Программа по специальности: 05. 30. 00 Народное художественное творчество. Специализация: 05. 30. 09 «Любительский театр». Квалификация: Режиссер любительского театра. Преподаватель
.RU

Программа по специальности: 05. 30. 00 Народное художественное творчество. Специализация: 05. 30. 09 «Любительский театр». Квалификация: Режиссер любительского театра. Преподаватель




Федеральное государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Тюменская Государственная академия культуры и искусств»


режиссурА


Учебная программа

по специальности: 05.30.00 – Народное художественное творчество.

Специализация: 05. 30.09 - «Любительский театр».

Квалификация: Режиссер любительского театра. Преподаватель.


Тюмень 2008


Режиссура: Учебная программа по специальности 05.30.00 – народное художественное творчество. Специализация: 05. 30.09 - «Любительский театр».

Квалификация: Режиссер любительского театра. Преподаватель. /Сост. Жабровец М.В. – Тюмень: ТГАКИ, 2008


Программа по режиссуре, рассчитана на пять лет, предназначена для преподавателей и студентов очного и заочного отделений вузов искусств и культуры, обучающихся по специальности «Режиссер любительского театрального коллектива. Преподаватель». Программа дополнена методическими рекомендациями по всем разделам обучения, способствующим более вариативному и эффективному ее использованию в художественно-педагогическом процессе.


Редакционная коллегия:

М.В. Жабровец - доцент, зав. кафедрой режиссуры и актерского мастерства ТГИИК, кандидат педагогических наук.

С.А. Грязнов - доцент, главный режиссер Тюменского областного театра кукол и масок.

С.П. Кутьмин – доцент, Заслуженный артист России, Заслуженный артист республики Казахстан, зав. секцией актерского мастерства.

М.М. Галяветдинова - старший преподаватель, зам. декана факультета культурологии и художественного творчества.

Э.В. Парфенова – старший преподаватель.


Рецензент:

А.И. Ларичев - доцент, главный режиссер Тюменского областного театра драмы и комедии.


Утверждено на заседании кафедры от 10.04.2008, протокол №4


Тюменская государственная академия культуры и искусств


Оглавление


  1. Пояснительная записка _____________________________ 4

  2. Первый курс _______________________________________ 7

  1. Теоретические занятия _____________________________ 8

  1. Практические занятия _____________________________ 9

  1. Второй курс _______________________________________ 13

  1. Теоретические занятия _____________________________ 14

  1. Практические занятия _____________________________ 15

  1. Третий курс _______________________________________ 18

  1. Теоретические занятия _____________________________ 19

  1. Практические занятия _____________________________ 20

  1. Четвертый курс _______________________________________ 22

  1. Теоретические занятия _____________________________ 23

  1. Примерный план режиссерской экспликации __________ 23

  1. Практические занятия _____________________________ 24

  1. Пятый курс ____________________________________________ 24

  1. Программа преддипломной практики _____________ 25

  1. Вопросы для подготовки к Государственному

междисциплинарному экзамену по специальности ________ 28

  1. Список литературы __________________________________ 30

Пояснительная записка


Театральное искусство обладает неисчерпаемыми возможностями самореализации личности, развития ее творческого потенциала, духового обогащения. Ведущая роль режиссера в современном театральном процессе, та ответственность, которая возложена на него, сложность и многообразие его функций постоянно ставят перед кафедрой режиссуры задачу повышения уровня подготовки молодых специалистов. Воспитание всесторонне образованных, идейно зрелых художников, способных создать и возглавить театральный коллектив, формировать и развивать как личностные, так и артистические качества всех участников творческого процесса - это главное требование, предъявляемое сегодня вузам искусств и культуры, театральным педагогам.

Режиссура - понятие такое ёмкое, так много в себя вмещающее, имеющее столько толкований, что совсем не просто одним определением выразить его сущность. Но все же при любом толковании есть нечто самое главное, обязательное, на чем держится, чем питается и одухотворяется режиссерское искусство. Режиссура - это творимая на сцене жизнь, превращение литературного материала в сиюминутно происходящий на сцене, развивающийся, действенный жизненный процесс, образно выраженный через игру актеров, с привлечением всех выразительных средств театра - пластики, сценографии, музыки, светового оформления и т.д.

Образное мышление - основа художественного творчества. Оно предполагает особое восприятие и художественно-поэтическое (у каждого искусства свои средства и способы) отражение явлений действительности. Специфика режиссерского восприятия жизни и того отбора, который режиссер делает в ее наблюдении и осмыслении - это восприятие мира как различных форм и проявлений действия, двигателем которого является конфликт, борьба. Конфликт дает мощный импульс для работы воображения актера и режиссера, неистощимое разнообразие средств для его воплощения на сцене, ведет к эмоциональному вовлечения зрителя в спектакль. Способность воспринимать произведения литературы, глубоко чувствовать и понимать автора, художественный вкус, ощущение стиля и жанра, широкая осведомленность в сфере различных искусств помогает режиссеру наиболее полно реализовать достоинства драматургии, выразить свое видение автора, создать спектакль как единое художественное целое, используя все возможности, все компоненты театра. Поэтому процесс подготовки режиссеров связан с развитием способности молодого художника к восприятию явлений жизни в ее противоречиях и явлений искусства.

Отечественная театральная школа стремится к воспитанию «режиссеров корня» (К.С. Станиславский), способных не лепить, а выращивать спектакли, выражать свой постановочный замысел, подчиненный авторской мысли и авторскому стилю, через актерское творчество, через воссоздание «жизни человеческого духа» пьесы и роли.

Актер - душа театра. Он один вступает в непосредственный контакт с залом. В его руках, в конечном счете, судьба спектакля. По-настоящему режиссура становится искусством только тогда, когда режиссер-постановщик может не только выдвигать смелые художественные идеи и задачи, но и реализовать их через живую органическую природу артиста. «Важнейшая способность режиссера, - как пишет В.И. Немирович-Данченко: почувствовать индивидуальность актера, одновременно и следовать за его волей и направлять ее. Направлять, не давая почувствовать насилия». Теоретическое и практическое освоение режиссером системы К.С. Станиславского, как системы подготовки артиста к сценическому творчеству - основа его художественно - педагогического образования.

Настоящая режиссура - это всегда педагогика, даже в тех случаях, когда режиссер, казалось бы, специально и не ставит в своей работе задач чисто педагогических. Педагогика в режиссуре это не утилитарное обучение азбуке и театральным приемам (хотя в любительском театре приходится решать и эти задачи), а внимание к личности актера, формирование ее - путем вовлечения в особый мир спектакля, его мыслей, эмоций, образов, сотворенных автором и режиссером. В наше время, когда в театре доминирует «сверхактивная» режиссура, особенно актуально звучат слова В.Э. Мейерхольда: «Нет такого режиссера, - если только это режиссер, - который бы поставил свое искусство над интересами актера как главной фигуры в театре... Режиссерский театр - это актерский театр плюс искусство композиции целого».

Весь процесс воспитания режиссера связан с развитием различных граней его личности, его способностей, дающих ему право быть автором спектакля и лидером, руководителем, наставником театрального коллектива к какому бы жанру и направлению театрального искусства этот коллектив ни относился, будь он любительским или профессиональным. Большие законы искусства, законы режиссерской профессии не знают разницы между любительским и профессиональным творчеством. Если говорить о специфике работы режиссера с любителями, то она заключается прежде всего в том, что процесс создания спектакля, участие в студийной жизни должны стать для всех его участников актерской и человеческой школой, важнейшим этапом профессиональной учебы и творческого развития. Это выдвигает повышенные требования к профессиональной подготовке режиссера как руководителя театрального коллектива.

За качество подготовки будущих специалистов отвечает кафедра режиссуры и актерского мастерства совместно с другими общеобразовательными кафедрами. Кафедра активно стремится к совершенствованию своей деятельности, ищет более эффективные формы и методы обучения, разрабатывает новые курсы, специализации, развивает деятельность Учебного театра, обеспечивает творческие связи с профессиональными и любительскими театрами области, с другими театральными вузами страны, ищет единства обучения и воспитания, теории и практики, ведет серьезную научно-исследовательскую работу.

Каждый курс формируется по принципу творческой мастерской. Возглавляет ее художник, обладающий большим творческим опытом, яркой индивидуальностью, и поэтому при единстве школы многие методические задачи решаются на разных курсах по-своему. Унифицированного подхода в учебно-творческом процессе быть не должно. Художественный руководитель курса внимательно относится к каждому студенту своей мастерской и стремиться развивать лучшие стороны его дарования, учитывает особенности его творческой индивидуальности во всех аспектах своей работы.

Руководитель мастерской подбирает себе педагогов-единомышленников: педагога по режиссуре, педагога по актерскому мастерству и педагогов по другим специальным дисциплинам. Все вместе они несут ответственность за профессиональную подготовку и нравственное воспитание будущих специалистов. Каждая мастерская имеет свою сценическую учебную площадку оснащенную необходимым оборудованием. Занятия проводятся по всем формам вузовского обучения: лекционные, семинарские, практические групповые, мелкогрупповые и индивидуальные занятия, выполнение и проверка курсовых и контрольных работ, творческие показы, самостоятельная работа студентов, прохождение художественно-педагогической практики.

