.RU

Программа повышения эффективности бюджетных расходов Золотухинского района Курской области на период до 2012 года


Приложение № 1

к постановлению администрации

Золотухинского района Курской области

от «31»декабря 2010 г. № 1173


ПРОГРАММА

повышения эффективности бюджетных расходов

Золотухинского района Курской области на период до 2012 года


Программа повышения эффективности бюджетных расходов Золотухинского района Курской области на период до 2012 года (далее – Программа) разработана в целях организации деятельности органов муниципальной власти Золотухинского района Курской области по повышению эффективности осуществления бюджетных расходов Золотухинского района (далее – бюджетные расходы), а также в соответствии с Бюджетным посланием Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 29 июня 2010 года «О бюджетной политике в 2011 - 2013 годах» и Программой Правительства Российской Федерации по повышению эффективности бюджетных расходов на период до 2012 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2010 года №1101-р.


  1. ^ Необходимость разработки и реализации Программы


Реализация бюджетной реформы берёт свое начало в 2000–х годах, когда на федеральном уровне был принят ряд основополагающих документов и проведён комплекс мероприятий:

-введён в действие Бюджетный кодекс Российской Федерации;

-реализованы среднесрочные программы бюджетных реформ;

-проведена реформа федеративных отношений разграничение полномочий между уровнями власти);

-налажено казначейское исполнение бюджетов всех уровней; сформированы правовые основы для внедрения бюджетирования, ориентированного на результат;

-усовершенствованы и формализованы межбюджетные отношения;

-осуществлён переход от однолетнего к среднесрочному бюджетному планированию;

-созданы правовые основы для работы по повышению качества и доступности муниципальных услуг;

-созданы правовые основы для развития новых форм предоставления муниципальных услуг;

-начата работа по внедрению процедур оценки качества финансового менеджмента в органах местного самоуправления.

В текущем году стало очевидно, что не все из реализованных на практике мероприятий принесли запланированный результат и, соответственно, многое ещё требует доработки и развития. Кроме того, Президентом и Правительством Российской Федерации был поставлен ряд новых задач в рамках федеральной Программы повышения эффективности бюджетных расходов на период до 2012 года.


  1. ^ Цель и задачи Программы


Основной целью Программы является создание условий для повышения эффективности бюджетных расходов.

Задачами, реализация которых позволит достичь поставленной цели, являются:

-обеспечение сбалансированности и устойчивости бюджетной системы Золотухинкого района;

-обеспечение тесной вязки долгосрочного экономического развития Золотухинского района и бюджетного планирования и целеполагания бюджетных расходов с мониторингом достижения заявленных целей;

-создание условий для повышения эффективности деятельности муниципальных учреждений по предоставлению муниципальных услуг;

-совершенствование механизмов стимулирования участников бюджетного процесса к повышению эффективности бюджетных расходов и проведению структурных реформ;

-повышение прозрачности и подотчётности деятельности органов местного самоуправления Золотухинского района, в том числе за счёт внедрения требований к публичности показателей их деятельности.

В целях решения поставленных задач в рамках Программы предполагается выполнение работ по следующим направлениям:

-обеспечение сбалансированности и устойчивости бюджетной системы Золотухинского района;

-повышение эффективности предоставления муниципальных услуг;

-совершенствование программно–целевых инструментов повышения эффективности бюджетных расходов с последующим переходом к программной структуре расходов бюджета Золотухинского района;

-совершенствование системы муниципального финансового контроля;

-совершенствование системы межбюджетных отношений и качества управления муниципальными финансами;

-оптимизация функций местного самоуправления и повышение эффективности их обеспечения;

-внедрение мероприятий по повышению энергетической эффективности;

-развитие информационной системы управления муниципальными финансами, способствующей повышению прозрачности деятельности органов местного самоуправления.


  1. ^ Обеспечение сбалансированности и устойчивости бюджетной системы Золотухинского района


Обеспечение долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджетной системы является важным направлением Программы.

Для обеспечения сбалансированности и устойчивости бюджета района предлагается реализовать меры по проведению ответственной и взвешенной бюджетной политики органами местного самоуправления в Золотухинском районе, основанной на следующих принципах:

-реалистичность и надежность экономических прогнозов, положенных в основу бюджетного планирования;

-снижение бюджетного дефицита, муниципального долга;

-систематический анализ и оценка рисков для бюджета Золотухинского района, в том числе с учетом внешних факторов;

-развитие собственной доходной базы.

Развитие собственной доходной базы районного бюджета и бюджетов муниципальных образований поселений района может осуществляться по следующим направлениям:

1.Динамичное развитие главных отраслей хозяйственно-экономического комплекса, что приводит к увеличению валового продукта и заметному укреплению доходной базы бюджетов.

2. Проведение мероприятий, направленных на дальнейшее совершенствование налогового администрирования.

3. Активизация работы исполнительных органов местного самоуправления района совместно с налоговыми и иными контролирующими органами:

-мониторинг крупных и средних предприятий Золотухинского района в целях принятия мер по улучшению результатов их финансово-хозяйственной деятельности, сокращению задолженности по налоговым платежам, своевременной уплате текущих платежей, увеличению поступлений налога на прибыль организаций и других видов налогов;

-целенаправленная работа с предприятиями, имеющими задолженность по начисленным налогам, пеням и штрафам, осуществление мер принудительного взыскания задолженности по платежам в бюджет района;

-работа с убыточными организациями и предприятиями, имеющими задолженность по налоговым и неналоговым платежам в бюджет района;

-анализ действующих ставок и льгот по налогам: земельному налогу, налогу на имущество физических лиц и арендной плате за землю- с целью предоставления экономически обоснованных льгот;

-работа по выявлению и привлечению владельцев неучтенных земельных участков и индивидуальных жилых домов к регистрации прав собственности на имущество;

-эффективное управление муниципальной собственностью Золотухинского района.

^ Реализация данного направления сопровождается следующими рисками:

-возможное изменение федерального законодательства. Минимизация последствий наступления данного риска требует постоянного мониторинга федерального законодательства для своевременного изменения действующей областной и районной нормативной правовой базы;

-макроэкономическая ситуация в стране. Данный риск является неуправляемым, и влияние на его минимизацию со стороны органов местного самоуправления Золотухинского района не представляется возможным.

Достижение результатов по данному направлению характеризуется следующим целевым показателем:

-соотношение фактического объема доходов без учета межбюджетных трансфертов) за отчетный год к первоначальному плану, %.

^ Ожидаемый эффект от реализации Программы по направлению «Обеспечение сбалансированности и устойчивости бюджетной системы Золотухинского района» заключается в следующем:

-предоставление экономически обоснованных налоговых льгот;

-создание устойчивых стимулов для соответствующих органов местного самоуправления по наращиванию доходной базы местных бюджетов;

-повышение использования потенциала имущественных налогов и земельного налога;

-повышение доступности для финансовых органов информации об уплате налогов крупными налогоплательщиками.


