.RU

ПРОГРАММА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ - Правила приема и программы вступительных испытаний в ростовский государственный университет в 2006 г


^ ПРОГРАММА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
(изложение, диктант, тест)

Объём требований
Абитуриент должен продемонстрировать орфографическую и пунктуационную грамотность, а также владение основными лексическими, грамматическими и стилистическими нормами современного русского языка. Успешное написание работы обеспечивается знанием совокупности теоретических положений и правил в пределах приведённой ниже программы.

Для поступающих на факультет филологии и журналистики (специализация «зарубежная филология») диктант сопровождается теоретико-практическим заданием: на данном отрывке текста показать навыки словообразовательного, фонетического, морфемного (по составу), морфологического и синтаксического разбора (простого и усложненного сложного предложения), расставить знаки препинания. Продолжительность диктанта и выполнения задания – 120 мин.

Оценивается орфографическая, пунктуационная, грамматическая, речевая и стилистическая грамотность работы.

^ Общие вопросы русского правописания
Значение термина ПРАВОПИСАНИЕ. Орфография и пунктуация как система общепринятых норм письма. Роль правописания в письменном общении между людьми.

Принципы русской орфографии: морфологический (основной), исторический, фонетический. Основные разделы орфографии:

Принципы русской пунктуации: смысловой, грамматический, интонационный. Разделы русской пунктуации:



^ Лексика и фразеология
Слова как единица языка. Значение слова. Прямое и переносное значение слова. Многозначные и однозначные слова. Омонимы. Синонимы. Антонимы.

Понятие о фразеологизмах.

Исконно русские и заимствованные слова.

Исторические изменения в составе лексики: устаревшие слова и неологизмы.

Лексика русского языка с точки зрения сферы употребления: общеупотребительные слова, профессиональные термины, диалектные слова, жаргонизмы.

Стилистическое расслоение русской лексики и фразеологии: лексика и фразеология разговорная, просторечная, торжественная, высокая поэтическая и под.

Точность словоупотребления. Выбор слова с учетом его значения, оттенков значения, правильный выбор синонима – важнейший показатель качества и культуры речи.

Орфография
Правописание корней с безударными гласными. Проверяемые безударные гласные. Непроверяемые безударные гласные. Правописание корней с чередующимися гласными.

Правописание звонких и глухих согласных. Непроизносимые согласные. Удвоенные согласные в корнях русских и заимствованных слов. Удвоенные согласные на стыке значимых частей слова.

Правописание приставок. Приставки, оканчивающиеся на гласную. Правописание приставок пре- и при-, не- и ни-. Приставки, оканчивающиеся на согласную. Приставки, оканчивающиеся на -з-/-с-; приставка с-. Гласные и/ы после приставок на согласную.

Ъ и ь как разделительные знаки. Ь – знак мягкости согласной. Отсутствие ь после мягких согласных в сочетаниях НЧ, НЩ, ЗН и др. Ь перед суффиксом СК (сельский, зверский и др.). Ь в различных грамматических формах.

Гласные о и е после шипящих. Гласные о и е после шипящих в корнях слов. Гласная е после шипящих в окончаниях и суффиксах глаголов. Гласные о и е после шипящих и Ц в окончаниях существительных и прилагательных. Гласные о и е после шипящих и Ц в суффиксах существительных, прилагательных, наречий.

Употребление прописных букв.

Правописание суффиксов и окончаний имён существительных.

Правописание суффиксов и окончаний имён прилагательных.

Правописание сложных слов. Слитное и дефисное написание сложных существительных и прилагательных. Дефисное написание наречий, образованных сочетанием однокоренных слов и слов, близких по значению. Сложносокращённые слова.

Склонение и правописание имён числительных.

Склонение и правописание местоимений. Отрицательные и неопределённые местоимения с предлогами и без предлогов.

Правописание глаголов. Суффиксы и личные окончания глаголов. Суффиксы и окончания всех видов причастий. Употребление гласных перед суффиксами причастий прошедшего времени (увидивший, застреливший, расстрелянный и под.).

Правописание наречий. Гласные в конце наречий. Наречия на шипящую. Слитное и дефисное написание наречий. Раздельное написание наречных сочетаний.

Правописание -н- и -нн- во всех частях речи:

-н- в непроизводных прилагательных (юный, зеленый и др.);

-н- и -нн- в прилагательных, образованных от существительных и глаголов (серебряный, видный и под.);

-н- и -нн- в полных и кратких страдательных причастиях прошедшего времени;

-н- и -нн- в отпричастных прилагательных;

-н- и -нн- в кратких прилагательных, существительных, наречиях, образованных от полных прилагательных.

Правописание предлогов. Сложные предлоги. Слитное и раздельное написание предлогов.

Правописание союзов. Слитное написание союзов чтобы, тоже, также, притом, причём, зато, итак. Раздельное написание союзов.

Раздельное и дефисное написание частиц со словами, к которым они относятся:

Частицы БЫ, ЛИ, ЖЕ, МОЛ;

Частицы ДЕ, С (ДА-С);

Частица ТАКИ.