Специальные дисциплины учебного плана: история и теория режиссуры, практическая режиссура, теория и практика актерского мастерства, история театра, кино, телевидения, сценическая речь, сценическое движение, пантомима и пластика, танец, грим, вокал, техника сцены и сценография, музыкальное оформление спектакля, этикет, история быта и костюма, театральная педагогика, методика руководства студийным театральным коллективом, театральный менеджмент и т.п.

Выпускники кафедры режиссуры и актерского мастерства востребованы как актеры и режиссеры в любительских и профессиональных театрах, на радио и телевидении, на эстраде и в цирке, а так же в средних и высших учебных заведениях как режиссеры СТЭМов, театров малых форм, команд КВН, как преподаватели сценических дисциплин. Они успешно работают художественными руководителями молодежных объединений, клубов, Дворцов культуры, филармоний. Многие из них имеют высокие награды и звания, Лауреатские дипломы региональных, Всероссийских и Международных творческих конкурсов, успешно занимаются педагогической работой на кафедрах ТГИИК и в других вузах страны.


^ Первый курс

В содержание первого года обучения входит изучение основ режиссуры и комплексное овладения первоначальными элементами творческой техники актера, реализованными в действии, на основе учения К.С. Станиславского и В.И. Немировича-Данченко.

Освоение теории и практики режиссуры должно органически сочетаться с практическими занятиями по мастерству актера. Тренинг творческой психотехники поможет будущему режиссеру подготовить свой творческий аппарат к сценической деятельности, понять, почувствовать, освоить специфику актерской профессии. Как говорил В.И. Немирович-Данченко: «Режиссер должен быть приличным актером». Помимо этого он научится понимать теоретические основы и методическую направленность всех упражнений по мастерству актера. Все это вооружает будущего режиссера умениями развивать творческий потенциал актера, умениями направлять его в процессе создания образа.

^ Центральной задачей первого курса является наиболее полное выявление индивидуальности каждого студента во всех аспекта��: нравственном, творческом, профессиональном, тем, чтобы на протяжении последующих лет обучения раскрыть и развить личность студента во всем ее неповторимом своеобразии. Недопустимым представляется единообразный подход к студенту, стирание творческих и личностных его особенностей, подавление инициативы, неуважительное отношение к нему. Уважение, доверие, высокая требовательность могут осуществляться в том случае, если отношения между педагогом и студентами основаны на принципе полной откровенности и правдивости. На первом курсе необходимо научить студентов сознательно и конструктивно применять критику и самокритику в своей повседневной работе. Важно правильно слушать критические замечания педагогов, товарищей, отбросив мелочное самолюбие, уметь отобрать главное и ответить на критику не словом, а делом. Педагог должен внимательно следить за тем, чтобы разбор творческой работы студента не ограничивался поверхностными и вкусовыми оценками, а действительно становился глубоким и уважительным анализом работы.

Одновременно с раскрытием индивидуальностей на первом курсе идет объединение участников творческой мастерской вокруг общих идейных основ, вырабатываются общие критерии искусства, общая для всех эстетическая платформа, нравственные нормы развития личности и коллектива. Помимо овладения навыками, техникой и технологией режиссуры очень важно раскрыть и воспитать личность художника. Техника и технология - лишь средства для воплощения художественного замысла, для реализации художественной цели, то есть сверхзадачи (К.С. Станиславский). Ощущение этого синтеза должно закладываться всей системой обучения, воспитываться с самых первых шагов.

Важнейшая задача первого курса - приведение студенческого коллектива в творческое самочувствие, которое мыслится как состояние готовности к образному восприятию и осмыслению реальной жизни, истории, политики, психологии человеческих отношений и всех видов искусства. Вокруг восприятия группируются все остальные элементы актерского и режиссерского мастерства. Первое, яркое, предельно эмоциональное, не придуманное, а максимально естественное и неповторимое личное восприятие явлений действительности в широком смысле и восприятие сценического события - в узкопрофессиональном смысле - вот на чем основывается учебный процесс.

На первом курсе студенты проходят ознакомительную практику в театрах, учреждениях культуры, что позволяет им глубже понять специфику выбранной профессии, более осознанно и ответственно относится к учебному процессу.


^ Теоретические занятия

В лекционном цикле закладываются и систематизируются основные понятия истории и теории режиссуры. Вот примерная тематика теоретических занятий первого курса:

  1. природа художественного творчества;

  1. специфика драмы, театрального искусства, особенности российской театральной традиции;

  1. действие - основное выразительное средство сценического искусства, действие и предлагаемые обстоятельства; действие и чувство;

  1. специфика сценической игры, примат актера на театре, школа «переживания» и школа «представления»;

  1. режиссер, его роль и значение в творческом процессе, история и истоки режиссерской профессии, сложность понятия режиссерского лидерства в современном театре, нормы сценической этики;

  1. мизансцена - язык режиссера;

  1. художественный образ в театральном искусстве, диалектическое единство образа и идеи на театре;

  1. признаки современности в режиссерском искусстве;

  1. значение отбора в искусстве, принципы и критерии отбора в театре;

  1. факт и событие, «режиссер - мастер события» (Г.А. Товстоногов), композиция сценического события;

  1. сценическое пространство и время, выразительные средства театра;

  1. К.С. Станиславский и В.И. Немирович-Данченко как великие театральные реформаторы;

  1. история создания системы К.С. Станиславского, ее сущность, цели, принципы, компоненты;

  1. система К.С. Станиславского - как основа отечественной театральной школы.

Некоторые из этих тем могут быть по усмотрению руководителя мастерской вынесены на семинарские занятия, прослушаны в виде сообщений студентов, рассмотрены в виде обсуждения значительных театральных премьер сезона, написания контрольных работ, рефератов, в форме встреч с известными режиссерами, актерами, сценографами, театральными критиками, ознакомительной экскурсии в театр и т.д.

В течении года студенты делают доклады по отдельным главам книг К.С. Станиславского и В.И. Немировича-Данченко, о творческих биографиях и открытиях выдающихся деятелей режиссуры, ведут личные режиссерские дневники с анализом прочитанного и увиденного в театре, в концертном зале, в музеях, с записями интересных подсмотренных в жизни событий, ритмов, физического самочувствия, атмосферы, характеров, мизансцен, внутренних монологов и т.д. В этих записях студент приучается к профессиональному восприятию окружающей жизни, искусства, накапливает наблюдения, отбирает и коллекционирует неожиданные и острые приспособления. Руководитель курса регулярно знакомится с содержанием дневников, анализирует и направляет самостоятельную работу студентов.

В конце первого курса студенты сдают экзамен по истории и теории режиссеры.


^ Практические занятия

Практические занятия по режиссуре посвящаются овладению элементами режиссерской техники: практически тренируются (в первое время на самом элементарном уровне) весь комплекс специфически режиссерских средств выражения. Атмосфера, темпо-ритм, мизансцена, композиция - все эти выразительные средства рассматриваются как прямые каналы непосредственной передачи в зрительный зал режиссерской эмоции и мысли. Такой тренинговый подход к изучению элементов режиссуры вооружает будущего режиссера основным инструментарием профессии, готовит его к постановочной работе. Целесообразно вводить в практические занятия по режиссуре тренировочные комплексы упражнений на воображение и импровизацию. Творческое мышление режиссера, режиссерская импровизация отличаются от актерской. Они обладают своими специфическими особенностями и поэтому требуют отдельной тренировки. Через тренинг совершается сравнительно легкий переход к созданию режиссерских этюдов.

На первом курсе каждому студенту предстоит осуществить под наблюдением педагогов постановку нескольких этюдов на заданную тему. Особое внимание следует уделить восприятию режиссера к действию, событию, предлагаемым обстоятельствам, умению опредилить и реализовать сверхзадачу этюда. Этюд - одна из форм обучения (от французского etude - учение). Если в упражнении студенты осваивают тот или иной навык взятый изолированно, как таковой, то этюд - это всегда некая история, отрезок жизни, в основе которого лежит событие. Оно реализуется при помощи тех навыков, которые студенты накопили за счет упражнений, теперь они из цели превращаются в средство.

На опыте этюдных заданий будущие режиссеры осваивают принципы и приемы воздействия на зрительный зал, учатся быть «представителями зрителя на репетиции» (О.Я. Ремез). Надо с первых шагов учебы приучать студентов видеть свою работу глазами зрителя, т.е. предвидеть, как будет воздействовать на будущих зрителей создаваемое им произведение театрального искусства (пусть пока это этюд первокурсника). Надо учить студента думать о том, что именно и каким способом образного воздействия он предполагает передать в зрительный зал.


