.RU

Программа послевузовского профессионального образования по специальности 05. 08. 05 Судовые энергетические установки и их элементы




Федеральное агентство по рыболовству

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования


Дальневосточный государственный технический

рыбохозяйственный университет


(ФГБОУ ВПО «ДАЛЬРЫБВТУЗ»)


УТВЕРЖДАЮ

Проректор по НР


Богданов В.Д.

«___»___________ 2011 г.


ОСНОВНАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

ПРОГРАММА


послевузовского профессионального образования

по специальности

05.08.05 Судовые энергетические установки и их элементы


Присуждаемая ученая степень

Кандидат технических наук


Владивосток

2011


Предисловие


  1. Настоящая образовательная программа послевузовского профессионального образования составлена в соответствии с основной программой профессионального образования по отраслям наук.

  2. Разработана зав. кафедрой Судовых энергетических установок д.т.н., профессором Чехрановым С.В.

  3. Рассмотрено и одобрено на заседании кафедры СЭУ

Протокол № от 2011 г.

Зав. кафедрой

  1. Рассмотрено и одобрено на заседании НТС

Протокол № ___ от ______ 2011 г.

Председатель НТС В.Д. Богданов
^ ЛИСТ ИЗМЕНЕНИЙ



Номер

изменения

Номер

страницы

Номер

пункта

Дата

внесения

ФИО

исполнителя

Подпись



























































































































































































































































































































































































































































































































СОДЕРЖАНИЕ


1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПОСЛЕВУЗОВСКОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ОТРАСЛИ……………………………


5







2. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ, НЕОБХОДИМОМУ ДЛЯ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРГРАММЫ ПОДГОТОВКИ АСПИРАНТА И УСЛОВИЯ КОКУРСНОГО ОТБОРА…..



6







3. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ ПОДГОТОВКИ АСПИРАНТОВ ПО ОТРАСЛИ……………


7







4. ТРЕБОВАНИЯ К СОДЕРЖАНИЮ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ……………………………………………………….


7







5. СРОКИ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ПОДГОТОВКИ АСПИРАНТА ПО ОТРАСЛИ…………………….


8







6. ТРЕБОВАНИЯ К УСЛОВИЯМ РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНОЙ ПРОГРАММЫ ПОДГОТОВКИ АСПИРАНТА ПО ОТРАСЛИ……………


9







7. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ЛИЦ, УСПЕШНО ЗАВЕРШИВШИХ ОБУЧЕНИЕ В АСПИРАНТУРЕ ПО ОТРАСЛИ……..

10







8. ДОКУМЕНТЫ, ПОДТВЕРЖДАЮЩИЕ ОСВОЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОРАММЫ ПОДГОТОВКИ АСПИРАНТА…………….


11



ПРИЛОЖЕНИЕ


Приложение 1 Программа вступительных экзаменов……………………..

13







Приложение 2 Программа-минимум кандидатского экзамена……………

25







Приложение 3 Программа педагогической практики……………………..

32







Приложение4 Перечень тем рефератов по истории флота и энергетических установок…………………………………………………………………


35



^ 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

ПОСЛЕВУЗОВСКОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ПО ОТРАСЛИ Технические науки

специальность 05.08.05 Судовые энергетические установки и их

элементы


1^ .ВРЕМЕННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ

  1. Временные требования к основной образовательной программе послевузовского профессионального образования (далее - Временные требования) по отрасли наук Технические науки вводятся в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30.08.2001 № 640 "Об утверждении Порядка разработки, утверждения и введения в действие государственного образовательного стандарта послевузовского профессионального образования".

  2. Ученая степень, присуждаемая при условии освоения основной образовательной программы послевузовского профессионального образования и успешной защиты квалификационной работы (диссертации на соискание ученой степени кандидата наук) - кандидат наук.

Нормативный срок освоения основной образовательной программы по­слевузовского профессионального образования (подготовки аспиранта (адъюнкта), далее по тексту - подготовки аспиранта) по отрасли Технические науки специальность 05.08.05 "Судовые энергетические установки и их элементы" при очной форме обучения составляет 3 года.

Нормативный срок подготовки аспиранта по отрасли ^ Технические науки "Судовые энергетические установки и их элементы" при заочной форме обучения составляет 4 года.

В случае досрочного освоения основной образовательной программы подготовки аспиранта и успешной защиты диссертации на соискание ученой степени кандидата наук аспиранту присуждается искомая степень независимо от срока обучения в аспирантуре (адъюнктуре) (далее по тексту - аспирантуре).

1.3. Целями освоения основной образовательной программы послевузовского профессионального образования в условиях аспирантуры являются:



Квалификационная характеристика выпускника аспирантуры


Выпускник аспирантуры является специалистом высшей квалификации и подготовлен:




1.4. К Техническим наукам в соответствии с Номенклатурой специальностей научных работников, утверждаемой Минпромнауки России по постановлению Правительства Российской Федерации от 12.09.1997. №1158 "Об утверждении Положения о Министерстве науки и технологии Российской Федерации", относятся специальности научных работников, определенные Приказом Минпромнауки России от 31.01.2001 года №47.


2^ . ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ, НЕОБХОДИМОМУ ДЛЯ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ПОДГОТОВКИ АСПИРАНТА И УСЛОВИЯ КОНКУРСНОГО ОТБОРА


  1. Лица, желающие освоить основную образовательную программу подготовки аспиранта по данной отрасли наук, должны иметь высшее профессиональное образование.

  2. Лица, имеющие высшее профессиональное образование, принимаются в аспирантуру по результатам сдачи вступительных экзаменов на конкурсной основе. По решению экзаменационной комиссии лицам, имеющим достижения в научно-исследовательской деятельности, отраженные в научных публикациях, может быть предоставлено право преимущественного зачисления.

  3. Порядок приема в аспирантуру и условия конкурсного отбора определяются действующим Положением о подготовке научно-педагогических кадров и научных кадров в системе послевузовского профессионального образования в Российской Федерации.

  4. Программы вступительных испытаний в аспирантуру разрабатываются образовательными учреждениями и научными организациями, реализующими основные образовательные программы послевузовского профессионального образования, в соответствии с государственными образовательными стандартами высшего профессионального образования.



