Программа по спецкурсу "политическая психология"
.RU

Программа по спецкурсу "политическая психология"



МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ

МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ (УНИВЕРСИТЕТ) МИД РОССИИ

----------------------------------------------------------------

ФАКУЛЬТЕТ ПОЛИТОЛОГИИ

КАФЕДРА ПОЛИТИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ

Н.А.КОСОЛАПОВ,

к.и.н., проф.


Программа по спецкурсу


"ПОЛИТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ"


(32 часа)


для студентов Политологического факультета

МГИМО(У) МИД РФ


М о с к в а

2002/2003 уч.г.

ПОЛИТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ

(32 часа)

Из них: лекции -- 16 часов; семинары -- 16 часов;

самостоятельная работа -- не ограничена.

I. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ

I.1. ОПИСАНИЕ СПЕЦКУРСА

Спецкурс "Политическая психология" является вспомогательным

курсом для будущих профессиональных политологов (международников,

журналистов, специалистов по отношениям с общественностью). Он дополняет и конкретизирует знания, полученные из основных курсов

-- прежде всего теории политики, а также социологии, философии,

экономической теории и истории. Особый упор в содержании и

организации курса делается на системное понимание общества и

развивающихся в нем процессов, что принципиально важно для

отслеживания и прикладного анализа любых явлений и тенденций

психологического плана в политике.

Теоретический материал излагается с максимально возможной

опорой на известные студентам из других курсов (политологии,

истории и теории международных отношений, социологии и др.)

ситуации, явления и процессы внутренней и международной

политической жизни XX века с тем, чтобы слушатели на знакомом им

материале могли глубже понять политико-психологические концепции

и самостоятельно оценить значение и ценность профессионального

психологического анализа в политике.

Овладение спецкурсом предполагает знакомство слушателей с

основными понятиями и концепциями общей и социальной психологии,

введение которых в рамках данного краткого курса невозможно. Это

ограничение, с одной стороны, требует значительных объемов работы

слушателей со специальной литературой; а с другой, дает будущим

политологам понимание роли и значения психологических факторов в

политике, понимание специфики методов исследования, терминов и

концепций психологической науки, однако не является достаточным

для подготовки профессиональных политпсихологов.

Исторически сложились два доминирующих понимания предмета

психологии как науки об индивидуальном и социальном поведении

личности и групп (такое понимание предмета открывает путь к

построению всевозможных концепций манипулирования поведением

человека и различных социальных групп); и как науки о природе и

функционировании психики как особого феномена материального мира

(в рамках этого подхода поведение индивида и групп предстает как

всего лишь одно из проявлений психики и ее функционирования). По

этическим и нравственным соображениям содержание предлагаемого

спецкурса целиком определяется вторым подходом и не включает

такие крайние проявления первого подхода, как так называемые

дианетику, нейролингвистическое программирование и т.п.

Основной учебно-методический материал, рекомендуемый для

самостоятельной работы студентов по всему спецкурсу:
Андреева Г.М. Социальная психология. 6-е издание. М., 1996

(и позднейшие издания).

Гозман Л.А., Шестопал Е.Б. Политическая психология.

Ростов-на-Дону, 1997.

Дилигенский Г.Г. Социально-политическая психология. Изд.

2-е. М., 1996.

Еникеев М.И. Общая и социальная психология. Учебник для

вузов. М., 2000.

Косолапов Н.А. Политико-психологический анализ социально=

-территориальных систем. М., 1994.

Ольшанский Д.В. Политическая психология. М., 2001.

Перспективы социальной психологии. Ред.-сост. Майлз Хьюстон

и др. Пер. с англ. А.Мирера и др. 2-е изд., междунар. М., 2001.

Политическая психология. Под ред. А.А.Деркача, В.И.Жукова,

Л.Г.Лаптева. М., 2000.

Стоун Р. Политическая психология. М., 1996.

Хрестоматия по социальной психологии. М., 1994.

Шибутани Т. Социальная психология. М., 1968.., 2000.