^ 4. Повышение эффективности предоставления

муниципальных услуг


Реформирование системы государственного управления в целях повышения эффективности бюджетных расходов затронуло в последнее время практически все аспекты бюджетной системы. И если ранее реформирование в большей степени ориентировалось на создание стройной системы государственных финансов с точки зрения организации управления, то в последнее время на передний план выходят проблемы качества предоставления и обоснованности финансового обеспечения государственных муниципальных) услуг. При этом особое внимание стало уделяться вопросам удовлетворённости населения получаемыми государственными (муниципальными) услугами.

Основными целями работы по данному направлению являются:

-повышение доступности и качества муниципальных услуг;

-привлечение и сохранение в бюджетной сфере высококвалифицированных кадров;

-оптимизация бюджетной сети;

-улучшение материально-технической базы муниципальных учреждений; внедрение в деятельность муниципальных учреждений элементов конкурентных отношений.

В настоящее время по всем направлениям на федеральном уровне действуют нормативные правовые акты, позволяющие оценить общие направления развития.

Внесены соответствующие изменения в Бюджетный кодекс Российской Федерации, в котором закреплены основные понятия в части управления государственными (муниципальными) услугами, механизмы планирования (государственное задание, муниципальное задание) и исполнения бюджета в части оказания услуг.

Разработаны Порядок формирования и финансового обеспечения выполнения государственного задания федеральными органами исполнительной власти и федеральными государственными учреждениями и Методические рекомендации по определению расчётно-нормативных затрат на оказание федеральными органами исполнительной власти и или) находящимися в их ведении федеральными государственными бюджетными учреждениями государственных услуг (выполнение работ), а также расчётно-нормативных затрат на содержание имущества федеральных государственных бюджетных учреждений.

Приняты:

-Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» с подзаконными актами, создающий правовые основы для реформирования бюджетной сети;

-Федеральный закон «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», регламентирующий вопросы оказания государственных (муниципальных) услуг исполнительными органами государственной власти и органами местного самоуправления, включая подходы к организации деятельности многофункциональных центров и предоставлению услуг в электронной форме.

Ряд из указанных документов регламентирует деятельность только федеральных учреждений и федеральных органов власти, вместе с тем подходы, заложенные в указанных нормативных правовых актах, могут лечь в основу разработки аналогичных документов муниципального уровня.

В целях реализации на территории Золотухинского района Федерального закона от 08.05.2010 года №83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) положений», распоряжением администрации Золотухинского района от 10.08.2010 года №125-р «О мерах по реализации в Золотухинском районе Курской области Федерального закона от 8 мая 2010 года №83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) положений»:

-утвержден План мероприятий по реализации в Золотухинском районе Курской области Федерального закона от 08.05.2010г. №83-ФЗ;

-утвержден состав рабочей группы по выполнению Плана.

Представительным Собранием Золотухинского района Курской области приняты:

-решение от 21.12.2010г. №57 «Об утверждении порядка создания, реорганизации, изменения типа и ликвидации муниципальных учреждений, а также утверждения уставов муниципальных учреждений и внесения в них изменений»;

-решение от 21.12.2010г. №56 «Об утверждении порядка функционирования муниципальных учреждений Золотухинского района Курской области в переходный период в связи с совершенствованием правового положения муниципальных учреждений».

Администрацией Золотухинского района приняты следующие нормативно-правовые акты:

-постановление администрации Золотухинского района от 16.12.2010 года №1107 «Об установлении порядка определения платы за оказание бюджетными учреждениями Золотухинского района гражданам и юридическим лицам услуг (выполнение работ), относящихся к основным видам деятельности бюджетного учреждения;

- постановление администрации Золотухинского района от 16.12.2010 года №1106 «Об определении порядка формирования муниципального задания в отношении муниципальных учреждений Золотухинского района Курской области и порядка финансового обеспечения выполнения этого задания»;

-постановление администрации Золотухинского района от 16.12.2010 года №1105 «Об установлении порядка осуществления контроля за деятельностью бюджетных и казенных учреждений Золотухинского района Курской области»;

- постановление администрации Золотухинского района от 16.12.2010 года №1104 «Об определении порядка осуществления администрацией Золотухинского района функций и полномочий учредителя муниципального учреждения Золотухинского района Курской области»;

- постановление администрации Золотухинского района от 16.12.2010 года №1102 «Об определении порядка составления и утверждения плана финансово-хозяйственной деятельности подведомственных муниципальных учреждений Золотухинского района Курской области».

Кроме того, в целях систематизации и стандартизации информации о государственных услугах, предоставляемых исполнительными органами государственной власти области и подведомственными им государственными учреждениями, в области сформирован и ведётся региональный Портал государственных и муниципальных услуг (функций).

Таким образом, к 2010 году основное внимание реформы смещается на организацию качественного предоставления услуг и повышение обоснованности финансового обеспечения.

В этой связи администрации района предстоит разработать и принять иные нормативно-правовые акты по реализации Федерального закона от 8 мая 2010 года №83-ФЗ, а также разработать и принять нормативно-правовые акты.

В результате мероприятий по совершенствованию системы управления муниципальными услугами сконцентрированы на следующих основных направлениях:

^ I) развитие новых форм оказания и финансового обеспечения муниципальных услуг.

Вопросы организации качественного предоставления муниципальных услуг в настоящее время сконцентрированы на реструктуризации действующей бюджетной сети. Существующая сеть муниципальных учреждений и схема организации их деятельности не способствуют повышению качества услуг и увеличению удовлетворённости получателей оказываемыми услугами. В целях изменения такого положения дел на федеральном уровне был принят ряд решений, изменивших подходы к построению сети государственных (муниципальных) учреждений.

Федеральное законодательство создаёт основы для изменения сложившейся ситуации. Федеральный закон от 03.11.2006 № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях» заложил правовые основы для создания нового типа учреждений – автономных учреждений.

Для обеспечения реализации возложенных полномочий необходимо реализовать заложенный в Бюджетном Кодексе Российской Федерации принцип использования проектов муниципальных заданий на оказание муниципальных услуг при планировании бюджетных проектов на 2012-2013 годы. Поэтому необходимо в рамках подготовки проекта бюджета района разрабатывать и представлять в финансовое управление района показатели муниципальных заданий.

С принятием Федерального закона от 08.05.2010 № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных муниципальных) учреждений» появились правовые основания для создания еще одного типа учреждений – казённых учреждений – и изменения правового статуса бюджетных учреждений (механизмов перечисления и расходования ими бюджетных средств, контроля и ответственности учреждений). В ходе реализуемых изменений бюджетные учреждения приобретут больше свободы в организации своей работы, вследствие чего можно ожидать роста их заинтересованности в повышении качества оказания муниципальных услуг.