^ В первый год обучения рекомендуется выполнение этюдов на следующие темы:

«Этюд на органическое молчание»

Действующие лица должны быть поставлены в такие обостренные, состязательные, конфликтные, а также эмоционально близкие и достоверные для исполнителей предлагаемые обстоятельства, в которых они были бы вынуждены взаимодействовать, т.е. вступить в противоборство с партнером (или со средой) с помощью физических, а не словесных средств. Молчание должно быть логически обоснованным, оправданным. Актер существует в этюде по принципу «я - в предлагаемых обстоятельствах», сохраняет импровизационное самочувствие, свою индивидуальную органику. На первом курсе в этюдах на другие темы также рекомендуется придерживаться органического молчания.


Этюд - биография, этюд - исповедь

В сюжетную основу этих этюдов могут закладываться реальные события из жизни студента, те ситуации, в которых проявлялась бы его творческое и человеческое кредо, нравственная, мировоззренческая позиция. В этюдах в действенной форме студенты пытаются «отвечать» на вопрос: что я люблю? что ненавижу? к чему стремлюсь? чего боюсь? что повлияло на становление характера, взглядов? какие события стали поворотными в жизни? какие проблемы, противоречия окружающей жизни волнуют больше всего?


Этюд на развернутую оценку события

В этюдах на эту тему особенно важна структура момента восприятия факта: подробная «расшифровка» мгновения жизни, предполагающая специально замедленное, «рапидное» движение мысли, внутренний монолог, внутреннюю борьбу мотивов, разработку психо-физической реакции на событие, темпо-ритма существования.


Этюд «стоп-кадр»

«Стоп-кадр» помогает освоению принципов сценической выразительности, особенно - принципов и приемов мизансценирования. Задача режиссеров: построить статичную пластическую композицию, которая выражала бы ту или иную тему. Это остановленный момент жизненного процесса (как на полотне художника), когда действие, борьба достигли своего кульминационного напряжения. Естественно, что «стоп - кадр» должен быть оснащен соответствующей выгородкой, необходимым реквизитом, светом, костюмами, шумами или музыкой - всем тем, что усилит зрительское восприятие «стоп-кадра».


Этюд «говорят вещи» или «натюрморт»

Это тренировочное задание развивает «вкус» режиссера к подробностям, точно отобранным деталям, лаконичности. Язык предметов может быть очень красноречивым. Задача - создать на сцене без актеров, скупыми средствами, только с помощью реквизита и выгородки, композицию (натюрморт), которая должна «рассказать» историю о человеке, о том или ином событии в его жизни. Точный отбор предметов, их расположение, сопоставление друг с другом в сочетании со световым, музыкально-шумовым оформлением помогут избежать разночтений композиции, реализовать сверхзадачу режиссера.


Этюд по произведению живописи

При выборе материала для этюда предпочтение следует отдавать сюжетной, жанровой живописи, несущей в себе то, что можно назвать «драматургическим зерном», т.е. то, что содержит конфликт, а следовательно подразумевает борьбу и действие, четко выраженный сюжет, человеческие характеры. Репродукция должна быть хорошего качества, чтобы можно было во всей полноте воспринять художественные достоинства и особенности произведения. Инсценировка картины - это первая встреча с автором. Студенту необходимо подробно изучить избранное произведение, творческий путь, манеру автора, эпоху, затем ему предстоит превратить статичное и двухмерное изображение в событийный жизненный процесс, происходящий во времени и пространстве сцены. Очень важно верно почувствовать автора и передать сценическими средствами, в первую очередь - через актера, свое «прочтение» картины - понимание ее сюжета, проблемы, конфликта, предлагаемых обстоятельств, основной мысли, атмосферы, а также раскрыть стиль и жанр произведения. «Чем раньше вступает в действие чувство стиля, тем лучше» - пишет М.О. Кнебель. Мизансцена картины может быть начальным, центральным или финальным моментом этюда.


Этюд на основе музыкального произведения

Основой для сочинения этюда может стать малая музыкальная форма или законченный отрывок из большого произведения. Студенту следует избегать иллюстративности, стремиться к образному, ассоциативному видению и реализации этюда. Сюжет этюда может родиться из эмоционального впечатления, которая произвела музыка, тех фантазий, которые она навеяла. Этот подход должен быть дополнен и усилен анализом изобразительных и выразительных возможностей данного произведения, изучением истории и теории музыкальной драматургии. Студенту режиссерской специализации необходимо развивать музыкальный слух и художественный вкус, научиться слушать и слышать музыку.

На зачет в конце первого семестра и на экзамен в конце второго семестра выносятся одиночные, парные и групповые этюды по той или иной тематике. Показ этюдов может проходить как в присутствии только членов кафедры, так и при широком зрителе. Целесообразность приглашения зрителей на показ определяется руководителем курса и педагогами его команды. В любом случае следует помнить, что показ творческих работ студентов преследует в первую очередь учебно-воспитательные цели.

В течение первого года для каждого студента создаются максимально благоприятные условия к наиболее полному развитию его инициативы, трудолюбия, выявлению границ его творческой заразительности, диапазона его творческих данных, моральных качеств, чтобы по окончании года определить возможность дальнейшего обучения студента по избранной профессии.

В конце первого курса в итоговой беседе педагоги анализируют работу каждого студента, дают задание на летний период - подобрать литературный материал, чтобы в начале второго курса каждый студент предложил его для обсуждения.


^ Второй курс


Главным, ключевым педагогическим понятием, определяющим учебный процесс на втором курсе, становится восприятие и интерпретация литературного произведения – это продолжение и развитие того, чему обучались студенты на первом курсе. Момент встречи с автором является решающим. Погружение в мир идей и образов того или иного писателя, присвоение и соотношение его с современностью, превращение литературного материала в сценический - важнейшие составляющие режиссерского искусства. Именно этому должны быть посвящены теоретические и практические занятия по режиссуре.

Работая над басней, сказкой, поэтическим или прозаическим произведением (или отрывком) студент под руководством педагогов должен воспитывать в себе вкус к художественным достоинствам автора, любовь к содержанию, интерес к теме, сюжету, композиции, не только к словам, но и к подтексту, к стилю автора. В центре внимания должно находиться авторское «зерно», которое потом так или иначе сформирует режиссерскую сверхзадачу, жанровое воплощение материала. «Зерно» является сердцевиной и сущностью художественного произведения.

Основополагающей должна стать мысль В.И. Немировича-Данченко о триединстве жизненной, социальной и театральной правды. Это три волны восприятия режиссером автора: почувствовать и понять какая правда о человеке заложена в произведении, какая гражданская позиция в нем выражена, какими средствами автор выразил свое отношение к явлениям жизни. Затем эти три правды станут основой спектакля и основой восприятия зрителей.

Режиссер как создатель и художественный организатор спектакля сотворяет единое художественное целое из множества различных автономных творческих структур. «Режиссер - это точка пересечения времени, поэтической идеи и искусства актера, т.е. зрителя, автора и актера, - пишет Г.А. Товстоногов: это призма, собирающая в один фокус все компоненты театрального искусства». Педагоги по режиссуре должны стремиться развить в студентах качества чутких, умелых посредников, проводников, соединяющих автора и актеров, актеров и зрителей, автора со зрителем посредством актеров. Будущий режиссер как любой проводник должен очень хорошо знать особенности «местности», т.е. специфику литературы, актерского искусства, зрительского восприятия, знать различные подходы и приемы продвижения от автора к спектаклю. Это нужно, чтобы не заблудиться, не увести свою команду в сторону, не дать ей увязнуть в мелочах, в формальных приемах, отвлечься от основной линии - сквозного действия и сверхзадачи инсценировки.

Работа над инсценировкой литературного произведения и ее воплощением позволит студентам глубже освоить специфику театра, воспитать сценическое, действенное мышление режиссера в противовес литературному.

В мастерской должна быть создана подлинно творческая обстановка, при которой уже в самом выборе авторского материала, в процессе постижения поэтики автора, выявляется и формируется индивидуальность студента.


^ Теоретические занятия

В третьем и четвертом семестрах продолжается работа по изучению специфики театра, режиссерского искусства. К этому прибавляется изучение литературной первоосновы, параметров анализа произведения и режиссерского замысла.

Примерная тематика лекционных и семинарских занятий, контрольных работ на втором курсе:


  1. функции режиссера в театре, режиссура как профессия и искусство;

  1. общность и различие литературного произведения и театрального спектакля;

  1. признаки сценичности литературы, «драматургическое зерно» произведения;

  1. принципы и приемы инсценирования литературы, история инсценировки на отечественной сцене;

  1. интуитивное и аналитическое проникновение в литературный материал, режиссерские приемы анализа: «от себя - к автору» и «от автора - к себе», компоненты анализа;

  1. от анализа произведения к замыслу спектакля, две опасности в режиссуре- иллюстративность и формализм, проблема сохранения творческой самостоятельности режиссера при встрече с автором;

  1. три фактора, определяющие форму спектакля (по Е.Б. Вахтангову), учение о «трех правдах» В.И. Немирович-Данченко;

  1. жанр и стиль в литературе и в театре;

  1. образ роли и образ спектакля, сверхзадача роли и спектакля - взаимозависимость этих понятий, распределение ролей - решающий момент в судьбе спектакля;

  1. текст и подтекст, специфика словесного действия;

  1. значение вспомогательного этюда в работе над литературным материалом;

  1. показ как режиссерский прием.