I.2. ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КУРСА

Целями курса являются: ознакомление студентов-политологов с

основными категориями, проблемами и теоретико-методологическими

подходами современных психологии и политической психологии в

соответствии с требованиями обязательного государственного

образовательного стандарта; формирование у слушателей общего

представления о теоретических и методологических принципах научно

корректногополитико-психологического анализа политических

ситуаций, явлений, крупных социальных структур и политически

значимых процессов; создание основы для возможного в дальнейшем

более углубленного изучения политических психологии и социологии,

конкретных политологических дисциплин и специальных курсов.

Основные задачи спецкурса включают:

--- ознакомление студентов с базовыми категориями и

объяснительными принципами системы психологических наук;

--- уяснение специфики политики как сферы деятельности и

вытекающих из деятельностной природы политики последствий социо=

-культурного (как формирующего психологическую среду данного

общества) и политико-психологического характера;

--- понимание предмета политической психологии как особой

сферы приложения общей и социальной психологии;

--- дать студентам понимание того, что с позиций психологии

иррациональных форм психики и поведения не существует;

--- познакомить студентов с основными типами и видами

психических явлений и процессов и спецификой их функционирования

в политике и в связи с политикой;

--- дать студентам понимание основных принципов построения

системного исследования политико-психологических процессов на

уровне межличностных отношений и в больших социальных системах;

--- стимулировать в студентах интерес к человеческому

содержанию политики; к проблемам взаимосвязи текущей политики и

исторической эволюции политики как явления с развитием сознания и

психики в целом.

I.3. МЕСТО СПЕЦКУРСА

В СИСТЕМЕ СОЦИОГУМАНИТАРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Политическая психология является одним из прикладных

направлений психологической науки, в равной мере опирающимся на

категории, объяснительные принципы и концепции как общей, так и

социальной психологии. Используемые в политической психологии

понятия и теоретические построения специфичны психологическому

знанию и предполагают способность слушателя осознавать и четко

формулировать различия в трактовке и применении схожих терминов в

политической психологии и смежных социогуманитарных дисциплинах,

а не механическое перенесение понятий из других наук.

Общая психология изучает личность как бы "изнутри" во всех

присущих ей психических свойствах и качествах. Одним из многих

направлений такого исследования является психоанализ. Социальная

психология изучает личность во взаимодействии с другими людьми --

от межличностных отношений до психологических процессов в больших

социальных группах. Политическая психология синтезирует понятия и

концепции этих наук в той мере, какая необходима для понимания и

прогнозирования функционирования психики в условиях политики как

вида деятельности (деятельностный подход -- один из центральных

объяснительных принципов психологии).

Психология как наука о психике одной из своих опор имеет

весь комплекс наук о жизни вообще, биологии и анатомии человека в

первую очередь (эти науки как весьма специальные в рамках данного

спецкурса не затрагиваются); а другой -- весь комплекс наук об

обществе как специфической социальной форме жизнедеятельности

человека (с основами этих наук слушатели знакомятся в курсах

философии, истории, теории политики, социологии и других). В

процессе обучения студенты подробно знакомятся с различными

социальными дисциплинами, не получая подготовки в области наук о

жизни. Эта особенность социогуманитарного образования должна

осознаваться и учитываться как слушателями, так и преподавателем

в процессе изучения данного спецкурса.

I.4. МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ СПЕЦКУРСА

Методами изучения спецкурса являются лекции (16 часов),

семинарские занятия (16 часов), самостоятельная подготовка

студентов (желательно самостоятельное ознакомление студента как

минимум с одним учебником по общей и одним -- по социальной

психологии) и консультации с преподавателем.

В конце спецкурса проводится зачет.

По решению деканата и ректора Университета в методы изучения

спецкурса и формы контроля результатов его изучения в процессе

обучения могут вноситься изменения на протяжении учебного года.
I.5. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ СПЕЦКУРСА

Студенты по завершении спецкурса должны твердо усвоить

основные категории и объяснительные принципы психологии, иметь

представление о природе психического, о качественных отличиях

психики как явления от непсихических и смежных допсихических

явлений; о главнейших особенностях функционирования психики в

политической сфере деятельности, об основных методах прикладного

политико-психологического анализа; овладеть материалом в объеме

лекций, учебной и рекомендуемой литературы.