3^ . ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ ПОДГОТОВКИ АСПИРАНТОВ ПО ОТРАСЛИ Технические науки специальность 05.08.05 "Судовые энергетические установки и их элементы"


  1. Основная образовательная программа подготовки аспирантов реализуется на основании лицензии на право ведения образовательной деятельности в сфере послевузовского профессионального образования образовательными учреждениями высшего профессионального образования, имеющими государственную аккредитацию, и научными учреждениями, организациями.




  1. В основной образовательной программе подготовки аспиранта должны предусматриваться следующие компоненты:

цикл ОПД.АФ.ОО - образовательно-профессиональные дисциплины;

цикл ФД.А.ОО - факультативные дисциплины;

П.П.А.ОО - педагогическая практика;

НИР.А.ОО - научно-исследовательская работа аспиранта;

ИА.А - итоговая аттестация аспиранта;

ПД.А.ОО - подготовка диссертационной работы и представление ее в Ученый или Диссертационный советы.


4^ . ТРЕБОВАНИЯ К СОДЕРЖАНИЮ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

Рабочий учебный план подготовки аспиранта по научной специальности 05.08.05 "Судовые энергетические установки и их элементы"


Индекс

Наименование разделов и

дисциплин (модулей)

Форма

занятий

Трудоемкость

(В ЗЕТ)

Общий

объем

часов

Ауди-

торные зaнятия

Самостоятельная работа

Форма отчет-

ности

Год отчет-

ности

ОД.А.ОО

Обязательные дисциплины




11

396










1

ОД.А.01

История и философия науки

лекции

2

72

36

36

экзамен

1

ОД.А.02

Иностранный язык




2

72

36

36

экзамен

2

ОД.А.03

Специальные дисциплины

отрасли науки и научной

специальности

(Теплотехника)

лекции

2

72

36

36

экзамен




ОД.А.04

Дисциплины по выбору

аспиранта




5

180













ОД.А.05

и т.д.




Гидравлика и техническая газодинамика

семинары

4

144

72

72

зачет







Статистическая обработка данных

семинары

1

36

18

18

зачет




ФД.А.ОО

Факультативные

дисциплины




13

468













Индекс

Наименование разделов и

дисциплин (модулей)

Форма

занятий

Трудоемкость

(В ЗЕТ)

Общий

объем

часов

Ауди-

торные зaнятия

Самостоятельная работа

Форма отчет-

ности

Год отчет-

ности

ФД.А.Оl

Основы педагогики и

психологии

лекции,

семинары

4

144

36

108

зачет

2

ФД.А.02

Информационные

технологии в науке и

образовании

лекции.

семинары

6

216

72

144

зачет

2

ФД.А.03

Планирование и

организация работы

аспиранта (соискателя) по

подготовке и защите

кандидатской диссертации

лекции,

семинары

2

72

36

36

зачет

1

ФД.А.04

Основы интеллектуальной

собственности

лекции,

семинары

1

36

36

36

зачет

1

П.А.ОО

Практика




3

108













НИР.А.О

О

Научно-исследовательская

работа аспиранта и

выполнение диссертации на

соискание ученой степени

кандидата наук




165

5940













КЭ.А.ОО

Кандидатские экзамены




3

108













КЭ.А.О1

Кандидатский экзамен по истории философии науки




1

36




36

экзамен




КЭ.А.О2

Кандидатский экзамен по иностранному языку




1

36




36

экзамен




КЭ.А.О3

Кандидатский экзамен по специальной дисциплине в соответствии с темой диссертации на соискание ученой степени кандидата наук




1

36




36

экзамен




ПД.А.ОО

Подготовка к защите

диссертации на соискание

ученой степени кандидата




15

540




540







Общий объем подготовки аспиранта

210

7560















Примечания:


* Лица, сдавшие кандидатские экзамены по иностранному языку и/или философии до поступления в аспирантуру, освобождаются от прослушивания соответствующих дисциплин.


**1.Факультативные дисциплины могут быть предназначены для освоения аспирантом на добровольной основе дополнительных образовательных профессиональных программ, предусмотренных в нормативных документах для изучения на уровне послевузовского профессионального образования, и получения квалификации "Преподаватель высшей школы" или других дополнительных квалификаций.


2. Аспирантам, желающим получить дополнительную квалификацию "Преподаватель высшей школы", могут быть перезачтены теоретические курсы цикла ФД.А.ОО, изучавшиеся ранее.

*** В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30 января 2002 г. №74 "Положение о порядке присуждения ученых степеней" перечень кандидатских экзаменов устанавливается ВАК России и утверждается Минобразованием России.

Часы на подготовку и проведение экзаменов итоговой аттестации - кандидатских экзаменов (ИА.А.01-ИА.А.ОЗ) включены в общую трудоемкость изучаемых дисциплин.


5^ . СРОКИ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ПОДГОТОВКИ АСПИРАНТА ПО ОТРАСЛИ Технические науки специальность 05.08.05 "Судовые энергетические установки и их элементы"


5.1. Срок освоения основной образовательной программы подготовки аспиранта при очной форме обучения 156 недель, в том числе:

образовательная программа подготовки - 20 недель (1114 часов);

программа научно-исследовательской подготовки,

включая оформление и представление диссертации - 120 недель (6514 часов);

каникулы не менее - 16 недель.


5.2. Лицам, окончившим очную аспирантуру, предоставляется месячный отпуск в случае выполнения следующих требований:

полностью выполнен индивидуальный учебный план;

сданы кандидатские экзамены по философии и философии науки;

завершена работа над диссертацией и оформленная диссертация представлена в Ученый или Диссертационный советы.


6^ .ТРЕБОВАНИЯ К УСЛОВИЯМ РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВА­ТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ПОДГОТОВКИ АСПИРАНТА ПО ОТРАСЛИ Тех­нические науки, специальность 05.08.05 "Судовые энергетические установки и

их элементы"

6.1. Требования к рабочей образовательной программе подготовки аспирантов, включая научные исследования.


  1. Образовательные учреждения и научные организации, реализующие основные образовательные программы послевузовского профессионального образования, на основе настоящих Временных требований самостоятельно разрабатывают и утверждают основную образовательную программу подготовки аспирантов (рабочий учебный план, программы учебных дисциплин и практик).




  1. На основании рабочего учебного плана разрабатываются индивидуальные планы аспирантов и определяются темы диссертаций, которые утверждаются в порядке, определенном действующим Положением о подготовке научно-педагогических кадров и научных кадров в системе послевузовского профессионального образования в Российской Федерации.




