала XVIII до конца XIX века / Л.В. Милов, П.Н. Зырянов, А.Н. Боханов; отв. Ред. А.Н. Сахаров. – М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ», 1999. – 544 с., ил.

  5. История России. XX век./ А.Н. Боханов, М.М. Горинов, В.П. Дмитриенко и др. – М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ», 1999. – 608 с., ил.

  6. Кредер А. А. Новейшая история зарубежных стран. 1914 – 1997, 2-е изд., доп., и исправ. – М.: ЦГО, 1998. – 432 с.: ил.

  7. Левандовский А. А., Щетинов Ю. А. Россия в XX веке. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 1998. – 384 с.: ил.

  8. Современное управление. Энциклопедический справочник. Том первый. М.: «Издатцентр», 1997 – 584 с.,ил.

  9. Тимошина Т.М. Экономическая история России. Учебное пособие / Под ред. проф. М.Н. Чепурина. – М.: Информационно-издательский дом «Филинъ», Юридический Дом «Юстицинформ». 1998. – 432 с.

  10. Федерализм: Энциклопедический словарь. – М.: ИНФА-М, 1997.

  11. Холлис Г., Плоккер К. На пути к демократической децентрализации: перестройка региональных и местных органов власти в новой Европе. – Tacis services DG IA, European Commission,1995. – 330 с.


ПРИЛОЖЕНИЕ

ПЕРЕЧЕНЬ

рекомендуемых учебных материалов

для повышения квалификации государственных служащих

№№

Наименование учебных материалов

Единица

Количество

п/п




измерения




1

2

3

4

1

^ Учебно-методические материалы:

- Калюгина С.Н., Панасенко С.В., Яковенко Н.Н. Государственное и муниципальное управление. Управление персоналом и организация работы госслужбы: Учебное пособие по программе повышения квалификации государственных служащих Ставропольского края. Часть 1. Базовая подготовка. Ставрополь: СевКавГТУ, 2000. – 106 с.

- Парахина В.Н., Панасенко С.В. Принципы и методы управления некоммерческими организациями: Учебное пособие по дисциплинам: «Менеджмент», «Управление общественным сектором», «Менеджмент некоммерческих организаций». – Невинномысск, 2002. – 112 с.

- Парахина В.Н., Максименко Л.С., Панасенко С.В. Стратегический менеджмент. Учебник. Москва: Издательство КНОРУС. – 496 с.

- Парахина В.Н., Т.М. Федоренко Теория организации. Учебное пособие. – М.: КНОРУС, 2004. – 304 с.

- Теория управления / Под ред. Ю.В.Васильева, В.Н.Парахиной, Л.И. Ушвицкого. – М.: «Финансы и статистика», 2005. – 608 с.

- Панасенко С.В., Воронцова Г.В., Астахова Е.А. Основы государственного управления (программа повышения квалификации государственных гражданских служащих Ставропольского края). Часть 1. Общетеоретические дисциплины: Учебно-методическое пособие. – Ставрополь, 2006.

- Панасенко С.В., Воронцова Г.В., Шацкая Е.Ю. Основы государственного управления (программа повышения квалификации государственных гражданских служащих Ставропольского края). Часть 3. Специальные дисциплины: Учебно-методическое пособие. – Ставрополь, 2006.


шт.


шт.


шт.


шт.


шт.


шт.


шт.


3


10


3


3


3


30


30



2

Перечень учебной литературы определяется образовательным учреждением. Информационные материалы:

Информационный стенд, содержащий рабочий учебный план и тематические планы по предметам программы; расписание занятий.

шт.