Чтобы лекционные и семинарские занятия по истории и теории режиссуры не свелись только к теоретезированию, нужно давать студентам возможность погрузиться в мир того или иного автора: найти исторический, иконографический, биографический и другие материалы по эпохе и автору, подготовить специальные доклады на эту тему, организовать просмотр известных театральных инсценировок, экскурсию в музей, экспедиционный выезд для изучения действительности, связанной с обстоятельствами литературной первоосновы, представить и защитить письменную инсценировку, свой режиссерский замысел, разработать подробный план репетиционной и тренинговой работы с актерами, вести дневник репетиций и т.д. Возможна и такая форма работы: один рассказ разбирается на курсе художественным руководителем мастерской или педагогом режиссерской группы в качестве примера. Этот разбор должен стать предметным уроком слияния подробного анализа с образным ощущением целого, поиска режиссерского хода через постижение авторской художественной «системы».

По окончании четвертого семестра студенты сдают экзамен по теории режиссуры.

^ Практические занятия

На практических занятиях по режиссуре происходит первая встреча с автором литературного произведения, делаются первые попытки самостоятельно проникнуть в его замысел и изучаются пути воплощения. Педагогические задания призваны и пробуждать художественное «чутье», интуицию студента, и направлять его на аналитическое, сознательное освоение образной системы и интонации автора. «Режиссеру надо проникнуть в авторское конкретно-чувственное ощущение мира и научиться мыслить в стилистике избранного драматурга», - говорил А.А. Гончаров. Важнейшее звено режиссерской практики - работа с актерами. Это: и умение верно распределить роли, и заразить актера своим видением автора, и пробудить его инициативу, его творчество в работе над ролью, направить его самостоятельную работу и помочь вспомогательными этюдами, упражнениями, режиссерским показом и т.д., словом, превратить актера в подлинного сотворца, соавтора работы.

Прежде чем перейти к инсценировке художественной литературы, студентам могут быть предложены творческие упражнения, этюдные задания, развивающие необходимые режиссеру-инсценировщику навыки и умения. Руководитель творческой мастерской вправе решить какие именно задания станут основой режиссерского тренинга. Вот перечень только некоторых упражнений:


«Интерпритация факта»

На курсе создается «копилка» фактов. Студенты приносят и складывают в нее тексты телеграмм, документов, газетных объявлений, информационных материалов, описание подсмотренных в жизни фактов и т.д. Жизненный факт - это повод для рождения сценического события. Педагог распределяет записки с фактами между студентами, и они становятся режиссерами постановщиками этой маленькой «пьесы». В их задачу входит расшифровать внутренний, тайный смысл жизненной истории, скрытый за фактом. Факт как бы подталкивает воображение художника и затем предстаёт преображенным, эмоционально насыщенным в небольшом сценическом этюде.


«Игры в сказки»

Микроспектакли на сказочной основе - это ещё не инсценировка сказок. Здесь совсем другие цели и задачи. Первое - студент должен окунуться в мир сказок, настроиться на «сказочную волну», а затем сочинить свой сказочный сценарий на основе известной сказки, шутку на тему сказки, вольную фантазийную версию. Этот этюд должен строится по принципу «комедии масок»: приблизительный сценарий и свободная, радостная игра-импровизация, в которой раскрывается понимание поэтики сказки, ее характеров, ситуаций, чудес, языка. Такая «эскизная» работа над сказкой помогает раскрепостить фантазию студента, артистическую смелость исполнителей, снять излишнюю взрослость и «наукообразность».


«Следствие по делу сказочных персонажей»

Одно из труднопреодолимых припятствий при обучении режиссеров - отстранено-наблюдательское мышление, восприятие авторских героев со стороны, умозрительное объяснение их поступков, а не сопереживание, не чувственное постижение характеров и обстоятельств, их субъективной правды. Поэтому студентам предлагается сыграть в «судебное разбирательство» по поводу тех или иных поступков героев сказок или басен. В этой игре может участвовать весь курс: кто-то берет на себя роль адвокатов, кто-то прокурора, кто-то судьи, кто-то свидетелей, следователей, проводящих следственный эксперимент, потерпевших и т.д. Важно рассмотреть несколько версий случившегося, найти разные оправдания поступков и взаимоотношений героев, сделать попытку проникнуть в чувствительную логику их поведения с разных сторон, расшифровать партитуру их внутренних мотивов. Например: почему колобок сбежал от бабушки с дедушкой. Что это? Акт мужества или предательства? Можно защитить как первую, так и вторую позицию. Главное - защищать свою точку зрения всем сердцем, с верой, и в то же время с помощью фактов и действенной логики. Ум лишь помощник сердца!


^ Вспомогательные этюды по рассказам

Вспомогательные этюды сочиняются и разыгрываются на основе произведения литературы для того, чтобы обеспечить полноту знания о жизни героев. В театральной школе этот прием необходим. Этюд (проигрывание отдельных моментов жизни роли) - это надежный, плодотворный, оставляющий чувственный след в душе артиста, способ вооружить его в работе над ролью. Чтобы появилось ощущение перспективы роли, могут помочь этюды на преджизнь и этюды на будущее роли, т.е. в этюде ищется ответ на вопрос, что было с героем до начала истории и что будет после. Есть этюды по изучению предлагаемых обстоятельств, данных автором скупо или далеких, непонятных актеру. Помочь актеру действовать в событии рассказа подлинно можно через этюд по аналогии близкой исполнителю. Через вспомогательный этюд можно тренировать и характерность, и физическое самочувствие, и внутренний монолог, и видение персонажа. Рассказ - это краткая, малая литературная форма. Чтобы понять человека, действующего в малом отрезке жизни рассказа, мы должны знать про него все то, что в рассказ не вошло, но что определило поведение героя «здесь и сейчас». Режиссер должен от рассказа уйти в жизнь, и тогда он будет иметь право от жизни вернуться снова к рассказу, т.к. будет обогащен знанием и чувственным опытом персонажа.

^ Этюд на основе сказки

При инсценировке сказки (басни, притчи, легенды) из предложенной автором ситуации берутся лишь самые главные, определяющие ее события, обстоятельства, конфликт, проблема, интонация, так как понял их студент. Не предполагается разыгрывание басни или сказки в лицах: «ты будешь Вороной, я - Лисицей». Этюд на литературной основе строиться иначе. Актуальность, событийность и конфликтность материала дает возможность найти в жизни множество похожих, аналогичных событий, сообразных содержанию сказки, и разыграть их в этюде. Это поможет в будущем видеть за словами пьесы живые факты, живых людей, реальные поступки и живые ситуации.

^ Инсценировка рассказа ( отрывка)

Инсценировка рассказа требует более глубокого изучения автора, эпохи, воссоздания жизни, ранее созданной писателем. Трактовка - это право режиссера. Но при условии, что она обосновывается и доказывается только из авторского материала. Средством выражения определенной режиссерской позиции в понимании произведения является расстановка акцентов, оценка фактов, дающие новый, самостоятельный оттенок интонации, смысла, а вовсе не иной смысл и жанр произведению. Режиссерская оценка событий становится ощутимой, понятной зрителю, если находит свое выражение в том или ином сценическом приеме. Только важно, чтобы этот прием исходил из художественно-стилевой природы литературного первоисточника. В каждом рассказе в центре внимания режиссера должно оказаться главное предлагаемое обстоятельство и событие, приключившееся с действующими в нем людьми. По отношению к нему определяет он свою позицию, свое отношение и организует действие актеров, все театральные средства выразительности. Все- «в адрес события» (А.А. Гончаров).

При выборе и постановке рассказа выявляется и формируется художественный вкус, нравственная позиция студента и его профессиональные способности: умение перевести литературный текст в драматическую ситуацию, где есть завязка, развитие и разрешение конфликта, вскрывающего сущность характеров и взаимоотношений людей, умение донести свою сверхзадачу до зрителей.

В заключении третьего семестра на зачет студенты выносят показ этюдов на любой литературной основе, на четвертом семестре в экзамен по режиссуре и актерскому мастерству входит показ инсценировок рассказов отечественных и зарубежных авторов.

По итогам года руководитель курса и педагоги его мастерской проводят анализ достижений и пробелов в работе как курса в целом (к этому времени он должен сложиться в единый творческий коллектив), так и каждого студента в отдельности, намечают цели и задачи следующего года обучения, дают общие и индивидуальные задания на летний период. Третий курс посвящается встрече с драматургией, постановке курсового спектакля.


^ Третий курс.


Главная задача третьего года обучения - теоретическое и практическое освоение всех этапов создания спектакля.

