.RU

Программа по учебному блоку «Теория и методика профессиональной деятельности»


Министерство просвещения ПМР


ГОУ « ПРИДНЕСТРОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ

РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ»


ОДОБРЕНО УТВЕРЖДАЮ

на заседании Ученого совета Ректор института

Протокол № _______ ___________М.Я. Макарова

«____»____________200__г. «____»____________200__г.


ПРОГРАММА

по учебному блоку

«Теория и методика профессиональной деятельности»

курсов повышения квалификации

библиотечных работников

системы просвещения


СОГЛАСОВАНО РАССМОТРЕНО И ОДОБРЕНО

Проректор по УР на заседании Центра

учебно-методического и

информационного обеспечения

образовательного процесса

___________С.К. Турчак Протокол № ________

«____» ____________ 200_г. от «___» ______________ 200__г.

руководитель цента ___________ А.Э.Грищенко


Тирасполь

2009


^ Составитель: КАДУЛИНА ЕЛЕНА НИКОЛАЕВНА,

гл. методист Центра учебно-методического и информационного

обеспечения образовательного процесса


^ Рецензенты: СМИРНОВА ВАЛЕНТИНА НИКОЛАЕВНА,

зав.библиотекой Тираспольского медицинского колледжа, зам.директора по

НМР, библиотечный работник высшей квалификационной категории


^ КАЛОЕВА ЗИНАИДА ВЛАДИМИРОВНА,

зав.библиотекой Приднестровского высшего музыкального колледжа,

библиотечный работник высшей квалификационной категории






^ ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Учебная программа по учебному блоку «Теория и методика профессиональной деятельности» составлена в соответствии с Базисным учебным планом специалистов организаций системы просвещения в Приднестровском государственном институте развития образования на период 2009-2011 г., и предназначена для курсов повышения квалификации специалистов системы просвещения.

Библиотека в условиях модернизации системы просвещения рассматривается как ресурс создания единого информационного и культурного пространства гражданского общества и как один из центров информационной культуры.

Труд специалистов библиотек представляет собой одну из разновидностей интеллектуального труда, направленного на удовлетворение информационных и духовных потребностей пользователей библиотек.

В условиях модернизации системы просвещения ПМР возрастает требовательность к профессиональной компетентности, к повышению квалификации библиотечных работников.

Обучение по представленной программе имеет цель повысить квалификацию специалистов библиотек в условиях модернизации системы просвещения.

Программа и учебно-тематические планы позволяют решить главную задачу повышения квалификации: углубление и обновление теоретических профессиональных знаний для специалистов библиотек, имеющих высшую, I-IIквалификационные категории, получение базовых профессиональных знаний библиотекарей, не имеющих квалификационных категорий, а также совершенствование практических умений и навыков по основным направлениям библиотечной работы как в библиотеках организаций образования, так и культуры.

Содержание программы и планов отражает современные подходы и научные исследования в области библиотечного дела; в них учтен и пропагандируется позитивный опыт работы библиотек РФ, ПМР, других стран.

Программа предусматривает знакомство с нормативной правой базой формирования профессии, что крайне важно для каждого библиотекаря.

Особое внимание уделено технологии комплектования библиотечно-информационного фонда библиотек ОО новой учебной, учебно-методической литературой, обеспечивающей реализацию образовательных стандартов в условиях модернизации системы просвещения (в частности ввода профильного и предпрофильного обучения).

Введен модуль «Использование компьютерных технологий в профессиональной деятельности специалистов библиотек, обучение по которому сыграет свою роль в модернизации работы библиотек просвещения.

Обучение по данной программе позволит повысить профессиональную квалификацию библиотечным работникам системы просвещения в зависимости от уровня квалификации.

Требования к знаниям и умениям слушателей КПК

Слушатели КПК библиотечных работников системы просвещения в области «Теория и методика профессиональной деятельности»

  1. Должны знать:

-основные нормативные правовые документы, регламентирующие работу библиотек системы просвещения в условиях модернизации отрасли;

-научные основы, методологию библиотековедения и библиографии;

-действующие ГОСТы и стандарты в библиотечном деле;

-современные методики и технологии

-современные методики и технологии организации библиотечного дела;

-позитивный опыт организации библиотечной работы в ПМР, РФ, других стран.

^ 2. Должны уметь:

-правильно использовать инструктивно-методические материалы по обеспечению библиотечной деятельности;

-применять на практике современные методики и технологии организации библиотечной работы;

-использовать позитивный опыт библиотекарей системы просвещения ПМР, РФ, других стран.


^ СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ


Инвариантная часть

Модуль I. Библиотека как один из центров информационной культуры в условиях модернизации системы просвещения


Тема 1.1. Миссия библиотек в современном мире. Библиотеки как ресурс создания единого информационного и культурного пространства гражданского общества Приднестровья

Сравнительная характеристика библиотеки современной и 30-40-летней давности; позиция ЮНЕСКО в продвижении концепции общества знаний; виды грамотности XXI века. Роль и функции библиотек в свете новой парадигмы образования. Библиотечная система ПМР: особенности функционирования и задачи.


^ Модуль II. Стандартизация в работе библиотек системы просвещения на современном этапе

Тема 2.2. Действующие ГОСТы и стандарты в библиотечном деле.

Современные подходы к стандартизации библиографического описания. Российские правила каталогизации. Стандарты и правила. Состав и содержание библиографического описания документа. Общие представления. Структура и элементы библиографического описания. Библиографическая запись. Особенности библиографического описания книг, научных изданий, учебных, учебно-методических, аудио - видеоизданий, описание официальных материалов.