  1. Программы учебных дисциплин разрабатываются образовательными учреждениями и научными организациями, реализующими основные образовательные программы послевузовского профессионального образования, на основе паспортов научных специальностей, после утверждения ВАК России программ кандидатских экзаменов - на основе программ кандидатских экзаменов.




  1. Факультативные дисциплины, предусматриваемые учебным планом образовательных учреждений и научных организаций, реализующих основные образовательные программы послевузовского профессионального образования, не являются обязательными для изучения аспирантом. Часы, отведенные на факультативные дисциплины, могут быть использованы как для теоретического обучения, так и для научно-исследовательской работы аспиранта.




  1. Основная образовательная программа подготовки аспирантов формируется с учетом следующего:

максимальный объем учебной нагрузки аспиранта в период теоретического обучения устанавливается в размере 54 часа в неделю, включая все виды ауди­торной и внеаудиторной (самостоятельной) работы;

занятия физической культурой могут быть обеспечены в счет часов, выде­ленных на освоение факультативных дисциплин.


6.2. Требования к условиям реализации основной образовательной программы аспиранта


6.2.1. Требования к кадровому обеспечению

Требования к кадровому обеспечению регламентируются Положением о подготовке научно-педагогических кадров и научных кадров в системе послевузовского профессионального образования в Российской Федерации.


6.2.2. Требования к учебно-методическому обеспечению


Учебно-методическое и информационное обеспечение учебного процесса должно гарантировать возможность качественного освоения аспирантом основной образовательной программы.


6.2.3. Требования к материально-техническому обеспечению


Образовательные учреждения и научные организации, реализующие про­граммы послевузовского профессионального образования, должны располагать материально-технической базой, соответствующей действующим санитарно-техническим нормам и обеспечивающей проведение всех видов теоретической и практической подготовки, предусмотренных учебным планом аспиранта, а также эффективное выполнение диссертационной работы.


6.2.4. При реализации п.п. 6.2.2, 6.2.3 могут быть использованы возможности других организаций, в которых аспирант выполняет часть индивидуального учебного плана.


7.^ ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ЛИЦ, УСПЕШНО ЗАВЕРШИВШИХ ОБУЧЕНИЕ В АСПИРАНТУРЕ ПО ОТРАСЛИ Технические науки специальность 05.08.05 "Судовые энергетические установки и их элементы"


7.1. Требования к знаниям и умениям выпускника аспирантуры


7.1.1. Общие требования к выпускнику аспирантуры

Выпускник аспирантуры должен быть широко эрудирован, иметь фунда­ментальную научную подготовку, владеть современными информационными технологиями, включая методы получения, обработки и хранения научной информации, уметь самостоятельно формировать научную тематику, организовывать и вести научно-исследовательскую деятельность по избранной научной специальности.


7.1.2.Требования к научно-исследовательской работе аспиранта

Научно-исследовательская часть программы должна:

соответствовать основной проблематике научной специальности, по которой защищается кандидатская диссертация;

быть актуальной, содержать научную новизну и практическую значимость;

основываться на современных теоретических, методических и технологиче­ских достижениях отечественной и зарубежной науки и практики;

использовать современную методику научных исследований;

базироваться на современных методах обработки и интерпретации данных с применением компьютерных технологий;

содержать теоретические (методические, практические) разделы, согласо­ванные с научными положениями, защищаемыми в кандидатской диссертации.


7.1.3. Требования к выпускнику аспирантуры по специальным дисциплинам, иностранному языку и философской дисциплине определяются программами кандидатских экзаменов и требованиями к квалификационной работе (диссертации на соискание ученой степени кандидата наук).


7.2. Требования к итоговой государственной аттестации аспиранта


7.2.1. Итоговая аттестация аспиранта включает сдачу кандидатских экзаменов и представление диссертации в Ученый или Диссертационный советы.





7.2.2.Требования к итоговой государственной аттестации (порядок пред­ставления и защиты диссертации на соискание степени кандидата наук) разраба­тываются Высшей аттестационной комиссией Министерства образования Рос­сийской Федерации (ВАК России).


8^ . ДОКУМЕНТЫ, ПОДТВЕРЖДАЮЩИЕ ОСВОЕНИЕ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ПОДГОТОВКИ АСПИРАНТА

8.1.Лицам, полностью выполнившим основную образовательную программу при обучений в аспирантуре в образовательных учреждениях и научных орга­низациях, реализующих программы послевузовского профессионального образо­вания, и прошедших итоговую аттестацию


8.2. Лицам, полностью выполнившим основную образовательную программу послевузовского профессионального образования и успешно прошедшим го­сударственную итоговую аттестацию (защитившим диссертацию на соискание ученой степени кандидата наук), выдается диплом кандидата наук, удостоверяющий присуждение искомой степени.


ПРИЛОЖЕНИЕ


Приложение 1


Дальневосточный государственный технический

рыбохозяйственный университет


^ (ФГБОУ ВПО "ДАЛЬРЫБВТУЗ")


ПРОГРАММА

вступительных экзаменов в аспирантуру по специальности 05.08.05 "Судовые энергетические установки и их элементы (главные и вспомогательные)"


1. Программа вступительных экзаменов предназначена для определения уровня готовности абитуриента к обучению в аспирантуре по выбранной специальности и его ориентацию в области знаний, соответствующей выбранной теме диссертации.


2. Перечень вопросов по специальности составляется в соответствии с действующим учебным планом профессиональной подготовки инженера по специальности 180403 "Эксплуатация судовых энергетических установок" для направления 658000 "Эксплуатация водного транспорта и транспортного оборудования".

Содержание вопросов определяется в соответствии с утвержденными ра­бочими программами по следующим специальным дисциплинам и дисциплинам специализации (ГОС-2001):



3. Перечень вопросов по направлению специализации составляется ведущим преподавателем специальной дисциплины или дисциплины специализации (ГОС-2001) с учетом предполагаемого направления исследований.

Содержание вопросов представляет развернутое содержание основных тем, изложенных в рабочей программе соответствующей специальной дисциплины или дисциплины специализации.


4. Перечень вопросов по предполагаемой теме диссертации составляется в соответствии с представленным абитуриентом рефератом, обосновывающим новизну, актуальность и практическую ценность предлагаемого направления исследования.


Третий раздел экзаменационной программы формируется преподавателем или научным работником, давшим предварительное согласие на научное руководство.


5. Перечень и содержание экзаменационных вопросов утверждается в установленном порядке и доводится до сведения абитуриентов не позднее, чем за три дня до проведения экзамена.