Выбор пьесы для постановки предопределен способностью режиссера и театрального коллектива, который он возглавляет, к чувствованию и осознанию болевых точек действительности, умением воспринимать общественную проблему как свою личную. Выбор обусловлен сверх-сверхзадачей - главной целью художественной деятельности режиссера.

Будущий режиссер должен уметь раскрыть идею и конфликт драмы, ее художественные особенности, стиль автора. Стремление проникать в глубины замысла драматурга наилучшим образом обнаруживает режиссерскую индивидуальность. На основе анализа пьесы формируется замысел спектакля, вокруг него объединяются все участники театральной постановки. Их коллективная творческая энергия, направляемая режиссерской сверхзадачей, передает зрителям те чувства и мысли, тот волевой посыл, которые возникли при прочтении пьесы.

Поиски сверхзадачи - не умозрительный процесс. Они связанны с переживанием пьесы изнутри, своеобразным режиссерским перевоплощением, погружением в мир автора и эпохи, досочинением «романа жизни» (Г.А. Товстоногов) героев, с вызреванием сквозных линий действующих лиц, осознанием конфликта и проблемы, их присвоением и соотнесением с современностью, отбором предлагаемых обстоятельств, событий и построением событийной структуры спектакля. Все эти компоненты режиссерской и актерской деятельности включает в себя метод событийно-действенного анализа пьесы и роли, которую осваивают студенты на третьем курсе.

Реализация сверхзадачи невозможна без четкого определения жанра будущей постановки, ее художественной интонации, угла зрения режиссера на происходящие в пьесе события. Такая точка зрения во многом определит и меру условности, отбор пространственных, пластических, световых и музыкальных выразительных средств, а также природу чувств исполнителей, манеру их игры, способ общения со зрителем, атмосферу репетиций и атмосферу спектакля.

На третьем курсе студенту необходимо научиться: проверять свои видения и замыслы в черновом макете (подрезке); изложить письменно постановочный план спектакля; составить монтировочные партитуры, этюдный и тренинговый план работы с актерами.

В качестве практической проверки постановочного плана студент осуществляет самостоятельную постановку отрывка из той пьесы, над эспликацией которой он работал. Эта постановка может быть подчинена изучению таких учебно-творческих тем как: режиссерское решение диалога, ремарок пьесы, массовой сцены, пролога и эпилога спектакля, решение паузы или, так называемой, «зоны молчания» и т.д.

Студенты помимо основного курса по истории, теории и практики режиссуры, занимаются освоением методики педагогического руководства театральным коллективом. Для этого кафедрой режиссуры и актерского мастерства совместно с кафедрой педагогики и психологии разработан соответствующий лекционно-практический курс, который будет продолжен и усилен в процессе преподавания таких дисциплин как «театральная педагогика» и «театральный менеджмент».


^ Теоретические занятия

На третьем курсе семинарские и лекционные занятия, подготовка контрольных работ посвящены углубленному изучению основ анализа драматургии, режиссерского замысла, специфики всех этапов рождения спектакля, различных приемов реализации режиссерских намерений.Примерная тематика занятий:

  1. единство художественных и педагогических компонентов в деятельности режиссера в процессе подготовки спектакля;

  1. история и теория студийности, принципы студийности Е.Б. Вахтангова;

  1. современные проблемы и тенденции развития театра, виды и направления искусств родственных театру, различные проявления режиссерского творчества;

  1. общность и различия любительского и профессионального театрального творчества, специфические функции руководителя любительского театра, профессионализм и дилетантство режиссера;

  1. рождение театра, авторская модель театрального коллектива и особенности ее воплощения в истории театра и в современных условиях;

  1. от анализа пьесы к замыслу спектакля, метод событийно-действенного анализа пьесы и роли, эволюция взглядов К.С. Станиславского на разбор и воплощение пьесы;

  1. принципы и приемы оформления спектакля как единого художественного целого;

  1. специфика сценического диалога и монолога, решение ремарок и пауз, массовых сцен;

  1. проблемы актерского перевоплощения в образ, методика самостоятельной работы над ролью, сотворчество режиссера и актера в процессе рождения образа;

  1. режиссерская работа над эскизами и макетами, создание монтивировочных партитур, планирование выпуска спектакля и решение технических, организационно-финансовых вопросов.


^ Практические занятия

Предложенный К.С. Станиславским в конце своей жизни новый прием режиссерской и актерской работы - метод событийно-действенного анализа пьесы и роли становится основой обучения на третье курсе. Он органично связан, последовательно вытекает их всего предыдущего процесса обучения режиссера. Его нельзя рассматривать оторвано от всей системы К.С. Станиславского, которую студент осваивал ранее.

Через всю жизнь К.С. Станиславского красной нитью проходит мечта о сознательном актере-творце, активно, действенно, осмысленно осваивающем предлагаемые обстоятельства пьесы, сохраняющем при верности общему замыслу творческую самостоятельность и инициативу. Вводя новый метод работы К.С. Станиславский подчеркивал, что режиссер должен обладать педагогическим тактом и чутьем, которые позволяют ему обнаружить свои знания о пьесе только тогда, когда они реально нужны актеру в работе. Режиссерский замысел «не давит» на исполнителей, а тонко корректирует и приводит к единству со спектаклем в целом их самостоятельные поиски. Метод действенного анализа устраняет искусственный, противоречащий жизни разрыв между психической и физической стороной существования исполнителя. Поэтому в методе есть два взаимосвязанных и равно важных, дополняющих друг друга компонента - разведка пьесы умом и разведка телом (действием).

Несомненно, что режиссер должен быть готов к первым репетициям, то есть хорошо знать материал пьесы, эпохи, понимать и чувствовать автора в целом, познакомиться с литературно-критическими исследованиями, иконографией и т.д., Ясно понимая о чем и про что будет его спектакль, каковы его цели и задачи режиссер должен быть готов к тому, что его замыслы будут обогащаться в процессе работы с коллективом. Это взаимное обогащение и должно стать основой сотворчества руководителя со всеми участниками театрального коллектива.

Пятый и шестой семестры посвящены действенному анализу пьесы и реализации режиссерского замысла на материале подготовки одного или двух курсовых спектаклей, поставленных руководителем курса или педагогами режиссерской группы при ассистентской помощи студентов, проявивших способности к режиссерско-педагогической деятельности. Занятия по актерскому мастерству посвящаются проблемам актерского перевоплощения и освоению этапов работы над образом.

Поскольку студенты участвуют в работе над курсовыми спектаклями в основном как актеры - исполнители, как ассистенты или как работники театральных служб, им надо предоставить возможность параллельно с выпуском спектаклей заниматься самостоятельными режиссерскими пробами. Темой самостоятельных практических занятий может стать постановка отрывка из пьесы по выбору студента, где были бы решены:

  1. диалог;

  1. массовая сцена;

  1. актерская и режиссерская пауза;

  1. авторская ремарка;

  1. эпиграф или эпилог к спектаклю и т.д.


Студент на третьем курсе имеет возможность выбрать будущую специализацию, он должен быть готов к применению полученных знаний и навыков не только в работе над традиционной драматургией при постановке отрывка или целого спектакля, но и в работе над смежными с театром формами, видами и жанрами искусства. Это могут быть эстрадные миниатюры, литературно-драматические или пластические композиции, телевизионные программы и театральные представления, клоунские репризы, пантомимы и др. Готовность студента обеспечивается дополнительными специальными и обще-профессиональными дисциплинами. В этот период обучения кафедрой приветствуется практическая помощь студентов учреждениям образования, культуры, искусства. Это приравнивается к сквозной режиссерско-педагогической практике, которую проходит студент без отрыва от учебы и которая обогащает его дополнительными умениями и навыками, стимулирует более активно и осознанно пополнять свои знания в избранной специализации.

На зачет в пятом семестре и экзамен в шестом семестре выносятся как самостоятельные режиссерские пробы по той или иной тематике, так и курсовые спектакли. Экзамен включает в себя не только творческий показ, организованный студентами, но и сдачу ими теории и истории режиссуры.


^ Четвертый курс

Четвертый курс обучения предназначен для осуществления преддипломных (курсовых) работ, где суммируются, обобщаются все знания и умения, полученные студентом за годы учебы по специальности. Учебная программа четвертого курса включает три основных раздела:

  1. Выбор пьесы и разработка режиссерской экспликации. В основе работы лежит анализ драматического произведения, его жанровое определение, образное видение будущего спектакля, выраженное в макете и эскизах. Экспликации обсуждаются на общих занятиях курса.

  2. Реализация замысла через постановку отрывка из пьесы, в которой нашли бы свое отражение основная концепция и режиссерский ход всего спектакля. Студенты активно участвуют как актеры, как работники служб в отрывках своих однокурсников.

  3. Защита замысла и макета перед педагогами кафедры с предоставлением письменной экспликации и режиссерского дневника.

Это своеобразная репетиция будущей дипломной работы и ее защиты. Целесообразно проводить защиту после того как кафедра увидит практическую работу студента - его преддипломный отрывок.

