.RU

Программа по социализации подростков сельской местности «Девять шагов»


ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ

ПРОГРАММА

по

социализации подростков сельской местности

«Девять шагов»


классного руководителя 6-7 классов


МОУ «Александровская средняя общеобразовательная школа» Локтевского района

Алтайского края

Гайдуковой Марины Алексеевны




2008 – 2011 учебный год


С О Д Е Р Ж А Н И Е


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


  1. СИСТЕМА СОЦИАЛИЗАЦИИ (УРОКИ ЖИЗНЕТВОРЧЕСТВА):


2.1. Шаг 1 «Я познаю себя»


2.2. Шаг 2 «Я воспитываю себя»


2.3. Шаг 3 «Я учу себя»


2.4. Шаг 4 «Я ищу себя»


2.5. Шаг 5 «Я владею собой»


2.6. Шаг 6 «Я реализую себя»


2.7. Шаг 7 «Я анализирую себя»


2.8. Шаг 8 «Я оздоровливаю себя»


2.9. Шаг 9 «Я развиваю себя»

  1. ^ СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ШКОЛЫ, СЕМЬИ И ОБЩЕСТВЕННОСТИ ПО СОЦИАЛИЗАЦИИ ПОДРОСТКОВ

  2. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ВОСПИТАНИЯ И ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ




  1. ПРИЛОЖЕНИЯ




  1. ЛИТЕРАТУРА



^ ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Хорошая школа – это хорошо,

Умная школа – это великолепно.

Но ребенок должен быть еще и подготовлен к жизни.

Д. Дьюи

АКТУАЛЬНОСТЬ

С точки зрения государства и общества задача воспитания – готовить подрастающие поколения к выполнению своего назначения в производственной, семейной, общественной жизни. С точки зрения индивида – воспитание должно помочь ему утвердиться в жизни, найти и реализовать себя.

^ НОРМАТИВНАЯ БАЗА ПРОГРАММЫ:


формированию жизнеспособной личности в условиях сельского


социума.



качества жизнеспособной личности сельского школьника.


^ ДИНАМИКА ЯВЛЕНИЯ: Для сельского социума, в частности нашего села Александровка, где процессы деколлективизации особенно болезненно отразились на условиях жизни людей, и наблюдается непрекращающаяся волна миграции из Казахстана - проблемы воспитания особенно актуальны.

Наши сельские дети, взрослеющие в социуме, где царят экономическая нестабильность, ограниченность культурной базы для развития личности, не имеют тех стартовых преимуществ, которыми располагают их сверстники в городах. Речь идет о наличии возможностей путешествовать по стране и за границей; заниматься в сложившихся творческих коллективах и спортивных клубах; участвовать в международных детских лагерях и проектах; получать дополнительную образовательную подготовку.

^ АНАЛИЗ СИТУАЦИИ: В моих классах 7 человек: 3 девочки и 4 мальчика, всем по 12 лет. Большинство родителей – выходцы либо из малообеспеченных семей 28,5%, либо из семей скромного достатка 14,3%.

3 детей растут в многодетных семьях, 2 в неполных, всего 28,6 % родителей


моих детей работают, 57,1 % стоит на учете в ЦЗН. Недостаточная


педагогическая культура родителей и усугубление кризиса семьи снижают


её воспитательный потенциал.


В такой ситуации на классного руководителя ложится большая


ответственность, так как во многом именно его работа оказывает влияние на


формирование, как личности ребенка, так и его умения адаптироваться в


современном мире.


Сегодня,  на  этапе  построения современного капитализма в нашей стране, все чаще говорят о воспитании таких качеств личности, таких характеров, такого типа поведения, которые нужны России, обществу, нужны семье в данный конкретно-исторический период развития страны. Речь идет о воспитании жизнеспособной личности, подготовленной к построению своей жизни и преобразованию социума. В рамках заказа общества мной была разработана программа социализации сельских школьников.

Процесс социализации начинается с младенческих лет, период


подросткового периода и юности в процессе социализации играет


наиболее важную роль. Ведь в возрасте 10 - 15 лет закладываются


основные знания о нормах поведения в обществе.