1

programma-regionalnoj-nauchno-prakticheskoj-konferencii-profilizaciya-shkolnogo-yazikovogo-i-literaturnogo-obrazovaniya-19-20-noyabrya-2008-goda.html
programma-regionalnoj-nedeli-predprinimatelstva-v-omskoj-oblasti-svoe-delo-tvoj-uspeh.html
programma-registrator-uran-10-versiya-1-rukovodstvo-po-ekspluatacii-naznachenie-programmi-4.html
programma-reklamnogo-tura-zapadnaya-ukraina.html
programma-rekomendovana.html
programma-religiozno-filosofskie-ucheniya-kitaya.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/problemi-razvitiya-fortepiannogo-obrazovaniya-v-sovremennom-mire.html
  • klass.bystrickaya.ru/analiz-apellyacionnoj-praktiki-po-grazhdanskim-delam-za-ipolugod.html
  • holiday.bystrickaya.ru/oboznacheniya-i-sokrasheniya-nesushie-i-ograzhdayushie-konstrukcii-snip-03-01-87.html
  • control.bystrickaya.ru/ekonomicheskij-fakultet-stranica-9.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/uchebno-metodicheskij-kompleks-po-discipline-tamozhennoe-delo-i-pravo-specialnost.html
  • institut.bystrickaya.ru/statya-6-kratkoe-soderzhanie-doklada.html
  • universitet.bystrickaya.ru/stroya-kartinu-mira-posledovatelno-i-tshatelno-razglyadivajte-detali-strojte-ee-ne-tolko-logicheski-no-i-chuvstvenno.html
  • learn.bystrickaya.ru/glava-49-obyazatelstva-iz-odnostoronnih-dejstvij-provedeniya-igr-i-pari-uchebnik-izdanie-chetvertoe-pererabotannoe-i-dopolnennoe.html
  • klass.bystrickaya.ru/bakalavrskaya-programma-kafedra-pochvovedeniya-i-zemledeliya-napravlenie-agronomiya-disciplina-metodika-opitnogo-dela-status-disciplini.html
  • essay.bystrickaya.ru/dolya-v-ustavnom-kapitale-emitenta-doli-ne-imeet-ezhekvartalnij-otchet-otkritoe-akcionernoe-obshestvo-komstar-obedinennie.html
  • shpora.bystrickaya.ru/zakreplenie-izuchennogo-po-teme-umnozhenie-i-delenie-na-2-3.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/poyasnitelnaya-zapiska-rabochaya-programma-sostavlena-na-osnove-federalnogo-komponenta-gosudarstvennogo-standarta-osnovnogo-obshego-obrazovaniya-avtorskoj-programmi-po-literature.html
  • college.bystrickaya.ru/1-polnaya-sebestoimost-produkcii-eto-zatrati-predpriyatiya-na-uchebnie-programmi-po-disciplinam-programmi-professionalnoj.html
  • school.bystrickaya.ru/golosov-ilya-aleksandrovich.html
  • turn.bystrickaya.ru/polozhenie-ob-itogovoj-attestacii-studentov-tretego-urovnya-obrazovaniya-diplomirovannih-specialistov.html
  • school.bystrickaya.ru/101-funkcionalnie-sostoyaniya-cheloveka-v-trude-v-i-tyutyunnik.html
  • thescience.bystrickaya.ru/informacionnij-material-k-edinomu-dnyu-informirovaniya-po-minskoj-oblasti.html
  • desk.bystrickaya.ru/otdelka-poligraficheskoj-produkcii.html
  • urok.bystrickaya.ru/prikaz-ot-30-marta-2011-g-n-251n-ob-utverzhdenii-edinogo-kvalifikacionnogo-spravochnika-dolzhnostej-rukovoditelej-specialistov-i-sluzhashih-razdel-stranica-8.html
  • shpora.bystrickaya.ru/zaklyuchenie-monografiya-posvyashena-problemam-stanovleniya-molodogo-pokoleniya-v-usloviyah-dinamichno-izmenyayushegosya-rossijskogo.html
  • assessments.bystrickaya.ru/byulleten-223-422.html
  • literatura.bystrickaya.ru/references-nauchnaya-i-uchebnaya-rabota-na-kafedre-gidrobiologii-nauchnie-znaniya-dlya-celej-socialno-ekonomicheskogo.html
  • literature.bystrickaya.ru/doklad-municipalnogo-doshkolnogo-obrazovatelnogo-uchrezhdeniya-detskogo-sada-obsherazvivayushego-vida-49-goroda-ribinska-za-2013-2014-uchebnij-god-g-ribinsk-2014-g-obshie-harakteristiki.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/problemi-realizacii-prava-maloimushih-grazhdan-na-poluchenie-besplatnoj-yuridicheskoj-pomoshi-v-doklad.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/universalnij-evolyucionizm.html
  • assessments.bystrickaya.ru/dlya-provedeniya-rascheta-nado-imet-tablici-sortamenta-sortament-dlya-dvutavrov-shvellerov-i-ravnopolochnih-ugolkov-priveden-v-konce-etogo-teksta-ili-v-konce-pocht-stranica-8.html
  • pisat.bystrickaya.ru/uchebnaya-programma-disciplini-dpp-01-yaziki-i-metodi-programmirovaniya-napravlenie.html
  • institut.bystrickaya.ru/uchebnaya-programma-po-kursu-kriminologiya-dlya-studentov-fakulteta-istorii-i-mezhdunarodnih-otnoshenij-po-specialnosti-istoriya-iyurisprudenciya-bryansk-2010.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/7-avgusta-2008-goda-v-pomeshenii-nekommercheskogo-obrazovatelnogo-uchrezhdeniya-tverskoj-uchebno-proizvodstvennij-centr-po-iniciative-upravleniya-po-trudu-i-social.html
  • textbook.bystrickaya.ru/istoriya-razvitiya-ekologii.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/urok-obucheniya-gramote-v-1-klasse.html
  • university.bystrickaya.ru/fond-natali-vodyanovoj-sozdaet-sistemu-centrov-podderzhki-semej-s-detmi-invalidami.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/konkurs-sochinenij-posvyashyonnij-200-letiyu-so-dnya-rozhdeniya-n-v-gogolya-nominaciya-aktualnost-temi-malenkogo-cheloveka-segodnya.html
  • school.bystrickaya.ru/biografiya-do-izbraniya-na-papskij-prestol-nosil-imya-karol-vojtila-rodilsya-18-maya-1920-g-v-vadovicah-krakovskoe-voevodstvo-polsha-v-seme-voennosluzhashego-stranica-4.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/razrabotka-avtomatizirovannogo-elektroprivoda-gruntovogo-nasosa.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.