Во время защиты студент должен быть готов ответить на любой вопрос по существу замысла, об эпохе и авторе, о своей репетиционной методике, проявить теоретические знания по режиссуре и актерскому мастерству.

Письменная экспликация с приложением дневника репетиций и защита замысла спектакля и макета, в котором отражается идеальное решение спектакля без оглядки на материально-техническое несовершенство реальной сценической учебной площадки, где ставился отрывок, засчитывается студенту как курсовая работа по режиссуре. Режиссерская экспликация дополняется теоретическими формулировками основных параметров замысла. Практическая часть курсовой работы включает в себя дневник репетиций, где студент планирует обосновывает, отслеживает и анализирует те художественно-педагогические приемы, которые он использовал в работе с актерами при постановке отрывка. В работу над макетом и эскизами, студент проявляет свое умение соединить идейное и образное решения спектакля, композиционно простроить весь спектакль во времени и пространстве сцены, учесть особенности восприятия зрителей.

По усмотрению руководителя курса преддипломная постановочная работа может быть выполнена студентом на базе учреждений культуры, образования, искусства. При этом порядок защиты курсовой работы остаётся прежним. Программа четвертого курса предполагает педагогическую практику студентов, которая оснащает его знаниями и навыками в преподавании сценических дисциплин.


^ Теоретические занятия

Лекционные и семинарские занятия на четвертом курсе предполагают повторение теоретических положений курса режиссуры на основе практической деятельности студента (постановка преддипломного отрывка). Педагог может предложить студентам проанализировать причины удач и неудач, самим поставить проблемы, требующие всестороннего рассмотрения на семинарах, пригласить на занятия тех специалистов, чей опыт и знания могут помочь в будущей режиссерской деятельности студентов.

Руководитель курса и педагоги режиссерской группы консультируют, направляют работу студента над режиссерской экспликацией, готовят его к защите, корректируют его репетиционную методику, помогают в решении организационных проблем.


Примерный план режиссерской экспликации:

  1. Мотивировка выбора пьесы.

  2. Первое эмоциональное впечатление от пьесы.

  3. Изучение эпохи и автора через исторический, литературный, публицистический, иконографический материал.

  4. Тема и проблема произведения, ее актуальность для зрителя.

  5. Идея и «зерно» произведения; мировоззрение драматурга; сверхзадача спектакля.

  6. Основной драматический конфликт.

  7. Сквозное действие (контрдействие) спектакля.

  8. Основные пять событий пьесы и спектакля, как этапы непрерывно развивающегося сквозного действия.

  9. Выявление характеров действующих лиц на гребне событийного ряда; определение сквозного действия и сверхзадачи каждой роли, ее образного «зерна».

  10. Атмосфера, в которой живут и действуют персонажи.

  11. Стилевые и жанровые характеристики пьесы и спектакля.

  12. Принципы оформления спектакля (сценографического, музыкального, светового, мизансценического).


^ Практические занятия

На практических занятиях в седьмом и восьмом семестрах студент осуществляет постановку преддипломного отрывка, которая включает в себя все этапы, все функции режиссерско-педагогической деятельности. Работа выполняется максимально самостоятельно. Участие педагогов должно состоять в утверждении замыслов, в присутствии на некоторых репетициях студента, чтобы потом на индивидуальных занятиях подробно проанализировать вместе с ним его репетиционные приемы, выявить достоинства и просчеты, дать консультацию по тем или иным вопросам.

Актерское участие студентов в работах сокурсников так же требует серьезного внимания со стороны педагогов по режиссуре и актерскому мастерству. Но любые замечания и советы актерам педагоги дают с ведома и в присутствии режиссера отрывка, не подрывая его авторитет перед участниками творческого процесса.

Режиссеры и исполнители преддипломных работ могут пригласить в качестве консультантов преподавателей кафедры по любым сценическим дисциплинам, а также других деятелей театра и специалистов.

Доброжелательная студийная атмосфера, созданная на курсе, уважительное отношение к студентам как к самостоятельным творческим личностям являются необходимым условием для становления будущих режиссеров, руководителей театральных студий.


^ Пятый курс

На девятом семестре особое внимание обращается на подготовку к преддипломной практике, к постановке дипломного спектакля. На теоретических занятиях студенты знакомятся с принципами организационно - производственного процесса в театральном коллективе, в учреждениях культуры, образования, искусства: составление планов выпуска спектакля и других зрелищных мероприятий, планов занятий с коллективом, репетиционного расписания, взаимодействия с творческими службами и с техническими цехами, с администрацией и т.д.

Педагоги курса проводят беседы по этическим основам деятельности режиссера в коллективе, готовят студентов к разрешению проблемных, конфликтных ситуаций, с которыми они могут столкнуться.

На практических занятиях студент оттачивает, отрабатывает основные параметры замысла своего дипломного спектакля, чтобы быть готовым к встрече с актерами, со службами. Желательно, чтобы каждый имел в запасе не одну, а две - три режиссерские экспликации, рассчитанные на разный состав участников, разные условия. Тогда в реальной ситуации студенту легче будет сманеврировать, перестроить творческий процесс, если потребуется.

В течении девятого семестра студенты определяются с местом прохождения преддипломной практики; назначается руководитель практики от кафедры и руководитель практики от того учреждения, где она будет проходить; дается установка на цели, задачи и содержание практики; объясняются права и обязанности студента; вырабатывается индивидуальный план и задание для каждого практиканта. Руководитель практики от кафедры регулярно (раз в неделю) проверяет ход выполнения программы и плана практики, дает консультации и рекомендации, помогает студенту в случае необходимости решить производственные проблемы.


^ Программа преддипломной (производственной) практики


1. Основные цели и задачи:

  1. проверить готовность студентов к осуществлению художественно-педагогических функций руководителя театрального коллектива, режиссера, способного работать в смежных с театром искусствах;

  1. пополнить, развить, усовершенствовать профессиональные знания и навыки студента в избранной специализации;

  1. создать условия для применения на практике полученных в вузе знаний и для приобретения опыта в решении реальных проблем в сфере культуры и искусства;

  1. выявить и способствовать совершенствованию индивидуального творческого стиля деятельности будущего специалиста.


^ 2. Место и время прохождения практики:

Заявки от учреждений, готовых принять студентов на практику, кафедра принимает в течении года и учитывает их при распределении студентов на практику. Базой практики может стать любое учреждение культуры, искусства, образования, теле-радио компания, выбранные студентами в соответствии со своей специализацией, где есть потребность в режиссерах, педагогах сценических дисциплин и возможность осуществления программы художественно-педагогической практики. В некоторых случаях студенту разрешается закрепиться на двух базах практики. На одной из них он может выполнять постановочную программу, на другой - педагогическую.

По завершению практики студентам дается дополнительное время для подготовки отчетной документации. Сроки защиты практики устанавливает деканат по согласованию с кафедрой.


^ 3. Содержание практики:

  1. Провести анализ (в письменном виде) базы практики: ее производственной структуры, функций, кадрового состава, содержания деятельности за последнее время, материально-технической базы, особенностей и условий деятельности.

  2. Провести с участниками театрального коллектива или с учащимися средних, высших учебных заведений занятия (не менее пяти) по одной или нескольким сценическим дисциплинам.

  3. Подготовить сценарий и провести праздники, театрализованные представления (не менее двух) на любую тему, в любом жанре.

  4. Осуществить постановку спектакля на литературной или драматургической основе с любым составом участников. Продолжительность спектакля не менее 40 минут. В некоторых случаях руководитель практики по согласованию с кафедрой может разрешить студенту вместо спектакля сделать литературно-драматическую композицию, телефильм, радиопостановку, эстрадное представление. Но при этом должны соблюдаться все требования, предъявляемые к дипломной работе: наличие литературной первоосновы, работа с исполнителем и т.д.

  5. Анализ (в письменном виде) хода выполнения и результатов практики, выработка методических рекомендаций по улучшению работы того учреждения, где проходила практика, планов по самосовершенствованию на основе самоанализа и характеристик, данных студенту руководителями практики.


^ 4. Права и обязанности студента:

  1. Права студента:

  1. получить на кафедре программу практики, направление на практику и другую необходимую документацию, а также необходимые методические материалы;

  1. учитывать при составлении индивидуального плана практики специфику того учреждения, где студент будет ее проходить, направленность будущей профессиональной деятельности, дипломного проекта студента, его специализацию;

  1. раз в неделю получать консультацию у руководителя практики от кафедры и у других преподавателей кафедры, если это потребуется;

  1. высказывать замечания и предложения, способствующие совершенствованию деятельности учреждения, где он проходит практику, а также организации практики в целом;

  1. самостоятельно оговаривать с администрацией учреждения оплату и условия своего труда;

  1. Обязанности студента:

  1. подчиняться во время прохождения практики действующим в организации правилам внутреннего распорядка;

  1. выполнять в срок задания, предусмотренные программой практики и индивидуальным заданием;

  1. в дневнике вести записи реально выполняемой работы, регулярно (раз в неделю) предоставлять руководителю практики дневник для проверки;

  1. в срок подготовить к защите и сдать на кафедру всю отчетную документацию;

  1. в случае непредвиденных обстоятельств, мешающих прохождению практики, незамедлительно сообщить об этом на кафедру и в деканат.