^ Модуль III Актуальные проблемы теории библиотечной деятельности


Тема 3.1. Современные тенденции и проблемы развития библиотек ПМР

Знакомство с целями, задачами, основными приоритетами и инструментами государственной библиотечной политики, осуществляемой Министерством просвещения ПМР, определяемые глобальными факторами, оказывающими принципиальное влияние на библиотечное дело как социальную систему: вхождением ПМР в информационное общество и в процесс международной интеграции и глобализации, формированием общества знаний, а также социально – политическими и экономическими преобразованиями в ПМР.


Тема 3.2. Библиотечная сеть ПМР. Типы и виды библиотек

Типы и виды библиотек на территории ПМР. Уровни управления библиотеками ПМР. Принципы управления библиотечным делом. Функции и методы управления. Управление ЦБС, структура и функции ЦБС.


Тема 3.3. Современный подход к планированию работы библиотек системы просвещения, отчетность в работе библиотек.

Принципы планирования. Общие требования. Перспективное, текущее планирование работы библиотеки. Примерная форма и структура плана (отчета) работы библиотеки. Новые подходы в организации отчетности библиотек. Работа библиотек по организации ежегодной библиотечной статистики. Анализ выполнения контрольных и аналитических показателей работы библиотек. Паспортизация библиотек системы просвещения.


Тема 3.4. Духовно-нравственное воспитание молодого поколения на основе принципа толерантности формами и методами библиотечной работы

Инновационные подходы к организации воспитательной работы в библиотеке. Совместная работа библиотекаря и учителей-предметников по формированию информационной культуры учащихся. Деятельность библиотек по патриотическому воспитанию пользователей.


Тема 3.5. Проблемы комплектования библиотечно-информационного фонда ПМР.

Ознакомление с нормативными требованиями по формированию Перечня программ и учебных изданий, рекомендованных МП ПМР к использованию в образовательном процессе ОО ПМР, а также с формированием заказов и приобретением новых базовых учебников ООО ПМР в соответствии с Указом Президента ПМР № 507 от 27.07.2009 г. И Положением о порядке предоставления в пользование учебной литературы в государственных (муниципальных) организациях образования ПМР (приложение к Указу президента ПМР № 507 от 27.07.2009 г.)

Тема 3.6. Сохранность фонда одно из условий функционирования и развития библиотек системы просвещения

Направления деятельности по сохранности библиотечных фондов. Основные причины повреждения документов. Правила хранения документов. Размещение документов. Использование документов.


^ Модуль IV. Методическое обеспечение библиотечной деятельности


Тема 4.1 Инструктивно-методические материалы по обеспечению библиотечной деятельности

Инструкции, методические указания, методические рекомендации по организации работы библиотек системы просвещения. Учет библиотечного фонда. Система учета документов. Делопроизводство в организации учета документов. Должностные инструкции библиотечных работников.


^ Модуль V Современные методики и технологии организации библиотечного дела


Тема 5.1. Технология формирования информационного фонда библиотек системы просвещения. Виды и источники комплектования

Система процессов по комплектованию книжных фондов. Принципы комплектования. Текущее, дополнительное и первоначальное комплектование. Централизованные и местные источники комплектования. Технология комплектования.


Тема 5.2. Современные аспекты моделирования библиотечного фонда

Комплекс моделей БФ: описательная, математическая, тематико-типологическая или структурная, библиографическая и др. Этапы составления модели БФ. Реальная или модель-копия и идеальная или модель-проспект. Параметры моделирования. Коэффициент соответствия БФ, темп роста и обновляемость фонда. Моделирование как основа формирования краеведческого фонда библиотек.


Тема 5.3. Библиотечное краеведение и воспитание патриотизма

Формы и методы библиотечной работы по краеведению. Библиотека как центр экологической культуры и информации.


Тема 5.4. Современные технологии обслуживания пользователей библиотек

Структура обслуживания в библиотеке системы просвещения. Абонемент. Виды. Специфические функции. Технология обслуживания пользователей на абонементе.


Тема 5.5. Инновационные формы библиотечной работы

Нестандартные и интерактивные выставки (выставка - концепция, выставка -настроение, выставка - сюрприз, выставка - викторина, выставки - ситуации).

Библиотерапия: задачи, подходы, методы. Библиотерапия и психология чтения.

Применение новых коммуникативных технологий в библиотерапевтической деятельности библиотек. Библиотечная реклама: определение, сущность, функции, специфика. Рекламно – информационная деятельность библиотеки.


Тема 5.6. Системы библиотечно - библиографических классификаций

Десятичная классификация Дьюи (ДКД), Универсальная десятичная классификация (УДК), Библиотечно-библиографическая классификация (ББК). Общая характеристика.


Тема 5.7. Справочный аппарат библиотеки. Система каталогов и картотек библиотек просвещения

Виды каталогов. Формы каталогов. Структура. Назначение. Организация и ведение каталогов. Электронные каталоги: проблемы и решения. Система картотек.


Тема 5.8. Алфавитный каталог. Структура. Назначение.

Организация и ведение алфавитного каталога. Внешнее оформление алфавитного каталога. Текущее и плановое редактирование. Порядок оформления карточек в алфавитном каталоге.


Тема 5.9. Систематический каталог. Структура. Назначение.

Сущность и функции систематического каталога. Требования к организации систематического каталога. Оформление. Расстановка карточек в систематическом каталоге. Расположение библиографических описаний документов внутри разделов каталога.


Тема 5.10. Духовно-нравственное воспитание формами и методами библиотечной работы

Методы изучения читателей и чтения. Виды читательских интересов. Библиотечная психология. Методы и формы работы с читателями. Принципы и задачи работы с читателями. Цель библиотеки как структурного подразделения образовательного учреждения в формировании общей культуры личности обучающихся.