В рамках персонально утвержденных разделов программы вступительных экзаменов абитуриент обязан дать удовлетворительный ответ на любой вопрос, который может быть задан членами экзаменационной комиссии.


6. Выбор экзаменационных вопросов для ответа производится абитуриентом - путем произвольного указания одного номера для каждого из трех разделов программы вступительных экзаменов.

Порядок следования (номера) вопросов комиссия устанавливает непо­средственно перед экзаменом.

Для подготовки ответов абитуриенту предоставляются три часа до начала экзамена.


^ ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ ВОПРОСЫ ВСТУПИТЕЛЬНЫХ ЭКЗАМЕНОВ


1. Формулировка законов термодинамики. Термодинамические циклы и процессы (основные понятия). Тепловые машины, работающие по циклу Ренкина, Карно, Дизеля, Стирлинга, PVT диаграммы и сравнительная характеристика эффективности. Циклы газотурбинных и холодильных установок. Рабочие процессы компрессоров. Тепловые балансы котлов и ДВС.

2. Топливо и смазочные материалы. Сорта топлива и их применение. Масла для ДВС, турбинные, компрессорные, масла для гидроприводов и палубных механизмов. Очистка топлива и масла. Прием на судно и контроль качества. Регулирование вязкости топлива. Анализ и контроль процессов горения топлива.

3 Вода и водоподготовка. Показатели качества и состав воды. Контроль качества. Подготовка питьевой и мытьевой воды, использование воды в замкнутых системах охлаждения ДВС. Водоопреснительные установки, типы и показатели режимов работы. Конденсационные установки, классификация и параметры. Пароводяные подогреватели, паропреобразователи, деаэраторы, подогреватели топлива, воздухо- и маслоохладители.

4.Тепловая схема пароэнергетических установок. Тепловая схема и принцип работы ядерной энергетической установки. Тепловая схема системы глубокой утилизации тепла. Паровые котлы (типы и классификация). Главные, вспомогательные и утилизационные котлы. Паропроводы и арматура. Топочное устройство. Сепарация пара, циркуляция воды, накипеобразование. Теплотехнические и теплохимические испытания котлов. Виды, объем и условия испытаний.

5.Турбины активные и реактивные, треугольник скоростей. Главные турбозубчатые агрегаты (ГТЗА). Вспомогательные турбинные установки. Турбогенераторы, турбопитательные насосы, турбоприводы грузовых насосов. Тепловые схемы газотурбинных установок (ГТУ) и параметры теплоносителя. Газотурбонагнетатели (ГТН) ДВС. Судовые редукторные установки.

6. Насосы поршневые, роторные, центробежные, осевые и вихревые. Конденсатные, питательные и циркуляционные насосы. Насосы судовых систем. Вентиляторы и компрессоры, центробежные и осевые. Осевые и поршневые компрессоры, характеристики и помпаж. Условия и правила применения защитных покрытий, сальниковых набивок, прокладочных материалов, сварных, резьбовых, заклепочных, шпоночных и анкерных соединения деталей и узлов, допуски и посадки. Подшипники качения, подшипники скольжения опорные и упорные, дейдвудные подшипники.

7. Классификация ДВС по числу и расположению цилиндров, характеристике цикла, способу действия, воспламенения, смесеобразования, наполнения, конструктивному исполнению, направлению вращения, скорости поршня, частоте вращения, назначению. Маркировка дизелей. Детали и узлы: рама, картер, цилиндр, крышка, втулка. Механизм движения и газораспределения: шатун, поршень, коленчатый вал, клапана, распределительный вал, крейцкопфное устройство.

8. Топливная система и система топливоподготовки: топливные фильтры грубой и тонкой очистки, насосы низкого и высокого давления, форсунки, регуляторы (однорежимный, двухрежимный, всережимный). Пусковой клапан, декомпрессионный клапан, способы пуска. Механизм реверса. Пускореверсивная система. Система сжатого воздуха. Масляная система. Система охлаждения двигателя.

9. Динамика тепловых двигателей, неравномерность вращения, собственные колебания и критическая частота вращения механической системы. Демпфирование колебаний. Статические характеристики ДВС. Понятие о технической диагностике, классификация, методы и область применения в соответствии с требованиями Регистра. Современные системы диагностики ГД СЭУ.

10. Солемеры, кислородомеры, газоанализаторы. Теплотехнические измерения и приборы. Принцип действия чувствительных элементов температуры, давления, расхода, уровня. Определение мощности, числа оборотов и крутящего момента. Техническая база современных систем управления в СЦК и ДАУ, микропроцессорные системы, понятие об интегральных схемах (ИС, БИС), современные технические средства и способы программирования ИС, методы аналогово-цифрового преобразования, системы оптимального и адаптивного управления, системы самоконтроля. Интеллектуальное управление.

11. Холодильные установки, классификация. Холодильные агенты, компрессоры, системы кондиционирования. Провизионные камеры, теплоизоляция. Инсенераторы и сепараторы. Рулевые машины. Трубопроводы, обозначение и окраска. Испытание трубопроводов. Судовая арматура. Судовые системы: противопожарная, баластно-осушительная, бытового водоснабжения. Системы мойки и вентиляции грузовых танков и трубопроводов. Системы подогрева груза.

12. Освидетельствования судов. Лондонская конвенция по защите моря от загрязнения. Основные требования МКУБ и МАРПОЛ. Консервация и расконсервация судового оборудования. Судовая механическая мастерская. Организация несения вахты. Системы ТО, виды и категории ремонта. Техническое обслуживание, периодичность и типовые работы для дизелей, котлов, трубопроводов, арматуры, турбоагрегатов, редукторов, гребных винтов и судового электрооборудования.

13. Определение СЭЭС, классификация, состав и основные характеристики (ток, напряжение, частота, мощность) Структурные схемы СЭЭС и электростанций, СЭЭС с системами отбора мощности и их особенности (вало-, турбогенераторы). Параллельная работа судовых источников электроэнергии и распределение нагрузки между источниками энергии. Общие требования к защите судовых ЭЭС, защита электродвигателей, генераторов, трансформаторов, цепей измерения управления и сигнализации.