^ 5. Отчетная документация:

На защиту студент предъявляет:

  1. протокол приемки преддипломной практики;

  1. творческую характеристику с места практики;

  1. письменный отчет о выполнении плана практики, заверенный руководителями практики;

  1. дневник практики;

  1. художественно-педагогические материалы, связанные с содержанием практики: планы и анализ занятий, сценарии, афиши, программы, фотоматериалы и самоанализ и т.д.

Бланки протокола, дневник, образцы отчетных документов выдаются студентам перед началом практики на кафедре.

Перед защитой всю отчетную документацию проверяет и утверждает руководитель курса и руководитель практики от кафедры. Студент, не сдавший в срок отчетные документы, до защиты не допускается.


^ 6. Защита практики:

Защита осуществляется в присутствии комиссии: руководителя практики, руководителя курса, других педагогов кафедры. На защиту могут быть приглашены представители учреждений, являющихся производственной базой практики. Их мнение, оценки, пожелания учитываются при аттестации студента, а также при организации учебного процесса и практики в будущем. По итогом выполнения плана и программы практики и ее защиты комиссия выставляет каждому студенту оценку. Студенты, не прошедшие практику или не выполнившие требования программы практики, отчисляются из института.

Преддипломная производственная практика предусмотрена только для студентов очного отделения и для тех студентов - заочников, которые не работают по специальности.

После защиты преддипломной практики начинается период подготовки студента к сдаче междисциплинарного экзамена по специальности и к защите выпускной квалификационной дипломной работы перед Государственной аттестационной комиссией. Это является итогом пятилетнего процесса обучения режиссеров театрального коллектива.


^ Вопросы для подготовки к Государственному междисциплинарному экзамену по специальности


1.Особенности российской театральной традиции. Искусство театра в духовной жизни России.

2.Специфика театрального искусства.

3.Система К.С. Станиславского как основа отечественной театральной школы.

4.МХАТ и театральная реформа К.С. Станиславского и В.И. Немировича-Данченко.

5.Режиссер - профессия и личность. Специфика режиссерского мышления.

6.Истоки и история режиссерского искусства.

7.Творческий путь выдающегося режиссера XX века (по выбору студента).

8.Тенденции и проблемы развития современного театрального творчества.

9.Спектакль как единая художественно-образная система.

10.Этапы работы над спектаклем.

11.Метод событийно-действенного анализа пьесы и роли.

12.Понятие «сценическое событие». Основные события и композиция спектакля.

13.Сотворчество режиссера и актера в работе над спектаклем.

14.Жанр и особенности его реализации в спектакле.

15.Сценография спектакля и сценический костюм, их значение в создании образа роли и спектакля.

16.Принципы и приемы музыкального оформления спектакля.

17.Мизансцена как основное выразительное средство спектакля. Пластическая выразительность актера.

18.Действие – основной материал актерского искусства. Законы сценического действия.

19.Основные элементы внутренней и внешней техники актера.

20.Характер и характерность. Пути овладения этими элементами актерского мастерства.

21.Импровизация и импровизационное самочувствие в актерском творчестве.

22.Работа актера над ролью в процессе воплощение сценического образа.

23.Основные законы словесного действия.

24.Воспитание основных качеств сценического голоса.

25.Особенности работы исполнителя над поэтическими и прозаическими произведениями.

26.Этика коллективного театрального творчества.

27.Единство художественных и педагогических компонентов в деятельности руководителя театрального коллектива.

28.Специфика любительского театрального творчества и его разновидности.

29.Принципы студийности. Этапы и методы формирования студийного театрального коллектива.

30.Цели, виды и формы тренинговой работы в театральном коллективе.

31.Принципы формирования репертуара театрального коллектива.

32.Основные особенности комедии дель арте.

33.Драматургия В. Шекспира. Ее сценическая история в ХХ – XXI вв. (на примере одной из пьес).

34.Драматургия А.П. Чехова и ее значение в театральном искусстве.

35.Специфика театрализованных массовых праздников и представлений.

36.Понятие «культура». Динамика развития культуры.

37.Эстетическая культура. Прекрасное и безобразное, другие эстетические категории.

38.Особенности театральной культуры.

39.Мифологические основы народной художественной культуры.

40.Народная художественная культура в традиционных праздниках, обрядах, в формах семейно-бытовой жизни и досуга.

41.Фольклор в системе народной художественной культуры.

42.Понятие «народное художественное творчество».

43.Педагогический потенциал народного художественного творчества.

44.Организация народного художественного творчества в современных условиях.

45.Методы и формы проведения интегрированных уроков по народному художественному творчеству.

46.Особенности подготовки и проведения фестивалей и конкурсов художественного творчества детей, подростков.

47.Предмет и задачи педагогики. Связь педагогики с другими науками.

48.Понятия об образовательных стандартах, учебных планах, программах.

49.Методы психолого-педагогического исследования. Возможности их использования в работе театрального коллектива.

50.Проблемы формирования и развития творческих способностей личности средствами театра.

51.Принципы, правила и методы (обучения в процессе) преподавания художественных дисциплин.


Список литературы:

1. Акимов Н.П. Не только о театре. Л.-М.; Искусство, 1966г. -428с.

2. Алперс Б.В. Театр Мочалова и Щепкина. –М.; 1979г. -341с.

3. Аппиа А. Живое искусство. –М.; 1993г. -100с.

4. Барро Ж.-Л. Воспоминание для будущего. М., 1979г.

5. Бачелис Т.И. Шекспир и Крэг. М., 1983г.

6. Берковский Н.Я. Литература и театр. –М., 1969г. -267с.

7. Блок В. Система Станиславского и проблемы драматургии. –М., 1963г.

8.Бояджиев Г.Н. от Софокла до Брехта за сорок театральных вечеров. -2-е изд. –М.: Просвещение, 1981г. -336с.

9. Брехт Б. Театр // Собр. соч.: В 5т. –М., 1955г.

10. Брук П. Блуждающая точка – СПб.; М.: Артист. Режиссер. Театр. 1996г. -268с.

11. Буров А.Г. Режиссура и педагогика. –М.4 Сов.Россия. 1987г. -160с.

12. Вахтангов Е.Б.: Сборники. –М., 1984г.

13. Виленкин В.Я. Работа Вл.И. Немировича-Данченко с актером. -М.; 1965.

14. Ворошилов В. Феномин игры. –М.; Сов.Россия, 1982г. -128с.

15. Выготский Л.С. Психология искусства. –М.: Искусства, 1968г. -343с.

16. Гиппиус С.В. Гимнастика чувств. Тренинг творческой психотехники. –М. –Л., 1967г. -295с.

17. Голубовский Б.Г. Между репетициями. –М.: Сов.Россия., 1988г. -160с.

18. Гончаров А.А. Режиссерские тетради. –М. Изд. ВТО, 1980, -374с.

19. Горчаков Н.М. Режиссерские уроки К.С. Станиславского. –М. Искусство 1952, -572с.

20. Демин В.П. Молодой режиссер приходит в театр. –М: ВТО, 1982г. -120с.

21. Добин Е.С. Сюжет и действительность. Искусство детали. –Л., 1981г.

22. Ершов П.М. Режиссура как практическая психология. –М., 1972г.

23.Жабровец М.В. Тренинг в деятельности режиссера театральной студии. –Тюмень: ТГИИК, 2002г. -38с.

24. Заславская Л.Н. Актерские штампы и их преодоления. –М.: ГИТИС, 1988г. -62с.

25. Захаров М.А. Контакты на разных уровнях. –М.: Центрполиграф. 2000г. -409с.

26. Захава Б.Е. Мастерство актера и режиссера. –М.: просвещение, 1978г.

27. Козюренко Ю.И. Музыкальное оформление спектакля. –М. Искусство, 1986г. -128с.

28. Корогодский З.Я. Начало. СПб.: СПбГУП, 1996г. -432с.

29. Кнебель М.О. О действенном анализе пьесы и роли. –М. Искусство. 1982-118с.

30. Кнебель М.О. Поэзия педагогики. –М. ВТО, 1984г.

31. Кристи Г.В. Воспитание актера школы Станиславского. –М, 1986.

32. Ливнев Д.Г. Сценическое перевоплощение. –М.: ГИТИС, 1991г., -224с.

33. Львов-Анохин Б.А. Беседы режиссера. –М., Сов. Россия., 1978г. -104с.

34. Мастерство режиссера –М., ГИТИС, 2002г. -472с. (под общей ред.

Н.А. Зверевой)

35. Марков П.А. О театре: В 4-т. –М., 1974

36. Мейерхольд Вс. Э. Статьи, письма, речи, беседы: в 2т. –М., 1968.

37. Митта А.Н. Кино между адом и раем. –М. «Подкова» 2002г. -480с.

38.Мочалов Ю.А. Композиция сценического пространства: Поэтика мизансцены. М., Просвещение: 1981г. -236с.