Установленный в Российской Федерации срок полномасштабного перехода к работе учреждений трёх типов – 1 января 2012 года. До этого момента на федеральном уровне, в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях потребуется разработать и принять серию подзаконных правовых актов, распределить существующие государственные (муниципальные) учреждения между тремя типами, провести работу по внесению изменений в их уставы.

Все нормы, касающиеся переходного периода, закреплены Решением Представительного Собрания Золотухинского района Курской области от 21.12.2010 года №56 «Об утверждении порядка функционирования муниципальных учреждений Золотухинского района Курской области в переходный период в связи с совершенствованием правового положения муниципальных учреждений».

В Золотухинском районе с 1 января 2011 года до 1 июля 2012 года установлен переходный период, что позволит как бюджетным учреждениям (с расширенным объёмом прав), так и казённым учреждениям получать финансовое обеспечение в прежнем порядке (в частности, действуют ранее принятые нормативные правовые акты, лицевые счета учреждений не переоткрываются). В этот период потребуется совершенствование практики формирования муниципальных заданий для муниципальных учреждений и их финансового обеспечения.

В Золотухинском муниципальном районе распоряжением от 10.08.2010г. 125-р «О мерах по реализации в Золотухинском районе Курской области Федерального закона от 8 мая 2010 года №83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» утвержден план мероприятий по реализации в районе Федерального закона от 8.05.2010 года №83-ФЗ и состав рабочей группы по выполнению Плана.

С учётом указанного плана и норм федерального законодательства перед Золотухинским районом стоят следующие задачи:

1) разработать комплект подзаконных нормативных правовых актов, регламентирующих процедуры создания, реорганизации, изменения типа и ликвидации муниципальных учреждений, систему организации деятельности и бюджетирования муниципальных учреждений;

2) проанализировать существующую сеть муниципальных учреждений с точки зрения необходимости и обязательности изменения типа;

3) обосновать предложения о создании, реорганизации, изменении типа и ликвидации муниципальных учреждений (перечень соответствующих учреждений).

Результатом данного направления в Золотухинском районе должна стать обновлённая и усовершенствованная система муниципальных учреждений, заинтересованных в повышении качества предоставляемых услуг и имеющих возможность реализовывать соответствующие мероприятия.

^ II) формирование системы обоснованного планирования финансового обеспечения муниципальных услуг.

Вопросы организации деятельности исполнительных органов государственной власти Курской области по формированию и финансовому обеспечению выполнения государственных заданий государственными учреждениями урегулированы в Курской области постановлением правительства Курской области от 19.03.2009 № 196 «О формировании и финансовом обеспечении выполнения государственных заданий», в Золотухинском районе – постановлением администрации района от 16.12.2010 года № 1106 «Об определении порядка муниципального задания в отношении муниципальных учреждений Золотухинского района Курской области и порядка финансового обеспечения этого задания».

Для определения расчётно-нормативных затрат на оказание муниципальных услуг (выполнение работ) подведомственными учреждениями соответствующие главные распорядители средств районного бюджета устанавливают порядок определения расчётно-нормативных затрат с учётом Методических рекомендаций по определению расчётно-нормативных затрат на оказание (выполнение) муниципальными учреждениями Золотухинского района муниципальных услуг (работ), утверждённых постановлением администрации Золотухинского района.

Указанные нормативные правовые акты должны получить дальнейшее совершенствование во всех сферах деятельности исполнительных органов местного самоуправления района, что влечёт за собой реализацию следующих мер:

-установление норм о применении муниципальных заданий при планировании бюджетных проектов;

-формирование методологических подходов к установлению показателей качества муниципальных услуг в муниципальных заданиях;

-утверждение расчётно-нормативных затрат на оказание муниципальных услуг (выполнение работ) и содержание имущества муниципальных учреждений;

-формирование и утверждение муниципальных заданий и бюджетных ассигнований на их обеспечение для муниципальных учреждений всех типов.

^ К основным рискам реализации мероприятий данного направления относятся:

-затягивание процесса формирования устойчивой системы планирования финансового обеспечения оказания муниципальных услуг в связи с возможными изменениями федерального законодательства. Минимизация последствий наступления данного риска требует постоянного мониторинга федерального законодательства для своевременного изменения действующей областной и районной нормативной правовой базы;

-наличие финансовых ограничений (недостаточность финансирования) для повышения качества предоставления муниципальных услуг. Данный риск возможно минимизировать путём качественного планирования расходов на предоставление муниципальных услуг;

-недостаточность понимания сути происходящих изменений со стороны специалистов муниципальных учреждений. Снижение негативных последствий наступления данного риска возможно за счёт проведения рабочих встреч, конференций, семинаров и других мероприятий, способствующих распространению информации;

-негативное восприятие проводимых изменений со стороны населения. Такое восприятие, как правило, связано с недостатком качественной информации по соответствующему вопросу. Решить данную проблему возможно за счёт проведения разъяснительных мероприятий (публикации в средствах массовой информации, интервью руководства Золотухинского района в средствах массовой информации).

Результаты реализации данного направления характеризуются достижением следующих целевых показателей:

-доля расходов на финансовое обеспечение заданий муниципальных учреждений, определенных на основе раздельного формализованного расчета расходов на оказание муниципальных услуг (выполнение работ) и содержание имущества-100 %;

-доля расходов на финансовое обеспечение заданий муниципальных учреждений, определенных с учетом объема оказания муниципальных услуг (выполнения работ)-100 %;

-создан и работает сайт в сети Интернет, имеющий функцию обратной связи с потребителями муниципальных услуг;

-уровень покрытия расходов районного бюджета стандартами (требованиями) к качеству муниципальных услуг – 60 %.

^ Ожидаемый эффект от реализации Программы по данному направлению будет заключаться в:

-повышении удовлетворённости населения качеством и доступностью предоставляемых муниципальных услуг в Золотухинском районе за счёт установления чётких требований к качеству и созданию новых организационно-правовых форм предоставления услуг;

-оптимизации структуры расходов на финансирование предоставления муниципальных услуг за счёт внедрения нормативов затрат на оказание услуг;

-повышении мотивации и заинтересованности специалистов муниципальных учреждений к повышению качества и доступности муниципальных услуг за счёт изменения подходов к управлению муниципальными учреждениями.


^ 5. Совершенствование программно-целевых инструментов повышения эффективности бюджетных расходов с последующим переходом

к программной структуре расходов бюджета

^ Золотухинского района


Внедрение программно-целевых инструментов бюджетирования началось с 2004 года, когда на федеральном уровне была принята Концепция реформирования бюджетного процесса в Российской Федерации в 2004-2006 годах (далее – Концепция). Концепцией предполагалась реализация большого комплекса мероприятий, направленных на внедрение в бюджетный процесс всех уровней целого блока новых инструментов и механизмов, таких, как ведомственные целевые программы, доклады о результатах и основных направлениях деятельности, реестр расходных обязательств и т.д.

