.RU

Программа по социализации подростков сельской местности «Девять шагов»


ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ

ПРОГРАММА

по

социализации подростков сельской местности

«Девять шагов»


классного руководителя 6-7 классов


МОУ «Александровская средняя общеобразовательная школа» Локтевского района

Алтайского края

Гайдуковой Марины Алексеевны




2008 – 2011 учебный год


С О Д Е Р Ж А Н И Е


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


  1. СИСТЕМА СОЦИАЛИЗАЦИИ (УРОКИ ЖИЗНЕТВОРЧЕСТВА):


2.1. Шаг 1 «Я познаю себя»


2.2. Шаг 2 «Я воспитываю себя»


2.3. Шаг 3 «Я учу себя»


2.4. Шаг 4 «Я ищу себя»


2.5. Шаг 5 «Я владею собой»


2.6. Шаг 6 «Я реализую себя»


2.7. Шаг 7 «Я анализирую себя»


2.8. Шаг 8 «Я оздоровливаю себя»


2.9. Шаг 9 «Я развиваю себя»

  1. ^ СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ШКОЛЫ, СЕМЬИ И ОБЩЕСТВЕННОСТИ ПО СОЦИАЛИЗАЦИИ ПОДРОСТКОВ

  2. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ВОСПИТАНИЯ И ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ




  1. ПРИЛОЖЕНИЯ




  1. ЛИТЕРАТУРА



^ ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Хорошая школа – это хорошо,

Умная школа – это великолепно.

Но ребенок должен быть еще и подготовлен к жизни.

Д. Дьюи

АКТУАЛЬНОСТЬ

С точки зрения государства и общества задача воспитания – готовить подрастающие поколения к выполнению своего назначения в производственной, семейной, общественной жизни. С точки зрения индивида – воспитание должно помочь ему утвердиться в жизни, найти и реализовать себя.

^ НОРМАТИВНАЯ БАЗА ПРОГРАММЫ:


формированию жизнеспособной личности в условиях сельского


социума.



качества жизнеспособной личности сельского школьника.


^ ДИНАМИКА ЯВЛЕНИЯ: Для сельского социума, в частности нашего села Александровка, где процессы деколлективизации особенно болезненно отразились на условиях жизни людей, и наблюдается непрекращающаяся волна миграции из Казахстана - проблемы воспитания особенно актуальны.

Наши сельские дети, взрослеющие в социуме, где царят экономическая нестабильность, ограниченность культурной базы для развития личности, не имеют тех стартовых преимуществ, которыми располагают их сверстники в городах. Речь идет о наличии возможностей путешествовать по стране и за границей; заниматься в сложившихся творческих коллективах и спортивных клубах; участвовать в международных детских лагерях и проектах; получать дополнительную образовательную подготовку.

^ АНАЛИЗ СИТУАЦИИ: В моих классах 7 человек: 3 девочки и 4 мальчика, всем по 12 лет. Большинство родителей – выходцы либо из малообеспеченных семей 28,5%, либо из семей скромного достатка 14,3%.

3 детей растут в многодетных семьях, 2 в неполных, всего 28,6 % родителей


моих детей работают, 57,1 % стоит на учете в ЦЗН. Недостаточная


педагогическая культура родителей и усугубление кризиса семьи снижают


её воспитательный потенциал.


В такой ситуации на классного руководителя ложится большая


ответственность, так как во многом именно его работа оказывает влияние на


формирование, как личности ребенка, так и его умения адаптироваться в


современном мире.


Сегодня,  на  этапе  построения современного капитализма в нашей стране, все чаще говорят о воспитании таких качеств личности, таких характеров, такого типа поведения, которые нужны России, обществу, нужны семье в данный конкретно-исторический период развития страны. Речь идет о воспитании жизнеспособной личности, подготовленной к построению своей жизни и преобразованию социума. В рамках заказа общества мной была разработана программа социализации сельских школьников.

Процесс социализации начинается с младенческих лет, период


подросткового периода и юности в процессе социализации играет


наиболее важную роль. Ведь в возрасте 10 - 15 лет закладываются


основные знания о нормах поведения в обществе.