Тема 5.11. Основы сценарного мастерства

Основы драматургического построения материала. Понятия композиция, тема, идея, конфликт.

Тема 5.12. Организации досугового мероприятия

Понятие «клубное мероприятие». Законы организации досугового мероприятия. Законы художественности и драматургического построения. Закон соучастия.


Модуль VI Использование компьютерных технологий в профессиональной деятельности специалистов библиотек


Тема 6.1. Компьютерные технологии в ведении библиотечной документации

Современные компьютерные технологии в составлении электронного варианта каталогов и картотек. Составление баз данных.

Тема 6.2. Компьютерная обработка библиотечных статистических отчетов

Отчетность в работе библиотеки. Закон ПМР от 19.12.2002 № 93-3-III (о государственной статистике». Новые подходы к проведению статотчетности. Формы № 6-НК. Построение таблиц № 6-НК в программе Exel. Оформление аналитической части (пояснительные записки) к форме № 6-НК.

Модуль VII Изучение позитивного опыта


Тема 7.1. Изучение позитивного опыта работы специалистов библиотек ПМР.

Позитивный опыт работы публичных библиотек г. Бендеры по компьютеризации и автоматизации библиотечных процессов

Позитивный опыт работы публичных библиотек г. Тирасполя по инновационной деятельности детской библиотеки

Позитивный опыт работы публичной библиотеки г. Рыбницы по составлению методических материалов в помощь библиотекарю

«Краеведение. Работа по составлению указателей по краеведению. Работа с программой факультативного курса «Литература Приднестровья» (Опыт работы),

«Организация работы лицейской библиотеки»

МОУ «Теоретический Лицей №2 г. Тирасполь»

Тема 7.2. Позитивный опыт работы НБ ПГУ им. Т.Г.Шевченко по внедрению информационных технологий

Позитивный опыт работы НБ ПГУ им.Т.Г.Шевченко по созданию электронных баз данных.


Вариативная часть


Спецкурсы (спецсеминары):

«Справочно-библиографическая и информационная работа библиотеки»

ТЕМА 1 Формирование информационной культуры пользователей библиотек


ТЕМА 2 Информационно-библиографическое обслуживание пользователей библиотек


ТЕМА 3 Использование ПК при составлении электронных баз данных


«Формирование правового поля профессии: нормативные правовые документы по библиотечному делу»

ТЕМА 1 Основные документы, определяющие правовую основу управления библиотечным делом: Законы ПМР


ТЕМА 2 Нормативно-правовая база библиотечного дела, принятая Верховным Советом и Постановлением ПМР


ТЕМА 3 Нормативно-правовые акты Министерства просвещения ПМР


ТЕМА 4 Практическая реализация Положения

«О порядке предоставления в пользование учебной литературы в государственных (муниципальных) организациях образования ПМР


^ Вопросы к контрольной работе:

по блоку «Современные методики и технологии

организации библиотечного дела»

(4-х недельные КПК)

^ I вариант

1 задание

1. Планирование работы библиотеки организации образования в современных условиях?

а) Дайте определение «Что такое план библиотеки».

б) Охарактеризуйте перспективное планирование работы библиотеки органи­заций образования (ОО).

2 задание

а) Что такое комплектование библиотечного фонда? (БФ)

б) Расскажите о видах комплектования БФ.

^ II вариант

1 задание

а) Дайте характеристику текущего планирования библиотеки организаций
образования (00).

б) Примерная форма и структура плана работы библиотеки ОО.

в) Общие требования к планированию.

2 задание

а) Как осуществляется учет и обработка библиотечного фонда в ОО?

б) Охарактеризуйте виды учета.

^ III вариант

1 задание: Отчетность в работе библиотеки организаций образования (ОО).

а) Работа библиотеки 00 по организации ежегодной библиотечной статисти­ки.

б) Анализ выполнения контрольных и аналитических показателей работы
библиотеки 00.

2 задание:

а) Основные процессы организации библиотечного фонда,

б) Сохранность библиотечного фонда.

^ IV вариант

1 задание: Структура обслуживания в библиотеке организаций образования (ОО).

а) Индивидуальное обслуживание в библиотеке ОО.

б) Технология обслуживания пользователей на абонементе.

2 задание:

а) Технология организации проверки библиотечного фонда.

^ V вариант

1 задание:

б) Групповое и массовое обслуживание пользователей в библиотеке органи­заций
образования (ОО).

в) Читальный зал - основа работы библиотеки ОО.

2 задание:

а) Технология формирования фонда учебной литературы.

б) Самоанализ обеспеченности образовательного процесса ОО (на основе ак­тов
проверки учебных фондов).

^ VI вариант

1 задание:

а) Дайте определение библиотечной услуги.

б) Расскажите о процессах обслуживания пользователей в библиотеках ОО.

2 задание:

а) Учебно-методический фонд библиотеки ОО формы и методы работы.

б) Документация. Формы учета.

^ VII вариант

1 задание:

а) Понятие библиотечного фонда (БФ). Функции. Структура. Признаки. Формирование БФ.

2 задание:

а) Справочный аппарат библиотеки. Система каталогов.

^ VIII вариант

1 задание:

а) Виды и источники комплектования библиотечного фонда (БФ).

2 задание:

а) Алфавитный каталог. Структура. Назначение.


^ IX вариант

1 задание:

а) Общая характеристика систематического каталога. АПУ.

2 задание:

а) Формы воспитательной работы библиотеки ОО.

б) Формирование библиотечно-библиографической культуры учащихся в
системе общего образования.


^ X вариант

1 задание:

а) Система картотек библиотеки системы образования.

2 задание:

а) Работа библиотеки ОО с фондом учебной литературы. Документация. Формы учета.

Рекомендуемая литература

  1. Библиотечное дело. Терминологический словарь. М.: Книга, 1986. - 224 с.