Одна из наиболее серьёзных основ, заложенных в Концепции, заключалась в расширении горизонта планирования и перехода к среднесрочному (трёхлетнему) финансовому планированию. Позднее соответствующие нормы федерального законодательства появились в Бюджетном кодексе Российской Федерации. Также был принят ряд подзаконных нормативных правовых актов, регламентирующих деятельность федеральных органов исполнительной власти по формированию целевых программ, докладов о результатах и основных направлениях деятельности и т.д. В этой связи, областью реализуются с 2005 года все меры предусмотренные вышеназванной федеральной Концепцией.

Так, в 2007 году, мероприятия по созданию правовых основ новых инструментов и механизмов бюджетирования были заложены в Программу реформирования региональных финансов Курской области на 2007-2008 годы. В соответствии с указанной программой усовершенствованы нормативные правовые акты по ведомственным целевым программам (далее – ВЦП) докладам о результатах и основных направлениях деятельности (далее – ДРОНД).

Сейчас, когда имеется определённый опыт применения новых инструментов и перед органами власти встают новые задачи по повышению эффективности бюджетных расходов, можно сделать вывод о необходимости дальнейшей доработки как нормативных правовых актов, так и практических подходов к новым инструментам. В частности, требуется решение следующих задач:

-корректировка нормативных правовых актов Золотухинского района в соответствии с изменяющимся федеральным законодательством;

-закрепление подходов к планированию бюджетных ассигнований, основанных на принципах необходимости безусловного исполнения действующих расходных обязательств и принятия новых расходных обязательств, при наличии чёткой оценки необходимых для их исполнения бюджетных ассигнований на весь период их исполнения;

-инвентаризация целевых программ, принятых и действующих в районе, с целью анализа практики разработки, реализации и финансирования целевых программ; оценка целесообразности и планирование работ по формированию правовых основ разработки, реализации и мониторинга долгосрочных целевых программ; чёткая интеграция ВЦП в бюджетный процесс (в первую очередь, речь идёт об усилении роли ВЦП при планировании бюджетных ассигнований на соответствующие отрасли, при принятии решений о принимаемых обязательствах) с целью создания условий для системного планирования программных и непрограммных расходов районного бюджета;

-расширение направлений приложения докладов о результатах и основных направлениях деятельности (усиление роли отчётности о результатах деятельности исполнительных органов местного самоуправления, развитие публичности докладов о результатах и основных направлениях деятельности);

-совершенствование практики установления показателей результативности и эффективности реализации целевых программ и осуществления функций органов местного самоуправления Золотухинского района и применения результатов оценки при бюджетном планировании; развитие подходов к формированию долгосрочных целевых программ как элемента долгосрочного планирования, ориентированного на результат;

-создание системы муниципальных программ, формирование которых осуществляется исходя из целей и индикаторов стратегии и программы социально-экономического развития района.

Реализации данного направления Программы сопровождается следующими рисками:

-недостаточный уровень ответственности специалистов органов местного самоуправления Золотухинского района в части внедрения новых инструментов, вызванный низкой мотивацией к внедрению нововведений и недостаточным пониманием сути таких нововведений. Минимизировать данный риск возможно проведением дополнительных разъяснительных мероприятий, установлением чётких сроков и ответственных за реализацию тех или иных мероприятий;

-затягивание корректировки федерального законодательства, необходимой для реализации части мероприятий. Минимизация данного риска невозможна.

Достижение результатов по данному направлению характеризуется следующими целевыми показателями:

-доля расходов районного бюджета, нормируемых в рамках программных мероприятий в общем объеме расходов районного бюджета (без учета субвенций на исполнение делегируемых полномочий) не менее 70%;

-нормативно закреплен механизм распределения бюджета принимаемых обязательств между принимаемыми и действующими целевыми программами;

-доля расходов на целевые программы, одобренных в рамках распределения бюджета принимаемых обязательств - 100%;

-публикация в средствах массовой информации и сети Интернет результатов распределения бюджета принимаемых обязательств между принимаемыми и действующими целевыми программами;

-размещение в сети Интернет докладов по бюджетному планированию о результатах и основных направлениях своей деятельности на очередной финансовый год и плановый период.

^ Ожидаемый эффект от реализации Программы по направлению «Совершенствование программно- целевых инструментов повышения эффективности бюджетных расходов с последующим переходом к программной структуре расходов бюджета Золотухинского района» заключается в следующем:

-налаживание чёткой системы планирования бюджета Золотухинского района на основе принципов программно-целевого бюджетирования;

-повышение эффективности бюджетных расходов (за счёт соотношения между затрачиваемыми ресурсами и планируемым результатом);

-повышение квалификации специалистов органов местного самоуправления Золотухинского района за счёт необходимости формулирования системы целей и задач деятельности органа власти, также структуры планируемых результатов деятельности с конкретными показателями;

-совершенствование нормативной правовой базы в части бюджетного планирования в Золотухинском районе.


^ 6. Совершенствование системы муниципального финансового контроля

Комплексное реформирование системы муниципального финансового контроля в Золотухинском районе является одним из важнейших условий повышения эффективности бюджетных расходов. В условиях внедрения программно-целевых методов планирования и исполнения районного бюджета, сосредоточения усилий органов местного самоуправления района на достижении целей социально-экономического развития Золотухинского района и решении стоящих перед ними задач необходимо пересмотреть действующие подходы к организации муниципального финансового контроля, осуществляемого органами местного самоуправления района, переориентировав его на:

-соблюдение бюджетного законодательства Российской Федерации, нормативных правовых актов Курской области, Золотухинского района, регулирующих бюджетные правоотношения;

-достоверность, полноту и соответствие нормативным требованиям бюджетной отчётности;

-экономность, результативность и эффективность использования средств районного бюджета.

Организация действенного муниципального финансового контроля в Золотухинском районе подразумевает решение ряда задач:

-внедрение внутреннего контроля в деятельность главных распорядителей средств районного бюджета и наиболее крупных получателей бюджетных средств.

Реформирование системы муниципального финансового контроля в органах местного самоуправления Золотухинского района подразумевает проведение анализа действующих нормативных правовых актов, которые определяют права и обязанности органов местного самоуправления района, осуществляющих муниципальный финансовый контроль. По результатам анализа и оценки должны быть уточнены полномочия органов местного самоуправления района в части осуществления муниципального финансового контроля.

Важной задачей реформирования системы муниципального контроля в районе является внедрение в деятельность главных распорядителей средств районного бюджета и наиболее крупных получателей бюджетных средств внутреннего контроля.

При этом следует исходить из того, что внутренний контроль это совокупность организационной структуры, методик и процедур, принятых руководством организации в качестве средств для упорядоченного и эффективного ведения хозяйственной деятельности, которая, в том числе, включает организованные внутри данной организации и её силами надзор и проверку:

-соблюдения требований законодательства;

-точности и полноты документации бюджетного учёта;

-своевременности подготовки достоверной бюджетной отчётности; предотвращения ошибок и искажений;

-исполнения приказов, распоряжений и нормативных правовых актов района;

-обеспечения сохранности имущества организации.