Практическими критериями степени усвоения учащимся данного

спецкурса являются понимание специфики психического; способность

сформулировать объект и предмет общей, социальной и политической

психологии; провести теоретические и методологические различия

между науками психологии в целом, политической психологией и

теорией политики; способность ставить психологические задачи в

рамках политического проекта (портрет политического лидера, план

PR-кампании, анализ поведения электората и/или проект влияния на

него, анализ политической ситуации и т.п.).

II. СОДЕРЖАНИЕ СПЕЦКУРСА

II.1. СТРУКТУРА КУРСА "ПОЛИТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ"

(Прочерк в таблице означает, что данная тема должна быть освоена

студентом самостоятельно по рекомендуемой литературе)

-----------------------------------------------------------------

Количество часов

РАЗДЕЛЫ И ТЕМЫ ----------------

Лекции Семинары

-----------------------------------------------------------------

i ii iii

=================================================================

Раздел I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ

ОСНОВАНИЯ НАУКИ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ

Тема 1. Политическая психология: явление и наука. 2 --

Предмет и история становления политической

психологии, основные направления, место в

системе психологических и политических наук.

Тема 2. Базовые категории и основные объяснительные -- --

принципы психологии, специфика приложения в

политической психологии.
Раздел II. ПСИХОЛОГИЯ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ

(ЛИЧНОСТЬ, ЛИДЕРСТВО, МАЛАЯ ГРУППА) В ПОЛИТИКЕ

Тема 3. Личность в политике и политическая 2 2

личность. Интересы, мотивация личности.

Политическая личность: ее инициация и

социализация. Мотивация в политике.

-----------------------------------------------------------------

-----------------------------------------------------------------

i ii iii

=================================================================

Тема 4. Лидерство как механизм структурирования 2 2

группы и ее активности. Лидерство в

политике. Лидер и лидерство. Лидер и

руководитель. Лидер и ведомые.

Психологические типы политики и лидерства.

Тема 5. Межличностные отношения в политике. Малая 2 --

группа: понятие, структура внутригрупповой

активности. Малые группы в политическом

процессе.
Раздел III. ПСИХОЛОГИЯ ПОЛИТИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ

И ПРОЦЕССОВ В БОЛЬШИХ СОЦИАЛЬНЫХ ГРУППАХ

Тема 6. Пределы межличностных отношений и политика. 2 2

Понятие и типы больших социальных групп.

Политическая психология первичных и

вторичных больших социальных групп.

Тема 7. Элита как механизм сопряжения межличностной 2 2

и макросистемной сфер отношений в обществе

и политике. Элиты в политическом процессе:

мотивация, поведение и социальная роль.

Тема 8. Политическое участие: личность в большой -- 2

социальной группе. Виды включенности, типы

отношений и политическое поведение в

социально типологизируемых ситуациях.
Раздел IV. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОЛИТИЧЕСКИХ

И СОЦИАЛЬНЫХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЙ

Тема 9. Взаимодействие как психологический механизм 2 2

политических общения и деятельности.

Политико-психологические взаимодействия

в политическом процессе: общение,

сотрудничество, партнерство, конфликт.

Тема 10. Психологические аспекты политического -- 2

общения. От общественного мнения к

политическому поведению. Психологические

основы электорального поведения.

Тема 11. Конфликтные взаимодействия в политике. 2 2

Политико-психологические функции

конфликта. Психология разрешения

конфликтов и поддержания социально-

политической стабильности.

-----------------------------------------------------------------

ИТОГО: лекции -- 16 час.

семинары -- 16 час.

самостоятельная работа -- не ограничена.

=================================================================

II.2. ПРОГРАММА СПЕЦКУРСА

ТЕМА 1. ПОЛИТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ: ЯВЛЕНИЕ И НАУКА.