14. Требования Российского Регистра судоходства, к автоматизированным судам, системам централизованного контроля (СЦК) и системам дистанционного автоматического управления (ДАУ). Функции систем ДАУ, особенности управления автоматизированным судном при наличии и отсутствии ВРШ, символьная классификация датчиков в системах ДАУ ГД. Требования IMO к составу экипажей машинного отделения морских судов. Требования к судовым компьютерным системам контроля и управления. Обмен информацией об основном оборудовании СЭУ и СЭЭС в системе флот-берег с использованием стандарта - "Структура каталога судовых изделий" (Product Structure Directory Standard for Ships, PSDSS) ISO/NP 16917.


^ Программа рассмотрена и утверждена на заседании кафедры СЭУ

" " ________________ 2011 г., протокол № .


Заведующий кафедрой СЭУ к.т.н., профессор Симашов Р.Р.
^ Приложение 2








ПРОГРАММА – МИНИМУМ
кандидатского экзамена по специальности 05.08.05

«Судовые энергетические установки и их элементы

(главные и вспомогательные)»


Программа – минимум содержит 7 страниц

Введение

Настоящая программа базируется на следующих дисциплинах: судовые энергетические установки, техническая термодинамика, гидроаэродинамика, теплопередача, строительная механика машин.

Программа разработана экспертным советом Высшей аттестационной комиссии Министерства образования Российской Федерации по проблемам флота и кораблестроению при участии Санкт-Петербургского государственного морского университета и Военно-морского инженерного института.

^ 1. Принцип действия, состав и основные показатели судовых энергетических установок

Дизельные установки. Состав дизельных установок, их характеристики и область применения. Топливо и масла, применяемые в ДВС. Классификация судовых ДВС. Конструктивное устройство ДВС. Потери и КПД ДВС. Мощность ДВС. Теория рабочих процессов в ДВС. Циклы поршневых ДВС. Утилизация тепловых потерь ДВС. Скоростные и нагрузочные характеристики ДВС. Мощностные ряды, массогабаритные и экономические показатели ДВС. Особенности поршневых ДВС новых схем и конструкций.

^ Паротурбинные установки. Состав и область применения ПТУ. Основные массогабаритные и экономические показатели ПТУ и их основных элементов. Теория и основные положения методов расчета парогенераторов, турбин, зубчатых передач и конденсаторов. Теория паровых циклов. Анализ цикла Ренкина с учетом необратимых потерь. Цикл с промежуточным перегревом пара. Регенеративный цикл. Бинарные циклы ПТУ Рабочие процессы и тепловые схемы ПТУ. Основы расчета тепловых и энергетических балансов ПТУ. Топливо и масла, применяемые в ПТУ.

^ Газотурбинные установки. Состав и область применения ГТУ. Основные массогабаритные и экономические показатели установок, главных агрегатов двигателей. Методы расчета двигателей. Цикл газотурбинных двигателей. Устройство, принцип действия и основные положения методов расчета газовых турбин, компрессоров, регенераторов и воздухоохладителей. Компоновка ГТУ, их классификации и тепловые схемы при полных и частичных нагрузках. Рабочие процессы и эксплуатационные характеристики судовых ГТД. ГТД замкнутого цикла. ГТУ с ядерными реакторами. Топливо и масла, применяемые в ГТУ.

^ Ядерные энергетические установки. Состав, основные характеристики и область применения судовых ЯЭУ. Принцип действия и устройство энергетических реакторов с водой под давлением (ВВРД) и кипящих реакторов (ВВПК).

^ Рабочие процессы в элементах ЯЭУ. Характеристики судовых ЯЭУ с реакторами, охлаждаемыми водой. ЯЭУ с реакторами, в которых используется газообразный и жидкометаллический теплоноситель. Основы энергетического расчета ЯЭУ. Условия работы и основные показатели паропроизводящих установок в режиме естественной циркуляции. Особенности размещения ЯЭУ в корпусе судна.

^ Установки с прямым (безмашинным) преобразованием энергии. Принцип действия и возможные пути прямого преобразования тепловой энергии в электрическую. Термоэлектрические генераторы. Цикл термоэлектрической установки. Термоэмиссионные генераторы. Цикл установки с термоэмиссионным генератором. Электрохимические генераторы. Удельные характеристики энергетических установок с электрохимическими генераторами. Магнитогидродинамические генераторы. Цикл МГД установки.

^ Энергетические установки судов с системами электродвижения. Принципиальные схемы, состав и характеристики элементов систем электродвижения и рабочие процессы в них. Особенности энергетических установок со сверхпроводниковым криогенным оборудованием.

^ Методы анализа эффективности циклов. Методы сравнения термических КПД обратимых циклов. Методы сравнения КПД в необратимых циклах. Энтропийный метод расчета потерь работоспособности в необратимых циклах. Энергетический метод расчета потерь работоспособности.

^ 2. Прикладные вопросы гидрогазодинамики и теплопередачи в элементах энергетических установок

Безотрывное и отрывное течение жидкости. Переход от ламинарного к турбулентному режиму течения. Отрыв пограничного слоя. Течение жидкости в трубах.

^ Одномерное течение газа. Уравнение неразрывности. Уравнение энергии. Уравнение количества движения. Расчет реактивной силы. Адиабатное течение газа с трением. Течение в трубе постоянного сечения. Давление подогреваемого газа в трубе. Расчет газовых течений с помощью газодинамических функций. Осреднение параметров неравномерного потока.

^ Течение газа в соплах и каналах. Ускорение газового потока. Сверхзвуковое сопло. Нерасчетные режимы истечения из сопла Лаваля. Скачки уплотнения. Прямые и косые скачки. Взаимодействие скачков уплотнения с пограничным слоем. Общие условия перехода дозвукового течения к сверхзвуковому и обратно. Основные закономерности течения в турбинных и компрессорных решетках.

^ Конвективный теплообмен. Система основных уравнений теплообмена в потоке сжимаемого газа. Интегральные уравнения плоского стационарного пограничного слоя на непроницаемой поверхности. Распределение касательных напряжений скоростей, плотности теплового потока и температуры в плоском пограничном слое. Турбулентный обмен. Связь между коэффициентами турбулентной теплопроводности и вязкости.

^ Теплоотдача при конденсации пара на твердых поверхностях. Основные уравнения теплообмена при пленочной конденсации насыщенного пара. Ламинарное и турбулентное течения пленки на вертикальной поверхности. Капельная конденсация, теплоотдача при конденсации пара внутри трубы и на внешней поверхности горизонтальной трубы.