Контрольные действия могут быть сгруппированы в зависимости от созданной в организации системы внутреннего контроля и могут включать в себя, например, обзорные проверки и анализ фактических показателей в сравнении со сметными и прогнозными показателями или в сравнении с предыдущими периодами; соотнесение между собой различных данных управленческих и финансовых), анализ их соответствия; сопоставление внутренних данных со сведениями, полученными из внешних источников информации. Как правило, при использовании автоматизированных систем ведения бюджетного учёта осуществляются разнообразные контрольные процедуры в части обработки информации, защиты от несанкционированного доступа, контроля за изменением программного обеспечения.

Мониторинг средств контроля помогает руководителю организации поддерживать системы внутреннего контроля в режиме непрерывной работы. Мониторинг средств контроля включает в себя наблюдение за тем, функционируют ли они и были ли они изменены надлежащим образом в случае необходимости. Мониторинг может осуществляться как непрерывно в ходе повседневной деятельности, так и через специально осуществляемую оценку системы внутреннего контроля или её отдельных составляющих.

Реформированию системы муниципального финансового контроля в Золотухинском районе могут сопутствовать следующие риски:

-полное выполнение плана мероприятий по данному направлению зависит от сроков внесения соответствующих поправок в Бюджетный кодекс Российской Федерации и от содержания этих поправок. Данный риск является неуправляемым, и влияние на его минимизацию со стороны органов местного самоуправления Золотухинского района не представляется возможным;

-неготовность сотрудников органов местного самоуправления Золотухинского района к внедрению такого нового инструмента, как внутренний контроль, вследствие слабого понимания его сути и значения. Минимизировать такой риск возможно путём проведения разъяснительной работы, а также обучения сотрудников, в первую очередь из числа руководящего состава, с привлечением высших учебных заведений и консалтинговых компаний.

Достижение результатов по данному направлению характеризуется следующим целевым показателем – наличие нормативного правового акта, утверждающего порядок оценки качества финансового менеджмента главных распорядителей средств районного бюджета.

^ Ожидаемый эффект от реализации настоящей Программы по направлению «Развитие системы муниципального финансового контроля» будет заключаться в следующем:

-будут внедрены новые подходы к организации муниципального финансового контроля (финансовый менеджмент);

-выработка чётких критериев эффективности и результативности использования средств районного бюджета, открытость информации о результатах проведения контрольных мероприятий повлияют на укрепление финансово-бюджетной дисциплины всех органов местного самоуправления Золотухинского района;

-внедрение системы внутреннего контроля позволит повысить эффективность деятельности муниципальных учреждений, снизить риски совершения ошибок и правонарушений сотрудниками муниципальных учреждений района.


^ 7. Совершенствование системы межбюджетных отношений

и качества управления муниципальными финансами


Система межбюджетных отношений в Золотухинском районе выстроена исходя из сложившегося разграничения полномочий, расходных обязательств и доходных источников муниципальных образований района на основе формализованных методик распределения основных межбюджетных трансфертов.

Совершенствование системы межбюджетных отношений в Золотухинского района будет заключаться в осуществлении целей создания условий для повышения эффективности деятельности органов местного самоуправления муниципальных образований Золотухинского района по обеспечению муниципальных услуг. Кроме того, необходимо совершенствовать механизмы стимулирования муниципальных образований района к повышению эффективности бюджетных расходов и проведению структурных реформ, повышению качества управления муниципальными финансами.

Совершенствование системы межбюджетных отношений в Золотухинском районе должно осуществляться на основе следующих принципов:

-предоставление межбюджетных трансфертов при наличии чёткого понимания результатов;

-повышение концентрации межбюджетных трансфертов на важнейших приоритетных направлениях.

Для реализации указанных принципов и достижения целей совершенствования системы межбюджетных отношений в районе предполагается решение следующих задач:

-формирование объективной, нормализованной и прозрачной системы предоставления всех межбюджетных трансфертов;

-стимулирование органов местного самоуправления муниципальных образований района к повышению эффективности расходования бюджетных средств.

Для формирования объективной, формализованной и прозрачной системы предоставления межбюджетных трансфертов необходимо обеспечить повышение обусловленности предоставления финансовой помощи местным бюджетам путём установления обязательств муниципальных образований Золотухинского района не только по повышению качества управления муниципальными финансами, но и по проведению структурных реформ и повышению результативности их деятельности. Для этого необходимо совершенствование действующего порядка осуществления мониторинга результативности деятельности органов местного самоуправления муниципальных района.

Предстоит:

-внедрить в практику принятие решений о предоставлении межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, муниципальным образованиям района на основе оценки результативности деятельности органов местного самоуправления муниципальных образований района. При этом, учёт оценки результативности деятельности органов местного самоуправления муниципальных образований района не обязательно должен вылиться в изменение размеров предоставляемых муниципальным образованиям Золотухинского района межбюджетных трансфертов. Решение может заключаться в изменении (как в ужесточении, так и в смягчении) условий предоставления межбюджетных трансфертов, изменении периодичности отчётности, изменении количества документов, подтверждающих обоснованность осуществлённых расходов, и других условий:

-внедрить в практику сравнительный анализ расходов муниципальных образований района, осуществляемых за счёт межбюджетных трансфертов из районного бюджета, на предмет их результативности. Данная мера позволит сравнить затраченные ресурсы и количественные показатели, характеризующие оказание муниципальных услуг. Подобный анализ даст дополнительную информацию для определения эффективности управления муниципальными финансами и эффективности деятельности органов местного самоуправления муниципальных образований Золотухинского района.

Стимулирование органов местного самоуправления муниципальных образований Золотухинского района к повышению эффективности расходования бюджетных средств может осуществляться по следующим направлениям:

1) оказание методологической и консультационной помощи органам местного самоуправления муниципальных образований района. Такая помощь может быть оказана по самым различным вопросам, в том числе по разработке критериев эффективности и результативности расходования средств местных бюджетов. Несмотря на то, что каждое муниципальное образование поселение Золотухинского района является самостоятельным в своей деятельности публично-правовым образованием, наличие близких по содержанию критериев позволит осуществлять сравнение деятельности органов местного самоуправления различных муниципальных образований поселений Золотухинского района, что позволит более объективно оценивать их деятельность как внешним субъектам межбюджетных отношений, так и им самим.

Методологическая и консультационная помощь может оказываться также по вопросам, связанным с внедрением механизмов формирования и финансового обеспечения муниципальных заданий. Это направление помощи окажет существенное воздействие на эффективность расходования средств, полученных муниципальными образованиями Золотухинского района из районного бюджета.

2) создание системы мониторинга.