39. Немирович-Данченко В.И. Рождение театра. –М., Правда 1989г. -576с.

40. Новицкая Л.П. Изучение элементов психотехники актерского мастерства. –М.: Сов. Россия. 1969.

41. Пансо В. Труд и талант в творчестве актера. –М., 1989.

42. Петров В.А. Нулевой класс актера. –М.: Сов. Россия, 1985 – 80с.

43. Попов А.Д. Творческое наследие. М. изд. ВТО, 1979 -518с.

44. Ремез О.Я. Сыгранные книги. –М.: Сов. Росиия, 1977. -120с.

45. Ремез О.Я. Мизансцена – язык режиссера. М., Искусство 1975. -201с.

46. Розовский М.Г. Превращение. М., Сов. Россия. 1983. -160с.

47. Рудницкий К. Режиссер Мейерхольд. –М., 1969

48. Свобода Йозер. Тайна театрального пространства. М.: ГИТИС, 1999. -152с.

49. Смирнов-Несвицкий Ю.А. Вахтангов Л., 1987.

50. Станиславский К.С. Собр. соч. в 8т. –М., 1991

51. Стреллер Дж. Театр для людей. М. Радуга, М., 1973, 1984. -309с.

52. Строева М.Н. Режиссерские искания Станиславского. –М., 1973. -353с.

53. Сулимов М.В. Режиссер – профессия и личность. –М.; Искусство; 1991 -175с.

54. Таиров А.Я. О театре. –М., изд ВТО. – 1970., -607с.

55. Товстоногов Г.А. Зеркало сцены. В 2-х т. –М., Искусство, 1984

56. Топорков В.О. Станиславский на репетициях. –М., АСТ-Пресс СКД, 2002. -250с.

57. Тришин В.А. Формирование студийного коллектива в студенческих группах театрального отделения: Улан-Удэ, 1994. -50с.

58. Туманишвили М.И. Режиссер уходит из театра. –М., 1983.

59. Фунтусов В.П. Работа режиссера с актером. –СПб., 1969.

60. ХализевВ.Е. Драма как явление искусства. М., 1978, -413с.

61. Хейфец Л.Е. Призвание. М.: ГИТИС, 2001, -172с.

62. Чернецкая Т.А. Как стать артистичным. –М., 2002, -82с.

63. Чехов М.А. Литературное наследие. В 2-х т., М. Искусство, 1986 -559с.

64. Шихлатов Л.М. Сценические этюды. М., Просвещение, 1971. -247с.


programma-povisheniya-kvalifikacii-gosudarstvennih-i-municipalnih-sluzhashih-respubliki-tatarstan-osnovi-ekonomiki-byudzhetnoj-sferi-s-19-maya-po-26-maya-2011-goda-kazan-2011.html
programma-povisheniya-kvalifikacii-gosudarstvennih-sluzhashih-osnovi-gosudarstvennogo-upravleniya-stavropol-stranica-3.html
programma-povisheniya-kvalifikacii-i-professionalnoj-perepodgotovki-informacionnie-tehnologii-v-sfere-professionalnih-kommunikacij-g-orel-2008.html
programma-povisheniya-kvalifikacii-municipalnih-sluzhashih-respubliki-tatarstan-aktualnie-voprosi-municipalnogo-upravleniya-teoriya-i-praktika-s-11aprelya-po-13-aprelya-2011-goda.html
programma-povisheniya-kvalifikacii-nauchno-pedagogicheskih-rabotnikov-informatizaciya-obrazovaniya-osnovi-sozdaniya-slozhnih-multimedia-obektov-dlya-e-learning-razrabotchiki-programmi-povisheniya-kvalifikacii.html
programma-povisheniya-kvalifikacii-nauchno-pedagogicheskih-rabotnikov-poprioritetnomu-napravleniyu-problemi-podgotovki-kadrov-po-prioritetnim-napravleniyam-nauki-tehniki-i-kriticheskim-tehnologiyam.html
  • report.bystrickaya.ru/haruki-murakami-stranica-16.html
  • klass.bystrickaya.ru/5-problemi-etnopolitiki-uchenie-zapiski-skags.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/pravlnnya-ak-harkvoblenergo-stranica-5.html
  • letter.bystrickaya.ru/ob-utverzhdenii-programmi-krasnoyarskogo-kraya-po-okazaniyu-sodejstviya-dobrovolnomu-pereseleniyu-v-rossijskuyu.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/rol-yazika-v-formirovanii-duhovnoj-kulturi.html
  • klass.bystrickaya.ru/a-p-yarkov-kazaki-v-kirgizstane-stranica-2.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/promishlennaya-politika-nizhegorodskoj-oblasti-chast-7.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/urok-po-vneklassnomu-chteniyu-po-romanu-yu-k-oleshi-tri-tolstyaka.html
  • knigi.bystrickaya.ru/speranskij-n-n-vasilev-m-s.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/konferenciya-po-mnogogrannim-oporam-prohodit-uzhe-ne-pervij-god-mnogoe-uzhe-bilo-rassmotreno-vo-mnogom-naviki-i-umeniya-v-proektirovanii-linij-s-ispolzovaniem-etogo-tipa-opor-vozrosli.html
  • predmet.bystrickaya.ru/sociologiya-truda.html
  • spur.bystrickaya.ru/laberzh-s-i-rsjngold-h-issledovanie-mira-osoznan-nih-snovidenij-per-s-angl-d-e-shumova-stranica-4.html
  • textbook.bystrickaya.ru/issledovanie-redkih-reakcij-i-raspadov-nizkofonovimi-gazovimi-detektorami-v-baksanskoj-nejtrinnoj-observatorii-iyai-ran.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/energoaudit-na-gidroelektrostancii.html
  • lesson.bystrickaya.ru/tehnologii-sozdaniya-setej-chast-39.html
  • reading.bystrickaya.ru/metod-rascheta-programma-rascheta-smet-na-proektnie-i-iziskatelskie-raboti.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/lekciya-18-perspektivnie-tehnologii-zapisi-i-hraneniya-informacii.html
  • writing.bystrickaya.ru/kreditna-diyalnist-bankiv.html
  • abstract.bystrickaya.ru/3cvetovaya-garmoniya-iohanes-itten.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/planiruemie-promezhutochnie-rezultati-ot-rozhdeniya-do-shkoli.html
  • exchangerate.bystrickaya.ru/geograficheskie-zoni-yuzhnoj-ameriki.html
  • lesson.bystrickaya.ru/organizaciya-pedprocessa-na-osnove-tematicheskogo-planirovaniya-programma-razvitiya-municipalnogo-doshkolnogo.html
  • crib.bystrickaya.ru/issledovaniya-osnovnie-kriterii.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/literatura-i-drugie-sredstva-obucheniya-prikaz-ot-2010-g-rabochaya-programma-po-literature-v-5-klasse-na-2009-2010-uchebnij-god.html
  • desk.bystrickaya.ru/otchet-o-prohozhdenii-uchebnoj-oznakomitelnoj-praktiki-po-kafedre-grazhdanskogo-prava-vvedenie.html
  • vospitanie.bystrickaya.ru/zadachi-propaganda-i-populyarizaciya-sredi-detej-i-molodezhi-zdorovogo-obraza-zhizni.html
  • reading.bystrickaya.ru/kulturnaya-programma-xi-vistavi-yarmarki-narodnih-hudozhestvennih-promislov-rossii-ladya-zimnyaya-skazka-2011-14-dekabrya.html
  • universitet.bystrickaya.ru/teoriya-i-istoriya-kulturi-zadachami-izucheniya-disciplini-yavlyayutsya.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/lichnaya-kartochka-forma-t-2-stranica-6.html
  • tests.bystrickaya.ru/metodicheskie-rekomendacii-po-samostoyatelnomu-izucheniyu-teoreticheskoj-chasti-disciplini-14-temi-kontrolnih-rabot-15.html
  • report.bystrickaya.ru/kakoe-kolichestvo-detej-v-seme-naibolee-blagopriyatno-dlya-vospitaniya-vospitanie-detej-v-nashej-seme-otveti-na-voprosi.html
  • shkola.bystrickaya.ru/parametri-chernih-dir-i-priroda-temnoj-materii-v-dvoichnoj-modeli-raspredeleniya-plotnosti-veshestva.html
  • pisat.bystrickaya.ru/t-v-polina-m-v-hodov-o-g-kolmakova-i-i-poznyak-t-i-zatonskaya-o-v-hodov-virazhaem-blagodarnost-s-p-bikmurzinu-za-pomosh-v-izdanii-knigi.html
  • textbook.bystrickaya.ru/kardiologiya-i-angiologiya-bibliograficheskij-ukazatel-novih-postuplenij-v-rnmb-yanvar-fevral-2008-g.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/kolichestvo-otlichnikov-i-horoshistov-po-liceyu-za-tri-goda-rabochej-gruppi-po-razrabotke-programmi-razvitiya-obrazovaniya.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.