^ Теплоотдача при кипении жидкости. Теплоотдача при пузырьковом кипении. Пузырьковое кипение в большом объеме жидкости при свободной конвекции. Пузырьковое кипение при вынужденной конвекции. Теплоотдача при пленочном кипении.

^ Критические плотности теплового потока, вызывающие изменения режима кипения. Гидродинамическая природа кризисов в механизме кипения жидкости. Критерий устойчивости двухфазного граничного слоя при свободной конвекции в большом объеме жидкости (первый кризис режима кипения). Переход от пленочного режима кипения к пузырьковому (второй кризис режима кипения).

^ Теплообмен излучением в поглощающих средах. Уравнение переноса энергии в поглощающей среде. Уравнения излучения в поглощающей среде.

Теплопередача. Сложный теплообмен и теплопередача. Теплопередача через стенку. Интенсификация процессов теплопередачи. Тепловая изоляция.

^ Теплообменные аппараты. Типы теплообменных аппаратов. Основные положения теплового расчета теплообменных аппаратов поверхностного типа. Теплообменные смесительные аппараты. Гидромеханический расчет теплообменных аппаратов. Основные понятия гидродинамической устойчивости прямоточных теплообменных аппаратов при фазовых превращениях теплообменивающихся сред.

^ 3. Основы оценки прочности элементов
энергетических установок

Устойчивость упругих систем. Потеря устойчивости. Критические силы и методы их определения. Устойчивость рам. Устойчивость кругового кольца и цилиндрической оболочки. Устойчивость подкрепленной цилиндрической оболочки. Устойчивость круглой пластины и шарнирно-опорной прямоугольной пластины.

^ Колебания упругих систем. Свободные и вынужденные колебания систем с одной степенью свободы. Поперечные, продольные и крутильные колебания. Порядок динамического расчета системы. Свободные поперечные колебания системы с несколькими степенями свободы. Свободные крутильные колебания такой системы. Поперечные колебания балки с распределенной массой. Приближенные способы определения основной части свободных колебаний упругой системы. Определение критического числа оборотов вращающегося вала.

^ 4. Защита от вибрации и шума судовых энергетических
установок

Вибрация и шум, возбуждаемые при работе энергетических установок и при движении сред в трубопроводах и каналах. Частотный анализ вибрации и шума. Нормирование вибрации и шума.

^ Средства защиты от вибрации. Активная и пассивная защита. Виброизоляция, вибропоглощение и виброгашение. Амортизация оборудования энергетических установок. Виброзадерживающие и поглощающие массы. Вибропоглощающие покрытия.

^ Средства защиты от шума. Звукоизолирующие и звукопоглощающие материалы и конструкции. Глушение шума при всасывании воздуха в воздушных каналах и в газоотводных системах. Акустические требования к расположению механизмов.

^ Основы конструирования защитной амортизации судовых энергетических установок. Конструкции амортизаторов, их характеристики. Требования к расположению амортизаторов.


^ 5. Проектирование судовых энергетических установок

Выбор типа СЭУ. Размещение, выбор типа и компоновка ЭУ. Массогабаритные показатели ЭУ. Нагрузка судна по разделу «машинная установка». Управление и амортизация СЭУ.

^ 6. Испытания, эксплуатация и надежность СЭУ

Содержание и задачи технической эксплуатации СЭУ. Техническое использование, техническое обслуживание и организация технической эксплуатации СЭУ.

^ Анализ особенностей режима работы СЭУ в различных условиях эксплуатации. Методика выбора оптимального режима работы. Особенности режимов работы установок судов с электродвижением, гидропередачей, на подводных крыльях и воздушной подушке. Методы анализа и расчета аварийных, переходных и установившихся режимов работы судовых комплексов корпус судна – винты – движители.

^ Техническое обслуживание основных элементов СЭУ. Система технического обслуживания СЭУ: виды, периодичность, технология и организация работ. Принципы формирования системы технического обслуживания.

^ Надежность, выносливость и расчет по предельному состоянию. Основные понятия теории надежности. Краткие сведения о статических методах в строительной механике машин. Оценка надежности при переменных напряжениях. Накопление усталостных повреждений при нестационарном режиме. Эквивалентные напряжения и коэффициент запаса. Расчет по предельным состояниям и предельным нагрузкам.

^ Требования к надежности установок и их основного оборудования. Виды отказов, методы расчетного и статистического определения показателей надежности.

Маневренность СЭУ. Технико-экономическая эффективность СЭУ. Экологические вопросы при проектировании СЭУ.

^ 7. Береговое техническое обслуживание СЭУ

Надежность СЭУ. Термины и понятия (ремонтопригодность, долговечность, безотказность), показатели надежности. Режимы и модели эксплуатации СЭУ. Циклы эксплуатации. Характер изменения мощности в период непрерывной работы СЭУ. Принципы и методы определения показателей безотказности СЭУ и отдельного оборудования.

^ Ремонтопригодность, основные показатели. Виды и периодичность технического обслуживания и заводских ремонтов СЭУ. Долговечность, основные показатели. Основные факторы, влияющие на долговечность оборудования. Основные методы прогнозирования и подтверждения показателей долговечности на стадии разработки и испытаний.

^ Техническая диагностика СЭУ. Основные термины. Понятия, цели и задачи диагностирования. Принципы исследования энергетического оборудования как объекта диагностики. Модель технического состояния. Методы диагностирования. Диагностические модели. Средства технической диагностики СЭУ: датчики, аппаратура, применение вычислительной техники, структурная организация СТД. Эффективность различных методов технического диагностирования оборудования СЭУ.


Литература

Абрамович Г.Н. Прикладная газовая динамика. М.: Наука, 1976.

Акимов П.П. Судовые автоматизированные энергетические установки: Учеб. М.: Транспорт, 1980.

Алексеев Г.Н. Общая теплотехника: Учеб. пособие. М.: Высш. шк., 1980.

Судовые энергетические установки. Г.А. Артемов, В.П. Волошин, Ю.П. Захаров, А.Я. Шквар. Л.: Судостроение, 1991.

Вудворд Дж. Морские газотурбинные установки. Л.: Судостроение, 1979.

Голубев Н.В. Проектирование энергетических установок морских судов (общие вопросы): Учеб. пособие. Л.: Судостроение, 1980.

ДВС: динамика и конструирование: Учеб. / Под ред. В.Н. Луконина М.: Высшая школа, 1995.

Кириллин В.А., Сычев В.В., Шейндлин А.Е. Техническая термодинамика. М.: Наука, 1979.