Представляется целесообразным создать систему мониторинга реализации программ повышения эффективности расходов местных бюджетов по примеру Министерства финансов Российской Федерации, причём не только на период действия программ, но и в определённые законодательством сроки по окончании их реализации. Осуществление мониторинга после окончания реализации программ позволит оценить как эффективность самих программ, так и добросовестность действий органов местного самоуправления муниципальных образований Золотухинского района при применении механизмов, разработанных и внедрённых в ходе реализации программ.

Стимулирующая роль мониторинга эффективности расходов местных бюджетов невозможна без разработки системы учёта результатов мониторинга. Среди решений, принимаемых по результатам мониторинга могут быть решения о поощрении как муниципальных образований Золотухинского района, так и отдельных должностных лиц органов местного самоуправления муниципальных образований Золотухинского района в рамках правовых возможностей исполнительных органов местного самоуправления Золотухинского района. Это может быть пропаганда на районном уровне достижений муниципальных образований района, достигших наилучших результатов. Может быть поощрение дополнительными межбюджетными трансфертами из районного бюджета, предоставляемыми в качестве софинансирования муниципальных целевых программ. К муниципальным образованиям Золотухинского района, имеющим наименьшие успехи в повышении эффективности расходов местных бюджетов, могут быть приняты разрешённые федеральным законодательством и законодательством Курской области меры воздействия. Информация о принятых решениях как поощрительной, так и противоположной направленности должна быть доведена до сведения широкой общественности.

В ходе совершенствования системы межбюджетных отношений и качества управления муниципальными финансами могут возникать следующие риски:

-невысокий уровень подготовки муниципальных служащих, а в этой связи неспособность сформулировать собственное видение структурных реформ. Минимизация этого риска достигается путём предоставления методологической помощи органам местного самоуправления муниципальных образований поселений Золотухинского района по всем вопросам реформирования, в том числе по вопросам планирования и расходования бюджетных средств, формирования муниципальных целевых программ, проведением обучающих мероприятий, формированием и реализацией эффективных программ.

Достижение результатов по данному направлению характеризуется следующими целевыми показателями:

-нормативно утвержден Порядок проведения мониторинга и оценки качества управления муниципальными финансами;

-размещение результатов мониторинга качества управления финансами муниципальных образований Золотухинского района в сети Интернет.

^ Ожидаемый эффект от реализации настоящей Программы по направлению «Совершенствование системы межбюджетных отношений и качества управления муниципальными финансами» будет заключаться в следующем:

повышение эффективности и результативности расходования средств бюджета Золотухинского района, предоставляемых местным бюджетам в виде межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, и повышение эффективности расходов местных бюджетов в целом;

-стимулирование органов местного самоуправления муниципальных образований Золотухинского района к проведению структурных реформ в различных отраслях, позволяющих повысить эффективность и результативность их деятельности;

-формирование прозрачной и предсказуемой для органов местного самоуправления муниципальных образований Золотухинского района системы межбюджетных трансфертов; повышение возможностей органов местного самоуправления муниципальных образований Золотухинского района по оказанию населению муниципальных услуг и повышению качества муниципальных услуг, обеспечение равной доступности муниципальных услуг для потребителей;

-повышение качества управления муниципальными финансами и муниципальным долгом.


^ 8. Оптимизация функций муниципального управления

и повышение эффективности их обеспечения


Активная деятельность по оптимизации функций государственного управления в Российской Федерации началась в 2003 оду, когда Указом Президента Российской Федерации от 23.07.2003 № 824 «О мерах по проведению административной реформы в 2003-2004 годах» были определены приоритетные направления административной реформы. Позднее была утверждена Концепция административной реформы в Российской Федерации в 2006-2008 годах.

В 2009 году в Курской области была создана комиссия по проведению административной реформы в Курской области и утвержден план мероприятий по реализации административной реформы в Курской области в 2009-2010 годах.

Основными направлениями по реализации административной реформы в Золотухинском районе, должны стать:

-внедрение в органах местного самоуправления Золотухинского района принципов и процедур управления по результатам;

-обеспечение ориентации деятельности органов местного самоуправления на потребности общества, оптимизация и модернизация административно– управленческих процессов за счёт внедрения стандартов муниципальных услуг и административных регламентов;

-переход на оказание муниципальных услуг в электронной форме;

-создание многофункциональных центров предоставления муниципальных услуг;

-обеспечение реформирования и повышения эффективности системы закупок для муниципальных нужд;

-введение механизмов противодействия коррупции в сферах деятельности исполнительных органов местного самоуправления Золотухинского района;

-внедрение механизмов досудебного обжалования решений и действий (бездействия) исполнительных органов государственной власти Курской области и их должностных лиц;

-оптимизация функций исполнительных органов местного самоуправления Золотухинского района;

-повышение прозрачности деятельности исполнительных органов местного самоуправления Золотухинского района;

-разработка ведомственных (отраслевых) планов повышения эффективности бюджетных расходов в сферах их ведения, планов повышения качества финансового менеджмента, осуществляемого главными распорядителями средств районного бюджета и главными администраторами доходов районного бюджета, организация его мониторинга и оценки;

внедрение системы мониторинга результативности деятельности органов местного самоуправления муниципальных образований Золотухинского района по достижению важнейших показателей социально-экономического развития района и исполнения ими своих полномочий.

Риском недостижения результатов реализации мероприятий данного направления является возможное изменение федерального законодательства. Минимизация последствий наступления данного риска требует постоянного мониторинга федерального законодательства, областной нормативной правовой для своевременного изменения действующей нормативной правовой базы района.

Достижение результатов по данному направлению характеризуется по следующему целевому показателю – количество муниципальных служащих прошедших стажировку.

^ Ожидаемый эффект от реализации Программы по направлению «Оптимизация функций муниципального управления и повышение эффективности их обеспечения» предполагает следующее:

-оптимизация схемы распределения функций муниципального управления между органами местного самоуправления Золотухинского района, исключение дублирующих функций;

-повышение качества и доступности муниципальных услуг за счёт электронизации их предоставления;

-повышение эффективности расходования бюджетных средств на функционирование органов местного самоуправления Золотухинского района, в том числе в части предоставления ими муниципальных услуг.


^ 9. Внедрение мероприятий по повышению энергетической эффективности


Одно из направлений в модернизации экономики Курской области -это повышение ее энергоэффективности.

На федеральном уровне утвержден закон от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». В развитие данного закона в области действует закон Курской области от 30.06.2010 №82-ЗКО «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности на территории Курской области», который регулирует отношения в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности на территории Курской области. В соответствии с областным целевой программой предполагается решение исполнительными органами государственной власти Курской области задачи по экономии бюджетных средств на оплату тепловой и электрической энергии в подведомственной им сети. Представляется возможным направить сэкономленные средства в распоряжение учреждений.