Предмет и история становления политической психологии,

основные направления,

место в системе психологических и политических наук.

Индивид и пределы его возможностей: почему политика стала

интересоваться психологией.

"Человек общественный": проблема объекта психологических

исследований макросоциальных и политических процессов.

Что изучает наука психология: поведение или психику? Психика

как объект психологии.

Диалектика взаимосвязей психологии субъекта, процессов и

результатов его деятельности и изменения психологии субъекта и

психологии как явления в процессе и под влиянием деятельности.

История как процесс эволюции психики и сознания, их

операциональных структур и механизмов.

Мышление как средство и результат психологической

компенсации. Религия как форма познания и концептуализации.

Психология и проблема соотношения рационального и

иррационального в истории и практике.

История становления политической психологии, взаимодействие

ее с психологическими науками и смежными дисциплинами.

Современное понимание предмета политической психологии.

Основные направления политико-психологических исследований.

Психологическая детерминация, ее сопряжение с экономическим,

политическим, социо-историческим и культурно-цивилизационным

детерминизмом.

Политическая психология и политология: точки сопряжения и

теоретико-методологические водоразделы.


programma-praktiki-pedagogicheskoj-naimenovanie-praktiki-podgotovki-po-napravleniyu-050700-62-pedagogika-shifr-i-naimenovanie-napravleniya-specialnosti.html
programma-praktiki-poslevuzovskogo-professionalnogo-obrazovaniya-vrachej-po-specialnosti-stomatologiya-terapevticheskaya.html
programma-praktiki-uchebno-metod-stranica-11.html
programma-praktikuma.html
programma-pravitelstva-rossijskoj-federacii-po-povisheniyu-effektivnosti-byudzhetnih-rashodov-na-period.html
programma-pravovogo-prosvesheniya-izbiratelej-i-organizatorov-viborov-na-territorii-novouralskogo-gorodskogo-okruga-v-2008-godu-itogi-2007.html
  • letter.bystrickaya.ru/metodicheskie-ukazaniya-po-napisaniyu-sochineniya-uchebno-metodicheskij-kompleks-disciplini-prakticheskij-kurs-pervogo.html
  • control.bystrickaya.ru/doshkolnoe-vospitanie-12-2007soderzhanie-n-aulova-veter-v-grive-o-semenova-loshadi-lechat-voprosi-teorii.html
  • predmet.bystrickaya.ru/spisok-ustojchivih-latinskih-virazhenij-dlya-zauchivaniya-uchebno-metodicheskij-kompleks-dlya-studentov-zaochnogo-otdeleniya.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/uchebno-metodicheskij-kompleks-po-discipline-russkij-yazik-i-kultura-rechi-specialnost.html
  • klass.bystrickaya.ru/8-soglasovanie-rezultatov-i-itogovoe-zaklyuchenie-otchet-601-ob-ocenke-oborudovaniya-zakazchik-oao-kb-ispolnitel.html
  • kanikulyi.bystrickaya.ru/yastoyu-v-prohode-smotryu-na-dver-s-viveskoj-grimernaya-isnova-i-snova-zadayu-sebe-etot-vopros-eto-ya-melbogatra-nedavno-vernuvshijsya-v-etot-mir-s-namereniem-u-stranica-24.html
  • predmet.bystrickaya.ru/rukovodstvo-po-ekspluatacii-rkfl-008-00-00-re.html
  • report.bystrickaya.ru/imethenov-a-b-pamyatniki-prirodi-bajkala-novosibirsk-nauka-sib-otd-nie-1991-159-s-seriya-chelovek-i-okruzhayushaya-sreda.html