  2. Библиотечные каталоги /Под ред. Г.И. Чешкова. М.: Книга, 1977. - 303 с.

  3. Богачева Р. Закон есть, а книг нет: Проблемы комплектования //Библиотека.-2000. -№ 3. - С. 12-18.

  4. Брауди Л.Р. и др. Основы библиотечно-библиографических знаний: Учебное пособие для средних специальных заведений. М.: Высшая школа, 1987. - 94 с.

  5. Воронько К.Л. Организация библиотечных фондов и каталогов. М.: Книга, 1981.-327 с.

  6. Гендина Н. Дидактические основы формирования информационной культуры //Школьная библиотека. - 2002. - №1. - С. 24-28.

  7. Гендина Н. и др. Формирование информационной культуры // Школьная биб­лиотека. - 2001. - № 6. - С. 3-6.

  8. Георгизова А. Как использовать совокупный фонд?... //Библиотека. - 2001. -№3.-С. 27-29.

  9. Зуева Е. Размышление о планировании работы школьной библиотеки //Школьная библиотека. - 2001. ~№ 4. - С. 25-26.




  1. Зуева Е. Размышления о планировании работы школьной библиотеки //Школьная библиотека. - 2001. -№ 4. - С. 25-26.

  2. Каталоги и картотеки ЦБС: Практ. пособие /Под ред. Т.В. Борисенко, Э.Р. Сукиасяна. - М.: Книга, 1985. - 127 с.

  3. Каталоги и картотеки централизованной библиотечной системы: Практиче­ское пособие. М.: Книга, 1985. - 128 с.

13.Краткий справочник школьного библиотекаря. //О.Р. Старовойтова при уча­стии Т.Н. Поляковой, Ю.В. Лисовской; Под общ. ред. Г.И. Позняковой. СПб.: Профессия, 2001.-352 с.

Н.Планирование и отчетность в работе школьной библиотеки: Методические рекомендации. / М.С. Андреева, Е.В. Баханская, И.В. Дейнеко, Н.В. Маршева. М.: ООО «Чистые пруды», 2005. - 32 с.

15.Разина Н.А. Памятки к планированию работы школы на учебный год. // Завуч. -2002.-№1.-С. 91-95.

16.Сироткина С. Планирование работы школьной библиотеки //Школьная биб­лиотека. - 2001. -№ 4. - С. 27-29.

  1. Систематический каталог: Практ. пособие /Сост. Э.Р. Сукиасян. М.: Кн. пала­та, 1990. - 182 с.

  2. Справочник библиотекаря /Сост. С.Г. Антонова, Ю Г.А. Семенова. М.: Кни­га, 1985.-303 с.

19.Столяров Ю. Как сохранить библиотечные фонды? М.: Либерия, 1995. - 127с. 20. Сукиасян Э.Р. Еще раз о расстановке карточек // Библиотекарь. - 2002. - № 11.-С.29.


Тематика курсовых (творческих) работ для слушателей

КПК библиотечных работников

  1. Абонемент: сплав традиций и инноваций.

  2. Активизация информационной работы школьной библиотеки.

  3. Актуальное направление деятельности детских библиотек в целях организа­ции чтения в семьях, имеющих детей с особенностями развития.

  4. Алфавитный каталог, его назначение и структура.

  5. Анализ состава и сохранность фонда библиотеки ОО - одно из условий нор­мального функционирования школьной библиотеки.

  6. ББЗ: виды и формы пропаганды.

  7. Беседа как форма индивидуальной работы с читателем.

  8. Библиографическое описание и его виды.

  9. Библиография в помощь учебному процессу.

  10. Библиотека в помощь учебному процессу и самообразованию учащихся.

  11. Библиотека в помощь развитию творческого потенциала учителя.

  12. Библиотека и информационное обеспечение образовательного процесса.

  13. Библиотека и реклама.

14. Библиотеки и музеи в общем пространстве информации и искусства.

  1. Библиотека и религия.

  2. Библиотека и юный читатель.

  3. Библиотека как информационная система.

  4. Библиотека как лаборатория по совершенствованию обеспечения образова­тельного процесса литературой и информацией.

  5. Библиотека как центр воспитания у детей интереса к чтению в условиях дву­язычной детской аудитории.

  6. Библиотеки и ассоциации в меняющемся мире: новые технологии, новые формы сотрудничества.

  7. Библиотеки и младший школьник. Основные формы и методы работы с учащимися 1-4 классов.

  8. Библиотерапия - важный помощник в борьбе с недугами.

  9. Библиотерапия и дети-инвалиды.

  10. Библиотерапия: история и современность.

  11. Библиотечно-библиографические знания молодежи.

  12. Библиотечный урок - основа формирования культуры чтения учащихся.

  13. Библиотечный урок как актуальная форма пропаганды ББЗ.

  14. Библиотечный фонд. Виды комплектации. Организация фондов. Опыт рабо­ты.

  15. Взаимодействие библиотеки и семьи в укреплении психологического здоро­вья ребенка.

  16. Взаимодействие библиотеки, педколлектива, родителей в совершенствовании организации работы с учащимися.

  17. Взаимодействие библиотеки и педколлектива в помощь изучению школьной программы.

  18. Внедрение платных услуг в библиотеке .Опыт работы.

  19. Возможности коррекционно-развивающей среды детской библиотеки по со­циальной адаптации детей-инвалидов.

  20. Воспитание толерантного сознания у детей через книгу и библиотеку.

  21. Выставочная работа детской библиотеки

Библиотека как социально-культурная система: вопросы управления пуб­личной библиотекой.

  1. Детская библиотека - информационно-досуговый центр.