В целях реализации комплексных мер по повышению энергетической эффективности региональной экономики, предусматриваемых постановлением правительства Курской области от 13.11.2009 №975. В Золотухинском районе принята муниципальная целевая программа «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности Золотухинского района на 2011-2015 годы».

Мероприятия данной муниципальной целевой программы будут направлены на достижение следующих основных задач:

-оптимизация энергопотребления в муниципальных учреждениях;

-разработка и внедрение новых энергосберегающих технологий;

-повышение энергетической эффективности муниципальных учреждений.

^ К основным рискам реализации мероприятий данного направления относятся:

-затягивание процесса внедрения мероприятий по повышению энергетической эффективности в связи с возможными изменениями федерального законодательства. Минимизация последствий наступления данного риска требует постоянного мониторинга федерального, областного законодательства для своевременного изменения действующей районной нормативной правовой базы;

-наличие финансовых ограничений (недостаточность финансирования) для решения проблемы эффективного энергосбережения в районе. Данный риск возможно минимизировать путём качественного планирования расходов на мероприятия по повышению энергетической эффективности.

^ Основными целевыми индикаторами и показателями станут:

-показатели, предусмотренные вышеназванной ведомственной целевой программой.

Ожидаемые конечные результаты:

-ежегодное снижение бюджетных средств на оплату тепловой и электрической энергии в подведомственных организациях – не менее 3%.


^ 10. Развитие информационной системы управления муниципальными

финансами, способствующей повышению прозрачности деятельности

органов местного самоуправления


В настоящее время сформированы основы современной системы управления муниципальными финансами Золотухинского района на базе информационно-технологической инфраструктуры Федерального казначейства, обеспечивающей полный охват денежных операций сектора муниципального управления (кроме операций государственных внебюджетных фондов).

Однако своевременное развитие отношений в сфере общественных финансов предъявляет новые требования к составу и качеству информации о финансовой деятельности публично-правовых образований, а также к открытости информации о результатах их деятельности.

В целях удовлетворения указанных требований, а также повышения качества управления муниципальными финансами района необходимо развивать единую интегрированную информационную систему управления общественными финансами (электронный бюджет), которая:

-обеспечит прозрачность и подотчетность деятельности органов местного самоуправления района, создание механизмов общественного контроля за эффективностью и результативностью деятельности публично-правовых образований путем публикации в открытом доступе информации о плановых и фактических результатах деятельности организаций сектора муниципального управления, информации о стоимости предоставленных муниципальных услуг, в том числе информации в разрезе муниципальных программ, услуг, объектов финансирования в натуральном и стоимостном выражении;

-повысит доступность информации о финансовой деятельности и финансовом состоянии каждого публично-правового образования, об их активах и обязательствах;

-создаст инструменты для взаимосвязи стратегического и бюджетного планирования, проведения мониторинга достижения конечных результатов долгосрочных целевых и ведомственных программ и непосредственных результатов, характеризующих объемы и качество оказания муниципальных услуг;

-обеспечит интеграцию процессов составления, исполнения районного бюджета, бюджетного учета и подготовки финансовой и иной регламентированной отчетности; усилит взаимосвязь бюджетного процесса и процедур планирования закупок товаров, работ и услуг для нужд Золотухинского района, размещения заказов на их поставку и исполнения муниципальных контрактов, заключаемых по итогам размещения заказов;

-позволит осуществить централизацию и обеспечить единство учета объектов муниципальной собственности района.

Для решения поставленных задач необходимо рассмотреть вопрос о реализации следующих мероприятий:

-создание условий для качественного и эффективного информационного обеспечения граждан, органов местного самоуправления муниципальных образований района, организаций и общественных объединений;

-создание и развитие информационных систем Золотухинского района на основе обеспечения их совместимости и взаимодействия с федеральными и региональными информационными системами;

-формирование муниципальных информационных ресурсов, направленных на удовлетворение информационных потребностей граждан и организаций;

^ Реализация данного направления сопровождается следующими рисками:

1. Ненадежность участников- риск обусловлен возможностью смены персонала, участвующего в реализации проекта, переориентации сотрудников на решение других проблем. Риск снижается при осуществлении реализации проекта в рамках договоров, соглашений, муниципальных контрактов.

2. Возможность сокращения объемов финансирования проекта в процессе его реализации. Бюджетный риск может быть минимизирован путем тщательного планирования предстоящих затрат и возможностей источников финансирования.

Достижение поставленных задач характеризуется целевыми показателями утвержденными указанной программой, в том числе следующими показателем:

-доля оказываемых органами местного самоуправления Золотухинского района муниципальных услуг, информация о которых доступна для получения населением с использованием информационно-коммуникационных технологий – 100%.

^ Ожидаемые конечные результаты:

-повышение эффективности использования бюджетных средств;

-повышение эффективности работы органов местного самоуправления района и качества управления;

-повышение оперативности и эффективности принимаемых управленческих решений и контроля их исполнения, сокращение издержек на организацию административно-правленческих процессов в органах местного самоуправления района;

-снижение трудозатрат работников органов местного самоуправления на организацию информационной работы с населением и ведомствами за счет обеспечения прямого регламентированного доступа заинтересованных органов управления, граждан и организаций к данным, содержащимся в муниципальных информационных системах, за счет интеграции информационных систем и перевода муниципальных услуг в электронный вид;

-предотвращение нецелевого расходования бюджетных средств за счет оперативной передачи сведений в органы социального страхования и пенсионного обеспечения;

-другие результаты и показатели эффективности, предусмотренные программой.


^ 11. Организация реализации Программы


11.1. руководство реализацией Программы, а также координация и контроль за её реализацией осуществляется Межведомственной комиссией по социально-экономическим вопросам администрации Золотухинского района (далее- Комиссия).

Создание Комиссии имеет своей целью снятие межведомственных противоречий при реализации мероприятий Программы.

Отчётность о реализации мероприятий Программы предоставляется исполнительными органами местного самоуправления Золотухинского района, указанными в качестве исполнителей по мероприятиям Программы, ежеквартально в Комиссию в форме краткого отчёта.

По итогам каждого финансового года Комиссия готовит сводный отчёт о реализации мероприятии Программы и представляет докладную записку главе администрации района.

11.2. Ключевые риски реализации настоящей Программы можно разделить на две условные группы – управляемые и неуправляемые. К неуправляемым рискам относятся такие, как:

-изменение федерального, областного законодательства;

-форс-мажорные обстоятельства.

Более обширную группу составляют риски управляемые, то есть те, на минимизацию наступления последствий которых можно повлиять:

-низкий уровень мотивации сотрудников, что влечёт за собой затягивание реализации мероприятий;

-низкий уровень гласности и информационной прозрачности осуществляемых мероприятий;

-недостаточность высококвалифицированных кадров для решения поставленных задач;

-финансовые ограничения, связанные с нехваткой денежных средств на осуществление мероприятий

-и другие.