Клюкин И.И. Борьба с шумом и звуковой вибрацией на судах. Л.: Судостроение, 1974.

Круглов М.Г., Меднов А.А. Газовая динамика комбинированных ДВС. М.: Машиностроение, 1988.

Курзон А.Г., Маслов Л.А. Судовые турбинные установки. Л.: Судостроение, 1991.

Лойцянский Л.Г. Механика жидкости и газа. М.: Наука, 1978.

Максимов Ю.И. Новые источники и преобразователи электрической энергии на судах: Учеб. пособие. Л.: Судостроение, 1980.

Нелепин Н.А. Автоматическое управление судовыми энергетическими установками: Учеб. Л.: Судостроение, 1986.

Основы трибологии (трение, износ, смазка): Учеб. / Э.Д. Браун, Н.А. Буше и др. М.: Наука и техника, 1995.

Ракицкий Б.В. Судовые ядерные энергетические установки. Л.: Судостроение, 1976.

Слободянюк Л.И., Поляков В.И. Судовые паровые и газовые турбины и их эксплуатация: Учеб. пособие. Л.: Судостроение, 1983.

Сорока Я.Х. Теория и проектирование судовых газотурбинных двигателей. Л.: Судостроение, 1982.

Топунов А.М. Теория судовых турбин. Л.: Судостроение, 1982.

Шаманов Н.П., Пейч Н.Н., Дядик А.Н. Судовые ядерные паропроизводящие установки: Учеб. Л.: Судостроение, 1990.

Приложение 3


^ ПРОГРАММА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ АСПИРАНТА ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 05.08.05

Судовые энергетические установки и их элементы


Аннотация


Программа устанавливает общие требования к прохождению педагогической практики аспирантов по специальности 05.08.05.


Пояснительная записка


Программа педагогической практики является приложением к Основной образовательной программе (ООП) послевузовского профессионального образования (аспирантуры) по специальности 05.08.05 Судовые энергетические установки и их элементы.

Программа основана на требованиях паспорта (формулы специальности и области исследования) ООП. В ней учтены также педагогические потребности Мореходного Института ДВГТРУ в преподавании учебных дисциплин. Программа выполняется, как правило, на 2-ом году обучения.


Содержание педагогической практики



  1. Пассивная практика.

Посещение лекций, лабораторных и практических (семинарских)

занятий ведущих преподавателей кафедры и мореходного института (по рекомендации заведующего кафедрой и выбору Аспиранта) – 25 часов.

  1. Активная практика.

Проведение учебных занятий (по рекомендации заведующего кафедрой и выбору аспиранта) и воспитательной работы под руководством ведущих преподавателей кафедры: лекции – 10 часов, лабораторные (практические, семинарские) занятия – 50 часов, кураторская работа в учебной группе – 10 часов.


Список дисциплин для прохождения педагогической практики (по выбору аспиранта):

  1. Судовые энергетические установки

  2. Эксплуатация судовых энергетических установок

  3. Основы научных исследований

  1. Оформление отчета



Анализ итогов учебных занятий и воспитательных мероприятий. Составление отчета – 5 часов


АННОТАЦИЯ


Настоящая рабочая учебная программа педагогической практики предназначена для аспирантов, обучающихся по научной специальности 05.08.05 Судовые энергетические установки и их элементы по очной и заочной форм обучения.

Цель педагогической практики – получение аспирантом необходимых навыков преподавания.


^ ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Педагогическая практика аспирантов организуется кафедрами и их научными руководителями в соответствие с индивидуальными планами работы аспирантов в течение срока аспирантуры.

Как правило, практика организуется по учебным дисциплинам и формам организационно-педагогической, научной и учебной деятельности, которые закреплены за кафедрами, на которых обучается тот или иной аспирант, или которые организуются ими в соответствии с планами их работы.

Распределение общего объема педагогической практики по годам обучения в аспирантуре определяется научным руководителем аспиранта по согласованию с зав. кафедрой таким образом, чтобы обеспечить аспиранту успешное выполнение индивидуального плана работы на соответствующем году обучения. При этом, как правило, объем педагогической практики за учебный год не может превышать 50 час. Общее количество часов педагогической практики составляет 100 часов, из которых 50 часов – активная практика и 50 часов – пассивная практика. Активная практика включает в себя проведение лекций – 34 часа и проведение лабораторных – 16 часов. Пассивная практика включает в себя 34 часа – посещение лекций и 16 часов – посещение лабораторных.

Формой контроля педагогической практики аспиранта являются:

Отчетность аспиранта о выполненных им работах в рамках педагогической практики может быть представлена в следующих формах:

Целесообразность тех или иных форм контроля прохождения аспирантом педагогической практики и отчетности о ее выполнении определяется научным руководителем аспиранта или зав. кафедрой.


Приложение 4


ПЕРЕЧЕНЬ

тем рефератов по истории флота и энергетических установок


  1. Ретроспектива создания судовых паровых турбин.

  2. Паровая турбина Парсонса.

  3. Вклад Лаваля в теорию и практику турбиностроения.

  4. История создания парогазотурбинных энергетических установок.

  5. Применение газотурбинных установок в судовой энергетике.

  6. Судовая энергетика от паровой машины до паровой турбины.

  7. История создания судовых атомных энергетических установок.

  8. Роль термодинамики в создании теории тепловых двигателей.

  9. Исторические аспекты использования научных достижений в области кораблестроения и судовой энергетики.






п/п


Наименование работы, ее вид


Форма работы


Выходные данные

Объем в п.л. или с.


Соавторы

1

2

3

4

5

6



Fluid Mechanics. Soviet Research (статья)

печ.

Scripta Technica; USA, 1987

0,17п.л.

Prijomenko S.



Обтекание решеток профилей с большим углом поворота потока (статья)

печ.

Межвуз. сб. науч. тр. “Совершенство-вание процессов машин и аппаратов холодильной техники”, ЛТИХМ, Ленинград, 1988

0,416п.л.






Регулируемая парциальная турбомашина

печ.

А.с. №1724898, 1994









Особенности применения критериальных комплексов для выбора параметров малорасходных турбин (статья)

печ.

Журнал "Известия вузов. Авиационная техника", №1, 2002. с 73-75.

0,5 п.л.






Статические испытания сопловых аппаратов с малым углом выхода потока

печ.

Журнал "Судостроение", Санкт-Петербург, С. 54-56 2005

0,4 п.л.