  2. Детская библиотека на рынке образовательных услуг.

  3. Детские и юношеские библиотеки как ресурс формирования гражданского общества.

  4. Дни информации как форма библиотечной пропаганды литературы.

  5. Игровые формы пропаганды книги в работе с младшими школьниками.

  6. Из опыта работы библиотеки по составлению сценариев и проведению лите­ратурных вечеров, читательских конференций, устных журналов, поэтиче­ских чтений, диспутов, литературных кафе, гостиных, лото, аукционов и т.д.

  7. Инновационные подходы к комплектованию библиотек ОО.

  8. Интеллектуальная игра как форма привлечения детей к чтению.

  9. Информационно-библиографическая работа в помощь читателю детской библиотеки.

  10. Информационно-библиографическая работа школьной библиотеки в помощь учителю.

  11. Информационные, культурные и образовательные ресурсы медиатеки в вос­питании школьников.

  12. Использование ББК в организации картотек. Опыт работы.

  13. Каталоги и картотеки. Система каталогов и картотек. Опыт работы по созда­нию традиционного справочного аппарата библиотеки.

  14. Комплексные формы пропаганды книги.

  15. Коррекционная работа с читателями младшего школьного возраста как твор­чество библиотеки и семьи.

  16. Лицейская библиотека - центр духовных ценностей.

  17. Массовое и элитарное чтение в дискомфортных и кризисных ситуациях.

  18. Менеджмент и маркетинг библиотечной деятельности.

  19. Место и роль школьного библиотечного медиацентра в едином информаци­онном пространстве школы.

  20. Методика подготовки и проведения библиотечных уроков.

  21. Методика составления библиографических списков, указателей.

  22. Методы изучения состава и использования книжного фонда в помощь школьной программе.

  23. Наглядные формы пропаганды литературы: разработка и описание книжных выставок, широкого просмотра литературы.

  24. Некоторые аспекты инновационной работы библиотеки гимназии в совре­менных условиях.

  25. Новации в информационном обслуживания читателей.

  26. Новации в работе детской библиотеки.

  27. Новые информационные технологии в библиотечной практике.

  28. Организация и оформление книжного фонда для малышей.

  29. Организация информационной среды школьной библиотеки.

  30. Организация работы библиотеки ОО по использованию и сохранности фонда учебников.

  31. Основные формы и методы руководства чтением.

  32. Особенности психологии детского чтения.

  33. Особенности обслуживания читателей в читальном зале (на абонементе) в современных условиях.

  34. Особенности работы библиотеки вспомогательной школы с читателями.

  35. Применение новых коммуникативных технологий в библиотерапевтической деятельности библиотек.

  36. Пропаганда ББЗ среди учителей и учащихся.

  37. Пропаганда ББЗ, основные направления работы в современных условиях..

  38. Пропаганда рекомендательных пособий. Путешествие по страницам библио­графического указателя.

  39. Психологические особенности чтения молодежи.

  40. Работа библиотеки в помощь изучению и углублению программного мате­риала.

  41. Работа библиотеки ОО в помощь школьной программе.

  42. Работа библиотеки с выпускниками школ.

  43. Реализация функций библиотеки в современных условиях.

  44. Роль игры в повышении эффективности руководства чтением младших школьников.

  45. Роль библиотеки в духовной жизни подростка.

  46. Роль и место публичной библиотеки в формировании навыков родной речи и духовном оздоровлении общества.

  47. Роль и место сельских библиотек в современном обществе.

  48. Роль школьной библиотеки в повышении уровня учебно-воспитательного процесса в школе.

  49. Систематический каталог, его назначение и структура.

  50. Сказкотерапия и игровые методы развития творческой личности.

  51. Смех в художественной литературе - одно из средств библиотерапевтическо-го воздействия на читателей.

  52. Совершенствование организации работы МО школьных библиотекарей.

  53. Совместная работа библиотекаря и учителя по формированию общеучебных умений и навыков пользователей при работе со справочной литературой.

  54. Справочно-библиографический аппарат в помощь читателю сельской биб­лиотеки.

  55. Тематический обзор; методика организации и проведения. Опыт работы.

  56. Технологические процессы в практике публичной библиотеки

  57. Технология работы библиотеки организации образования (ОО).

  58. Технология работы библиотеки образовательного учреждения.

  59. Устные формы пропаганды литературы. Из опыта работы библиотеки по пропаганде литературы в помощь учебному процессу по краеведению, по эс­тетическому воспитанию и т.д.

  60. Учебно-методический фонд школьной библиотеки. Формы и методы работы.

  61. Формирование библиотечно-библиографической культуры учащихся в сис­теме школьного образования.

  62. Формирование фонда периодической и методической литературы в условиях публичной библиотеки.

  63. Формы и методы воспитательной работы библиотеки. Традиции и иннова­ции.

  64. Формы и методы индивидуальной работы с читателями различных возрас­тных групп.




  1. Формы краеведческой работы библиотеки.

  2. Формы пропаганды периодических изданий. Из опыта работы с периоди­ческими изданиями.

  3. Школьная библиотека - особая среда образования и развития всех участ­ников образовательного процесса.

  4. Школьная библиотека в условиях развития образования.

  5. Школьная библиотека и творческое развитие личности ребенка.

  6. Школьный библиотечный медиацентр: будущее библиотеки ОО в условиях модернизации системы просвещения.

  7. Экологическое воспитание детского читателя.

  8. Юным читателям о культуре чтения.

Примерная тематика творческих работ для руководителей библиотек

  1. Библиотечный менеджмент в практике работы публичной библиотеки.

  2. Библиотечный маркетинг как современная концепция управления.

  3. Библиотека в условиях модернизации системы просвещения.