Поэтому я и составила ПРОГРАММУ по социализации сельских подростков на данном этапе. Она называется «9 шагов». А наше образовательное учреждение создало условия для реализации разработанной собственной программы. Для организации и полноценного функционирования такого образовательного процесса требуются согласованные усилия многих социальных субъектов: школы, семьи, общественных организаций, включая и детско-юношеские движения и организации, учреждений дополнительного образования.

Ведущая, содержательно определяющая роль в создании социально-


открытого уклада школьной жизни принадлежит педагогическому


коллективу МОУ «Александровская средняя общеобразовательная школа» и


мне, как классному руководителю в первую очередь.

В чем состоит главная идея разработанной мной Программы социализации подростков, формирования жизнеспособной личности в условиях сельского социума? В том, что подросток получает поддержку взрослого в личностном росте, в обучении искусству жизнетворчества. Он получает помощь в главных для себя вопросах: вопросах научения жизни, самостроительства, самоизменения, саморазвития, самосовершенствования личности.


^ ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ:


Воспитание образованной, нравственной личности, которая


самостоятельно может принимать ответственные решения в


ситуации выбора, будет способна к сотрудничеству, отличаться


мобильностью, динамизмом, обладать развитым чувством


ответственности за судьбу своей страны, т.е. жизнеспособной


личности.


ЗАДАЧИ:


  1. Создавать условия для правильной ориентировки на будущее, которая


должна быть связана с выбором профессии, определением статуса


человека и гражданина, системой семейных ценностей.


  1. Поддерживать представление о собственной уникальности, но в то же


время показывать, что каждый из них точно так же убежден в своей


уникальности, именно поэтому ее нельзя считать проявлением


собственного превосходства над другими.


  1. Помогать в преодолении иллюзий (представлений о своих


безграничных возможностях), направлять внимание на изучение опыта

старших, на уроки человечества.


  1. Оказывать педагогическую помощь семье, так как в этот период остро


встает проблема общения родителей и детей, которые стремятся к


самостоятельности, но по своему социально – экономическому статусу


продолжают зависеть от взрослых.

^ ПРИНЦИПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ:

Принцип природосообразности.

Я считаю недопустимым, бессмысленным и вредным пытаться

переделывать ребёнка.

^ Деятельностный принцип.

Я организую деятельность детей, уроки жизнетворчества так, чтобы они

образовывали личностный опыт каждого воспитанника.

^ Принцип целостности в воспитании.

Я понимаю и принимаю ребёнка как неразрывное единство биологического

и психического, социального и духовного, сознания и самосознания.

^ Эгоцентрированный принцип.

Индивидуальный подход, личностно- ориентированная педагогика означают

мое отношение к ребёнку как к неповторимой, уникальной личности.

Возрастной принцип.

Я применяю свои знания о половозрастных особенностях детей.

^ РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОГРАММЫ:

Авторская программа социализации подростков «Девять шагов» рассчитана


на ТРИ года и охватывает воспитание учащихся 5 – 7 классов. Это не значит,


что сначала делается один шаг, потом второй, третий и так далее. Все эти


девять шагов делаются одновременно, чередуются только уроки


жизнетворчества по разным воспитательным направлениям.


Данная ПРОГРАММА воспитания внедряется при помощи


диагностической и прогностической функций классного руководителя,


которые позволяют познать и развить «само» у каждого ребенка.


В воспитательной ПРОГРАММЕ акцент делается на личностном развитии, на заботе каждого ребенка прежде всего о своем личностном и творческом росте, своем здоровье. Здесь мне помогает технология обучению искусству жизнетворчества сельских школьников. Цель технологии - воспитание человека творца собственной жизни, формирование жизнеспособной личности. Поэтому сюда входят упражнения, тесты, игры, ситуации, диагностики и т. д. Их основная идея - создание обстановки свободного выбора, выявление социальной направленности ЛИЧНОСТИ ВСЕХ учащихся.

Специфика программы состоит в том, что подросткам оказывается социально – педагогическая поддержка в различных вопросах.

Для проведения совместных мероприятий, уроков жизнетворчества установлена связь со следующими представителями социума:

В реализации данной ПРОГРАММЫ применяю следующие формы виды

деятельности и формы их осуществления: диспуты, психологические

тренинги, тестирование, различные исследующие методики,

анкетирование, блиц – опросы. Их внедрение осуществляется с

учетом реальных условий, индивидуальных особенностей каждого из

школьников, потребностей учащихся и их родителей.

^ СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ:


ПРОГРАММА социализации подростков сельской местности состоит из


следующих разделов:


-Первый раздел «Система социализации» представляет уроки


жизнетворчества в пошаговом плане работы с учащимися. В каждом из


девяти шагов раскрываются соответствующие методы информирования, а


также приводятся разные виды деятельности и формы занятий со


школьниками (ПРИЛОЖЕНИЯ)


Воспитательная работа в рамках моей программы строится по 9 шагам:

Шаг 1 «Я познаю себя»


Шаг 2 «Я воспитываю себя»


Шаг 3 «Я учу себя»


Шаг 4 «Я ищу себя»


Шаг 5 «Я владею собой»


Шаг 6 «Я реализую себя»


Шаг 7 «Я анализирую себя»


Шаг 8 «Я оздоровливаю себя»


Шаг 9 «Я развиваю себя»


Второй раздел – «Совместная деятельность школы, семьи и


общественности по социализации учащихся в сельской местности» –


формулирует и раскрывает:



воспитательной деятельности школы, семьи и общественности,



родителей.


^ В третьем разделе – «Планируемые результаты воспитания и ожидаемый


результат» мной определены ценностные отношения, представления, знания,


опыт, которые должны быть сформированы у детей по каждому из


пошагового процесса социализации.


«Жить – вот ремесло, которому я хочу учить воспитанника. Выходя из моих рук, он будет – соглашаюсь с этим – не судьей, не солдатом, не священником: он будет прежде всего человеком: всем, чем должен быть человек, он сумеет быть, в случае необходимости, так же хорош, как и всякий другой, и, как бы судьба не перемещала его с места на место, он всегда будет на своем месте.»

Ж.Ж. Руссо



Шаг 1

«Я познаю себя»


Задачи

Социокультурная среда


Информирование

создать условия для

-формирования мотивов самопознания


Школа

Завуч по воспитательной

работе

Родители

Анкетирование «Тип темперамента» 14.11.08

Опросник «Круг Айзенка» 24.03.10


Игра «Ассоциации»16.10.09

Блиц – опрос «Любимое …»16.10.09


Методика «Познай себя»

Тест «Правое или левое»


^ (ПРИЛОЖЕНИЕ №1)



Шаг 2

«Я воспитываю себя»


создать условия для

-положительного ориентирования своих дел и поступков



Семья

ДОО «Школьное содружество»

Участковый



Тест «Сила воли»25.11.09


Ситуации « За или против»20.05.09


Игра «Правила поведения»

Изотерапия «Одиночество»


(ПРИЛОЖЕНИЕ№2)




Шаг 3

«Я учу себя»



создать условия для

- поддержания интереса к обучению

-развития мировоззрения


ДОО «Школьное содружество»

Сельская библиотека

Кружок «Эрудит»

Мини – сочинение «Что я жду от жизни»

28.10.09

Опросник «Способности»08.04.09

Методика «Мотивы учебной деятельности»16.09.09


Ранжирование


^ (ПРИЛОЖЕНИЕ №3)



Шаг 4

«Я ищу себя»


создать условия для

-формирования смысла жизни

-определения профессиональных интересов и способностей


Семья

Клуб «Патриот»

Завуч по воспитательной работе

Председатель совета ветеранов

Исследование «Любите ли вы себя?» 11.02.09

Задача – проба «Орел или…»18.03.09


Диагностика Т. Аржакаевой 15.01.10

«Самооценка»


Методика «Урок

физкультуры»


^ (ПРИЛОЖЕНИЕ №4)



Шаг 5

«Я владею собой»


создать условия для

-умения выживать в трудных социальных условиях

-толерантного отношения к окружающим

ДОО «Школьное содружество»

Класс

Школа

Сельская библиотека


Тест «Какой я друг»24.12.08

Методика «КОС»20.05.09


Диагностика «Я и коллектив»16.12.09

Мои социальные роли 17.02.10


Ассоциативный тест

Фильм «Мой класс»

Тест – наблюдение «Дом, в котором я живу»

Театр - экспромт


^ (ПРИЛОЖЕНИЕ №5)



Шаг 6

«Я реализую себя»