Поэтому я и составила ПРОГРАММУ по социализации сельских подростков на данном этапе. Она называется «9 шагов». А наше образовательное учреждение создало условия для реализации разработанной собственной программы. Для организации и полноценного функционирования такого образовательного процесса требуются согласованные усилия многих социальных субъектов: школы, семьи, общественных организаций, включая и детско-юношеские движения и организации, учреждений дополнительного образования.

Ведущая, содержательно определяющая роль в создании социально-


открытого уклада школьной жизни принадлежит педагогическому


коллективу МОУ «Александровская средняя общеобразовательная школа» и


мне, как классному руководителю в первую очередь.

В чем состоит главная идея разработанной мной Программы социализации подростков, формирования жизнеспособной личности в условиях сельского социума? В том, что подросток получает поддержку взрослого в личностном росте, в обучении искусству жизнетворчества. Он получает помощь в главных для себя вопросах: вопросах научения жизни, самостроительства, самоизменения, саморазвития, самосовершенствования личности.


^ ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ:


Воспитание образованной, нравственной личности, которая


самостоятельно может принимать ответственные решения в


ситуации выбора, будет способна к сотрудничеству, отличаться


мобильностью, динамизмом, обладать развитым чувством


ответственности за судьбу своей страны, т.е. жизнеспособной


личности.


ЗАДАЧИ:


  1. Создавать условия для правильной ориентировки на будущее, которая


должна быть связана с выбором профессии, определением статуса


человека и гражданина, системой семейных ценностей.


  1. Поддерживать представление о собственной уникальности, но в то же


время показывать, что каждый из них точно так же убежден в своей


уникальности, именно поэтому ее нельзя считать проявлением


собственного превосходства над другими.


  1. Помогать в преодолении иллюзий (представлений о своих


безграничных возможностях), направлять внимание на изучение опыта

старших, на уроки человечества.


  1. Оказывать педагогическую помощь семье, так как в этот период остро


встает проблема общения родителей и детей, которые стремятся к


самостоятельности, но по своему социально – экономическому статусу


продолжают зависеть от взрослых.

^ ПРИНЦИПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ:

Принцип природосообразности.

Я считаю недопустимым, бессмысленным и вредным пытаться

переделывать ребёнка.

^ Деятельностный принцип.

Я организую деятельность детей, уроки жизнетворчества так, чтобы они

образовывали личностный опыт каждого воспитанника.

^ Принцип целостности в воспитании.

Я понимаю и принимаю ребёнка как неразрывное единство биологического

и психического, социального и духовного, сознания и самосознания.

^ Эгоцентрированный принцип.

Индивидуальный подход, личностно- ориентированная педагогика означают

мое отношение к ребёнку как к неповторимой, уникальной личности.

Возрастной принцип.

Я применяю свои знания о половозрастных особенностях детей.

^ РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОГРАММЫ:

Авторская программа социализации подростков «Девять шагов» рассчитана


на ТРИ года и охватывает воспитание учащихся 5 – 7 классов. Это не значит,


что сначала делается один шаг, потом второй, третий и так далее. Все эти


девять шагов делаются одновременно, чередуются только уроки


жизнетворчества по разным воспитательным направлениям.


Данная ПРОГРАММА воспитания внедряется при помощи


диагностической и прогностической функций классного руководителя,


которые позволяют познать и развить «само» у каждого ребенка.


В воспитательной ПРОГРАММЕ акцент делается на личностном развитии, на заботе каждого ребенка прежде всего о своем личностном и творческом росте, своем здоровье. Здесь мне помогает технология обучению искусству жизнетворчества сельских школьников. Цель технологии - воспитание человека творца собственной жизни, формирование жизнеспособной личности. Поэтому сюда входят упражнения, тесты, игры, ситуации, диагностики и т. д. Их основная идея - создание обстановки свободного выбора, выявление социальной направленности ЛИЧНОСТИ ВСЕХ учащихся.

Специфика программы состоит в том, что подросткам оказывается социально – педагогическая поддержка в различных вопросах.

Для проведения совместных мероприятий, уроков жизнетворчества установлена связь со следующими представителями социума:

В реализации данной ПРОГРАММЫ применяю следующие формы виды

деятельности и формы их осуществления: диспуты, психологические

тренинги, тестирование, различные исследующие методики,

анкетирование, блиц – опросы. Их внедрение осуществляется с

учетом реальных условий, индивидуальных особенностей каждого из

школьников, потребностей учащихся и их родителей.

^ СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ:


ПРОГРАММА социализации подростков сельской местности состоит из


следующих разделов:


-Первый раздел «Система социализации» представляет уроки


жизнетворчества в пошаговом плане работы с учащимися. В каждом из


девяти шагов раскрываются соответствующие методы информирования, а


также приводятся разные виды деятельности и формы занятий со


школьниками (ПРИЛОЖЕНИЯ)


Воспитательная работа в рамках моей программы строится по 9 шагам:

Шаг 1 «Я познаю себя»


Шаг 2 «Я воспитываю себя»


Шаг 3 «Я учу себя»


Шаг 4 «Я ищу себя»


Шаг 5 «Я владею собой»


Шаг 6 «Я реализую себя»


Шаг 7 «Я анализирую себя»


Шаг 8 «Я оздоровливаю себя»


Шаг 9 «Я развиваю себя»


Второй раздел – «Совместная деятельность школы, семьи и


общественности по социализации учащихся в сельской местности» –


формулирует и раскрывает:



воспитательной деятельности школы, семьи и общественности,



родителей.


^ В третьем разделе – «Планируемые результаты воспитания и ожидаемый


результат» мной определены ценностные отношения, представления, знания,


опыт, которые должны быть сформированы у детей по каждому из


пошагового процесса социализации.


«Жить – вот ремесло, которому я хочу учить воспитанника. Выходя из моих рук, он будет – соглашаюсь с этим – не судьей, не солдатом, не священником: он будет прежде всего человеком: всем, чем должен быть человек, он сумеет быть, в случае необходимости, так же хорош, как и всякий другой, и, как бы судьба не перемещала его с места на место, он всегда будет на своем месте.»

Ж.Ж. Руссо



Шаг 1

«Я познаю себя»


Задачи

Социокультурная среда


Информирование

создать условия для

-формирования мотивов самопознания


Школа

Завуч по воспитательной

работе

Родители

Анкетирование «Тип темперамента» 14.11.08

Опросник «Круг Айзенка» 24.03.10


Игра «Ассоциации»16.10.09

Блиц – опрос «Любимое …»16.10.09


Методика «Познай себя»

Тест «Правое или левое»


^ (ПРИЛОЖЕНИЕ №1)



Шаг 2

«Я воспитываю себя»


создать условия для

-положительного ориентирования своих дел и поступков



Семья

ДОО «Школьное содружество»

Участковый



Тест «Сила воли»25.11.09


Ситуации « За или против»20.05.09


Игра «Правила поведения»

Изотерапия «Одиночество»


(ПРИЛОЖЕНИЕ№2)




Шаг 3

«Я учу себя»



создать условия для

- поддержания интереса к обучению

-развития мировоззрения


ДОО «Школьное содружество»

Сельская библиотека

Кружок «Эрудит»

Мини – сочинение «Что я жду от жизни»

28.10.09

Опросник «Способности»08.04.09

Методика «Мотивы учебной деятельности»16.09.09


Ранжирование


^ (ПРИЛОЖЕНИЕ №3)



Шаг 4

«Я ищу себя»


создать условия для

-формирования смысла жизни

-определения профессиональных интересов и способностей


Семья

Клуб «Патриот»

Завуч по воспитательной работе

Председатель совета ветеранов

Исследование «Любите ли вы себя?» 11.02.09

Задача – проба «Орел или…»18.03.09


Диагностика Т. Аржакаевой 15.01.10

«Самооценка»


Методика «Урок

физкультуры»


^ (ПРИЛОЖЕНИЕ №4)



Шаг 5

«Я владею собой»


создать условия для

-умения выживать в трудных социальных условиях

-толерантного отношения к окружающим

ДОО «Школьное содружество»

Класс

Школа

Сельская библиотека


Тест «Какой я друг»24.12.08

Методика «КОС»20.05.09


Диагностика «Я и коллектив»16.12.09

Мои социальные роли 17.02.10


Ассоциативный тест

Фильм «Мой класс»