  • pisat.bystrickaya.ru/tema-9-issledovaniya-vnimaniya-v-kognitivnoj-psihologii-programma-disciplini-obshaya-psihologiya-razdel-pamyat-i.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/prikaz-ministerstva-obrazovaniya-i-nauki-prikaza-data-opublikovaniya-fazenda-nilson-viktorino-piresh-kandidat-ped-nauk.html
  • essay.bystrickaya.ru/chast-ii-g-p-shedrovickij-kprobleme-proektirovaniya-predmeta-sociologii.html
  • literatura.bystrickaya.ru/rossijskie-smi-o-mchs-monitoring-za-1-iyulya-2009-g.html
  • exam.bystrickaya.ru/zagaln-polozhennya-metodiki-rozslduvannya-okremih-vidv-zlochinv-krimnalstichna-harakteristika-zlochinv.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/vibor-metoda-issledovaniya-izdatelskaya-programma-300-luchshih-uchebnikov-dlya-visshej-shkoli-v-chest-300-letiya-sankt-peterburga.html
  • abstract.bystrickaya.ru/1-napravleniya-molodezhnoj-politiki-v-rajone.html
  • student.bystrickaya.ru/-3-chernyahovci-i-goti-istoriya-rossii-s-drevnejshih-vremen-do-konca-xx-veka-v-3-h-knigah-kniga-i.html
  • shkola.bystrickaya.ru/tema-47-ottepel-v-obshestvennoj-zhiznikulture-nauke-v-19501960-egg.html
  • klass.bystrickaya.ru/arhimandrit-rafail-karelin-stranica-7.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/programma-disciplini-osnovi-svyazej-s-obshestvennostyu-dlya-napravleniya-030200-62-politologiya-kurs-iv.html
  • education.bystrickaya.ru/1-informacionnie-sistemi-i-tehnologii.html
  • znanie.bystrickaya.ru/45-razvitie-infrastrukturi-i-zhilishno-kommunalnogo-hozyajstva-otchet-ob-itogah-realizacii-programmi-socialno-ekonomicheskogo.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/piramida-programm-ili-chto-takoe-kompyuternij-soft.html
  • thescience.bystrickaya.ru/itogo-310-osnovnie-pokazateli-deyatelnosti-gosudarstvennih-i-municipalnih-bibliotek-permskogo-kraya-v-2008-godu.html
  • university.bystrickaya.ru/glava-samoupravleniya-goroda-manturovo-organizaciya-territorialnogo-obshestvennogo-samoupravleniya-tipovie-municipalnie.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/poselok-chernyanka-belgorodskoj-oblasti-poluchit-sobstvennij-bassejn-fursenko-prinyal-reshenie.html
  • thesis.bystrickaya.ru/prikaz-212-ot-30-12-2010g-obsuzhdena-na-roditelskih-sobraniyah-02-12-2010g-na-zasedanii-popechitelskogo-soveta-i-roditelskogo-komiteta-shkoli.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/meri-obespechivayushego-haraktera-koap.html
  • vospitanie.bystrickaya.ru/zhilishnoe-pravo.html
  • teacher.bystrickaya.ru/glava-2-anatomiya-i-fiziologiya-manipulyacii-soznaniem-sergej-georgievich-kara-murza-manipulyaciya-soznaniem.html
  • testyi.bystrickaya.ru/administraciya-uchebnikt-vklyuchva-temi-otnasyashi-se-do-predmeta-metodologiyata-i-sistemata-na-uchebnata.html
  • holiday.bystrickaya.ru/novij-god-v-prage-30-12-03-01-5-dnej-4-nochi-a-p-do-pragi-ekskursii-po-programme.html
  • control.bystrickaya.ru/dlya-zapolneniya-dokumentaciya-ob-aukcione-po-otkritomu-aukcionu-na-pravo-zaklyucheniya-municipalnogo-kontrakta-na.html
  • urok.bystrickaya.ru/prilozhenie-k-prikaz-13-07-2006-490-ob-utverzhdenii-i-vvode-v-dejstvie-standarta-oao-rao-ees-rossii.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/prilozhenie-15-doklad-izdan-pri-podderzhke.html
  • tasks.bystrickaya.ru/14-osobennosti-processa-implantaciya-ionov-vodoroda-v-pribornuyu-plastinu.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.