Для целей снижения негативных последствий наступления указанных рисков предполагается реализовать следующие мероприятия:

-вести активную разъяснительную работу (в форме рабочих совещаний, семинаров, «круглых столов», «горячих линий» ит.п.) по вопросам содержательного наполнения мероприятий Программы с целью обеспечения достаточного уровня квалификации специалистов;

-осуществлять активные действия по освещению хода реализации мероприятий Программы в средствах массовой информации, в том числе в сети Интернет.

programma-razvitiya-shkola-territoriya-zdorovya-avtor-dudko-lyudmila-valentinovna-direktor-shkoli.html
programma-razvitiya-shkoli-516-nevskogo-rajona-na-period-2006-2010-gg.html
programma-razvitiya-shkoli-na-2006-2010-godi-sozdanie-pedagogicheskogo-soobshestva-i-koevolyucionnoe-razvitie-ego-uchastnikov-kak-uslovie-postroeniya-praktiki.html
programma-razvitiya-shkoli-na-2007-2012-godi-s-kuri.html
programma-razvitiya-shkoli-na-2009-2012-uchebnie-godi-s-russkaya-gvozdyovka-2009-g-stranica-4.html
programma-razvitiya-shkoli-na-2010-2015-godi-.html
  • testyi.bystrickaya.ru/azastan-respublikasi-zher-ojnaui-zhne-zher-ojnauin-pajdalanu-turali-ltti-zanamani-aliptasu-zhne-damu-tarihi-bailbek-e-m.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/rabochij-plan-schetov-buhgalterskogo-ucheta-gosudarstvennij-registracionnij-nomer-prisvoennij-vipusku-obiknovennih.html
  • occupation.bystrickaya.ru/obshaya-trudoemkost-ciklov-disciplin-uchebnogo-plana-sostavlyaet-9882-chasa-chto-sootvetstvuet-trebovaniyam-gos-vpo-tablica-7-v-tom-chisle.html
  • exchangerate.bystrickaya.ru/1-vladimir-bogdanovich-kak-vi-otnosites-k-versii-chto-k-sobitiyam-v-primore-prichastno-gru-versii-izlozhennoj-v-citiruemih-materialah.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-uchebnoj-disciplini-teoriya-elektricheskih-cepej.html
  • thescience.bystrickaya.ru/kniga-prednaznachena-v-pervuyu-ochered-dlya-specialistov-sferi-psihicheskogo-zdorovya-psihiatrov-psihologov-socialnih-rabotnikov-a-takzhe-dlya-vrachej-internistov-studentov-starshih-kursov.html
  • abstract.bystrickaya.ru/-deputati-kanskogo-gorodskogo-soveta-proveli-ocherednuyu-sessiyu-informacionnij-byulleten-mestnogo-samoupravleniya.html
  • nauka.bystrickaya.ru/vedomstvennie-normativnie-dokumenti-vipusk-11-sentyabr-2007g.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/v-i-dal-o-sutyazhnike-sutyazhit-sutyazhestvo-zhnichestvo-to.html
  • bukva.bystrickaya.ru/referat-po-discipline-pravovedenie-na-temu-ugolovnoe-pravo-stranica-2.html
  • lecture.bystrickaya.ru/a-yu-lajkov-k-e-n-docent-stranica-3.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/analiz-i-diagnostika-finansovo-hozyajstvennoj-deyatelnosti-kompanii.html
  • occupation.bystrickaya.ru/napravleniya.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/visshee-obrazovanie-v-usloviyah-krizisa-dokladi-i-materiali.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/temi-kontrolnih-zadanij-metodicheskie-rekomendacii-po-organizacii-samostoyatelnoj-raboti-studentov-zaochnogo-otdeleniya.html
  • grade.bystrickaya.ru/o-vipolnenii-moskvoj-funkcij-regiona-konsultanta-i-informatizacii-v-ramkah-pnpo-obrazovanie.html
  • tasks.bystrickaya.ru/1-treugolniki-energii-sozvezdiya-vsemi-pravami-na-izdanie-knigi-vladeet-lyucis-trast.html
  • grade.bystrickaya.ru/mezhdunarodnoe-chastnoe-pravo-uchebno-metodicheskij-kompleks.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/primechaniya-k-finansovoj-otchetnosti-za-god-zakonchivshijsya-31-dekabrya-2009-goda-stranica-2.html
  • writing.bystrickaya.ru/-3-kompensaciya-moralnogo-vreda-vsledstvie-narusheniya-v-s-tolstoj-doktor-yuridicheskih-nauk-professor-zaveduyushij.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/44-programmi-praktik-i-organizaciya-nauchno-issledovatelskoj-raboti-obuchayushihsya.html
  • institut.bystrickaya.ru/trebovaniya-k-rezultatam-osvoeniya-disciplini-rabochaya-programma-disciplini-ctatistika-napravlenie-podgotovki-080200-menedzhement.html
  • bukva.bystrickaya.ru/rasskaz-zmei-o-tom-kak-u-neyo-poyavilis-yadovitie-zubi.html
  • writing.bystrickaya.ru/investicionnaya-politika.html
  • tasks.bystrickaya.ru/-v-blizhajshie-godi-v-municipalitete-postroyat-okolo-sotni-detskih-sadov.html
  • notebook.bystrickaya.ru/k-kursovomu-proektu-po-kursu-osnovnie-processi-i-apparati-himicheskih-proizvodstv-na-temu-raschet-tarelchatogo-absorbera-v-proizvodstve-kalcinirovannoj-sodi.html
  • institute.bystrickaya.ru/glava-7-semya-i-brak-socialnoe-prostranstvo-i-vremya.html
  • knigi.bystrickaya.ru/soderzhanie-raboti-hudozhestvennoe-nasledie-i-problemi-preemstvennosti-v-izobrazitelnom-iskusstve-gornogo-altaya.html
  • write.bystrickaya.ru/finlyandiya-skazochnaya-strana.html
  • holiday.bystrickaya.ru/o-licenzirovanii-otdelnih-vidov-deyatelnosti.html
  • spur.bystrickaya.ru/lekciya-sedmaya-duhovnij-nastavnik-eto-mat-kotoraya-zabotitsya-o-vas-ne-tolko-v-etoj-zhizni-no-zhizn-za-zhiznyu.html
  • literature.bystrickaya.ru/chetvertaya.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/prikaz-ot-30-marta-2009-g-n-246-ob-utverzhdenii-strategii-razvitiya-ribohozyajstvennogo-kompleksa-rossijskoj-federacii-na-period-do-2020-goda-stranica-7.html
  • spur.bystrickaya.ru/konkurs-issledovatelskih-kraevedcheskih-rabot-literaturnij-petrozavodsk-kak-rozhdayutsya-knizhki-i-ih-geroi-intervyu-s-lyubimim-pisatelem.html
  • crib.bystrickaya.ru/intervyu-s-nikolaem-shevchenko-predislovie-k-sborniku.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.