  4. Контроль как элемент стратегического управления центральной библиотеч­ной системой.

  5. Стратегическое управление персоналом библиотеки.

  6. Управление инновационными процессами библиотеки.

  7. Коммуникативные процессы в управлении библиотекой.

  8. Психологические основы управления библиотекой.

  9. Социологические исследования в практике работы публичных библиотек



Вопросы к итоговой аттестации


1. Планирование и отчетность в работе библиотеки.

2. Общая характеристика Закона ПМР «О библиотечном деле». Дайте определение следующим понятиям «Библиотека», «Пользователь», «Документ», «Библиотечный фонд».

3. Справочно-библиографическое обслуживание пользователей библиотеки

4.Правила предоставления услуг библиотеками Приднестровской Молдавской Республики.

5. Формы и методы воспитательной работы библиотеки.

6. Инструкция «Об учете фонда в библиотеках (библиотечных системах) ПМР». Суммарный учет библиотечного фонда.

7. Виды абонементов. Технология обслуживания пользователей на абонементе.

8. Инструкция «Об учете фонда в библиотеках (библиотечных системах) ПМР».

Проверка библиотечного фонда.

9. Технология формирования фонда библиотеки.

10.Инструкция «Об учете фонда в библиотеках (библиотечных системах) ПМР». Порядок поступления документов в библиотечный фонд.

11. Системы библиотечно-библиографических классификаций.

12.Положение «О массовой библиотеке». Общая характеристика

13. Справочный аппарат библиотеки. Общая характеристика.

14. Общая характеристика систематического каталога. Алфавитно-предметный указатель

(АПУ).

15. Организация работы библиотеки по краеведению.

16. Инструкция «Об учете фонда в библиотеках (библиотечных системах) ПМР».

Индивидуальный учет.

17. Система картотек библиотеки.

18.Работа библиотеки по выполнению Закона ПМР «О статистической отчетности».

19.Работа библиотеки по оказанию платных услуг.

20. Положение «О книжных памятниках Приднестровской Молдавской Республики».

21. Технология обслуживания в читальном зале. Виды читальных залов.

22. Закон ПМР «О библиотечном деле». Библиотечные фонды.

23. Наглядные формы пропаганды литературы. Реклама библиотечной деятельности.

24. Закон ПМР «О библиотечном деле». Права и обязанности пользователей в сфере библиотечного дела.

25.Закон ПМР «Об обязательном экземпляре».

26.Действующие ГОСТы и стандарты в библиотечном деле

27. Положение «О библиотеке образовательного учреждения». Задачи и базисные функции.

28. Библиография. Виды библиографии.

29. Организация библиотечного дела в ПМР. Библиотечная сеть. Типы библиотек.

30. Положение «О материальной ответственности библиотечных работников системы

Системы просвещения». Общая характеристика.

31.Закон ПМР «О библиотечном деле». Права и обязанности государства в сфере

Библиотечного дела.

32. Виды и источники комплектования библиотечных фондов. Особенности

комплектования в современных условиях.

33. Современные аспекты моделирования БФ


Рекомендуемая литература

  1. Аленин Л.М. Использование аудиовидеотехнических средств в библиотеке: Учебно-практ. пособие. - М.: Либерия, 2004. - 208 с.

  2. Библиотека в эпоху перемен. - Информ. сборник (Дайжест). - Вып.З(П) -М.: Изд-во Российской Государ.биб-ки. -172 с. Библиотека и Интернеттехнологии.

  3. Библиотечное дело. Теория. Методика. Практика: изб. труды /Ванеев А.Н. -СПб., 2004.-380 с.

  4. Библиотечные компьютерные сети: Россия и Запад. Вып.2/ Науч.ред.-сост. Е.И. Кузмин, М.Н. Усаев. - М.: Либерия, 2003. 200 с.

  5. Библиотечный психолог: Грани творчества /Сост. Кабачек О.Л. - М.: Школьная библиотека. 2002. - 232 с.

  6. Библиотечный словарь Биография- наука о биографиях. О том, как их пи­сать, как собирать для них материал

  7. Борисова О.О. Реклама в библиотеке: Учебно-практическое пособие. - М.: Либерия-Бибинформ, 2005. - 216 с.

  8. Бородина В.А. Библиотечное обслуживание Учебно-мет. пособие. - М.: Ли­берия, 2004.-168 с.

  9. Всемирная история библиотек - 2-е изд., доп./ Володин Б.Ф. -СПб, 2004-432 с.

10.Выставочная деятельность публичных библиотек: практ. пособие / Збаровская Н.В. - СПб., 2003. - 160 с.

11.Галимова Е.Я. библиотечный сервис: Учебно-методическое пособие. - М.: Либерия-Бибинформ, 2006. -144 с.

12.М.Гендина Н.И. и др. формирование информационной культуры личности в библиотеках и образовательных учреждениях: Учебно-методическое пособие. -М.: Школьная библиотека, 2002. - 288 с.

13.Головко СИ. Специалист: образование компетентность, новаторство: Науч­но-практическое пособие. - М.: Либерия-Бибинформ, 2005. - 144 с.

14.Документация библиотеки //Библиотеки учебных заведений. -М. -2006. -вып. 1.-с. 2-68.

15.Дрешер Ю.Н. Библиотерапия: Учебно-методическое пособие. - М.: Школь­ная библиотека, 2005. - 224 с.

16.Дрешер Ю.Н. Современная концепция подготовки специалиста-библиотерапевта. - Казань: Медицина, 2003. - 248 с.

17.Ерахторина О.М. Пропаганда художественной литературы в помощь учеб­ному процессу: Методические материалы //Библиотеки учебных заведений. -М. - 2006. - вып. 2. - С. 2-64.