создать условия для

-формирования основных правовых знаний

-умения постоять за себя и отстоять свою собственную точку зрения


Класс

Школа

Родители

Школьная библиотека

Методика ценностных ориентаций М. Роккинга

02.12.09


^ (ПРИЛОЖЕНИЕ №6)




Шаг 7

«Я анализирую себя»


создать условия для

-умения адекватно оценивать свои возможности



Семья

Психолог

Администрация школы

Упражнение «Мой черно – белый портрет»5.12.09

Недописанный тезис 26.02.10


Методика «Уровень самооценки» 13.03.10

Анкета «Приятно ли с вами общаться?»21.05.10


Диагностика «Самореклама»

Методика шкалирования «Отношение к собственному Я»


^ (ПРИЛОЖЕНИЕ №7)




Шаг 8

«Я оздоровливаю себя»


создать условия для

-формирования здорового образа жизни

-физического самосовершенствования

Клуб «Спарта»

Школа

Семья

Сверстники

Спортивный инструктор



Письмо самому себе 16.03.09


Игра - телефон доверия «Мои вредные привычки»


^ (ПРИЛОЖЕНИЕ №8)



Шаг 9

«Я развиваю себя»


создать условия для

- развития творческих способностей

-формирования эстетического вкуса



СДК

Кружок «Премьера»

Музыкальная студия «Класс»

Клуб «Эрудит»


Тесты Торренса03.03.09


Танцтерапия 15.05.10

Музыкотерапия15.05.10


Сказкотерапия


^ (ПРИЛОЖЕНИЕ №9)