Тест – наблюдение «Дом, в котором я живу»

Театр - экспромт


^ (ПРИЛОЖЕНИЕ №5)



Шаг 6

«Я реализую себя»


создать условия для

-формирования основных правовых знаний

-умения постоять за себя и отстоять свою собственную точку зрения


Класс

Школа

Родители

Школьная библиотека

Методика ценностных ориентаций М. Роккинга

02.12.09


^ (ПРИЛОЖЕНИЕ №6)




Шаг 7

«Я анализирую себя»


создать условия для

-умения адекватно оценивать свои возможности



Семья

Психолог

Администрация школы

Упражнение «Мой черно – белый портрет»5.12.09

Недописанный тезис 26.02.10


Методика «Уровень самооценки» 13.03.10

Анкета «Приятно ли с вами общаться?»21.05.10


Диагностика «Самореклама»

Методика шкалирования «Отношение к собственному Я»


^ (ПРИЛОЖЕНИЕ №7)




Шаг 8

«Я оздоровливаю себя»


создать условия для

-формирования здорового образа жизни

-физического самосовершенствования

Клуб «Спарта»

Школа

Семья

Сверстники

Спортивный инструктор



Письмо самому себе 16.03.09


Игра - телефон доверия «Мои вредные привычки»


^ (ПРИЛОЖЕНИЕ №8)



Шаг 9

«Я развиваю себя»


создать условия для

- развития творческих способностей

-формирования эстетического вкуса



СДК

Кружок «Премьера»

Музыкальная студия «Класс»

Клуб «Эрудит»


Тесты Торренса03.03.09


Танцтерапия 15.05.10

Музыкотерапия15.05.10


Сказкотерапия


^ (ПРИЛОЖЕНИЕ №9)