Функции частиц не и ни. Раздельное написание со всеми частями речи. Сопоставление по функции и правописанию с приставками не и ни. Способы разграничения частиц не и ни и приставок не и ни.

Правописание междометий.

Пунктуация
Знаки препинания в конце предложения.

Тире между подлежащим и сказуемым. Тире в неполном предложении.

Знаки препинания в предложении с однородными членами. Однородные члены, не связанные союзами. Однородные члены, связанные неповторяющимися союзами. Однородные члены, связанные повторяющимися союзами. Однородные члены, связанные двойными союзами. Однородные и неоднородные определения. Обобщающие слова при однородных членах.

Знаки препинания при приложении. Дефис при одиночном приложении. Выделение приложения кавычками.

Знаки препинания при обособленных определениях. Обособление деепричастий и деепричастных оборотов. Обособление обстоятельств, выраженных существительными в косвенных падежах с предлогами. Обособление оборотов со значением включения, исключения, замещения.

Знаки препинания в предложениях с уточняющими, пояснительными и присоединительными членами предложения.

Знаки препинания при вводных словах, словосочетаниях, предложениях. Вставные конструкции.

Знаки препинания при обращении.

Знаки препинания при междометиях, утвердительных, отрицательных и вопросительно-восклицательных словах.

Знаки препинания в сложносочинённом предложении. Случаи, когда запятая между частями сложносочиненного предложения НЕ ставится.

Знаки препинания в сложноподчинённом предложении с одним придаточным. Знаки препинания в сложноподчинённом предложении с несколькими придаточными. Знаки препинания в сложноподчинённом предложении при сочетании союзов.

Пунктуация при оборотах, не являющихся придаточными предложениями. Сравнительный оборот.

Знаки препинания в бессоюзных предложениях. Запятая, точка с запятой, тире, двоеточие между частями бессоюзного предложения как показатели смысловых отношений в предложении.

Знаки препинания при прямой речи.

Знаки препинания при передаче диалога.


Грамматика
Образование морфологических форм всех частей речи в соответствии с грамматическими нормами языка.

Словообразование в соответствии с нормами современного языка.

Согласование подлежащего и сказуемого.

Формы определения к нескольким однородным определяемым.

Согласование определяемого и приложения.

Определение в количественно-именном сочетании (две новые книги, два новых тома и под.).

Грамматические нормы русского управления: выбор предлога, выбор падежной формы.

Грамматические особенности употребления деепричастий и деепричастных оборотов.

Нормы построения однородного ряда.

Построение сложного предложения.

Способы передачи чужой речи.

^ Начальные сведения о стилистике
Стили речи: официально-деловой стиль, научный, публицистический, художественный. Разговорная речь.

Точность выбора слов и фразеологических оборотов с точки зрения их стилистической окраски и сферы употребления как важнейший стилеобразующий фактор и показатель культуры речи.

Синонимика грамматических форм – одно из средств повышения выразительности речи (ВСТАНЬТЕ - ВСТАТЬ, И ВОТ ИДУ Я ВЧЕРА… и под.).

Выразительные средства синтаксиса: союзная / бессоюзная связь, повторяющиеся союзы, обособление и др. Стилистическая роль порядка слов.