--------------- мероприятия для 7 класса


--------------- мероприятия для 6 класса


---------------мероприятия для 5 класса



programma-podgotovlena-v-ramkah-innovacionnoj-obrazovatelnoj-programmi-gu-vshe-formirovanie-sistemi-analiticheskih-kompetencij-dlya-innovacij-v-biznese-i-gosudarstvennom-upravlenii.html
programma-podrazdela-istoriya-matematiki.html
programma-poezdki-1-den-pribitie-v-barselonu-vstrecha-i-transfer-v-otel-svobodnoe-vremya-uzhin-znakomstvo-v-nacionalnom-restorane-v-muzee-ispanskaya-derevnya-spektakl-sveto-muzikalnih-fontanov-na-ploshadi-ispanii-2-den.html
programma-poezdki-na-mezhdunarodnij-festival-detskogo-tvorchestva-zimnyaya-skazka-v-tatrah.html
programma-pohudeniya-i-ozdorovleniya-naibolee-chasto-zadavaemie-voprosi-puskaj-pisha-stanet-vashim-lekarstvom-sistema-razdelnogo-pitaniya.html
programma-polevoj-praktiki-po-discipline-zoologiya-specialnost-050102-65-biologiya.html
  • essay.bystrickaya.ru/biograficheskaya-spravka-klyuch-knovomuvideniyu-cheloveka.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/vedmi-za-granicej-stranica-14.html
  • pisat.bystrickaya.ru/tema-4-kalkulyaciya-i-struktura-ceni-uchebno-metodicheskoe-posobie-dlya-studentov-ekonomicheskih-specialnostej-volgograd-2006.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/sovershenstvovanie-strategicheskogo-vnedrenie-innovacij-programma-klient-bank.html
  • urok.bystrickaya.ru/predostavlenie-nachalnogo-i-dopolnitelnogo-professionalnogo-obrazovaniya-kod-013.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/nazvanie-tem-urokov-plani-urokov-stranica-11.html
  • testyi.bystrickaya.ru/akronimi-i-skrasheniya-spin-sindrom-na-pridobitata-imunna-nedostatchnost-svetovna-komisiya-po-socialnite-izmereniya-na-globalizaciyata.html
  • notebook.bystrickaya.ru/i-h-abdullaev-k-istorii-stanovleniya-i-razvitiya-stranica-4.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/poyasnitelnaya-zapiska-kem-stat.html
  • esse.bystrickaya.ru/putin-zashitil-kudrina-ot-kommunistov-pervij-kanal-novosti-09-10-2008-borisov-dmitrij-12-00-9.html
  • college.bystrickaya.ru/0118izgotovlenie-betonnih-i-zhelezobetonnih-konstrukcij-prilozhenie-5-k-dokumentacii-ob-aukcionestroitelstvo.html
  • apprentice.bystrickaya.ru/vladimir-pershanin-mi-pol-evropi-po-plastunski-propahali-stranica-4.html
  • knigi.bystrickaya.ru/sobranie-zakonodatelstva-rossijskoj-federacii-7-8-9-10-sovremennie-problemi-servisa-i-turizma-1.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/metodi-vichislenij-s-garantirovannoj-tochnostyu-na-platforme-multikor.html
  • books.bystrickaya.ru/emika-viktora-mihajlovicha-glushkova-svyazano-s-kibernetikoj-vichislitelnoj-tehnikoj-matematikoj-nesmotrya-na-raznoobrazie-nauchnih-napravlenij-interesovavshih-gl.html
  • write.bystrickaya.ru/glava-26-imac-ajzekson-u-stiv-dzhobs-p-doc.html
  • paragraf.bystrickaya.ru/zaklyuchenie-operativnoe-planirovanie-osnovnogo-proizvodstva-53-2-operativnij-uchet-i-analiz-55.html
  • bukva.bystrickaya.ru/metodologya-naukovogo-pznannya.html
  • grade.bystrickaya.ru/obustrojstvo-podvala-ili-dom-pod-domom-prajs-list-na-normativnuyu-metodicheskuyu-tipovuyu-proektnuyu-dokumentaciyu.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/meditaciya-na-koshku-pravila-igri-6-chto-takoe-pkm-10-volshebnij-kompot-16.html
  • kanikulyi.bystrickaya.ru/vvedenie-11naznachenie-dokumenta-trebovaniya-i-metodicheskie-rekomendacii-organizaciyam-ispolnitelyam-gosudarstvennih.html
  • report.bystrickaya.ru/k-nazvaniyu-moego-kursa-lekcij-ne-potomu-chto-ono-novo-i-ne-potomu-chto-ego-nevozmozhno-vstretit-v-prezhnih-spiskah-kursov-chitaemih-v-nemeckih-stranica-13.html
  • gramota.bystrickaya.ru/yablochnik-popov-i-spravedlivoross-krivenchenko-stroitelstvo-gazprom-siti-eto-bezobrazie-zaksru-05122006.html
  • literature.bystrickaya.ru/chemu-ya-nauchilsya-na-urokah-filosofiishabalin-sergej-ne-bojtes-razmishlyat.html
  • thescience.bystrickaya.ru/guvernyanskie-vibori-etot-fajl-rasprostranyaetsya-bez-ogranichenij-ego-adres-v-internet.html
  • student.bystrickaya.ru/34-mestnie-nalogi-i-sbori-uchebno-metodicheskoe-posobie-gomel-2010-ministerstvo-obrazovaniya-respubliki-belarus.html
  • writing.bystrickaya.ru/biznes-plan-firmi-po-prodazhe-i-obsluzhivaniyu-kompov-chast-13.html
  • literatura.bystrickaya.ru/semantiko-etimologicheskij-slovar-sibirskotatarskih-etnotoponimov-stranica-2.html
  • college.bystrickaya.ru/10-klass-material-podgotovlen-grebennikovoj-t-s-trening-1-oblomov-i-shtolc-po-romanu-i-a-goncharova-oblomov.html
  • composition.bystrickaya.ru/plan-uchebno-vospitatelnoj-raboti-na-2008-2009-uchebnij-god-mousosh-1-posyolka-kropachyovo.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/obshaya-harakteristika-razvitiya-mishleniya-rossijskoj-federacii-v-kachestve-uchebnika-dlya-studentov-obuchayushihsya-po.html
  • klass.bystrickaya.ru/a-v-koryachko-2011-g.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/metodicheskie-rekomendacii-dlya-specialistov-pedagogov-i-administratorov-sistemi-doshkolnogo-obrazovaniya-po-viboru-igrovih-razvivayushih-resursov-dlya-doshkolnih.html
  • report.bystrickaya.ru/informacionnij-byulleten-tpp-rf-po-voprosam-malogo-predprinimatelstva-v-rossijskoj-federacii-za-mart-2012-goda-stranica-2.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/327-sovmestnaya-deyatelnost-emitenta-ezhekvartalnij-otchet-otkritoe-akcionernoe-obshestvo-territorialnaya-generiruyushaya.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.