  1. Зайцева Т.А. Современные методики делопроизводства в библиотеке: Учеб-но-метод. пособие. - М.: Либерия, 2004. - 128 с.

  2. Замсков А.И., Шрайберг Я.Л. Электронные библиотеки: Учебник для сту­дентов ВУЗов культуры и искусств и др. высших учебных заведений / Зам-сков А.И., Шрайберг Я.Л. - М..: Либерия, 2003,- 352 с.

20. Ю.Иванова Г.Л. Школьный библиотекарь: Становление профессии. - М: Школьная библиотека, 2004. - 288 с.

21.Инновации в библиотеках: практическое пособие /Каганова Е.Ю. - СПб., 2003.-320 с.

22.И.Коготков Д.Я. Библиографическая деятельность библиотек: организация, управление, технология: Учебник. - СПб.: Профессия, 2004. - 304 с.

23 .Комиссарова Л.Д. Социально-психологические технологии в работе совре­менной публичной библиотеки: Методическое пособие. - М.: Либерия, 2003. -150 с.

24.Краеведческая работа библиотек: практ. пособие/ Маслова А.Н., Балацкая Н.М., Николаева Л.С. - СПб., 2004. - 300 с.

25.Краткий справочник школьного библиотекаря /О.Р. Старовойтова; под общ. Ред. Г.И. Поздняковой. - СПб.: Профессия, 2001. - 352 с.

26.Моргенштейн И.Г. Общее библиографоведение: Учебное пособие для сту­дентов по специальности «Библиотечно-информационная деятельность» . -СПб.: Профессия, 2005. - 208 с.

27.Отле Г. Библиотека, библиография, документация: Избранные труды пионе­ра информатики. - М.: Фаир-Пресс, Пашков дом, 2004. - 350 с.

28. Пашин A.M. Библиотека как социально-культурная система: вопросы управ­ления: Учебно-методическое пособие. - М.: Либерия-Бибинформ, 2005. –

96 с.

29.Полевина Е.В. Иллюстрация детской книги в библиотечной работе с детьми. - М.: Школьная библиотека, 2003. -208 с.

30.Российское библиотековедение: XX век. Направления развития, проблемы и перспективы; Опыт монографического исследования / Сост. Ю.П. Меленьтье-ва; Науч. Ред. Ильекова Л.М. - М.: Фаир-Пресс; Пашков дом, 2003.- 428 с.

31. Савина И.А. Библиографическое описание документа: Семиотический под­
ход: Учебно-методическое пособие /И.А. Савина; Под ред. Н.Б. Зиновьевой. -
М.: Либерия, 2004. - 88 с.

32. Савина И.А. Библиографическое описание документов: Семиатический под­
ход: Учебно-мет. пособие / И.А. Савина; Под. ред. Н.Б Зиновьевой. - М.: Ли­
берия, 2004. - 88 с

33.Сетевой информационный поиск: практ. пособие /Романенко В.Н., Никити­на Г.В. - СПб, 2003. - 288 с.

34.Справочник библиографа /Науч. Ред. А.И. Ванеев, В.А. Минкина. - СПб.: Профессия, 2003. - 560 с.

35.Справочник библиографа. 2-е изд., перераб. и доп. / Под общ. ред. проф. Минкиной В.А. - СПб, 2003. - 560 с.

36.Справочник информационного работника /Под общ. ред. Р.С. Гиляровского, В.А. Минкиной. - СПб, 2004. - 600с.

37.Средь умных книг, хранящихся на полке: Сценарии библиотечных уроков и праздников /Сост. Н.М. Макарова. - М.: Школьная библиотека, 2002. -168 с.

38.Стандарты по библиотечно-информационной деятельности. - СПб, 2003. –

512 с.

39.Столяров Ю.Н. Библиотечный фонд правовой документации: Учебно-практическое пособие. - М.: Либерия, 2003. - 256 с.

40. Суслова И.М. Кармовский В.В. Менеджмент в современной библиотеке:

Научно-метод. пособие. - М.: Либерия, 2004. - 175 с.

41. Суслова И.М. Основы библиотечного менеджмента: Учебно-практическое
пособие. - М.: Либерия, 2000. - 232 с.

42.Суслова И.М. Практический маркетинг в библиотеках: Учебно-методическое пособие. -М.: Либерия, 2004. - 144 с.

43.Телко И.С. Технологические процессы в библиотечной работе: Учебно-методическое пособие. - М.: Либерия-Бибинформ, 2005. -176 с.

44. Тихомирова И.П. Психология детского чтения от А до Я: Методический сло­варь справочник для библиотекарей. М.: Школьная библиотека, 2004. - 248 с.

45.Чуприна Н.Т. Универсальная библиотека: Инновационная деятельность в профессиональной практике: Научно-практ. пособие -М.: Либерия, 2004.-120 с.