--------------- мероприятия для 7 класса


--------------- мероприятия для 6 класса


---------------мероприятия для 5 класса



programma-podgotovlena-v-ramkah-innovacionnoj-obrazovatelnoj-programmi-gu-vshe-formirovanie-sistemi-analiticheskih-kompetencij-dlya-innovacij-v-biznese-i-gosudarstvennom-upravlenii.html
programma-podrazdela-istoriya-matematiki.html
programma-poezdki-1-den-pribitie-v-barselonu-vstrecha-i-transfer-v-otel-svobodnoe-vremya-uzhin-znakomstvo-v-nacionalnom-restorane-v-muzee-ispanskaya-derevnya-spektakl-sveto-muzikalnih-fontanov-na-ploshadi-ispanii-2-den.html
programma-poezdki-na-mezhdunarodnij-festival-detskogo-tvorchestva-zimnyaya-skazka-v-tatrah.html
programma-pohudeniya-i-ozdorovleniya-naibolee-chasto-zadavaemie-voprosi-puskaj-pisha-stanet-vashim-lekarstvom-sistema-razdelnogo-pitaniya.html
programma-polevoj-praktiki-po-discipline-zoologiya-specialnost-050102-65-biologiya.html
  • desk.bystrickaya.ru/otchet-o-rezultatah-samoobsledovaniya-srednego-professionalnogo-obrazovaniya.html
  • lecture.bystrickaya.ru/arhitekturno-stroitelnaya-chast-tehnicheskoe-zadanie-razdel-1-obshie-trebovaniya-predmet-konkursa-nachalnaya-maksimalnaya.html
  • knigi.bystrickaya.ru/sovmestnij-prikaz-ministra-ekonomiki-i-byudzhetnogo-planirovaniya-stranica-6.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/rasskazov-s-d-stranica-7.html
  • thescience.bystrickaya.ru/izgotovlenie-i-ustanovka-metalloplastikovih-okon.html
  • lecture.bystrickaya.ru/4ventilyaciya-i-kondicionirovanie-tehnicheskoe-zadanie-na-proektirovanie-sistem-inzhenernogo-obespecheniya-i-protivopozharnoj.html
  • bukva.bystrickaya.ru/osnovnaya-obrazovatelnaya-programma-visshego-professionalnogo-obrazovaniya-napravlenie-020400-62-biologiya-stranica-3.html
  • pisat.bystrickaya.ru/tomskij-gosudarstvennij-universitet-stranica-4.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/lvov-praga-vyurcburg-parizh2nochi-versal-disnejlend-myunhen-vena-lvov.html
  • nauka.bystrickaya.ru/viktorina-po-skazkam-kto-prislal-takuyu-telegrammu-cpasite-pomogite-nas-sel-serij-volk.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-po-obucheniyu-chteniyu-dlya-1-klassa-na-20112012-uch-g-stranica-3.html
  • composition.bystrickaya.ru/pochtovaya-marka-izobrazhenie-anri-bekkerelya.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/otec-arsenij-stranica-27.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/programma-disciplini-socialnaya-mobilizaciya-i-politicheskoe-uchastie-dlya-specialnosti-020300-sociologiya-3-ya-stupen-visshego-professionalnogo-obrazovaniya.html
  • crib.bystrickaya.ru/kniga-nahodyashayasya-v-vashih-rukah-soderzhit-mnozhestvo-stranica-102.html
  • shkola.bystrickaya.ru/nacionalnaya-politika-v-sovremennoj-rossii.html
  • letter.bystrickaya.ru/obrazec-titulnogo-lista-referata.html
  • uchit.bystrickaya.ru/tema-ispolzovanie-metodov-prirodnoj-indikacii-dlya-ocenki-sostoyaniya-okruzhayushej-sredi.html
  • predmet.bystrickaya.ru/shpargalka-po-buhgalterskomu-uchetu-20.html
  • bukva.bystrickaya.ru/razrabotka-tehnologii-evm.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/plan-rol-religii-v-zhizni-obshestva-obshaya-harakteristika-ponyatiya-religiya-sushestvennie-priznaki.html
  • write.bystrickaya.ru/glava-8-konstantin-kalbazov.html
  • assessments.bystrickaya.ru/bolee-20-tisyach-chelovek-ostalis-bez-holodnoj-vodi-v-rezultate-avarii-na-vodoprovode-v-orenburgskoj-oblasti-internet-resurs-itar-tasscom-28092011.html
  • doklad.bystrickaya.ru/uchebno-metodicheskij-kompleks-po-discipline-delovoj-etiket-dlya-studentov-1-kursa-fakulteta-vneshnetorgovogo-menedzhmenta.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/prilozhenie-4-k-protokolu-publichnih-slushanij-ot-19-08-2011-osnovnoj-doklad.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/razdel-kuznechno-pressovie-i-termicheskie-raboti-edinij-tarifno-kvalifikacionnij-spravochnik.html
  • holiday.bystrickaya.ru/metodika-prepodavaniya-socialno-zhurnalistskih-disciplin-spisok-rekomendovannoj-literaturi-abasov-z-proektirovanie-i-organizaciya-samostoyatelnoj-raboti-studentov-visshee-obrazovanie-v-rossii-200710.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/nikolaj-ii-dnevnik-kraha-imperii.html
  • universitet.bystrickaya.ru/tvorcheskij-plan-raboti-detskih-bibliotek-muk-cbs-na-2009-god.html
  • urok.bystrickaya.ru/programma-kursa-dlya-specialnosti-020100-filosofiya-moskva-2010-poyasnitelnaya-zapiska-programma-kursa-anglijskij-yazik.html
  • letter.bystrickaya.ru/nezavisimaya-gazeta-moskva-186-292008-kavkazskij-opit-dlya-vojsk-urala.html
  • crib.bystrickaya.ru/i-s-zaharova-mou-kozhevnikovskaya-srednyaya-obsheobrazovatelnaya-shkola-2-kozhevnikovo.html
  • znanie.bystrickaya.ru/asti-pedagogiki-visshej-shkoli-i-sfere-obrazovaniya-osobij-akcent-delaetsya-na-psihologicheskie-osobennosti-obucheniya-v-visshej-shkole-vozrastnie-osobennosti-studenche.html
  • shkola.bystrickaya.ru/psihologicheskie-osobennosti-odarennih-detej.html
  • thescience.bystrickaya.ru/kakoj-dolzhna-bit-pensiya-chtobi-na-nee-mozhno-bilo-prozhit-pervij-kanal-novosti-13-11-2008-pankratova-yuliya-15-00-10.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.