programma-podgotovki-klinicheskih-ordinatorov-po-specialnosti-radiologiya-zaveduyushij-kafedroj-stranica-2.html
programma-podgotovki-kvalificirovannih-rabochih-sluzhashih-oblastnogo-gosudarstvennogo-avtonomnogo-obrazovatelnogo-uchrezhdeniya-srednego-professionalnogo-obrazovaniya-starooskolskij-tehnikum-tehnologij-i-dizajna.html
programma-podgotovki-magistrov-po-napravleniyu-podgotovki-230400-68-informacionnie-sistemi-i-tehnologii.html
programma-podgotovki-optimizaciya-struktur-parametrov-i-rezhimov-sistem-elektrosnabzheniya-i-povishenie-effektivnosti-ih-funkcionirovaniya-kvalifikaciya-stepen-vipusknika-magistr.html
programma-podgotovki-prezentacij.html
programma-podgotovki-rabotnikov-pozharnoj-ohrani-obsherossijskoj-obshestvennoj-organizacii-stranica-5.html
  • testyi.bystrickaya.ru/8000-detej-samoubijc-za-god-tv-9-1-kanal-16-04-2004-novosti-6-30-00-nekrasova-9.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/programma-konferencii-ekologiya-v-sovremennom-mire-vzglyad-nauchnoj-molodezhi-vserossijskaya-konferenciya-molodih-uchenih-posvyashennaya-50-letiyu-so-ran.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/vivodi-k-glave-2-1-istoriya-razvitiya-zakonodatelstva-po-ugolovnim-nakazaniyam-5.html
  • pisat.bystrickaya.ru/tema-8-azotsoderzhashie-soedineniya-12asov-rabochej-programmi-kursa-himii-v-10-klasse-profilnij-uroven.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/osnovaniya-pomesheniya-detej-v-specializirovannie-uchrezhdeniya-rostovskoj-oblasti1-pedagogicheskij-institut.html
  • school.bystrickaya.ru/byudzhetnie-assignovaniya-na-obsluzhivanie-gosudarstvennogo-dolga-rossijskoj-federacii.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/udalenie-otcheta-kak-otkrit-uzhe-sushestvuyushij-proekt.html
  • thescience.bystrickaya.ru/kalendarno-tematicheskoe-planirovanie-urokov-literaturi-v-8-klasse.html
  • exchangerate.bystrickaya.ru/comparison-of-augustus-and-beowulf-essay-research.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/prilozhenie-1-rekomendacii-po-provedeniyu-nauchno-issledovatelskih-iziskatelskih-proektnih-i-proizvodstvennih.html
  • grade.bystrickaya.ru/metodicheskie-ukazaniya-po-napisaniyu-i-oformleniyu-diplomnih-rabot-dlya-studentov-visshih-uchebnih-zavedenij-specialnosti.html
  • teacher.bystrickaya.ru/glava-11-dejstvovat-po-boevomu-suvorov-viktor-ten-pobedi-soderzhani-e.html
  • college.bystrickaya.ru/15kompliment-odobrenie-rechevoj-etiket-russko-anglijskie-sootvetstviya-spravochnik.html
  • bukva.bystrickaya.ru/temi-ov-i-dokladov-politika-kak-nauka-i-iskusstvo.html
  • college.bystrickaya.ru/12-sostav-fonda-zarabotnoj-plati-i-viplat-socialnogo-haraktera-kursovaya-rabota-po-discipline-buhgalterskij.html
  • bukva.bystrickaya.ru/pravovie-problemi-virtualnoj-sredi-internet.html
  • holiday.bystrickaya.ru/obrazovatelnaya-programma-1-specialnost-220201-upravlenie-i-informatika-v-tehnicheskih-sistemah-2-magisterskaya-programma-teoriya-avtomaticheskogo-upravleniya-po-napravleniyu-220200-avtomatizaciya-i-upravlenie.html
  • shpora.bystrickaya.ru/znachenie-simvolov-yung-k-g-chelovek-i-ego-simvoli.html
  • abstract.bystrickaya.ru/29sushnost-processa-obucheniya-shpargalka-po-pedagogike-dlya-pedagogov-ponyatie-pedagogiki-i-etapi-ee-razvitiya.html
  • nauka.bystrickaya.ru/vipolnennoe-zadanie-nado-otpravit-po-adresu-microsoftmicrosoft-com-zdes-mozhno-vstavit-videofragment-gorenie-bornoetilovogo-efira.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/sistema-obespecheniya-kachestva-podgotovki-budushego-specialista-kak-element-vnutrivuzovskoj-sistemi-kachestva.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/prilozheniya-primechaniya-assirijskaya-magiya.html
  • student.bystrickaya.ru/2postanovka-zadachi-21predmetnaya-oblast-uchebnij-kurs-informatiki-13-1-struktura-uchebnogo-kursa-13-2-glavnij-indeks-ponyatij-15.html
  • education.bystrickaya.ru/12-znachimost-fizicheskoj-kulturi-uchebnoe-posobie-balashov-2004-udk-796.html
  • lesson.bystrickaya.ru/socialnie-gruppi-ih-vidi-i-osnovnie-cherti.html
  • pisat.bystrickaya.ru/tehnika-tehnicheskie-nauki-byulleten-novih-postuplenij-za-sentyabr-2010-goda.html
  • holiday.bystrickaya.ru/minskij-gorodskoj-centr-perevodov-obshestvo-s-ogranichennoj-otvetstvennostyu-belstrojnedvizhimost.html
  • thesis.bystrickaya.ru/pravila-uspeshnogo-vipolneniya-issledovatelskoj-raboti-pravilo-pervoe.html
  • tasks.bystrickaya.ru/3-ispolzovanie-sredstv-massovoj-a-s-marahovskij-massovie-kommunikacii-i.html
  • pisat.bystrickaya.ru/tablica-7-osnovnaya-obrazovatelnaya-programma-nachalnogo-obshego-obrazovaniya-municipalnogo-obsheobrazovatelnogouchrezhdeniya.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/proizvodstvo-osnovnih-vidov-produkcii-zhivotnovodstva-reshenie-mostovskogo-rajonnogo-ispolnitelnogo-komiteta-25.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/preemstvennost-i-vozrozhdenie-rossii-stranica-19.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/v-b-kasevich-n-a-samojlov-i-dr.html
  • paragraf.bystrickaya.ru/zadachi-obogatit-poznavatelnij-opit-detej-sformirovat-sistemu-znanij-detej-o-proizvodstve-hleba-razvivat-u-detej-netradicionnoe-reshenie.html
  • books.bystrickaya.ru/elektronnij-energeticheskij-pasport-zdaniya-moskomarhitektura-posobie-k-mgsn-01-99-energosberezhenie-v-zdaniyah.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.