programma-prednaznachena-dlya-prepodavatelej-vedushih-dannuyu-disciplinu-uchebnih-assistentov-i-studentov-dlya-napravleniya-040100-62-sociologiya-dlya-podgotovki-bakalavra-izuchayushih-disciplinu-sovremennaya-istoriya-rossii.html
programma-prednaznachena-dlya-prepodavatelej-vedushih-dannuyu-disciplinu-uchebnih-assistentov-i-studentov-napravleniya-030200-62-politologiya-podgotovki-bakalavra-izuchayushih-disciplinu-vvedenie-v-teoriyu-kommunikacii.html
programma-prednaznachena-dlya-prepodavatelej-vedushih-dannuyu-disciplinu-uchebnih-assistentov-i-studentov-napravleniya-031600-62-reklama-i-svyazi-s-obshestvennostyu.html
programma-prednaznachena-dlya-prepodavatelej-vedushih-dannuyu-disciplinu-uchebnih-assistentov-i-studentov-napravleniya-podgotovki-030200-62-politologiya-izuchayushih-disciplinu-anglijskij-yazik-dlya-professionalnoj-deyatelnosti.html
programma-prednaznachena-dlya-prepodavatelej-vedushih-dannuyu-disciplinu-uchebnih-assistentov-i-studentov-napravleniya-podgotovki-030600-62-istoriya-uroven-podgotovki-bakalavra-izuchayushih-disciplinu-latinskij-yazik.html
programma-prednaznachena-dlya-prepodavatelej-vedushih-dannuyu-disciplinu-uchebnih-assistentov-i-studentov-napravleniya-podgotovki-080200-62-menedzhment-izuchayushih-disciplinu-ekonomicheskaya-teoriya-i-institucionalnaya-ekonomika.html
  • turn.bystrickaya.ru/opit-osushestvleniya-pravosudiya-v-otnoshenii-nesovershennoletnih-v-rostovskoj-oblasti.html
  • universitet.bystrickaya.ru/u-gershovich-podhodi-k-iudaizmu-v-evrejskoj-misli-novogo-i-novejshego-vremeni.html
  • knigi.bystrickaya.ru/sobranie-deputatov-nizhnekumashkinskogo-selskogo-poseleniya-reshenie-stranica-11.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/uchebno-metodicheskij-kompleks-uchebnoj-disciplini-sociologiya-organizacij-dlya-studentov-sociologicheskogo-fakulteta-moskva-200.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/v-chesnokova-parsons-t-p-18-ostrukture-socialnogo-dejstviya.html
  • nauka.bystrickaya.ru/ulrih-beksmann-v-i-danilov-danilyan-ustojchivoe-razvitie-ikoevolyuciya-utochnenie-ponyatij.html
  • bukva.bystrickaya.ru/media-v-sovremennom-rossijskom-sociume-rossijskij-komitet-programmi-yunesko-informaciya-dlya-vseh-byuro-yunesko-v-moskve.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/midiya.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/metodicheskie-ukazaniya-po-discipline-ekonomicheskaya-kibernetika-stranica-2.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/uchebnogo-plana-po-specialnosti-080801-65-prikladnaya-informatika-po-oblastyam-dlya-oblasti-ekonomika-imenedzhment.html
  • znanie.bystrickaya.ru/bbk-88-4.html
  • kanikulyi.bystrickaya.ru/vvedenie-a-g-rokah-fizika-tehnika-inte.html
  • essay.bystrickaya.ru/diskriminaciya-po-priznaku-cveta-kozhi-rasi-nacionalnoj-prinadlezhnosti-iveroispovedaniya.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/mezhpredmetnaya-svyaz-annotaciya-rabochej-programmi-disciplini-istoriya-obshaya-trudoemkost-izucheniya-disciplini-sostavlyaet.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/proekt-kursa-gistologiya-i-gistologicheskaya-tehnika.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/poyasnitelnaya-zapiska-kurs-po-viboru-delimost-celih-chisel.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/literatura-test.html
  • holiday.bystrickaya.ru/municipalnaya-programma-po-preduprezhdeniyu-korrupcii-kak-mehanizm-razvitiya-sistemi-mestnogo-samoupravleniya.html
  • studies.bystrickaya.ru/analiz-effektivnosti-investicionnogo-proekta-stroitelstva-zhilogo-doma-v-g-volgograde.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/svoboda-dogovora.html
  • nauka.bystrickaya.ru/vii-ix-vv-upadok-gorodov-v-svyazi-s-varvar-nashestv-i-razriv-torg-svyazej-uroven-remesla-snizilsya-torgovlya-zamerla-melkie-i-srednie-goroda-agrarizov.html
  • teacher.bystrickaya.ru/georgij-gordeevich-golubev-vpare-s-sotim-chast-i-po-zovu-mechti.html
  • esse.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-uchebnoj-disciplini-kriminologiya-napravlenie.html
  • notebook.bystrickaya.ru/investicionnaya-programma.html
  • exchangerate.bystrickaya.ru/bileti-matematicheskie-metodi-issledovaniya-ekonomiki.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/profil-23032012-nenuzhnaya-revolyuciya-monitoring-smi-rf-po-pensionnoj-tematike-26-marta-2012-goda.html
  • credit.bystrickaya.ru/patogenez-vospaleniya-rabochaya-programma-po-patologii-ochnoe-obuchenie-po-specialnosti-farmaciya.html
  • thescience.bystrickaya.ru/gramota-za-otlichno-predstavyane-v-konkurs-she-vi-razkazha-za-svoya-rod-proveden-po-sluchaj-stogodishninata-na-rusenskiya-muzej-28-yuni-2004g.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/referat-pishevie-dobavki.html
  • university.bystrickaya.ru/glava-3-vremena-novie-protivniki-starie-kniga-rasskazivaet-o-samih-maloizvestnih-stranicah-istorii-lyuftvaffe.html
  • notebook.bystrickaya.ru/i-delam-molodyozhi.html
  • znanie.bystrickaya.ru/425-institucionalnoe-obespechenie-koncepciya-perehoda-respubliki-tadzhikistan-k-ustojchivomu-razvitiyu-soderzhanie.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/s38-obyasnite-poyavlenie-mimikrii-u-odnogo-iz-vidov-tarakanov-shodnogo-po-okraske-i-forme-tela-s-bozhej-korovkoj.html
  • lecture.bystrickaya.ru/akciznoe-nalogooblozhenie-chast-3.html
  • testyi.bystrickaya.ru/82-chast-ii-tovarovedenie-i-ekspertiza-neprodovolstvennih-tovarov-uchebno-metodicheskij-kompleks-specialnost.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.