Фершалов Ю. Я.

Общее количество публикаций: 81

Число подготовленных диссертантов: нет


СВЕДЕНИЯ

О НАУЧНОМ РУКОВОДИТЕЛЕ

,)

Дальневосточный государственный технический рыбохозяйственный университет


специальность 05.08.05 «Судовые энергетические установки и их элементы (главные и вспомогательные)»

Чехранов Сергей Валентинович доктор технических наук, профессор
СПИСОК ОСНОВНЫХ НАУЧНЫХ ТРУДОВ

Ректор, д.т.н., профессор


Г.Н. Ким


programma-razvitiya-na-2008-2015-godi-annotaciya.html
programma-razvitiya-na-2009-2013-godi-bichkova-m-r.html
programma-razvitiya-na-2009-2014-gg-yugorsk.html
programma-razvitiya-na-2011-2013-godi-soglasovano-stranica-5.html
programma-razvitiya-na-2011-2016-godi-missiya-stranica-2.html
programma-razvitiya-na-period-2007-2012-gg.html
  • paragraf.bystrickaya.ru/zamestitelnaya-terapiya-zavisimosti-ot-opioidov-obzor.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/metodicheskie-rekomendacii-po-provedeniyu-profsoyuznogo-sobraniya-s-edinoj-povestkoj-dnya-90-let-belorusskomu-professionalnomu-soyuzu-rabotnikov-obrazovaniya-i-nauki.html
  • testyi.bystrickaya.ru/53-varianti-testovih-zadanij-rossijskij-gosudarstvennij-torgovo-ekonomicheskij-universitet.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/rossijskij-oligarh-podaril-detskoj-bolnice-rigi-doroguyu-apparaturu-intervyu-s-elenoj-glinkoj.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/metodicheskie-rekomendacii-po-organizacii-samostoyatelnoj-raboti-studentov-zaochnogo-otdeleniya-stranica-24.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/rezultati-nagrazhdeniya-medalyami-za-osobie-uspehi-v-uchenii-publichnij-otchet-municipalnogo-obsheobrazovatelnogo.html
  • literature.bystrickaya.ru/ekologicheskoe-pravo-kak-otrasl-prava-2.html
  • desk.bystrickaya.ru/osnovnie-funkcii-mezhdunarodnogo-valyutnogo-fonda.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/ugolovnoe-pravo-i-process-pravovie-sistemi-stran-mira-enciklopedicheskij-spravochnik.html
  • klass.bystrickaya.ru/6-poverzhennaya-statuya-kniga-vtoraya-per-s-fr-n-zharkova-izd-progress.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/strukturnij-sintez-d-elementov-i-lestnichnih-arc-shem.html
  • essay.bystrickaya.ru/cenziya-na-obrazovatelnuyu-deyatelnost-a-274979-ot-09-12-2008g-gosudarstvennaya-akkreditaciya-29-12-2007g-svidetelstvo-o-gosudarstvennoj-akkreditacii-aa-stranica-3.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/77-specialnaya-odezhda-i-obuv-pravila-vedeniya-buhgalterskogo-ucheta-9-forma-vedeniya-buhgalterskogo-ucheta-9.html
  • lesson.bystrickaya.ru/uchebno-metodicheskij-kompleks-disciplini-vvedenie-v-garmoniyu-i-polifoniyu-3-h-letnij-srok-obucheniya-stranica-2.html
  • lesson.bystrickaya.ru/novosti-podmoskovya.html
  • vospitanie.bystrickaya.ru/zheleznie-dorogi-informacionnij-byulleten-statej-po-zhurnalam-transportnoj-tematiki-za-ii-kvartal-2009-goda.html
  • teacher.bystrickaya.ru/frazeologicheskij-kalambur-v-sovremennoj-publicistike-chast-2.html
  • studies.bystrickaya.ru/canada-and-nato-essay-research-paper-book.html
  • teacher.bystrickaya.ru/glava-1-vvedenie-v-sociologiyu-bezopasnosti-uchebnoe-posobie-dlya-studentov-pedagogicheskih-vuzov-avtor-sostavitel.html
  • university.bystrickaya.ru/glava-9-mezhmunicipalnoe-sotrudnichestvo-zakonu-ot-6-oktyabrya-2003-g-n-131-fz-ob-obshih-principah-organizacii.html
  • textbook.bystrickaya.ru/inostrannij-yazik-poyasnitelnaya-zapiska-k-uchebnomu-planu.html
  • doklad.bystrickaya.ru/utverzhda-yu.html
  • shkola.bystrickaya.ru/tradicionnij-mezhdunarodnij-turnir-veteranov-bolshaya-gandbolnaya-podkova.html
  • klass.bystrickaya.ru/azastan-respublikasini-2015-2025-zhildara-arnalan-sibajlas-zhemorlia-arsi-strategiyasi-mazmni.html
  • student.bystrickaya.ru/1-cel-i-zadachi-disciplini-ee-mesto-v-uchebnom-processe-rabochaya-programma-po-discipline-tovarovedenie-i-ekspertiza.html
  • spur.bystrickaya.ru/meri-presecheniya-chast-2.html
  • lesson.bystrickaya.ru/razrabotano-plan-raboti-nauchno-metodicheskogo-soveta-universiteta-i-metodicheskih-komissij-fakultetov-na-20102011-uchebnij-god.html
  • education.bystrickaya.ru/1-alash-ret-elektr-togi-tsngn-engzgen-alim.html
  • studies.bystrickaya.ru/e-sudebnie-resheniya-po-delu-zayavitelya-reshenie-strasburg.html
  • tests.bystrickaya.ru/mesto-provedeniya-obshego-sobraniya-provedennogo-v-forme-sobraniya.html
  • znanie.bystrickaya.ru/52-zolotoe-pravilo-glavnij-princip-chelovecheskogo-obshezhitiya-uchebnoe-posobie-moskva-2011-bbk-87-7-b-20.html
  • desk.bystrickaya.ru/osnovnaya-obrazovatelnaya-programma-nachalnogo-obshego-obrazovaniya-gou-nosh-shkola-zdorovya-1701-stranica-7.html
  • paragraf.bystrickaya.ru/yurovskij-konstantin-vladimirovich.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/urok-pervij-zagruzit-schetchik.html
  • holiday.bystrickaya.ru/mezhdunarodnij-soyuz-nauchnoj-i-prikladnoj-bioelektrografii.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.